Калейдоскоп творчества
рабочая программа на тему
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности. Срок реализации - 3 года. Рассчитана на детей младшего школьного возраста. Для реализации в учреждении дополнительного образования детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_papyrina.docx | 75.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«КАЛЕЙДОСКОП ТВОРЧЕСТВА»
Автор: педагог дополнительного образования Папырина Н.В.
Направленность: художественная
Возраст: 7 – 11 лет
Срок реализации: 3 года
Пояснительная записка
О значении искусства в жизни людей прекрасно сказал Н.К.Рерих в своем очерке «Врата в будущее»: «Искусство объединит человечество. Искусство едино и нераздельно, искусство имеет много ветвей, но корень один. Искусство для всех. Каждый чувствует истину красоты». Платон говорил, что: «...от красивых образов мы перейдем к красивым мыслям, от красивых мыслей мы перейдем к красивой жизни, от красивой жизни — к АБСОЛЮТНОЙ КРАСОТЕ».
Изобразительная деятельность как вид искусства помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению. Она учит точности расчета, учит познавать красоту природы, мыслить и чувствовать, воспитывает чувство доброты, сопереживания и сочувствия к окружающим.
Занятия по изобразительному искусству предоставляют неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей школьного возраста. Встреча с искусством на каждом уровне, обучение детей видению прекрасного в жизни и в искусстве, активная творческая деятельность каждого ребенка, радость от сознания красоты - все это воздействует на ум, душу, волю растущего человека, обогащает его духовный мир.
Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном беспредельном мире.
Целостность любого произведения изобразительного искусства заключается в отражении художником своего внутреннего мира, отношению к окружающей среде, в эмоциональности и экспрессивности. Чем раньше мы будем развивать эмоциональный и чувственный мир ребенка, тем ярче будет он сам и продукты его творчества.
Художественное воспитание - сложный и длительный процесс, дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности, среди которых большое место занимает рисование, лепка, аппликация. Уже с раннего возраста у ребенка должно развиваться чувство прекрасного, высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Это способствует формированию духовно богатой и гармонически развитой личности. Работа по развитию творческих способностей детей представляет систему поэтапного обучения с постепенным нарастанием сложности заданий.
Изобразительная деятельность интересна, увлекательна для детей, так как есть возможность передать свои впечатления об окружающей действительности с помощью карандаша, красок, соленого теста, бумаги. Этот процесс вызывает чувство радости, удивления. Занятия направлены на развитие у детей творчества. Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения.
Для раскрытия творческих способностей детей необходимо создать общую атмосферу комфортности, свободы и уверенности, чтобы каждый ребенок смог получить возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами.
Данная образовательная программа имеет художественную направленность и в ходе ее освоения дети не только приобщаются к искусству, но и приобретают практические навыки в изобразительной деятельности, лепке из соленого теста, работе с бумагой и природными материалами. Программа опирается на возрастные особенности детей, особенности их восприятия цвета, формы, объема. При этом особенно важно в каждом возрасте идти от интересов к возможностям каждого ребенка, реализации его как творческой личности.
Программа разработана на основе многолетнего личного педагогического опыта автора, позволяет решать не только обучающие задачи, но и создает условия для формирования таких личных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться успехам.
Отличительные особенности образовательной программы
- Данная программа ориентирована на базовое изучение таких видов изобразительного искусства, как рисунок и живопись. Автор осознанно уходит от популярного сегодня стремления охватить в программе как можно больше направлений изобразительной деятельности. Такой подход, хотя и привлекателен для детей, формирует у детей поверхностные знания и сомнительные успехи. Программа ориентирована на то, чтобы дети приобрели основополагающие практические умения в данной сфере.
- В программе предусмотрены не только занятия по изобразительному искусству, но и обучение детей приемам работы с соленым тестом и природными материалами, сопровождаемые комплексом занятий по народному художественному творчеству России.
- В программе предложено выполнение творческих заданий и творческих проектов, что позволяет детям достичь к концу третьего года обучения общего углубленного уровня подготовки, и это несмотря на то, что по программе занимаются дети младшего школьного возраста.
- Является интегрированным курсом, который включает в себя три вида изобразительного творчества: рисование, аппликацию, лепку из теста. Нацелена на взаимосвязь и единство этих видов изобразительной деятельности друг с другом. Перечисленные виды изобразительной деятельности тесно связаны между собой и дополняют друг друга.
- Реализация программы основана на приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству. Возрастные и психологические особенности детей этого возраста позволяют ставить перед ними посильно сложные изобразительные задачи: передавать в рисунках, в лепке, аппликации предметы разнообразных форм, величины, пропорции. Необходимо уделять особое внимание развитию у детей цветового восприятия, которое очень важно как для сюжетного, так и для декоративного рисования.
- Программа опирается на возрастные особенности детей, особенности их восприятия цвета, формы, объема. При этом особенно важно в каждом возрасте идти от интересов к возможностям каждого ребенка, реализации его, себя как творческой личности.
