Рабочая программа кружка "Волшебный клубочек"
рабочая программа (5, 6 класс) на тему
Рабочая программа кружка "Волшебный клубочек"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnyy_klubochek.docx | 27.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Гимназия № 1552»
Принято Утверждено
на Педагогическом совете приказом директора
протокол от 28.08.2015 г.№ 1 ГБОУ Гимназии № 1552
от_____________№______
«Волшебный клубочек»
Программа дополнительного образования
художественно-эстетической направленности
для детей в возрасте 9-14 лет
Разработчик программы:
Петрова Мария Викторовна,
учитель истории.
Срок реализации 1 год.
Москва, 2015 г.
Истоки способностей и дарования детей –
на кончиках их пальцев…
В. А. Сухомлинский.
- Пояснительная записка
1.1 Различные виды рукоделия являются одним из самых старейших в прикладной трудовой деятельности человека. В настоящее время, когда значительная часть декоративных изделий из пряжи и различных видов ниток искусно выполняется с помощью машин, многие предметы быта не теряют своей прелести, если они сделаны вручную.
Восприятие художественной и практической ценности изделий, созданных художниками- дизайнерами и просто народными умельцами, доступно детям школьного возраста. Рабочая программа создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
1.2 Со многими видами рукодельного творчества учащиеся знакомятся на уроках трудового обучения, в том числе с вязанием. Многие задачи, определенные программой, на внеклассных занятиях по рукоделию значительно расширяются. Кроме того, работы по рукоделию имеют большое значение для совершенствования общетрудовой подготовки учащихся. У школьников формируется культура труда, они учатся экономно расходовать нитки, бережно относиться к инструментам, приспособлениям и материалам. Таким образом, данная программа может предлагаться как один из вариантов подготовки учащихся к самостоятельной жизни. В процессе внеклассных занятий учащиеся закрепляют навык работы с такими универсальными инструментами и приспособлениями, как ножницы, иглы, наперсток, крючок.
Вязание, различные виды плетения из ниток требуют кропотливого труда, что значительно совершенствует общую трудовую подготовку.
В смысле практической значимости, основные умения и навыки, приобретаемые детьми на занятиях по рукоделию, нужны каждому человеку, так как они составляют важный элемент в труде по самообслуживанию, в частности по уходу за одеждой. Дети быстро убеждаются в необходимости приобретения таких навыков, надо лишь умело подвести их к этому, дать необходимые практические знания. На занятиях, посвященных такой кропотливой работе, как, например, вязание у детей воспитываются нравственно- волевые качества личности: усидчивость, терпение, умение довести начатую работу до конца, аккуратность в работе.
Работа на кружке способствует развитию творческого мышления и воображения; они привлекают детей результатами труда. Рукоделие является еще и средством эмоционально- эстетического воспитания и развития детей. Следует отметить и тот факт, что кружки по рукоделию дает большие возможности для расширения политехнического кругозора учащихся. Можно интересно рассказать детям о свойствах текстильных волокон и ниток, условиях возникновения тех или иных видов ремесел, отраслях промышленности, связанных с выработкой волокнистых материалов, их переработке в различные изделия, машинной вышивке, нитках, используемых для вышивания, процессе их получения и окраски и т.п. На внеклассных занятиях рукоделию значительно расширяется и углубляются знания о народных умельцах. Кроме того, работы детей носят практический характер, поскольку могут использоваться в повседневной жизни.
1.3 Кружок предполагает занятия с детьми 9-14 лет. Состав групп постоянный, набор детей свободный. Занятия групповые. Количество детей в группе: 6-15 человек.
1.4 Объем программы 72 часа. Начальный уровень обучения.
1.5 Формы и методы проведения занятий.
Учитывая психологические особенности детей, цели и задачи, содержание учебного материала, занятия необходимо проводить, применяя разнообразные методы и приёмы обучения: словесные, наглядные, практические.
