Дидактические игры по математике.
методическая разработка (5, 6 класс) на тему
Большое внимание в учебном процессе уделяется активизации методов и форм учебно-воспитательного процесса. Первоначальные математические познания должны входить с самых ранних лет. Результат можно получить только тогда, когда введение в мир математики происходит в легкой, приятной, познавательной и занимательной форме. В то же время надо правильно организовать отдых детей, которого можно достичь на уроках математики с помощью дидактических игр. Правильно подобранные и хорошо организованные дидактические игры способствуют всестороннему, гармоничному развитию школьников, способствует укреплению их здоровья, помогают выработать необходимые в жизни и учебе полезные навыки и качества. При организации игр важно иметь в виду, что их назначение должно сводиться к развивающим, познавательным и увлекательным видам.
В данном материале приведены:
-игры, не требующие специального инвентаря,
-игры, требующие специальный инвентарь,
-задачи в стихах,
-задачи – шутки,
-ответы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
«От игр к знаниям»
Большое внимание в учебном процессе уделяется активизации методов и форм учебно-воспитательного процесса. Первоначальные математические познания должны входить с самых ранних лет. Результат можно получить только тогда, когда введение в мир математики происходит в легкой, приятной, познавательной и занимательной форме. В то же время надо правильно организовать отдых детей, которого можно достичь на уроках математики с помощью дидактических игр. Правильно подобранные и хорошо организованные дидактические игры способствуют всестороннему, гармоничному развитию школьников, способствует укреплению их здоровья, помогают выработать необходимые в жизни и учебе полезные навыки и качества. При организации игр важно иметь в виду, что их назначение должно сводиться к развивающим, познавательным и увлекательным видам.
В данном материале приведены:
-игры, не требующие специального инвентаря,
-игры, требующие специальный инвентарь,
-задачи в стихах,
-задачи – шутки,
-ответы
Математика – сложная по своей структуре наука, но в то же время она похожа на «маленького ребенка», с которой каждый день неповторим, если удастся найти ключ от двери данного Царства…
Игры, не требующие специального инвентаря.
Найди свое место.
Для игры потребуется подготовить два или три комплекта карточек (в зависимости от числа играющих) с примерами (комплекты разного цвета). Карточки с примерами раздаются всем играющим в любом порядке. По команде учителя играющие выстраиваются в колонну по одному и идут вслед за учителем, перестраиваясь на ходу в колонну по два, по четыре, расходятся в разные стороны и т.п., но как только руководитель подает сигнал, все разбегаются. Те, у кого таблички, допустим, красного цвета, собираются на одной стороне комнаты, синего на другой и т.д. Каждая группа должна построиться в одну шеренгу по порядку номеров. Побеждает та группа, сумевшая построить первой.
По порядку номеров.
Две команды по 10 человек выстраиваются шеренгами лицом к зрителям. У учителя – два комплекта карточек разного цвета с числами от 1 до 10. Перед началом игры ведущий перемешивает карточки каждого комплекта и по одной прикалывает на спине учащихся. Ни один из играющих не знает, какое число написано на его карточке. Узнать это каждый лишь у своего соседа. По сигналу игроки команд должны построиться так, чтобы числа на их карточках были расположены по порядку. Команда, выполнившая задание быстрее и без ошибок, выигрывает.
Определить на ощупь.
Вырежьте из фанеры или из тонкой дощечки несколько плоских геометрических фигур: квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, полукруг и др. Завяжите одному из играющих глаза и попросите на ощупь определить и назвать каждую из фигур. Потом предложите сделать это другим играющим, всякий раз меняя расположение фигур.
Задание можно усложнить, если взять 2-3 фигуры, разрезать каждую на две части и предложить играющему с закрытыми глазами, ощупав части фигур, собрать их (сначала следует проделать это с теми же фигурами, не закрывая глаз).
Лучший счетчик.