- Программа создает обучающимся перспективу их творческого роста, личностного роста в программном поле данного образовательного учреждения, так и за его пределами.
Новизна данной программы заключается в том, что она комплексно направлена на практическое воплощение новых идей в художественной деятельности детей на основе расширения содержания художественно-эстетической деятельности, придавая ей образ развивающего и творческого характера.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы «Калейдоскоп творчества» заключается в том, что она выполняет терапевтическую функцию, способствующую успешной адаптации детей школьного возраста в условиях временного коллектива, стабилизации эмоциональной сферы, снижению тревожности, неуверенности в себе, агрессивности. Ведь в наше время, когда на телевидении, в сказках, компьютерных играх и литературе преобладает жестокость и агрессия, дети зачастую либо замыкаются в себе, не желая общаться, либо наполнены отрицательными эмоциями. Содержание данной программы насыщенно, интересно, эмоционально значимо для обучающихся, разнообразно по видам деятельности и удовлетворяет потребности каждого ребенка в реализации своих художественных желаний и возможностей.
Цель программы - развитие творческих способностей и задатков, заложенных в ребенке, через занятия изобразительным искусством, лепкой, аппликацией.
Задачи программы:
Обучающие:
- познакомить с жанрами изобразительного искусства и народного творчества;
- познакомить детей с различными видами изобразительной деятельности;
- познакомить детей с художественными материалами и приемами работы с ними;
- обучить основам изобразительной, декоративной, конструктивной деятельности;
- обучить умению грамотно строить композицию с выделением композиционного центра.
Развивающие:
- развивать художественный вкус, способность видеть и понимать прекрасное;
- развивать «чувство» цвета, формы, зрительную память;
- развивать у детей творческую активность и инициативу;
- развивать способности и творческую активность обучающихся в процессе художественно-практической деятельности;
- развивать моторику, гибкость рук и точность глазомера;
- развивать коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие совместную деятельность в группе, сотрудничество.
Воспитательные:
- воспитывать устойчивый интерес к искусству и занятиям художественным творчеством;
- воспитывать у детей чувство прекрасного, умение видеть красоту в окружающем мире;
- формировать уважительное отношение к искусству разных стран и народов;
- воспитывать стремление к самостоятельному творчеству;
- воспитывать аккуратность;
- воспитывать терпение, волю, усидчивость, трудолюбие.
Возраст обучающихся:
Программа рассчитана на обучение всех желающих без предварительного отбора детей от 7до 11 лет.
Срок реализации программы:
Программа рассчитана на три года обучения при постоянном составе детей. Возраст обучающихся: первого года обучения - 7-9 лет; второго года обучения - 8-10 лет; третьего года обучения - 9-11 лет.
Ее освоение происходит поэтапно:
первый год обучения - 144 часа в год;
второй год обучения - 216 часов в год;
третий год обучения - 216 часов в год.
Руководствуясь санитарно-гигиеническими требованиями к условиям обучения, образовательный процесс организован следующим образом:
наполняемость учебной группы:
1 год обучения - 12 человек;
2 год обучения – 10 человек;
3 год обучения – 8-10 человек.
Уменьшение численности продиктовано необходимостью проведения индивидуально-групповой работы с детьми.
Дидактические принципы построения и реализации программы
«Калейдоскоп творчества»
- Принцип систематичности и последовательности;
- Принцип цикличности;
- Принцип развивающего характера.
Специфические принципы, обусловленные особенностями художественно-эстетической деятельности
- Принцип эстетизации предметно развивающей среды
- Принцип культурного обогащения содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов
- Принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности
- Принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности
- Принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта
- Принцип взаимосвязи обобщенных представлений и обобщенных способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа
- Принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранения непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости)
Организация образовательного процесса
Формы и режим занятий
Занятия учебных групп объединения «Калейдоскоп творчества» проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа с 10 минутным перерывом (1 год обучения); 3 раза в неделю по 2 академических часа с 10 минутным перерывов (2 год обучения); 3 раза в неделю по 2 академических часа с 10 минутным перерывов (3 год обучения);
Обучение проводится по двум направлениям:
- усвоение теоретических знаний;
- формирование практических навыков.
В процессе занятий используются групповая и коллективная формы работы, которые помогают вовлечь обучающихся в процесс творчества, а также активизировать их интерес. Кроме того, на вводных и итоговых занятиях необходимо проводить беседы, в процессе которых обучающиеся должны познавать мир и учиться воспринимать искусство.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
К концу 1 года обучения дети
будут знать:
-основные и дополнительные цвета;
-цветовую гамму красок (теплые, холодные цвета);
-понятие симметрии;
-свойства красок и соленого теста;
-азы воздушной перспективы (дальше, ближе);
-основные приемы работы с природными материалами;
- основные приемы бумажной пластики;
будут уметь:
-смешивать цвета на палитре;
-правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим замыслом;
-грамотно оценивать свою работу, находить ее достоинства и недостатки;
-работать самостоятельно и в коллективе.