Почти каждое занятие по темам включает практическую и теоретическую части. Последняя занимает большую часть занятия, где ребята разбирают и зарисовывают схемы, выполняют саму работу. В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседы, работа с книгой и журналом, демонстрация, упражнение, практические работы репродуктивного и творческого характера, методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, познавательная игра, проблемно-поисковый, ситуационный.С целью выявления уровней обученности предлагается следующая градация:
I уровень – репродуктивный с помощью педагога;
II уровень – репродуктивный без помощи педагога;
III уровень – продуктивный;
IV уровень – творческий
- Срок реализации программы – 1 год.
- Занятия проходят 1 раз в неделю. Длительность занятий 2 часа.
2. Цель и задачи программы
Цель настоящей программы:
нравственно-эстетическое воспитание детей;
активизация познавательной и творческой деятельности;
подготовка к самостоятельной жизни в современном мире, и дальнейшему профессиональному самоопределению.
Задачи:
Образовательные – углубление и расширение знаний об истории и развитии ремесел, формирование знаний по основам композиции, цветоведения и материаловедения, освоение техники ремесла.
Воспитательные – привитие интереса к истокам народного творчества, воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичного отношения к используемым материалам, привитие основ культуры труда.
Развивающие – развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей, формирование эстетического и художественного вкуса.
В программе прослеживаются межпредметные связи с другими образовательными областями. Так, изучая основы материаловедения учащиеся пользуются знаниями, полученными на уроках природоведения, естествознания, При выполнении эскизов изделий, работе над композицией применяются знания из областей черчения, рисования, математики.
Основной дидактический принцип - обучение в предметно-практической деятельности.
3. Содержание программы.
3.1 Продолжительность занятия -2 часа. Периодичность в неделю - 1 раз. Кол-во часов в неделю – 2 часа. Кол-во часов в год – 72 часа.
3.2 Программа кружка «Волшебный клубочек» включает в себя:
- историю возникновения и развития различных техник работы с пряжей и нитками;
- изучение основы композиции, цветоведения, дизайна и художественного оформления изделий;
- способы определения уровня творческих способностей и возможности влиять на их развитие;
- изучение технологий выполнения изделия в различных техниках;
- умение оценить качество изделия;
- умение организовать труд и самостоятельную работу;
- приобретение навыков работы с пряжей.
3.3 В процессе практической работы воспитанники овладевают приемами работы в различных техниках работы с пряжей, с учетом традиций и современных технологий. Приобретают навыки работы с ножницами, крючком, иголкой. При этом неуклонно соблюдается индивидуальный подход, вариативность заданий, принцип от простого к сложному. Возможность выбора учащимися форм работы.
Итогом работы по программе является подготовка и организация выставки работ. Учащиеся осваивают приемы самостоятельной и коллективной творческой деятельности от идеи до конечного результата. Формируется способность оценивать идеи, исходя из реальных возможностей учащихся, умение выбирать наиболее технологичные, экономичные, отвечающие потребностям семьи, школы и рынка, варианты их реализации.
Конечный результат.
Знания и умения, которые должны быть получены кружовцами по окончании обучения:
Должны знать:
1. Начальные сведения о свойствах ниток и пряжи, об их разнообразии и цветовой гамме.
2. Иметь представление о пропорции.
3. Начальные сведения о цветовом сочетании.
4. Историю вязания как способа рукоделия.
5. Основные приемы работы с пряжей.
Должны уметь:
1. Приобрести навыки вязания и выполнения других видов работы с нитками и пряжей..
2. Пользоваться схематическими описанием рисунка.
3. Изготавливать значимые и применимые в быту вещи и сувенирные изделия.
4. Работать по рисунку, не имеющему описания.
5. В процессе работы ориентироваться на качество изделий.
6. В процессе обучения строить отношения на основе сотрудничества и доброжелательности, в результате чего происходит сплочение коллектива.
