Рабочая программа кружка "Наследники героев"
рабочая программа (9 класс) на тему
Внеурочная кружковая деятельность патриотической направленности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_nasledniki_geroev.docx | 704.34 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «БАРАШЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Рабочая программа кружка
«Наследники героев»
Руководитель: Кузнецова Е.Ю.
2015-2016 учебный год
Ученик – не сосуд, который нужно наполнить,
А факел, который нужно зажечь
М.А. Балабан.
Пояснительная записка
Конец прошлого века и первые годы нынешнего представляют собой особый период в российской истории и образовании. Этот исторический период смены ценностных ориентиров порождает собственный идеал индивида – свободная в своем самоопределении и развитии личность.
Негативные последствия полного раскрепощения личности, ее освобождения от ценностей, национальных традиций, обязательств перед обществом – потребительство, балансирование на грани вседозволенности – не замедлили проявиться во всех сферах общественной жизни.
Успех в развитии государства зависит от подготовки патриотически настроенного молодого поколения. Стране нужны деловые, уверенные в себе люди с яркой индивидуальностью.
Поэтому назрела необходимость остановиться и пересмотреть, как, с помощью каких средств, методов и приемов привить современному ребенку чувство гражданской ответственности, патриотизма, гордости за свою Родину. Духовность, нравственность, патриотизм нельзя воспитать прямолинейными методами, «в лоб», такие понятия, как долг, честь, ответственность воспитываются через творческое погружение в родную культуру, историю, язык – с обязательным сравнением национального достояния с «чужим». Историческое творчество учащихся, работа в творческих мастерских, конкурсах, акциях – все это быстрее и лучше вложит в детские души духовность и патриотизм.
Кружковая работа под названием «Наследники героев» охватывает широкий круг вопросов от познания окружающего мира до приобщения к культуре, искусству своего народа и народов ближайшего национального окружения, познание прав человека и основ гражданственности, до участия в практических патриотических мероприятиях краеведческой, поисково-исследовательской направленности.
За основу проекта взята логика изложения от исторических страниц Древней Руси до настоящего времени. Поэтому часть содержания проекта взаимодействует со знакомым и ближайшим объектом изучения, а часть, связанная с историческими сведениями, традициями прошлого и настоящего.
Правовыми основами патриотического воспитания являются Закон РФ «Об образовании», Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 г., Национальная доктрина образования в Российской Федерации, Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы».
Важнейшее место в работе по патриотическому воспитанию отводится школе, поскольку именно в период школьного возраста происходит формирование ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как образы восприятия действительности очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, что очень важно в воспитании патриотизма.
Последовательность формирования патриотических ценностей указана в Законе РФ «Об образовании». «Под образованием … понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства …». В соответствие с Законом и с нашим пониманием естественных основ патриотизма, необходимо сначала формировать личные ценности ребенка: любовь к близким, к своему дому, к школе, уважение к старшим и сверстникам и т.д. Все это является основой подлинного патриотизма. С течением времени эти ценности будут расширяться, углубляться, перерастать в общественные и государственные ценности.
Реализация целей и задач патриотического воспитания возможна при создании в школе целостной системы воспитания. Одним из компонентов данной системы является введение спецкурса, направленного на патриотическое воспитание учащихся.
Цель данного курса:
- Создать условия для формирования у учащихся высоких нравственных,
морально-психологических и этических качеств, среди которых особое
значение имеет патриотизм.
- Воспитывать всесторонне развитую, социально активную и творческую
личность гражданина и патриота, обладающую чувством национальной
гордости и гражданской ответственности за судьбу Отечества и своё
будущее.
Планируемые образовательные результаты курса:
- Развивать эмоционально-ценностное отношение к себе, своей семье, к другим людям, жизни, общечеловеческим и национальным духовным ценностям.
- Развивать умения и навыки конструктивно-критического мышления, инициативы, самостоятельности, навыков коллективной деятельности и принятие коллективных решений.
