Самообразование как залог успеха педагога
статья на тему

Бутуева Жанна Васильевна

Вне самообразования идея личностного и профессионального развития учителя неосуществима. Социологи утверждают, что перспективой развития общества является трансформация деятельности в самодеятельность, развития в саморазвитие, образования в самообразование. Под самообразованием понимается собственная активность человека в раскрытии и обогащении своих духовных потребностей, творчества, всего личного потенциала. Саморазвитие интегрирует деятельность субъекта, направленную на развитие способностей и индивидуальности, которая осуществляется добровольно, управляется самим человеком и необходима для совершенствования каких-либо качеств. Самообразование характеризуется, прежде всего, самостоятельностью и непрерывностью и выступает одним из важнейших условий реализации идеи непрерывного педагогического образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoobrazovanie_kak_zalog_uspeha_pedagoga.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация города Улан-Удэ

Комитет по образованию г. Улан-Удэ

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 44»

670000, ул. Новая 44, г. Улан-Удэ,33-35-44, 33-32-44

«Самообразование как залог успеха педагога»

Автор: Учитель математики Бутуева Жанна Васильевна

На сегодняшний день залогом профессионального успеха уже не могут служить полученные один раз в жизни знания. На первый план выходит способность людей ориентироваться в огромном информационном поле, умение самостоятельно находить решения и их успешно реализовывать.

Развитие образования делает сегодня все более актуальным решение проблемы профессионализма педагога, уровня его компетентности. Это обусловлено тем, что общество осознает необходимость качественного улучшения образования, его направленности на расширение возможностей личности. Эти ожидания в зависимости от общественных потребностей и новые возможности реализации личности, обуславливают необходимость создания эффективного механизма, позволяющего осуществить выявление конкретных профессиональных возможностей каждого учителя и перспектив его роста.

Меняющаяся ситуация в системе общего образования формирует и новые образовательные потребности педагогов. Она волнует любого учителя, сознательно стремящегося к повышению своей профессиональной компетенции, желающего быть способным и готовым к действиям в новых социокультурных условиях. В этом, очевидно, проявляется тенденция формирования нового образа педагога. Она связана с четким различием понятий о педагоге, как хорошо обученном специалисте, и учителе-профессионале, не только виртуозно владеющим педагогической технологией, но и способным к самооценке собственной деятельности.

Модернизация современного образования нацелена на построение и реализацию индивидуальной траектории человека на различных этапах его жизненного пути. Она невозможна без понимания учителя как активного субъекта, познающего и преобразующего себя в процессе педагогической деятельности, так как субъектность педагога становится перспективой развития ученика.

Вне самообразования идея личностного и профессионального развития учителя неосуществима. Социологи утверждают, что перспективой развития общества является трансформация деятельности в самодеятельность, развития в саморазвитие, образования в самообразование. Под самообразованием понимается собственная активность человека в раскрытии и обогащении своих духовных потребностей, творчества, всего личного потенциала. Саморазвитие интегрирует деятельность субъекта, направленную на развитие способностей и индивидуальности, которая осуществляется добровольно, управляется самим человеком и необходима для совершенствования каких-либо качеств. Самообразование характеризуется, прежде всего, самостоятельностью и непрерывностью и выступает одним из важнейших условий реализации идеи непрерывного педагогического образования.

Самообразование есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество предъявляет, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того чтобы учить, нужно знать больше, чем все остальные. Учитель должен учиться еще и потому, что в глазах его учеников каждый год меняются временные этапы представлений об окружающем мире.

В чем заключается суть процесса самообразования? Каковы же его источники? Все источники знаний делятся на: способствующие личностному росту, и источники, определяющие профессиональный рост педагога. Личностный рост – это интеграция деятельности субъекта, направленная на развитие характера, способностей и индивидуальности работника. Под профессиональным развитием понимается рост, становление, интеграция и реализация в педагогическом труде профессионально значимых качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, приводящих к новому способу деятельности. В целом – это динамичный и непрерывный процесс самопроектирования деятельности педагога.

Необходимо определить условия, при которых процесс самообразования будет проходить более эффективно:

- когда реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию;
- когда педагог владеет способами самоанализа педагогического опыта;

- когда педагог обладает способностью к рефлексии;

- когда педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству;
- когда осуществляет взаимосвязь личностного и профессионального развития.