4. Календарно-тематический план работы кружка «Волшебный клубочек»
Тема | Кол-во часов | Дата | |
1. | Вводное занятие. Введение в тематику работы кружка. Правил поведения. Техника безопасности. | 2 |
|
Основы материаловедения: классификация и свойства волокон. | 2 | ||
Изготовление сувениров из ниток: «лошадка», «шапочка». | 2 | ||
Вязание крючком. Историческая справка. Материалы и инструменты. | 2 | ||
Основы цветоведения. | 2 | ||
Условные обозначения, понятие «раппорт». | 2 | ||
| Основные приемы вязания. Воздушная петля, цепочка из воздушных петель. | 2 |
|
| Столбик без накида. Вязание образца. Столбик с одним накидом. Вязание образца. | 2 |
|
| Вязание образцов с использованием столбиков без накида и столбиков с накидом. | 4 |
|
| Вязание по кругу. Плотное вязание по кругу. | 2 | |
Ажурное вязание по кругу. Образец «Цветочек». | 4 | ||
| Изготовление сувенира «снежинка» | 4 |
|
| Изделие «шарф». Ажурный шарф. | 10 |
|
| Отделка изделия. Декоративные элементы из ниток-помпон, кисть. | 4 |
|
Филейное вязание. Знакомство с техникой. | 2 | ||
Выполнение образца в технике филейного вязания. | 2 | ||
| Кружево. Виды кружева. | 2 |
|
| Изготовление ажурного воротничка с элементами ирландского кружева. Вязание по выбранной схеме. | 10 |
|
| Изготовление изделия «сумочка». Выбор схемы. | 2 |
|
| Вязание по схеме. | 8 |
|
| Итоговое занятие. Выставка работ. | 2 |
|
| Итого |
72 часа
|
5. Условия реализации образовательной программы
Материально-техническое и санитарно-гигиенические условия.
Условия кабинета соответствуют санитарно-гигиеническим нормам проведения занятий. Кружок проводится в кабинете, оборудованном смарт-доской, которая расширяет познавательные возможности обучающихся.
Финансирование.
Кружок бесплатный.
Материалы для изготовления выбранных изделий, а также необходимое оборудование (иголки, крючок, ножницы, наперсток и т.д.) приобретаются обучающимися. Тем не менее, больших финансовых вложений в организацию работы не потребуется.
6. Формы аттестации.
Итогом работы по программе является подготовка и организация выставки работ.
7. Методические материалы
Для обучающихся в кабинете должны быть оформлены:
- Уголок воспитанника (план работы кружка, пожелания)
- Папка со схематическими рисунками.
- Журналы и книги.
- Папка накопления материалов.
8. Список литературы.
1. Буйлова Л.Н. Современные педагогические технологии в развитии художественно – прикладного творчества детей// Актуальные проблемы развития художественно – прикладного творчества детей в учреждениях дополнительного образования детей. Научно-методический сборник. – М.: МИФИ, 1999.
2. Еременко Т.И. Кружок вязания крючком: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1984.
3. Андронова С.М. Волшебная нить. – Пермь: Пермская книга, 1994.
4. Власова А.А. Вязание: от умения к мастерству. – СПб.: Лениздат, 1992.
5. Фомичева Э.А. Начинаем вязать спицами и крючком: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1992.
6. Павлович С.С. Узоры вязания на спицах и крючком / С.С.Павлович, А.И. Шпаковская, В.И.Логвенкова. – Мн.: Хэлтон, 1998.
7. Современная энциклопедия для девочек: Для ст. шк. Возраста / Авт. Сост. Е.А. Добрицкая, Н.М. Волчек. – Мн.: Современный литератор, 1999.
8. Полная энциклопедия женских рукоделий: Вып. 1. – М.: Моск. Рабочий, 1993.
9. Полная энциклопедия женских рукоделий: Вып. 2. – М.: Моск. Рабочий, 1993.
Список обучающихся по программе дополнительного образования
художественно-эстетической направленности «Волшебный клубочек».
№ п/п | ФИ обучающегося | Класс |
Руководитель кружка: Петрова Мария Викторовна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка Волшебные клубочки (2 часа в неделю)
Вязание - один из самых древних видов рукоделия, к тому же очень распространенный и любимый сегодня. В настоящее время вязание крючком и спицами относится к одному из видов декоративно-прикладного иск...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Волшебный клубочек"
АННОТАЦИЯк рабочей программеДополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа«Волшебный клубочек»Возраст, на который рассчитана программа – 10-13 летКоличество часов: всег...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...