Методическая разработка занятия "Свойсва бумаги и картона"
план-конспект на тему
Цель данного занятия: дать представление о видах бумаги, картона, их свойствах, истории возникновения и способах производства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_zanyatiya_svoystva_bumagi_i_kartona.docx | 243.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Шарангский Дом детского творчества
Вводное занятие в раздел «Чудеса из бумаги»
Тема занятия: «Изучение свойств бумаги и картона»
Составила: Пестова Н.Л.
Педагог дополнительного
образования
р.п.Шаранга
2010
Тема занятия: Изучение свойств бумаги и картона.
Средства обучения: дидактический материал (« Коллекция бумаги», «Свойства бумаги и картона»), раздаточный материал заготовки для поделки, порядок изготовления поделки «лягушонок», компьютерная презентация.
Инструменты и материалы: Цветная бумага, цветной картон, ножницы, простые карандаши, клей, кисточки для клея, образцы бумаги.
Технические средства: мультимедиа проектор.
Тип учебного занятия: сообщение новых знаний
Цель занятия: дать представление о видах бумаги, картона их свойствах, истории возникновения и способах производства.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с историей бумаги;
- дать преставление о видах бумаги;
- сравнить свойства бумаги и картона;
- научить детей делать поделки из бумаги и картона.
- Развивающие:
- развивать любознательность;
- развивать навыки самостоятельной работы;
- Воспитательные:
- воспитывать аккуратность и любовь к труду;
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Методы обучения: - словесный (рассказ, объяснение, обобщение, разъяснение)
- видео метод (просмотр фильма)
- практический метод (выполнение эскиза)
Форма организации занятия: урок
Хронометраж занятия: 45 минут
Содержание занятия
Название этапа Цели этапа | Деятельность педагога | Деятельность детей | Материалы и инструменты | Результаты этапа |
1.Организационный этап (1 мин.) Приветствие детей. Цель: -Психологический настрой учащихся на предстоящее занятие; -обеспечение рабочей атмосферы занятия. | Здравствуйте, ребята! Не удивляйтесь! Сегодня мы с вами сотрудники научной лаборатории. Нам предстоит исследовать обычный на первый взгляд материал – это бумага. | Дети приветствуют педагога Слушают педагога, изучают предметы | -взаимное приветствие педагога и учащихся. -организация внимания. | |
-сообщение темы и цели занятия. Скоординировать внимание учащихся для изучения нового материала. | Цель нашего занятия сегодня собрать исторические сведения о бумаге, создать коллекцию видов бумаги и самое главное исследовать свойства бумаги и картона. | Настраиваются на восприятие нового материала | ||
2. Основной этап -изучение нового материала (5 + 3 мин) Цели: познакомить детей с историей возникновения бумаги, видами бумаги. | И так, давайте отправимся в телепутешествие. Включаю презентацию «История бумаги» - Кто запомнил, где и когда была создана бумага? - На чем писали до появления бумаги? В разных сферах нашей жизни используются разные виды бумаги. - Назовите, какие виды бумаги вы знаете? Давайте создадим свою коллекцию бумаги. У нас уже заготовлен плакат с названиями видов бумаги, а вы должны приклеить образцы бумаги. Практическая работа Молодцы, наша коллекция бумаги готова. Давайте еще раз повторим, какие бывают виды бумаги. | Просмотр компьютерной презентации. - Китай, 105 год нашей эры. -Камень, глиняные таблички,береста, папирус, пергамент Отвечают на вопрос. Оформляют плакат «Виды бумаги» Перечисляют виды бумаги по плакату. | Мультимедиа установка | Зрительно воспринимают новый материал |
Опытная деятельность Цель: сравнить свойства картона и бумаги. | Ребята, скажите, картон - это бумага? Правильно. Картон можно назвать толстой бумагой. (Принято считать, что если масса листа меньше чем 250 г на 1 м2 , то это бумага, если больше чем 250 г на 1 м2 , то это картон.) Бумага и картон обладают определенными свойствами. - Наша задача - сравнить свойства бумаги и картона. Для этого мы проведем опыты. Подойдите все к лабораторному столу, наденьте защитные шапочки. Разделитесь на пары. Каждая пара получит таблицу, в которой будет отмечать свойства бумаги и картона. 1 ОПЫТ: от листа бумаги оторвите узкую полоску. С помощью лупы внимательно рассмотрите края разрыва. -Какие получились края? (мохнатые, ворсистые –это волокна) -Можно сказать, что бумага имеет волокнистое строение? (да) Отметьте в таблице знаком +. То же проделайте с картоном. -Какой можно сделать вывод? (картон тоже имеет волокнистое строение) Отметьте в таблице. 2 ОПЫТ: И ЕЩЕ ОДНО СВОЙСТВО – водопроницаемость – какой материал быстрее намокает. 3 ОПЫТ: Сравните бумагу и картон по толщине. Какой материал имеет большую толщину? Отметьте в таблице. 4 ОПЫТ: В следующем опыте нам нужно определить, какой материал легче смять. Попробуйте смять бумагу. Легко мнется? Да, легко. Поставьте в таблице знак +. Сейчас проверьте картон. Легко мнется? Трудно, ставим знак -. 5 ОПЫТ: ИССЛЕДУЙТЕ, КАКОЙ МАТЕРИАЛ ДАЕТ РОВНЫЙ ПЛОСКИЙ СГИБ? Правильно, бумага. Как получить ровный сгиб на картоне? По линейке слегка надавливая прочертить ножницами. 6 ОПЫТ: Какой материал можно склеить клеем? 7 ОПЫТ: Легко резать сразу несколько слоев? | Слушают педагога и проводят опыты с бумагой и картоном Проводит каждый Каждый каждый каждый каждый каждый 2 ученика: один картон, второй-бумагу | Наглядный материал «Этапы составления эскиза для ложки» | |
Закрепление пройденного материала Цель: закрепить знание свойств бумаги и картона | Давайте сделаем выводы по всем опытам.
