«Содержание, формы и методы воспитания в детском объединении дополнительного образования (на примере оркестровой студии)»
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
по теме:
«Содержание, формы и методы воспитания в детском объединении
дополнительного образования
(на примере оркестровой студии)»
Автор: Гордиенко Натальи Анатольевны
МОСКВА – 2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
Вступление 3
Основная часть
Влияние занятий музыкой на развитие ребёнка 6
Занятия в оркестровой студии 7
Заключение 15
В наше непростое время, когда нарушены представления об идеалах и ценностях жизни, когда общество духовно опустошено, очень трудно приходится ребёнку. Зачастую родителям некогда заниматься воспитанием – это неблагополучные семьи, откуда дети уходят на улицу и там проводят свой досуг. В школах из-за большой насыщенности образовательной программы, большой наполняемости классов, педагогам остаётся мало времени на воспитание детей. В результате все проблемы по воспитанию ребёнка ложатся на учреждения дополнительного образования, которые располагают значительными возможностями для развития познавательной мотивации обучающихся, творческого потенциала личности.
Сегодня дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано и нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребёнка. С каждым годом неуклонно возрастает роль учреждений дополнительного образования в обеспечении занятости детей и подростков, организации их социально значимого досуга, что по сути является превентивными мерами профилактики правонарушений, наркомании и других асоциальных проявлений среди несовершеннолетних.
Система дополнительного образования, включающая в себя всё разнообразие направлений, обеспечивающих интересы детей всех возрастов, представляет большие возможности для сохранения изучения педагогических традиций и одновременно позволяет внедрять самые современные методы обучения, развития и воспитания, основанные на гуманистических ценностях педагогики сотрудничества. Именно в системе дополнительного образования
стал возможным действительно индивидуальный подход к ребёнку, свободный от жёсткой оценки и регламентации. Именно здесь искусство нашло дорогу к детям во всём разнообразии своих проявлений.
На сегодняшний день сфера дополнительного художественного образования представлена многочисленными детскими школами искусств, детскими художественными, театральными и музыкальными студиями, центрами детского творчества. Учреждения дополнительного художественного образования обладают уникальным опытом создания детских творческих коллективов где характер детей формируется под воздействием свободного творческого процесса. Самое ценное в дополнительном образовании то, что ребёнок сам может выбирать - чем ему заниматься и для многих из них образование, получаемое в учреждениях дополнительного образования, становится естественным процессом профессионального самоопределения. Дополнительное образование можно рассматривать как одно из инфраструктур социального воспитания. Правильно воспитать ребёнка означает формировать у него адекватное отношение к положительным и отрицательным эталонам, постоянно ставя его перед свободным выбором между различными, иногда противоположными путями выхода из проблемных ситуаций.
Каждый шаг ребёнка является одновременно и шагом к утверждению своей личности. Во многие эпохи проявлялось стремление к гармоническому развитию личности средствами музыки, а искусства в целом. Музыка, как средство воспитания с древних времён в большей или меньшей мере использовалась во всех идеологических системах. Все прогрессивные педагоги – музыканты утверждают положение о том, что любая музыкальная деятельность требует синтеза ума и сердца, мысли и чувства. «Настоящее прочувствованное восприятие музыки – одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому, что при этом активизируется внутренний духовный мир учащихся – их чувства и мысли. Бессмысленно говорить о каком-либо воздействии музыки на идейность и нравственность детей и подростков, если они не научились слышать музыку как содержательное искусство, несущее в себе мысли и чувства, человека, жизненные образы и идеи.» (Д.Б. Программа по музыке для общеобразовательной школы. 1кл.)