На доске написан ряд чисел, например: 24,81,49,32,72,45,56,27 и 18. К доске выходят двое ребят. По команде учителя один слева, другой справа пишут числа, при умножении которых получаются данные результаты. Тот, кто первым дойдет до середины и верно выполнит задание, считается победителем.
Волшебный квадрат.
1.Расставьте цифры, помещенные в квадратиках так, чтобы суммы чисел по любой горизонтали, вертикали и диагонали (из угла в угол большого квадрата) была равна одной и той же сумме.
1 | 1 | 1 |
2 | 2 | 2 |
3 | 3 | 3 |
2. Расставьте цифры, помещенные в квадратиках так, чтобы суммы чисел по любой горизонтали, вертикали и диагонали (из угла в угол большого квадрата) была равна 9.
2 | 2 | 2 |
3 | 3 | 3 |
4 | 4 | 4 |
3. Расставьте цифры, помещенные в квадратиках так, чтобы суммы чисел по любой горизонтали, вертикали и диагонали (из угла в угол большого квадрата) была равна 18.
5 | 5 | 5 |
6 | 6 | 6 |
7 | 7 | 7 |
4. Расставьте цифры, помещенные в квадратиках так, чтобы суммы чисел по любой горизонтали, вертикали и диагонали (из угла в угол большого квадрата) была равна 27.
8 | 8 | 8 |
9 | 9 | 9 |
10 | 10 | 10 |
Игры, требующие специальный инвентарь
Арифметические кубики
Игра 1
Для игры нужны три кубика. Начинающий игру бросает их один за другим, после чего один из кубиков откладывает в строну, определяя, к какому разряду отнесет выпавшее на нем число – к единицам, десяткам или сотням. Допустим, на кубиках выпало 5,2 и 6. Играющий отложил кубик с числом 6, приняв его за сотни. После этого он вновь бросает все три кубика и, выбрав один из них, решает считать выпавшее на нем число за единицы или десятки. Допустим, на этот раз выпало 3,2 и 4. Выбирается кубик с числом 4, которое принимается за десятки (остальные два разряда чисел уже использованы). В результате получается число 643. После этого в игру вступают другие играющие. Побеждает тот, у кого получится наибольшее число.
Возможен другой вариант игры. Один кубик каждый бросает по три раза, заранее объявляя, отнесет он выпавшее на нем число к единицам, десяткам или сотням. Побеждает тот, у кого составлено таким образом окажется наибольшим.
Игра 2.
Для игры нужны три кубика. Каждый бросает их по три раза. Если среди выпавших чисел окажутся одинаковые, они складываются (например, выпало 3, 5 и 3, играющий записывает сумму 3+3 = 6, а если вдруг выпадут все разные числа, допустим 5,2 и 3, они не учитываются). Если же случится так, что после очередного броска все три числа окажутся одинаковыми (например, 4, 4 и 4), то сумма этих чисел еще и удваивается. Побеждает тот ,у кого в результате трех бросков окажется наибольшая сумма чисел.
Игра 3.
Для игры нужны три кубика, один из них по цвету отличается от двух других. Каждый из играющих бросает подряд все кубики. Сумму чисел, выпавших на двух одноцветных кубиках, умножают на число. Выпавшее на третьем кубике, и записывают произведение. В конце игры ( сколько раз бросать, договариваются заранее) подводятся итоги. Выигрывает тот, у кого сумма всех полученных чисел окажется наибольшей.
Игра 4.
Для игры нужен один кубик. Каждый из играющих на листке бумаги пишет в столбик числа от 1 до 10 и перед каждым числом ставит знак умножения. Играющие по очереди бросают кубик десять раз подряд. Числа, выпавшие на кубике, перемножаются с числами на листке бумаги. После десятого броска подводится общий итог. Выигрывает тот, у кого окажется наибольшая сумма.
Игра 5.
Для игры нужны три кубика. Каждый по очереди бросает из три раза. Если выпадет единица, то она засчитывается за 100 очков, если пятерка, - за 50. Все другие числа, например, у игрока после трех бросков получились числа 1,5 и 6, то ему засчитывается сумма 100 + 50 +6 = 156. После десяти туров все числа складываются. Выигрывает тот, кто наберет наибольшее число.