К концу второго года обучения дети
будут знать:
-контрасты цвета;
-гармонию цвета;
-азы композиции (статика, движение);
-пропорции плоскостных и объемных предметов;
- правила организации рабочего места;
-простейшие приемы работы с соленым тестом;
-приемы раскрашивания изделий из соленого теста;
-приемы росписи изделий по мотивам народного искусства.
будут уметь:
-выбирать формат и расположение листа в зависимости от задуманной композиции;
-соблюдать последовательность в работе;
-работать с натуры;
-доводить работу от эскиза до композиции;
-использовать разнообразие выразительных средств (линия, пятно, ритм, цвет);
-работать с бумагой в технике объемной пластики;
К концу третьего года обучения дети
будут знать:
-основы линейной перспективы;
-основные законы композиции;
-основы цветоведения;
-основы проектной деятельности;
-свойства различных художественных материалов;
-разновидности и свойства природных материалов;
-основные жанры изобразительного искусства;
- приемы росписи изделий по мотивам народного искусства;
будут уметь:
-работать в различных жанрах;
-выделять главное в композиции;
-сознательно выбирать художественные материалы для выражения своего замысла;
-строить орнаменты в различных геометрических фигурах (полоса, круг, квадрат, прямоугольник);
- рисовать предметы с натуры и по представлению, передавая характерные особенности предмета;
-составлять декоративные композиции с использованием деталей из соленого теста;
- выполнять творческие проекты;
-критически оценивать собственную работу;
В процессе обучения отслеживаются три вида результатов:
- текущие (выявление ошибок и успехов в работах обучающихся);
- промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за каждый год обучения);
- итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы по окончании всего курса обучения).
Формы подведения итогов реализации программы
Диагностика результативности реализации образовательной программы осуществляется в следующих формах: собеседование, выставка творческих работ обучающихся. В конце 1 и 2 годов обучения в объединении проводится промежуточная аттестация. В конце 3-го года обучения обучающиеся проходят итоговую аттестацию, которая позволяет выявить уровень развития теоретических знаний, практических умений и навыков, их соответствия прогнозируемым результатам образовательных программ за весь период обучения.
Учебно-тематический план
1 года обучения
№ п/п | Разделы программы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Введение | 6 | 6 | |
2 | Изобразительная деятельность | 52 | 5 | 48 |
3 | Лепка из солёного теста | 38 | 2 | 36 |
4 | Аппликация. | 14 | 1 | 13 |
5 | Аппликация из природных материалов | 22 | 1 | 21 |
6 | Участие в мероприятиях | 8 | 8 | |
7 | Заключение | 4 | 4 | |
Итого: | 144 | 15 | 129 |
Содержание программы первого года обучения:
1. Введение.
Знакомство с программой. Задачи на предстоящий учебный год. Набор материалов и инструментов, необходимых для занятий в объединении. Общие правила техники безопасности. Культура и правила поведения на занятиях.
2. Изобразительная деятельность.
Теория:
Знакомство с художественными материалами ( акварель, гуашь) и приемы работы с ними. Особенности рисования по сухой и влажной бумаге. Правила работы с кистями и уход за ними. Понятие различных видов мазков. Основные понятия о перспективе. Понятие о жанрах живописи (натюрморт, пейзаж, портрет). Основные понятия о композиции. Особенности иллюстрации литературных произведений.
Знакомство с основами цветоведения (три основных цвета: красный, синий, желтый). Способы получения составных цветов путем смешивания основных красок. Особенности теплых и холодных цветов.
Беседы по истории искусств.
Практические занятия:
Рисование по памяти: «Радуга», « Вот оно, какое наше лето», « Ежик», «Птицы на кормушке», «Веселый клоун». «Цирковое преставление».
Рисование по воображению: «Сказочный цветок», « Вот качусь я с горки», «Космические дали», Космический корабль», «Весна пришла», «Скворцы прилетели», « Этот день Победы».
Рисование на основе наблюдений: «Осень в лесу», «Первый снег», «Деревья зимы», «Ветка рябины», «Танец снеговика», «Танец снежинок», «Весеннее солнышко».
Зарисовки с натуры: «Осенние листья», «Букет из осенних листьев», «Тюльпаны», «Букет подснежников», «Ветка сирени».
Рисование по представлению: «Зимняя ель», «Зимний зайчик», «Папин портрет», « Мамин портрет».
Рисование по мотивам народных сказок: «Бабушка Вьюга», «Снежная королева».
3.Лепка из соленого теста.
Теория:
Изделия из соленого теста, как один из видов народного творчества. История возникновения изделий из соленого теста. Инструменты и приспособления при работе с соленым тестом. Техника безопасной работы. Приемы замешивания теста, лепки, сушки, окраски. Основы цветоведения: фон, колорит. Филимоновская игрушка (история, особенности росписи).