- Приобщить учащихся к изучению героической истории Отечества, краеведческой и поисково-исследовательской деятельности. Способствовать формированию гражданско-патриотического сознания, развитию чувства сопричастности судьбе Отечества и ответственности за будущее России.
Предполагаемые формы контроля и критерии оценки планируемых образовательных результатов:
- Сочинения-миниатюры.
- Рисунки, фотографии для выставки.
- Альбомы или презентации по материалу.
- Научная работа.
- Социальный проект.
- Спортивные достижения
Программа рассчитана на 120 часов в год.
Организационные формы изучения элективного курса:
- классные часы;
- беседы;
- встречи с интересными людьми;
- экскурсии;
- конкурсы;
- конференции;
- выставки;
- викторины
- творческие работы учащихся
- спортивные мероприятия
- просмотр фильмов
Содержание программы
Патриотизм начинается с малого
Вводный урок. Что мы знаем о патриотизме?
Беседа, в ходе которой необходимо определить уровень сформированности понятия «патриотизм». Предложить детям привести примеры человека-патриота, примеры патриотических поступков.
Тема 1. К истокам Родины
Материал об историческом прошлом нашей Родины, о русских князьях, которые внесли большой вклад в сохранение и развитие земли русской; о героическом подвиге русских женщин, о людях, внесших вклад в развитие нашего поселка.
Тема 2. Времён связующая нить
Беседы, мероприятия, в ходе которых необходимо раскрыть роль малой родины в судьбе России. Показать, что основой основ является семья, школа, родной поселок. Привить уважение к историческим памятникам нашего поселка. Показать богатство животного и растительного мира малой родины. Ознакомить с талантливыми людьми родного края.
Тема 3. Моя страна- великая держава
Рассказ о людях, которые на защите нашей Родины, встреча с молодыми юношами, отслужившими Армию, просмотр документальных фильмов о службе в рядах российской армии и ее вооружение. На встречу с обучающимися приглашаются родители-сотрудники ФСИН России по РМ, которые проведут беседу с целью профориентации
Тема 4. Память огненных лет.
В ходе данных мероприятий необходимо ознакомить учащихся с земляками - героями и участниками Великой Отечественной войны, пробудить интерес к их жизни, постараться больше узнать о них через иссл едовательскую деятельность, социальные проекты.
Тема 5. Мы-будущее страны
Данная тема реализуется в ходе практических занятий и спортивных мероприятий. Обучающим предлагается сдать нормы ГТО, посетить занятия по огневой подготовке, выполнить упражнения по стрельбе из ПВ, пройти полосу препятствий.
Учебно-тематический план
№ занятия | Тема занятия | Кол-во часов | Формы работы | Методы работы | Самостоя-тельная работа | ||
Что мы знаем о патриотизме? 11 часов. | |||||||
1 | Что мы знаем о патриотизме? | 1 | Занятие | Беседа, дискуссия | Подготовить материал на тему «Что я знаю о русских князьях» | ||
2-3 | Работа по комплектованию отряда, определение ключевых дел, составление плана работы. | 2 | Круглый стол | ||||