| Дети еще раз проговаривают свойства бумаги и картона | таблички | Повторение знаний полученных на занятии |
Практическая работа Цель: отработать навык составления эскиза для ложки | Возвращаемся за парты и сейчас нам предстоит сделать практическую работу – вот такого забавного лягушонка. Когда вы будете делать поделку подумайте над тем, какие свойства бумаги и картона были использованы. Внимательно рассмотрите игрушку-лягушонка. - Из каких деталей он состоит? (туловище, лапы) - Какой материал лучше использовать для изготовления туловища и лапок? (картон) - Почему картон? (Он плотный, держит форму). - Какой инструмент потребуется для изготовления лягушонка? (ножницы) Давайте вспомним правила работы с ножницами.
Как нужно работать с клеем?
Возьмите файлы с заготовками, найдите лист, на котором изложен порядок работы. - Что мы делаем сначала? (вырезаем туловище, лапки) - Затем? (приклеиваем брюшко предварительно сминая его, рисуем глаза, рот маркером) - Чтобы сделать лапки лягушонка, переплетаем полоски бумаги, как показано на схеме. - Собираем лягушонка. Практическая работа | Проговаривают порядок работы над изделием Рассматривают порядок работы Изготовление поделки лягушонок | Заготовки для поделки, ножницы, клей, кисточка для клея. | Реализация полученных знаний в процессе практического занятия |
Заключительный этап Подведение итога. Рефлексия. Цель: воспитание объективной самооценки и развитие речи | Молодцы, ребята, у вас получились веселые и забавные лягушата. А как их можно использовать? (магниты на холодильник, украшение в цветок, сделать панно с лилией и прикрепить лягушонка. А сейчас ответьте на вопрос, который я задала вам перед началом работы: Какие свойства бумаги и картона мы применили в этой поделке? (Картон толстый, держит форму, бумага легко сгибается, мнется, картон и бумагу можно клеить) Молодцы! Наше занятие подошло к концу. Приберем рабочее место. Ребята у меня на столе лежат листики трех цветов, ели вам занятие понравилось, приклейте листочек зеленого цвета, если не понравилось красного, а если вы остались равнодушны – желтый. Жду Вас на следующее занятие. | Рассказывают о своей работе, дают самооценку своей работе. Отвечают на вопросы. Проговаривают пройденный материал | Объективная самооценка |
Используемая литература
- Выгонов В.В. Оригами.- М.: Издательский Дом МСП, 2005.- 128 с.
- Выгонов В.В. Трехмерное оригами – М.: Издательский Дом МСП, 2005.- 128 с.
- Гомозова Ю.Б. Калейдоскоп чудесных ремесел. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1998.-208 с.
- Колесник С.В. Азбука мастерства. 3 класс. – Саратов: Лицей, 2004. – 64 с.
- Лыкова И. А. Неужели из бумаги? Учебно-методическое пособие. – Смоленск: ООО «Карапуз –дидактика», 2006.
- Столярова С.В. Я машину смастерю – папе с мамой подарю. Моделирование автомобилей из бумаги и картона.- Ярославль: Академия развития, 2000.-112 с.
Интернет-сайты
1. pedsovet.su
2. festival.1september.ru
Порядок работы над изделием
1.
2. Приклеить брюшко, нарисовать маркером глаза, рот.
3. Сложить полоски «пружинкой».
4. Собрать поделку.
Свойства бумаги и картона
№ | Свойства | Бумага | Картон |
1. | Имеет волокнистое строение | ||
2. | При намокании деформируется (водопроницаемость) | ||
3. | Имеет большую толщину | ||
4. | Легко мнется | ||
5. | Дает ровный плоский сгиб | ||
6. | Можно клеить клеем | ||
7. | Легко резать сразу несколько слоев |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Бумага и картон".
Урок для уч-ся 5 классов по разделу "Ремонтно-строительные работы". Первый урок в этом разделе. Способствует формированию знаний об истории, составе и производстве бумаги, развитию кругозора, зн...
Урок по трудовому обучению. Тема: "Изготовление закладки из бумаги и картона". 2 класс.
Урок направлен на коррекцию недостатков мыслительной деятельности (ориентировка в задании, планирование хода работы над изделием, определение приёмов работы и инструментов, необходимых для их выполнен...
Презентация к мастер-класс "Традиции воспитания из прошлого". Народные игрушки и игрушки сделанной из бумаги и картона.
Народные игрушки народными мастерами. Игрушки-самоделки своими руками, принесут ребенку удовольствие и пользу....
Методическая разработка "Королевство бумаги"
Тема: “Королевство бумаги”Программное содержание: Цель: Изучение видов и свойств бумаги.Образовательные задачи: Знакомить с различными видами бумаги. Дать представление о свойствах и качествах бумаги....
Внеклассное занятие. Работа с бумагой и картоном.
Это разработка занятия по торцеванию с прилагающейся к нему презентацией и технологической картой по изготовлению цветов....
Ручной труд: Работа с бумагой и картоном: Записная книжка «Медвежонок» (урок).
Конспект урока по ручному труду в 3-м классе: Изучение нового материала, повторение и закрепление имеющихся знаний учащихся....
Методическая разработка "Хозяюшка бумага в декоративно - прикладном искусстве"
Краткая история изготовления бумаги. Технология изготовления. Необходимые материалы и инструменты. Фото изготовления изделий из бумаги....