Практические занятия:
Лепка изделий простой формы (фрукты, овощи, грибы, листья). Окрашивание изделий. Составление декоративных панно с элементами из соленого теста. Лепка с натуры, по памяти, представлению (птицы, животные). Лепка по мотивам Филимоновской игрушки (лошадка, птичка).
4.Аппликация.
Теория:
Знакомство с видами бумаги, ее свойствами, историей возникновения. Инструменты, используемые при работе с бумагой. Техника безопасной работы. Организация рабочего места. Понятие о разметке. Приемы разметки плоских деталей (по шаблону, с помощью чертежных инструментов, « на глаз», через копировальную бумагу). Приемы изготовления аппликации. Виды аппликации: сюжетная, предметная, плоская, объемная, мозаичная.
Практические занятия:
Изготовление аппликации: предметной («Еловая ветка»), сюжетной («На лугу»). Изготовление объемной аппликации («Наша армия родная», « Букет для мамы», «Крокус», «Цветы для ветеранов»). Изготовление мозаичной аппликации («Снегири на ветке»).
5.Аппликация из природных материалов.
Теория:
Бережное отношение к природе. Использование природных материалов в изобразительной деятельности. Способы заготовки, сушки и хранения
природных материалов. Понятие об орнаменте. Правила составления узоров из форм растительного мира. Правила составления объемных композиций из засушенных растений. Аппликация из целых деталей, обрывная, мозаичная.
Практические занятия:
Экскурсия в природу «Краски осени». Сбор природных материалов. Составление орнамента из семян клена и засушенных листьев. Аппликация из целых форм растений («Рыбка», «»Цыпленок», «Осенний букет»). Аппликация из модифицированных форм растений («Мой любимый сказочный герой»). Аппликация из семян клена («Одуванчик»).
Мозаичная аппликация из засушенных листьев «Осенняя пора…. ». Объемная композиция из засушенных растений. Составление узоров из семян растений в квадрате, круге.
6.Участие в мероприятиях.
Подготовка и участие в выставках разного уровня: «Заповедный край», «Пятое колесо», «Зеркало природы», «Зеленая планета» и др.
7. Заключение
Аттестация учащихся в форме собеседования. Выставка работ обучающихся, выполненных в течение года.
Учебно – тематический план
2 года обучения
№ п/п | Разделы программы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Введение | 2 | 2 | |
2 | Изобразительная деятельность | 94 | 10 | 84 |
3 | Лепка из солёного теста | 60 | 7 | 53 |
4 | Аппликация | 14 | 1 | 13 |
5 | Аппликация из природных материалов мма материалов | 30 | 2 | 28 |
6 | Участие в мероприятиях | 12 | 12 | |
7 | Заключение | 4 | 4 | |
Итого: | 216 | 22 | 194 |
Содержание программы второго года обучения
1. Введение.
Знакомство с программой 2 года обучения. Задачи на предстоящий учебный год. Набор материалов и инструментов, необходимых для занятий в объединении. Общие правила техники безопасности. Культура и правила поведения на занятиях.
2. Изобразительная деятельность.
Теория:
Способы создания образов и простых сюжетов, передавая основные признаки, изображаемых предметов, их структуру и цвет. Способы создания многофигурных композиций при помощи цветных линий, мазков, пятен, геометрических фигур. Основные композиционные схемы. Правила композиционного построения на листе бумаги. Линейная и воздушная перспектива. Жанры живописи и их особенности. Сравнительный анализ жанров живописи. Знакомство с произведениями изобразительного искусства и красотой окружающей природы.
Основы цветоведения (цвет и свойства зрения). Знакомство с гармоническим сочетанием цвета. Понятие о контрастных цветах. Использование контраста цвета для выделения главного. Ахроматические цвета. Знакомство с иллюстрациями художников. Соединение литературного образа с изобразительным.
Практические занятия:
Рисование по памяти: «Вот какой у нас арбуз», «Корзина с овощами», «Дом в котором я живу», «Городской пейзаж», «Черное и белое», «Три котенка», «Цветочная страна», «Весенние цветы», «Весеннее настроение».
Рисование по воображению: «Белочка», «Снегурочка и Дед Мороз», «Снежинки», «Аленький цветочек», «Чудо птица», «Наша армия родная».
Рисование на основе наблюдений: «Осенний день», «Осеннее дерево», «Зимние утро», «Катание с горок», «Первый снег», «Звенит ручей», «Весна – красна».
Зарисовки с натуры: «Осенняя сказка», «Корзина с овощами», «Лукошко грибов», «Ветка с ягодами», «Солнечный цветок».
Рисование по представлению: «Белая береза», «Зимний лес», «Семейный портрет», «Я помогаю маме», «В космическом полете», «Рисуем будущее», «Зернышки на небе», «Снеговики в шарфиках».