Эффективность воспитательной роли музыки, а также направленность и характер её социального воздействия представляются важнейшими критериями, определяющими общественную значимость музыкального искусства и его место в системе духовно-культурных ценностей. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребёнок делается чутким к красоте в искусстве и жизни. Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребёнка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить её основы. Музыкальная деятельность включает в себя не только восприятие музыки, но и игру на инструментах. Занятия музыкой, игра на музыкальных инструментах развивают разные способности, которые предполагают такие умственные операции как сравнение, анализ, сопоставление, запоминание – и таким образом влияют не только на музыкальное, но и на общее развитие ребёнка. Кроме того, игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображение. Это ещё и творческий процесс, способствующий одновременно совершенствованию навыков игры и формированию различных музыкальных способностей через творческие проявления учащихся. На современном этапе обучения и воспитания необходимо найти такие приёмы, методы, средства, подходы, которые позволили бы ученику на основе полученных знаний проявлять творчество, самому находить ответы на возникающие вопросы, что значительно активизирует формирование различных способностей.
В последние десятилетия наблюдается ряд негативных процессов в сфере культуры и образования. Одним из них является угасание интереса к музицированию на русских народных инструментах, проявляющегося на фоне высокого интереса к возрождению и культивированию традиций народной художественной культуры русского этноса.
Между тем исполнительство на русских народных инструментах обладает большим нереализованным воспитательным потенциалом. В целом при обучении игре на русских народных инструментах происходит погружение личности в процесс творчества, ознакомление с традициями и ценностями русского народа. В коллективном же музицировании активно протекает процесс социальной адаптации ребенка к взаимодействию в коллективе, к подчинению своих интересов общим целям.
Оркестр
– это школа эстетического и нравственного воспитания культуры на народных традициях, оружие борьбы с непониманием и невежеством в отношении к народной и классической музыке.
Наше музыкальное объединение называется оркестровой студией «Гармония». Это название подразумевает в себе синтез обучения и воспитания, музыки и культуры, педагога и воспитанника, теории и практики. Оркестровая студия «Гармония» выполняет функции обеспечения условий занятости детей и подростков в свободное от учёбы время, реализует основные цели и задачи педагогики свободного времени, оказывает помощь и поддержку тем детям, которые стремятся достичь более высокого уровня социализации в культуре, социальной адаптации к новым условиям жизни в обществе. Основой для создания студии послужил оркестр русских народных инструментов, существовавший в традиционных условиях бывших Домов пионеров. В конце 80-х годов накопленный практический опыт, изменившиеся социальные условия жизни, сложившееся новое мировоззрение и мировосприятие привели нас к необходимости создания новой образовательно – воспитательной системы, включающей реализацию целого комплекса программ. Особенность реализации этих программ состоит в том, что мы осуществляем индивидуальные и групповые формы образования и воспитания. Основная цель работы студии воспитать в ребёнке любовь и уважение к народной музыке, народному творчеству, традициям и культуре, дать начальное музыкальное образование, развить в нём музыкальные способности. Вся деятельность оркестровой студии происходит под руководством педагогов дополнительного образования, деятельность которых строится на следующих принципах:
-доступность занятий для всех желающих
- внимательное отношение к личности воспитанника, побуждение его к творчеству;
- уважение и соблюдение прав ребенка;
- доступность понимания и исполнения музыки различных стилей и жанров;
- разностороннее развитие обучаемого с учетом его индивидуальных особенностей.
В «Положении об оркестровой студии « Гармония» продолжительность образовательного процесса разделена на две части: пятилетнее обучение ( для детей, которые начали заниматься с 9 лет и позже) и семилетнее обучение (для детей с 6-7 лет).
Отсутствие у ребёнка музыкальных данных не является основанием для отказа в зачислении в студию. Главной отличительной особенностью программы является индивидуальный дифференцированный подход к каждому воспитаннику. Многолетняя практика показала, что любой ребёнок может заниматься музыкой. Самое главное, чтобы педагог, учитывая индивидуальные особенности ребёнка, помог ему освоить инструмент, поддерживая интерес к жанру и приобщая к коллективному творчеству. В нашем объединении существуют разные формы занятий: это индивидуальные занятия и групповые (ансамбли, оркестры, сольфеджио музыкальная литература, фольклорные занятия).
Самые маленькие-дошкольники начинают с дополнительного этапа обучения в фольклорной группе «Звонница».