4-6 | Подготовка материала для участия в региональном этапе Всероссийского конкурса «Наказу ветеранов верны» | 3 | Практическое занятие | Работа с архивными документами, с интернет-ресурсами | Оформление работ | ||
7 | Отправка конкурсных работ | 1 | Работа с электронной почтой | ||||
8-11 | Подготовка к участию в республиканском слете поисковых отрядов «Связные истории» | 4 | Теоретические и практические занятия | Изучение материала по истории, оказанию ПМП. | Работа с сайтами «Подвиг народа», «Мемориал» | ||
К истокам Родины 28 часов | |||||||
12 | Князь Владимир Ясное солнышко – креститель Руси. Его сыновья: Борис, Глеб и Ярослав Мудрый. | 1 | Внеклассное занятие | Презентация | Прочитать материал по теме | ||
13-14 | Рисование на тему «Князь Владимир» | 2 | Практическое занятие | Изобразительная деятельность | Работа с рисунком | ||
15 | Подготовка к участию в межрегиональном съезде поисковых отрядов «Никто не забыт» | 1 | Практическое занятие | ||||
16-19 | Женщины творят историю. | 4 | Экскурсия в краеведческий музей г. Темников | Узнать об исторических событиях родного края | |||
20 | Труд женщин в ВОВ. | 1 | Просмотр видеофильма | ||||
21-22 | Исторические названия улиц моего села: ул. Ю.А. Гагарина. | 2 | Пешеходная экскурсия по селу | Рассказ | Принести фотографии из семейного альбома | ||
23-24 | Исторические названия улиц столицы Мордовии | 2 | Виртуальная экскурсия по городу | Просмотр видео | |||
25-27 | Славные имена нашего поселка | 3 | Работа в музеи, общение и встречи с краеведами нашего поселка | Исследовательско-поисковая деятельность | Создание медиа-альбома | ||
28 | Славные имена нашей страны | 1 | Просмотр документальных фильмов | ||||
29 | Подготовка к участию в республиканской акции «Свеча памяти», «Бессмертный полк» | 1 | Практическое занятие |
| |||
30-39 | Заполнение карточек бойцов ВОВ. Отправка документов в республиканский музей боевой славы. | 10 | Практическое занятие | Работа с архивными документами, с интернет-ресурсами | Оформление карточек | ||
Времён связующая нить 26 часов
| |||||||
40-41 | История архитектурных сооружений нашего района | 2 | Классный час | Рассказ с просмотром презентации | Создание творческих проектов | ||
42-43 | Защита творческих проектов | 2 | Выступление поисковиков | ||||
44 | Как я ощущаю себя в истории страны и в настоящем. Кем быть? | 1 | Занятие | Диспут | |||
45 | Встреча с представителями УИС | 1 | Беседа | ||||
46 | Край родной навек любимый. | 1 | Экскурсия в природу. | Беседа, игра | Написать сочинение-миниатюру на тему «Мой любимый уголок природы» | ||
47 | Любимые стихи поэтов-земляков. | 1 | Классный час | Конкурс чтецов | |||
48 | Животный и растительный мир моего родного края. | 1 | Экскурсия в лес | Рассказ, беседа | Сделать фотографии во время экскурсии | ||
49-51 | Моя семья – маленькое семечко большого подсолнуха. | 3 | Практическое занятие | Беседа, рассказ о семье | Создать геологическое древо своей семьи | ||
52-54 | Наша школа. История создания школы. | 3 | Экскурсия | Беседа, рассказ. | Собрать фотографии для выставки на тему «Моя школа» | ||
55-60 | История наших родных-история нашей родины.