Рисование по мотивам народных сказок: «Двенадцать месяцев», «Гуси- лебеди», «Лягушка - путешественница», «Теремок».
3. Лепка из соленого теста.
Теория:
Закрепление сведений о соленом тесте. Инструменты и приспособления, необходимые при работе с соленым тестом. Техника безопасной работы. Приемы замешивания цветного теста. Лепка, сушка изделий из цветного теста. Гармоничное сочетание цветов. Понятие о стилизации. Знакомство с рельефом и барельефом. Знакомство с историей возникновения и развития народных промыслов (Дымковская игрушка, Гжельская посуда, Русская матрешка).
Практические занятия:
Лепка изделий простой формы (кисть винограда, овощи). Изготовление декоративных панно с элементами из соленого теста по замыслу учащихся. Лепка с натуры, по памяти и представлению (жар-птица, жучки, божья коровка, бабочки, морские животные). Лепка изделий по замыслу учащихся. Лепка украшений (кулон).
Лепка по мотивам Дымковской игрушки (лошадка). Лепка по мотивам русских народных промыслов (Гжельская посуда, русская матрешка).
4. Аппликация.
Теория:
Закрепление сведений о бумаге. Инструменты, используемые при работе с бумагой. Техника безопасной работы. Организация рабочего места. Основные понятия графической грамоты: условное обозначение линий чертежа. Исторические сведения об открытке. Приемы изготовления открыток. Виды объемной аппликации: торцевая, ребристая, выпуклая.
Практические занятия:
Изготовление аппликации: предметной («овечка, козочка, корова»), сюжетной (жираф и слон). Изготовление объемной аппликации («Парад войск», «Цветущая яблоня», «Салют Победы»). Изготовление мозаичной аппликации («Снежная ветка»). Изготовление праздничных открыток.
5.Аппликация из природных материалов.
Теория:
Расширение представлений об окружающем мире. Отражение красоты природы в декоративных композициях. Разновидности природных материалов. Природные материалы животного происхождения. Условия сохранения природных материалов, распределение их по видам, свойствам. Правила составления композиции из форм животного мира.
Практические занятия:
Заготовка природных материалов животного происхождения. Аппликация из ракушек, яичной скорлупы, перьев птиц («Рыбки в аквариуме», «Морские цветы», «Курочка - ряба», «Лебедь», «Попугай»). Декоративные панно по замыслу учащихся. Изготовление изделий с украшением ракушками и камушками.
6.Участие в мероприятиях.
Подготовка к выставкам, конкурсам разного уровня: «Заповедный край», «Пятое колесо», «Зеркало природы», «Зеленая планета» и др.
7.Заключение
Аттестация учащихся в форме собеседования. Выставка работ обучающихся, выполненных в течение года.
Учебно – тематический план
3 года обучения
№ п/п | Разделы программы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Введение | 2 | 2 | |
2 | Изобразительная деятельность | 70 | 10 | 60 |
3 | Лепка из солёного теста. | 60 | 9 | 51 |
4 | Аппликация. | 30 | 3 | 27 |
5 | Аппликация из природных материалов | 24 | 2 | 22 |
6 | Творческий проект | 12 | 1 | 12 |
7 | Участие в мероприятиях | 14 | 10 | |
8 | Заключение | 4 | 4 | |
Итого: | 216 | 27 | 189 |
Содержание программы третьего года обучения
1. Введение.
Знакомство с программой 3 года обучения. Задачи на предстоящий учебный год. Набор материалов и инструментов, необходимых для занятий в объединении. Общие правила техники безопасности. Культура и правила поведения на занятиях.
2. Изобразительная деятельность.
Теория:
Основные правила перспективного изображения. Свойства человеческого глаза видеть параллельные линии сливающимися в точке на линии горизонта. Соотношение первого и заднего плана в композиции (изменение тона и цвета) Способы передачи в рисунках линейной и воздушной перспективы, освещения, состояния природы, настроения. Свет и тень. Гармония цветовых отношений. Способы создания многофигурных композиций при помощи цветных линий, мазков, пятен, геометрических фигур. Беседы по истории искусств с показом иллюстративного материала.
Практические занятия:
Рисование по памяти на основе наблюдений состояний природы: «Метель в лесу», «Вид из окна», «Северное сияние», «Разноцветный дождь», «Огонь в лесу», «На рыбалке», «Лыжная прогулка в зимнем лесу», «Утро в лесу», «У озера». Рисование предметов быта: «Дары осени», «Осенний букет», «Новогодняя композиция», «Зимняя фантазия».
Рисование по воображению: «Волшебные бабочки»; «Чудо – рыба»; «Цветочная поляна», «Конь – огонь», «Птица счастья». Рисование образных персонажей: «Клоун», «Добрый и злой сказочный герой», «Автопортрет».