Методика воспитания детей в этой группе основана на возрастных особенностях детей младшего дошкольного возраста: любознательность, жизнелюбие, активность. Главный метод воспитания - познавательно-ролевые игры, в которых происходит выявление и развитие природных музыкальных и актерских способностей, коммуникативных качеств. Специфика применения этого метода в студии состоит в том, что этические и нравственные нормы, ценности, отражённые в высоких образцах фольклора, создают идеальную модель для нашего маленького воспитанника. Занимаясь в фольклорной группе, малыши знакомятся с инструментами звучащими в оркестре и уже к 6-7 годам могут сами выбрать - на на каком инструменте будут продолжать своё музыкальное обучение.
Исполнительство на русских народных инструментах - важный вид деятельности детей в процессе музыкально - эстетического воспитания. Умение играть на музыкальном инструменте благотворно способствует развитию эмоциональной активности, формирует более яркое эмоциональное восприятие музыки.
Обучение игре на музыкальном инструменте - это сложный и плановый процесс. Он включает в себя не только исполнительское, но и обще музыкальное развитие учащегося. Его необходимым элементом является разносторонняя воспитательная работа. Воспитательную работу нельзя рассматривать как некое дополнение к процессу обучения. Они вместе составляют органическое единство. Форма индивидуальных занятий в специальных классах создаёт педагогу необходимые условия для внимательного и всестороннего изучения и воспитания каждого ребёнка, объективной оценки его возможностей ( с учётом эмоциональности, общего физического развития, строения рук, музыкальной памяти). Индивидуальный дифференцированный подход к каждому ученику обязательно учитывается при составлении индивидуального плана. Это ответственный этап педагогической работы. Удачный подбор репертуара способствует быстрым успехам ученика и – наоборот – ошибки, допущенные в этом отношении, могут вызвать крайне нежелательные последствия. Само название – индивидуальный план – очень точно передаёт сущность этого важного для педагогической работы документа. Программу необходимо подбирать так, чтобы ребёнок в ней мог как можно ярче и скорее раскрыть свои возможности. Произведения должны быть близки ему по духу, темпераменту и обязательно вызывать у ребёнка интерес и желание работать над ними и исполнять. Для этого предлагается учащимся самим участвовать в выборе программы. При этом педагог подбирает несколько вариантов произведений, соответствующих способностям и возможностям ребёнка , проигрывает их и предлагает выбрать наиболее понравившиеся. Самостоятельный выбор пробуждает более живое отношение к занятиям музыкой и работе над избранным произведением, а также благоприятствует развитию индивидуальности ребёнка. Выбирая репертуар, необходимо расширять кругозор ученика, знакомя его с творчеством разных композиторов, разными жанрами, стилями, формами.
Одним из важнейших разделов работы является развитие у учащихся навыка чтения нот с листа. Это крайне необходимо для игры в оркестре. Развитие навыка чтения нот с листа тесно связанно с развитием «внутреннего слуха». Ученика следует приучать предварительно просматривать нотный текст, воспитывая у него способность самостоятельно воспринимать мелодию и умение пропевать её вслух. Овладение основными навыками игры на инструменте, умение читать ноты с листа помогают ребёнку свободно и уверенно чувствовать себя в оркестре.
Для оценки результата занятий ребёнка в конце каждого полугодия проводятся экзамены.
В течении года, начиная с первого, учащиеся активно включаются в работу студии, участвуют в концертах, классных и тематических вечерах.
Для более глубокого изучения нотной грамоты, развития слуха, знакомства с творчеством разных композиторов, разными музыкальными жанрами учащиеся посещают занятия по сольфеджио и музыкальной литературе. Занятия по сольфеджио или, как они у нас называются «Основы музыкальной грамоты и сольфеджио» групповые занятия. Весь образовательный процесс делится на два этапа - подготовительный и основной. Подготовительный этап - охватывает детей дошкольного возраста 5-6 лет, и рассчитан на двухгодичное обучение. Учебно - тематический план основного этапа рассчитан на пять и семь лет обучения. Колличество лет обучения зависит от возраста и способностей воспитанника. Для детей 7-8 лет программа обучения - семилетняя. Для детей 9 лет и старше - пятилетняя.