Арифметическое лото
Для этой игры нужны 5-6 больших карт с ответами и соответствующее количество маленьких карточек с арифметическими примерами (сложность их зависит от возраста играющих). Большие карты раздаются играющим. Учитель, вынимая карточку, читает пример, допустим: 7*9 или 64:8 и т.п. Тот у кого на большой карте имеется ответ, забирает карточку себе и накрывает ею соответствующую клетку. Выигрывает тот, кто раньше накроет все клетки своих карт. Само собой разумеется, что одни и те числа в ответах повторяться не должны. Когда закончена, играющие переворачивают маленькие карточки, и тогда, если все ответы верны, должна получиться картинка, которую предварительно рисуют на каждом комплекте маленьких карточек.
Задачи в стихах.
Как-то вечером к медведю
На пирог пришли соседи»
Еж, барсук, енот, «косой»,
Волк с плутовкою-лисой.
А медведь никак не мог
Разделить на всех пирог.
От труда медведь вспотел –
Он считать ведь не умел!
Посчитай-ка всех зверей.
Скоро десять лет Сереже,
Диме нет еще и шести –
Дима все никак не может
До Сережи дорасти.
А насколько лет моложе
Мальчик Дима, чем Сережа?
Я, Сережа, Коля, Валя –
Волейбольная команда,
Женя с Игорем пока –
Запасных два игрока.
А когда подучаться,
Сколько нас получится?
Задали детям в школе урок:
Прыгают в поле сорок сорок,
Десять взлетели,
Сели на ели.
Сколько осталось в поле сорок?
Мы – большущая семья,
Самый младший – это я.
Сразу нас не перечесть:
Маня есть и Ваня есть,
Юра, Шура, Клаша, Саша
И Наташа тоже наша.
Мы по улице идем –
Говорят, что детский дом.
Посчитай поскорей,
Сколько нас в семье?
Сидят рыбаки, стерегут поплавки.
Рыбак Корней поймал тринадцать окуней.
Рыбак Евсей - четырех карасей.
А рыбак Михаил двух сомов изловил.
Рыб рыбаки сколько
Натаскали из реки?
К двум зайцам в час обеда
Прискакали три соседа.
В огороде зайцы сели
И по три морковки съели.
Кто считать, ребята, ловок,
Сколько съедено морковок?
«Кто получил «2»?»
(Задача шутка)
В нашем классе два Ивана,
Две Татьяны, два Степана,
Три Катюши, три Галины.
Пять Андреев, три Полины,
Восемь Львов, четыре Саши,
Пять Ирин и две Наташи
И всего один Виталий.
Сколько всех вы насчитали?
(Учитель повторяет задачу. Дети записывают и считают.)
Вот отметки по контрольной:
Получили «пять» все Саши,
Игр, Кати и Наташи.
(-Сколько ребят получили «пятерки»? Запишите.)
По «четверке» Тани, Гали, Левы, Поли и Виталий.
(-Сколько ребят получили «четверки»? Запишите.)
Остальные все Иваны,
Все Андреи и Степаны
Получили только «тройки».
(-Посчитайте, сколько ребят получили «тройки»?)
А кому досталась двойка?
Задачи – шутки
1.Недалеко от берега стоит корабль со спущенной на воду веревочной лестницей вдоль борта. У лестницы 10 ступенек. Расстояние между ступеньками 30 см. Самая нижняя ступенька касается поверхности воды. Океан сегодня спокоен, но начинается прилив, который поднимает воду за каждый час на 15 см. Через сколько времени покроется водой третья ступенька веревочной лестницы?
2.В клетке 4 угла. В каждом углу сидит птичка. Против каждой птички сидит по три птички. Сколько птичек всего в комнате?
3.Из точки А в восточном направлении до точки В самолет долетел за 80 минут, а из точки В в западном направлении до точки А – за 1 час 20 минут. Почему?