| 6 | Исследовательская деятельность | Практическая деятельность | Сбор информации, работа с архивами | ||
61-65 | Участие в республиканских и районных конференциях. | 5 | Защита проектов. | ||||
Моя страна - великая держава 10 часов | |||||||
66 | На защите нашей Родины. | 1 | Просмотр документальных фильмов | Беседа | |||
67 | Служба в рядах российской армии. | 1 | Встреча с призывниками и военнослужащими | Круглый стол | Принести армейские фото из семейного альбома | ||
68 | Вооружение российской армии | 1 | Просмотр документальных фильмов | Кинозал | Подготовить информацию по теме. | ||
69 | Люди в форме. Кто они? | 1 | Просмотр документальных фильмов | Кинозал | Подготовить рассказ о работе и службе своих родителей | ||
70 | Мои родители на службе в ФСИН России по РМ | 1 | Встреча с родителями | Круглый стол | |||
71 | Я мечтаю быть военным (профориентационная работа) | 1 | Встреча с представителями ФСИН | Беседа | |||
72-75 | Помощь вдовам ветеранов ВОВ и одиноким пенсионерам. | 4 | |||||
Память огненных лет 26 часов | |||||||
76-77 | По местам боевых сражений. | 2 | Виртуальная экскурсия | Написать сочинение на тему: «Священная война» | |||
78-79 | Суровые годы войны. | 2 | Классный час | Работа с книгой Памяти, членом Совета Ветеранов – Н.Я. Жучковой А.Н. | Узнать об участниках В.О. войны района. | ||
80-95 | Патриотизм на фронте и в тылу (работа над книгой) | 16 | Проектная деятельность | Поиск информации о тех кто ковал победу | Узнать о тружениках тыла и о ветеранах ВОВ нашего района | ||
96-97 | Мы гордимся вами, земляки! | 2 | Классный час | Презентация Литературная композиция | |||
98-101 | Выставка работ.(фото ВОВ) | 4 | Практическая деятельность | ||||
102-104 | Благоустройство памятника Войнам ВОВ | 3 | |||||
Мы-будущее страны 16 часа | |||||||
105-106 | Сдай нормы ГТО! | 2 | Спортивное мероприятие | Сдача нормотивов по ГТО | |||
107-110 | Огневая подготовка | 4 | Упражнения по стрельбе из ПВ | ||||
111-114 | Полоса препятствий | 4 | Спортивное мероприятие | ||||
115 | Собрание по подведению итогов работы отряда, планирование на следующий год. | 1 | Собрание | ||||
116-120 | Экскурсия в Мемориальный музей боевой славы г. Саранск. | 5 | Экскурсия | ||||
Итого 120 |
Литература, рекомендуемая для учащихся:
- А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России с древнейших времён и до конца XVI века.
- Русяев П.Я. Подвиг на фронте и в тылу Самара, 2000
- Публикации газет «Известия Мордовии»
- Книга Памяти
- сборники «Голос народа» и «Мой путь», М. Бебана «Был бы я птицей», «Герою Сталинграда», А. Мартынова «Мой товарищ», «В саду», «Эрзянский молодец», А. Моро «Русь», «Бухарест», С. Вечканова «Человек-герой», «Отец», «Смерть шофера», И. Девина «Мать солдата», «Сад», «Письмо украинке»
- Воронин Иван Дмитриевич – писатель, публицист Участник Великой Отечественной войны, автор сборника художественных очерков «Фронтовые записи»,
Списки тем проектов, рефератов, исследовательских и творческих работ.
1. Исследовательские работы: а) Письма с войны.
б) Горжусь тобой, поэт родной земли!
в) Я – сын Отечества.
2. Социальные проекты: а) Парк Памяти.
б) Вместе мы- дружная семья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по элективному курсу «Характеристики литературных героев в системе идейно-художественного анализа произведения»
Развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности...
Рабочая программа "Герои и изгои революции"
Элективный курс...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности патриотической направленности "Дорогой героев"
Рабочая программа внеурочной деятельности «Дорогой героев» для обучающихся 8 класса направлена на углубление и расширение приобретаемых на уроке знаний, совершенствование навыков исс...
Рабочая программа ВнД ООО "Имя героя"
Рабочая программа для кадетского класса 5-6 , затрагивает тему героев современности, живших в нашем поселке....
Рабочая программа внеурочной деятельности «По дороге с литературными героями» (духовно-нравственного направления)
Рабочая программа внеурочной деятельности «По дороге с литературными героями» (духовно-нравственного направления) разработана с целью развития интереса к культуре Франции, создания у...
Программа конференции «Герои наших дней»
Совместное мероприятие воспитанников суворовского училища и учеников средней школы - членов отряда Юнармия в рамках Дня памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества...
Сценарий спортивно-игровой программы "Остров ГЕРОЕВ"
Сценарий спортивно - игровой программы «Остров героев» (по следам «Последнего героя»), приуроченный ко Дню защитника Отечества....