Основной целью занятий сольфеджио является выявление и развитие музыкального слуха у детей. В системе развития музыкального слуха среди комплекса навыков наибольшее значение придаётся выработке таких практических навыков как слуховой анализ, чтение нот с листа, музыкальный диктант и творчество.
В педагогической деятельности по развитию музыкального слуха педагог опирается на принципы современных педагогических технологий, а именно:
гумманистическая направленность, ориентация на свойства личности, её формирование и развитие в соответствии с природными способностями;
- воспитание самостоятельности, стремления к самообразованию, саморазвитию, самовыражению в ходе овладения знаниями;
создание проблемно - творческой ситуации, организация самостоятельной деятельности учащихся.
Процесс развития музыкального слуха на занятиях сольфеджио имеет не только прикладное значение, но и способствует серьёзному музыкально - эстетическому воспитанию учащихся, расширению их музыкального кругозора, формированию музыкального вкуса и профессионального мышления. По окончании каждого года обучения воспитанник должен свободно владеть всеми знаниями, умениями и навыками, предусмотренными для изучения на данном этапе.
Способами проверки результативности обучения являются полугодовые зачёты, контрольные уроки, открытые занятия, включающие в себя различные творческие задания, выпускной экзамен.
Формами подведения итогов являются теоретические олимпиады, творческие работы.
Музыкальная литература имеет большое идейно - воспитательное значение, играет значительную роль в развитии музыкальной культуры ребёнка. На этих занятиях учащиеся знакомятся с биографиями и творчеством крупнейших отечественных и зарубежных композиторов разных эпох, народным творчеством, жанрами и формами музыкальных произведений, разными музыкальными стилями, учаться понимать содержание музыкальных произведений и в последствии могут передовать в собственном исполнении образно - эмоциональное содержание музыкальных произведений.
Одной из форм коллективной музыкальной деятельности является игра в ансамбле и оркестре. Музыкальное творчество детей, как определённый итог развития их способностей, активнее всего проявляется в процессе коллективной игры на русских народных инструментах - в оркестре. Воспитательная ценность этого вида музыкальной деятельности заключается в том, что развивая интерес и любовь к музыке, игра в оркестре пробуждает у ребёнка желание участвовать в создании музыки не только им самим, а создать гармоническое звучание путём коллективного музицирования. При игре в ансамбле или оркестре ребёнок приобретает первые навыки игры в коллективе. Она стимулирует быстрое развитие музыкальных способностей и обогащает музыкальные впечатления детей; повышает ответственность каждого ребёнка за правильное исполнение своей партии; помогает преодолеть неуверенность, робость; сплачивает детский коллектив. При совместном инструментальном исполнении произведения у детей вырабатывается чувства динамического ансамбля, динамической подвижности в мелодии и фразе.
Оркестровый коллектив - это творческое содружество музыкантов, каждый из которых является личностью, с присущими ей темпераментом, характером, мировоззрением.
В нашей студии существует два оркестра: старший
( концертный состав), в котором играют дети, обучающиеся в студии более трёх лет и младший где занимаются дети со второго года обучения. Младший оркестр является подготовительной ступенькой для игры и старшем оркестре. Занятия в младшем оркестре позволяют воспитанникам овладеть необходимыми навыками игры в оркестре такими как: чтение с листа, умение понимать дирижёрские жесты, учатся слушать и исполнять свою партию в многоголосной фактуре, развивается чувство ансамбля. У ребёнка формируются такие чувства как: коллективизм, ответственность, дисциплинированность.
Уже в младшем оркестре происходит распределение детей по инструментам. Здесь учитываются, прежде всего музыкальные и физические данные каждого ребёнка.
Критерием оценки занятий в оркестре является качество усвоения материала, посещаемость занятий, дисциплинированность.