Зарисовки с натуры. Рисование с натуры предметов симметричной формы (игрушки, предметы быта). Зарисовки с натуры деревьев, цветов.
Рисование по представлению. Рисование на тему «Полет на другую планету», «Мы на Луне», «Древо жизни».
Иллюстрирование литературных произведений. Рисование по мотивам народных сказок, стихотворений и рассказов по выбору учащихся.
3. Лепка из соленого теста.
Теория:
Закрепление сведений о соленом тесте. Инструменты и приспособления, необходимые при работе с соленым тестом. Техника безопасной работы. Характерные особенности натуры. Пропорции и пластика. Декоративные украшения на предмете. Соразмерные и несоразмерные предметы. Знакомство с историей возникновения, особенностями Скопинских изделий.
Практические занятия:
Лепка с натуры, по памяти и представлению с передачей характерных особенностей предметов. Лепка сюжетных сказочных композиций. Лепка изделий по замыслу учащихся. Лепка по мотивам Скопинских изделий в виде сказочной птицы или зверя.
4.Аппликация.
Теория:
Закрепление сведений о бумаге. Инструменты, используемые при работе с бумагой. Техника безопасной работы. Организация рабочего места. Понятие о квиллинге. Понятие об оригами.
Практические занятия:
Изготовление изделий в технике «квиллинг». Изготовление изделий в технике оригами. Изготовление объемных аппликаций по замыслу учащихся.
5.Аппликация из природных материалов.
Теория:
Расширение представлений об окружающем мире. Отражение красоты природы в декоративных композициях. Разновидности природных материалов. Декоративная переработка природных форм. Сочетание природных материалов различного происхождения в декоративных композициях.
Практические занятия:
Заготовка природных материалов различного происхождения. Декоративные панно по замыслу учащихся.
6.Творческий проект
Теория:
Выбор и обоснование проекта. Выбор материалов и инструментов, оптимальной технологии. Разработка рекламы и товарного знака. Защита проекта, оценка изделия.
Практические занятия:
Создание проекта.
7.Участие в мероприятиях.
Подготовка к выставкам, конкурсам разного уровня: «Заповедный край», «Пятое колесо», «Зеркало природы», «Зеленая планета» и др.
8. Заключение
Итоговая аттестация в форме собеседования. Выставка работ обучающихся, выполненных в течение 3 лет обучения.
Методическое обеспечение программы
Образовательный процесс выстроен от простого к сложному. Дети осваивают материал в соответствии со своими индивидуальными возможностями. При этом каждому ребенку создается ситуация успеха. При планировании занятий необходимо учитывать, что виды художественной деятельности можно комбинировать: беседа - изображение, конструирование - украшение и т. д.
Методы и формы обучения
На занятиях объединения используются разнообразные методы обучения:
- словесные (устное изложение, беседа, рассказ, консультации);
- наглядные: демонстрационные материалы (образцы изделий, видеоматериалы с показом образцов изделий), наглядные материалы (иллюстрации картин, рисунки);
- практические (выполнение работ по образцу, по представлению, по воображению, памяти, на основе наблюдений, с натуры)
Форма организации детей на занятии: фронтальная (одновременная работа со всеми детьми), индивидуально - фронтальная, групповая (организация работы в группах), индивидуальная (при выполнении работ на выставку).
Для успешного освоения знаний, умений и навыков в ходе обучения необходимо использовать различные формы занятий. Традиционные занятия: вводное, изучение нового материала, закрепление, практическая работа. Чтобы занятия были увлекательными и интересными, а работа вызывала у детей чувство радости и удовлетворения, педагогу необходимо создать такие условия для проведения образовательного процесса, при котором переплетаются познавательная, созидательная и игровая деятельность. Это соответствует возрасту детей, для которых предназначена программа, помогает выявить творческие способности детей с учетом возраста и индивидуальности каждого ребенка, ведь дети приходят в объединение с разной степенью одаренности и различным уровнем исходной базовой подготовки. При этом важно обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку.
Нетрадиционные виды занятий: игры, конкурсы, викторины, позволяют раскрыть творческие способности учащихся, найти к ним индивидуальный подход, способствующий возрастанию активности.
В процессе обучения рекомендуется использовать репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый метод, метод упражнений.
После изложения теоретических сведений педагог вместе с детьми переходит к практической деятельности. Метод непосредственного показа очень важен, т.к. учит детей технике обращения с различными художественными материалами. После объяснения дети приступают к работе. Практическая деятельность строится от выполнения учебных упражнений до построения композиции. В конце занятия для закрепления полученных знаний проводится анализ выполненной работы и разбор типичных ошибок.
Важно похвалить каждого ребенка за выполненную работу, внушить уверенность в себе, воодушевить на продолжение обучения. Удача окрыляет самых неуверенных детей, пробуждает желание творить. В условиях предвкушения удачи образовательный процесс будет проходить легко, вызывая активный интерес каждого ребенка, независимо от его способностей, что приведет к желаемому результату. Ведь художественное образование не должно ориентироваться только на наиболее способных к изобразительной деятельности детей.