4.Три мальчика Паша и Юра отправились в магазин за продуктами. По дороге в магазин они нашли 10 рублей. Сколько бы денег нашел Юра, если бы он оправился один в магазин?
5.Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли ожидать, что через 72 часа будет солнечная погода?
6.Летела стая птиц: одна птица впереди, а два позади; одна позади и два впереди; одна между двумя и в три ряд. Сколько гусей было всего?
7.В полдень из Казани в Москву выходит автобус с пассажирами. Часом позже из Москвы в Казань выезжает велосипедист и едет по тому же шоссе, но, конечно, значительно медленнее, чем автобус. Когда пассажиры автобуса и велосипедист встретятся, то кто из них будет дальше от Казани?
8.(Задача на угадывание сколько было остановок. Вопрос для всех окажется совсем неожиданным, считать будут количество пассажиров, а не остановки).
Я вошел в автобус и пересчитал пассажиров. Их было 17. Автобус тронулся, затем остановился. На первой остановке вошло 6 человек, вышло 2. На следующей остановке вошло 10 человек, никто не вышел. Потом на остановке вошло 3 человека, а вышло 8. На следующей остановке вошло 4 человека и вышло 7.
А потом на остановке
Гражданин один вошел
С целой кучею обновок.
Сколько было… остановок?
Ответы
Раздел «Задачи в стихах».
- 7 зверей
- на 4 года
- 6 игроков
- 30 сорок
- 8 деталей
- 19 рыб
- 15 морковок
Раздел «Задачи-шутки»
1. Вода никогда не покроется третьей ступеньки, потому что с водой поднимутся и корабль, и лестница.
2. 4 птички
3. Отвечая на этот вопрос, часто пытаются объяснить разницу в скорости полета различными причинами (направление ветра, скорость вращения Земли и т.п.), не обращая внимания на то, что 80 минут и 1 час 20 минут это одно и то же.
4. Юра нашел бы те же 10 рублей.
5. через 72 часа, т.е ровно через трое суток, будет ночь, значит, солнечной погоды быть не может.
6. 3 гуся
7. Встретившиеся путешественники находятся в одном месте, и, следовательно, на одинаковом расстоянии от Москвы.
8. Надо считать не пассажиров, а остановок.
Раздел «Игры, не требующие специального инвентаря»
«Волшебный квадрат»
3 | 2 | 4 |
4 | 3 | 2 |
2 | 4 | 3 |
6 | 5 | 7 |
7 | 6 | 5 |
5 | 7 | 6 |
9 | 8 | 10 |
10 | 9 | 8 |
8 | 10 | 9 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры по математике в начальных классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
Дидактические игры по математике в начальных классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида У КОГО БОЛЬШЕ ФИГУР?У каждого ученика на парте лежат небольшие фигуры (к...
Дидактическая игра по математике в 5 классе на тему "Десятичные дроби".
Дидактическая игра по математике в 5 классе на тему "Десятичные дроби"....
Дидактическая игра по математике в 5 классе на тему "Уравнение".
Дидактическая игра по математике в 5 классе на тему "Уравнение"....
Дидактические игры по математике
Дидактические игры по математике предназначены для учащихся 5-9 классов коррекционной школы VIII вида. Содержание игр можно варьировать в зависимости от сложности изучаемого материала....
дидактическая игра по математике "Мультстудия" по теме координатная плоскость
тему "Координатная плоскость "учащиеся хорошо усваивают попадая в мультстудию и рисуя любимых героев по координатам.В материале содержиться пояснительная записка с указанием цели изада...
Дидактическая игра по математике «Морской бой» как средство пропедевтики изучения в 6 классе темы «Координатная плоскость».
Дидактическая цель - определять координаты точек, заданных на плоскости, и уметь строить точки по их координатам. Для игры вывешивается плакат с изображением координатной плоскости, изображающей ...
Дидактические игры по математике
Дидактические игры по математике способствуют закреплению вычислительных навыков, а также сбособствуют развитию внимания и активности на уроке....