Итогом занятий в младшем оркестре являются их первые концертные выступления в составе оркестра, которые несут в себе огромное воспитательное значение. Дети учатся вести себя на сцене, вовремя собираться, концентрировать своё внимание на дирижёре, учатся чувствовать сцену.
Освоив начальную ступень оркестровой грамоты, дети переходят в старший оркестр. Игра в концертном составе помогает им совершенствовать своё исполнительское мастерство.
Репертуар оркестра очень разнообразный и постоянно пополняется новыми произведениями, но при этом старые пьесы не забываются, а регулярно повторяются и находятся постоянно в работе. Концертные выступления это ответственейший момент в жизни коллектива. Они являются качественным показателем всей организационной, учебно - творческой и воспитательной работы руководителя с оркестром.
Наши воспитанники ежегодно принимают участие более чем в ЗО окружных и городских массовых мероприятиях. Их воспитательный смысл для нас заключается в том, что наши воспитанники выступают в качестве активных пропагандистов национальной и мировой культуры.
Особую воспитательную задачу решают и разнообразные тематические вечера, музыкальные гостиные, встречи с музыкантами, юбилейные концерты. Они пробуждают в ребёнке подлинный интерес к культуре, формируют в нём стабильную систему ценностных ориентаций, активизируют мотивацию к образовательной деятельности.
Наиболее важные аспекты в работе это воспитание у ребёнка высоких патриотических чувств и социально значимых качеств. Овладение навыками игры на русских народных инструментах приобщает ребёнка к миру национальной культуры. Огромное значение имеет исполнение оркестром таких произведений как «Гимн Российской Федерации», Гимн Москвы, песен военных лет, обработки народных песен и танцев, как русских, так и других народов.
В летнее каникулярное время осуществляется программа выездных музыкальных профильных смен на базе детских оздоровительных лагерей.
Образовательно-воспитательный процесс, в котором участвуют и педагоги и воспитанники приводит к созданию особой атмосферы музыкальной семьи, способствует укреплению искренних дружеских взаимоотношений глубокому развитию эмоциональной сферы ребёнка.
ЛИТЕРАТУРА
- А.Каргин. Работа с самодеятельным оркестром русских народных инструментов.,
2 В.Матонис. Музыкально-эстетическое воспитание личности.
3 Министерство образования и науки Российской Федерации. Программы дополнительного художественного образования детей.
4 В.А.Березина Дополнительное образование детей в России.
5 Положение «Об оркестровой студии «Гармония».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ДОМА ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА Г. ТАРКО-САЛЕ)
В статье рассмотрен процесс управления в дополнительном образовании на примере ДДТ г.Тарко-Сале....
Совершенствование содержания, организационных форм и методов воспитания через использования ИКТ
Современная педагогическая ситуация в российском образовании характеризуется с одной стороны: опорой в воспитании на ценности – государственность, патриотизм, коллективизм, религия, милосердие и т.д.,...
Педагогический опыт работы по интеграции содержания, форм и методов общего и дополнительного образования детей на уроках истории и в музейной среде.
В связи с внедрением в систему образования компетентностного подхода у меня как преподавателя неизбежно возникает множество вопросов. В российской «Концепции модернизации российского образования до 20...
Сообщение на ТГ " Содержание, формы и методы духовно-нравственного воспитания во внеурочной деятельности" 2021г.
Содержание, формы и методы духовно-нравственного воспитания во внеурочной деятельности...
Художественно-эстетическое воспитание младших школьников через активные формы и методы работы в детском объединении "Мастерица"
Важное условие проявления творчества в художественно-эстетическом развитии детей-это организация интересной содержательной жизни ребенка в детском объединении....
Формирование содержания образовательной программы на основе идей В. А. Сухомлинского (на примере кулинарной студии)
В данной статье рассматриваются основные воспитательные идеи классика отечетсвенной педагогической мысли В.А.Сухомлинского и их применение в деятельности современного детского объединения....
Содержание, формы и методы духовно-нравственного воспитания на занятиях во внеурочной деятельности
Содержание, формы и методы духовно-нравственноговоспитания на занятиях во внеурочной деятельности...