Программа обеспечена разнообразными видами методической продукции (таблицы, наглядные пособия, демонстрационные карточки, образцы изделий, репродукции работ известных художников, технологические карты изготовления изделий из природных материалов), которые используются на каждом занятии, кроме занятий по развитию фантазии, воображения.
Условия реализации программы
Оборудование:
- Кабинет, удовлетворяющий санитарно-гигиеническим требованиям.
2. Удобная мебель. Высота стула соответствует высоте стола.
3. Оптимальное освещение рабочего места.
- Инструменты и приспособления: ножницы, стеки, кисти, карандаши, стакан для воды, доски для лепки, линейка, циркуль.
5. Материалы: бумага рисовальная и цветная, картон, краски акварельные, гуашевые, пастель, тушь, мука, соль, клей ПВА, красители анилиновые, природные материалы различного происхождения.
6. Дидактические материалы: журналы, статьи и публикации с описанием изготовления изделий из различных материалов, эскизы будущих изделий, раздаточные карты, образцы лучших работ детей.
Примерные темы проектов
- «Открытка к празднику»;
- «Панно для мамы»;
- «Акварельные цветы»;
- «Подарок другу»;
- «Новогодний сувенир»;
- «Украшение для дома» и др.
Программа аттестации
Вопросы проведения промежуточной аттестации обучающихся
1 года обучения.
Фамилия, имя ребенка | № | Перечень вопросов | Ответы в баллах | ||
Низкий (Ответ не правильный) | Средний (Не совсем правильный) | Высокий (Ответ правильный) | |||
1 | Назови основные цвета (красный, синий, желтый) | ||||
2 | Назови холодные цвета (синий, фиолетовый, голубой) | ||||
3 | Чем отличаются предметы, изображенные на переднем и дальнем плане? (размером) | ||||
4 | Как называется жанр живописи, где изображена природа? (пейзаж) | ||||
5 | Назови природные материалы растительного происхождения (засушенные листья и цветы, шишки, семена растений, травы, ветки, корни деревьев) | ||||
6 | Какой инструмент, используют для рисования красками? (кисти) | ||||
7 | Как называется аппликация, составленная из кусочков материала? (мозаичная) | ||||
8 | Что нужно сделать после окончания работы с соленым тестом? (вымыть руки с мылом) | ||||
Общее количество баллов |
Максимальное количество баллов – 24 (низкий уровень – 1 балл, средний -2 балла, высокий – 3 балла)
Вопросы проведения промежуточной аттестации обучающихся
2 года обучения.
Фамилия, имя ребенка | № | Перечень вопросов | Ответы в баллах | ||
Низкий (Ответ не правильный) | Средний (Не совсем правильный) | Высокий (Ответ правильный) | |||
1 | Какой цвет получится при смешении желтой и синей краски? (зеленый) | ||||
2 | Перечисли теплые цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый) | ||||
3 | Как называется орнамент с изображением листьев, цветов, трав? (растительный) | ||||
4 | Перечисли материалы, входящие в состав соленого теста (мука, соль, вода) | ||||
5 | Назови природные материалы животного происхождения (яичная скорлупа, перья птиц) | ||||
6 | Какие цвета, используют для росписи Гжельских изделий (сине – голубые) | ||||
7 | Какие инструменты используют для обработки бумаги? (ножницы, нож – резак) | ||||
8 | Как называется картина, на которой изображены предметы быта? (натюрморт) | ||||
Общее количество баллов |
Максимальное количество баллов – 24 (низкий уровень – 1 балл, средний -2 балла, высокий – 3 балла)
Вопросы выявления уровня знаний теоретического материала для итогового контрольного опроса обучающихся.
