Из истории математики
план-конспект занятия (6 класс) на тему
Первое занятие для элективного курса по занимательной математики в 6 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_istorii_matematiki.docx | 16.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по теме «Из истории математики»
- Цель: познакомить с историей развития математики в разных частях света.
- Задачи: расширить математический кругозор учащихся, показать практическую направленность
Оборудование: ПК,
Структура урока
I этап – Организационный момент (5 минут).
II этап –Историческая справка(15 минут).
III этап – Решение занимательных задач(15 минут).
IVэтап – Подведение итога урока(5 минут).
V этап – Домашнее задание(5 минут).
Ход урока
Iэтап. Организационный момент.
Здравствуйте ребята, у нас с вами сегодня первый урок элективного курса «Занимательные задачи». На уроках элективного курса мы будем с вами заниматься математикой не той, которой вы занимаетесь на уроках математики, а той, которая будет вам интересна. Мы узнаем много нового из истории математики, как считали первобытные люди, научимся новым приемам устного счета и многому другому.
IIэтап. Актуализация знаний.
А сегодня на уроке мы поговорим о том, откуда возникла математика.
математика это греческого слова matemetika, от matheme – знание, наука.
Математика – наука о количественных отношениях и пространственных формах действительного мира.
Самой древней математической деятельностью был счет. Счет был необходим, чтобы следить за поголовьем скота и вести торговлю. Некоторые первобытные племена подсчитывали количество предметов, сопоставляя им различные части тела, главным образом пальцы рук и ног. Наскальный рисунок, сохранившийся до наших времен от каменного века, изображает число 35 в виде серии выстроенных в ряд 35 палочек-пальцев.
Первыми существенными успехами в арифметике стали концептуализация числа и изобретение четырех основных действий: сложения, вычитания, умножения и деления. Первые достижения геометрии связаны с такими простыми понятиями, как прямая и окружность. Дальнейшее развитие математики началось примерно 3000 лет до н.э. благодаря вавилонянам и египтянам. ВАВИЛОНИЯ И ЕГИПЕТ Вавилония. Источником наших знаний о вавилонской цивилизации служат хорошо сохранившиеся глиняные таблички, покрытые т.н. клинописными текстами, которые датируются от 2000 г. до н.э. и до 300 г. н.э.
Математика на клинописных табличках в основном была связана с ведением хозяйства. Арифметика и нехитрая алгебра использовались при обмене денег и расчетах за товары, вычислении простых и сложных процентов, налогов и доли урожая, сдаваемой в пользу государства, храма или землевладельца.
Многочисленные арифметические и геометрические задачи возникали в связи со строительством каналов, зернохранилищ и другими общественными работами. Очень важной задачей математики был расчет календаря, поскольку календарь использовался для определения сроков сельскохозяйственных работ и религиозных праздников. Деление окружности на 360, а градуса и минуты - на 60 частей берут начало в вавилонской астрономии. Вавилоняне создали и систему счисления, использовавшую для чисел от 1 до 59 основание 10. Символ, обозначавший единицу, повторялся нужное количество раз для чисел от 1 до 9.
IIIэтап. Решение занимательных задач.
А теперь мы с вами решим несколько занимательных задач.
- В каждом из 4 углов комнаты сидит кошка. Напротив каждой из этих кошек сидят три кошки. Сколько всего в этой комнате кошек? (слайд 7) (ответ 4).
- У отца шесть сыновей. Каждый сын имеет сестру. Сколько всего детей у этого отца? (слайд 8) (ответ 7).
- В мастерской по пошиву одежды от куска сукна в 200 м ежедневно, начиная с 1 марта, отрезали по 20 м. Когда был отрезан последний кусок? (слайд 9) (ответ 9 марта).
- В клетке находятся 3 кролика. Три девочки попросили дать им по одному кролику. Каждой девочке дали кролика. И все же в клетке остался один кролик. Как так получилось? (слайд 10) (одной девочке дали клетку с кроликом).
- 6 рыбаков съели 6 судаков за 6 дней. За сколько дней 10 рыбаков съедят 10 судаков?(слайд 11) (6 дней).
- На одном дереве сидело 40 сорок. Проходил охотник, выстрелил и убил 6 сорок. Сколько сорок осталось на дереве? (слайд 12) (ответ все улетели).
- Два землекопа за 2 часа работы выкопают 2 м канавы. Сколько нужно землекопов, чтобы они за 100 часов работы выкопали 100 м такой же канавы? (слайд 13) (ответ 2).
- Два отца и два сына разделили между собой 3 апельсина так, что каждому досталось по одному апельсину. Как это могло получиться? (слайд 14) (ответ 2 отца и два сына).
- По стеблю растения, высота которого 1 м, от земли ползет гусеница. Днем она поднимается на 3 дм, а ночью опускается на 2 дм. Через сколько суток гусеница доползет до верхушки растения? (слайд 15) (ответ через 7/12 суток).
IVэтап. Подведение итогов.
Скажите ребята, что нового вы сегодня узнали, или вы это уже учили на уроках математики?
Понравилось занятие?
Vэтап. Домашнее задание.
Решите несколько занимательных задач дома (дети получают карточки с задачами).
Карточка
- Мужик пошел на базар и купил там лошадь за 50 рублей. Но вскоре он заметил, что лошади подорожали, и продал ее за 60 рублей. Потом он сообразил, что ехать ему не на чем, и купил лошадь за 79 рублей. Затем он задумался, как бы не получить от жены за такую дорогую покупку, и продал ее за 80 рублей. Что он заработал в результате манипуляций?.
- Сколько будет: 2+2*2?
- Один оборот вокруг Земли спутник делает за 1 час 40 минут, а другой оборот за 100 минут. Как такое может быть?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок в 8Б классе (история+математика) «История Московского Кремля от Ю.Долгорукого до Ивана Ⅲ. Решение уравнений и задач с уравнением»
Автономное образовательное учреждение школа №6 г.Долгопрудного Интегрированный урок в 8Б классе(история+математика) «История Московского КремляотЮ.Долгорукого до Иван...
Тест на тему: "Из истории математики"
Собраны интересные вопросы из истории математики. Предлагаются 4 варианта ответа....
История математики. Роль памяти в математике.
Математика прошла долгий путь развития, прежде чем стала абстрактной наукой. Историю математики делят на 4 периода. Относительно математики в нашем обществе ещё до сих пор существуют самы странные пре...
Внеклассная работа по математике на тему: "История математики. Архимед"
В представленном файле представлена биография Архимеда, информация о его достижениях и открытиях, стихи о нем...
Презентация по математике "По страницам истории математики"
Красочность презентации развивает интерес учащися к математике....
Методический материал к факультативному занятию по математике по теме "Из истории математики. Спираль Фибоначчи"
Методическая разработка представляет собой иллюстративный материал (презентация и обзор) к факультативному занятию "Из истории математики. Спираль Фибоначчи"....
Внеклассное мероприятие по математике «История математики»
Данное внеклассное мероприятие способствует развитию кругозора учащихся, привитию интереса к математике....