Соединение личностных знаний и умений с профессиональными навыками – есть способ определения компетентности педагога, возможность и желание прогнозирования творчества и карьерного роста. К тому же без этих критериев учитель не может эффективно выстраивать процесс обучения и воспитания применительно к ученику.

Перечислим направления, в рамках которых, на наш взгляд, педагог должен заниматься самообразованием:

- профессиональное (теория преподавания предмета);
- психолого-педагогическое (индивидуальные особенности ученика);
- методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения);
- информационное (компьютерные технологии, интернет-ресурсы);
- коммуникативное (взаимодействие между субъектами образовательного процесса);
- личные компетентности (имидж, искусство общения, лидерские качества, педагогический такт);

Какова же область их приложения:

- посещение уроков коллег и участие в обмене опытом;
- периодический самоанализ профессиональной деятельности;
- постоянное совершенствование знаний в области классической и современной педагогики и психологии;
- повышение уровня эрудиции, правовой и общей культуры;

Поставим в конце списка многоточие, потому что креативный педагог дополнит его собственными направлениями. Это составляющие процесса самообразования, напрямую или косвенно способствующие профессионализму учителя. Формы самообразования можно условно разделить на две группы – индивидуальную и групповую. В индивидуальной форме инициатором является сам учитель, но руководитель методического объединения и структурный менеджер могут инициировать и стимулировать этот процесс.

Определим составляющие потребностей и мотивов, побуждающих педагога:

1. Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, родительскому собранию, общешкольному мероприятию у учителя возникает необходимость поиска и анализа информации.

2. Желание творчества. Творческий учитель не может из года в год, по одному и тому же сценарию, давать одни и те же уроки. Обязательно появится желание - большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.

3. Стремительный рост прогресса. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мироощущение, и очень часто, образ "не современного" учителя.

4. Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его хорошим или плохим работником. Плохим учителем быть обидно, хорошим – престижно.

5. Конкуренция. Не секрет, что многие родители приводят ребенка в школу к конкретному педагогу.

Без этого, добиться чего-то невозможно. Каждая деятельность бессмысленна, если в результате ее не создается новый продукт или нет других достижений. Поэтому в личном плане педагога обязательно должен быть список результатов, достигнутых за определенный срок.

Каковы могут быть результаты самообразования:

- повышение качества преподавания предмета, по которому будет определяться эффективность обучения учащихся;
- разработка новых форм, методов, приемов обучения;
- выработка методических рекомендаций по применению педагогических технологий;
- разработка и проведение открытых уроков;
- создание комплектов педагогических разработок;
- обобщение опыта по исследуемой теме;

Научить творчеству нельзя. Саморазвитие – признак профессионала высокого класса.

Самообразование становится источником профессионального роста учителя лишь в той мере, в какой оно является объектом самоанализа и активного осмысления состояния и действий индивида. Современную школу создает учитель творческого типа, способный к реализации своих потенциальных возможностей, приоритетом которого является внутренняя, содержательная мотивация. Самообразование, и как следствие, профессиональный рост педагога становятся основой для эффективного педагогического труда и помогает значительно повысить качество образования в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание творческого пространства - залог успеха современной школы

В статье раскрываются  формы работы с одарёнными детьми, создание творческого пространства для подрастающего поколения....

Эффективность урока – залог успеха учителя и ученика

Презентация к выступлению: "Эффективность урока – залог успеха учителя и ученика"....

Доклад на тему "Качественное образование - залог успеха школы"

Размышления на тему "Как же повысить качество образования?" Содержит мониторинг качества образования по классам за 1 и 2 четврти....

ТВОРЧЕСКИЙ СОЮЗ ВСЕХ ИНСТИТУТОВ ВОСПИТАНИЯ – ЗАЛОГ УСПЕХА.

Характерной чертой сельского образа жизни является воспитание детей всем миром, то есть забота о развитии ребенка лежит на плечах не только отдельных жителей деревни, будь то родители, родственн...

Программа классных часов "Дружный класс - залог успеха"

Программа классных часов для учащихся 7-8 классов, направлена на повышение сплоченности, воспитание толерантности, улучшение социально-психологического климата, формирование позитивных груп...

Статья "Диагностика как залог успеха педагога"

В статье раскрывается важнейшая роль диагностики длс современных педагогов....