Фамилия, имя ребенка | № | Перечень вопросов | Ответы в баллах | ||
Низкий (Ответ не правильный) | Средний (Не совсем правильный) | Высокий (Ответ правильный) | |||
1 | Какие цвета нужно смешать, чтобы получить: оранжевый цвет? (красный и желтый) | ||||
2 | Как называется наука, которая рассказывает о цвете? (цветоведение) | ||||
3 | Каким цветом можно изобразить хмурую, дождливую погоду? (серым) | ||||
4 | Назови жанры изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт) | ||||
5 | Какого происхождения бывают природные материалы? (растительного, животного, минерального) | ||||
6 | Какой краской желательно окрашивать изделия из соленого теста? (гуашью, акриловой) | ||||
7 | С чего начинается работа над творческим проектом? (с выбора и обоснования проекта) | ||||
Общее количество баллов |
Максимальное количество баллов – 24 (низкий уровень – 1 балл, средний -2 балла, высокий – 3 балла)
Итоговая таблица контроля практических умений и навыков обучающихся
№ | Фамилия, имя ребенка | Выставочная работа | ||
Низкий | Средний | Высокий | ||
1 | ||||
2 | ||||
3 | ||||
4 | ||||
5 | ||||
6 | ||||
7 | ||||
8 | ||||
9 | ||||
10 | ||||
11 | ||||
12 |
Критерии оценки уровней:
высокий уровень – результат работы соответствует предварительному замыслу, композиция выразительная, использованы разнообразные изобразительные средства, пропорции предметов соблюдены, цветовое решение соответствует замыслу и выразительности изображения, творчески использованы умения и навыки, приобретенные на занятиях;
средний уровень - результат работы не совсем соответствует предварительному замыслу, композиция не достаточно выразительная, изобразительные средства использованы с помощью взрослых, изображения достаточно реалистичны, но не соблюдены пропорции предметов, цветопередача не завершена, просматриваются элементы творческого использования умений и навыков, приобретенные на занятиях;
низкий уровень – полученная работа не соответствует предварительному замыслу, не использованы разнообразные изобразительные средства, пропорции предметов переданы неверно, изображение выполнено случайно взятыми цветами, не просматриваются элементы творческого использования умений и навыков, полученных на занятиях.
Диагностика результативности участия обучающихся в конкурсах и выставках за 3 года обучения по программе «Калейдоскоп творчества»
Фамилия, имя ребенка | Дата | Название конкурсов, выставки | Название работы (художественный материал) | Результат |
Данная таблица показывает творческий рост ребенка по мере прохождения им образовательной программы.
Список литературы
Литература для педагога
- Базанова М.Д. Пленэр - М.: Изобразительное искусство, 1994г.
- Беда Г.В. Живопись. – М.: Искусство, 1991г.
- Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству – СПб: Детство-Пресс, 2004г.
- Турбина Е.А. Занятия по прикладному искусству. - Волгоград, 2009г.
- Комарова Т.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве. – М.: Педагогическое общество России, 2002г.
- Корнеева Г. Бумага. – СПб.: Кристалл, 2001г.
- Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры – Ярославль: Академия развития, 2007г.
- Мителло К. Аппликация. Техника и искусство.- М.: Эксмо-Пресс, 2002г.
- Михайлов А.М. Искусство акварели. – М.: Изобразительное искусство, 2005.
10. Н.В. Хохлова М.В. Творческие проекты в младшей школе. /Под редакцией В.Д. Симоненко. Брянск: Издательство БГПУ. НМЦ «Технология», 1999.-52с.
11. Сокольникова Н.М. «Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе». - М.: Изобразительное искусство, 2003г.
12.Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей с народным искусством.- М.: Мозаика-Синтез, 2009г.
13.Утенко И.С. Утенко Л.М. Флористика - С-Пб: Золотой век, 2003г.
Литература для обучающихся и родителей
- Балашов А.М. Как рисовать животных. - М.: Юный художник, 2007г.
- Гульянц Э.К., Что можно сделать из природного материала – М.: Просвещение, 2004г.
- Лахути М.Д. Как научиться рисовать.- М.: РОСМЭН, 2000г.
- Сэвидж Хаббард К., Спейшер Р. Приключения в мире живописи.- М.:РОСМЭН, 2003г.
- Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги – Ярославль: Академия развития, 1998г.
- Чивиков Е.К. Городской пейзаж.- М.: Юный художник, 2006г.
- Шабаев М. Б. Цветные карандаши.- М.: Юный художник,2002г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина по географии "Географический калейдоскоп"
Ученикам всегда интереснее изучать науку за пределами учебника...
" Калейдоскоп чудесных ремесел" Образовательная программа декоративно-прикладного творчества.
Программа «Калейдоскоп чудесных ремесел» имеет художественно-эстетическую направленность и предназначена для приобщения детей к декоративно-прикладному творчеству, к истокам культуры своего народа....
Общеразвивающая программа по декоративно-прикладному творчеству "Калейдоскоп увлечений"
Программа разработана в соответствии с новыми требованиями к общеразвивающим программам дополнительного образования. Хотелось бы получить ваши отзывы....
Фестиваль науки и творчества «Новогодний калейдоскоп»
План проведения новогоднего фестиваля. критерии оценивания работ учащихся....
Участие в реализации программы инновационной деятельности МАУ ДО «ДДТ» "Калейдоскоп творчества"
В период с 2013г. по 2015г. принимала участие в реализации программы инновационной деятельности МАУ ДО «ДДТ» по теме «Интеграция деятельности организаций общего и дополнительного обр...
Муниципальный конкурс детского творчества дошкольников " Осенний калейдоскоп"
Грамота за 2 место...
План-конспект игровой программы посвящённой новому году для обучающихся объединения «Творческий калейдоскоп» Тема: «Новогодние посиделки Калейдоскопа»
Методическая разработка, посвящённая новому году «Новогодние посиделки Калейдоскопа» разработана для детей 6-15 лет. Проводиться в форме игры-соревнования....