пояснительная записка к программе "Рисуем витраж"
рабочая программа на тему
«Витраж – это прозрачная перегородка между
моим сердцем и сердцевиной мироздания».
Марк Шагал
Программа разработана на основе ст. 12, п: 4 Федерального закона «Об образовании в Российской федерации» № 273-ФЭ; письма от 11.12.2006 года №06-1844 «Требования к содержанию и оформлению программ дополнительного образования детей».
Программа «Витраж» художественной направленности, адаптированная, составленная на основе программ Министерства культуры Российской Федерации и научно-методического центра по художественному образованию, примерной программы для детских художественных школ и изобразительных отделений детских школ искусств «ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ», Москва, 2004.адаптирована для детей и подростков в возрасте 8-14 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_k_vitrazhu.docx | 28.08 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Витраж – это прозрачная перегородка между
моим сердцем и сердцевиной мироздания».
Марк Шагал
Программа разработана на основе ст. 12, п: 4 Федерального закона «Об образовании в Российской федерации» № 273-ФЭ; письма от 11.12.2006 года №06-1844 «Требования к содержанию и оформлению программ дополнительного образования детей».
Программа «Витраж» художественной направленности, адаптированная, составленная на основе программ Министерства культуры Российской Федерации и научно-методического центра по художественному образованию, примерной программы для детских художественных школ и изобразительных отделений детских школ искусств «ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ», Москва, 2004.адаптирована для детей и подростков в возрасте 8-14 лет.
Развитие современного общества, многомерное и стремительное, вносит свои коррективы во все сферы жизнедеятельности человека. Быстроменяющиеся информационные технологии, глобальные открытия в области науки и техники стимулируют человека к постоянному совершенствованию, непрерывному образованию на протяжении всей жизни. От этого зависит успешность человека в современном обществе, его социальная и профессиональная востребованность. Возрастает значение ранней допрофессиональной подготовки учащихся, потребность в таком виде образования. Причем, общество предъявляет допрофессиональному образованию высокие требования. Сегодня важно не просто воспитать у подрастающего поколения любовь и уважение к труду, а способствовать развитию такого качества, как «профессиональная мобильность», предполагающего адаптированность, гибкость личности в профессиональной сфере.
Новизна краткосрочной образовательной программы «Витраж» является корпоративной и обусловлена тем, что данный вид деятельности (создание витражей) является новым для МАУ ДО «ЦРТДЮ» ПГТ. ЧЕРНОМОРСКОГО.
К тому же впервые основной идеей образовательной программы является создание наиболее эффективных условий для допрофесииональной подготовки обучающихся. Таких условий, которые позволят учащимся расширить спектр осваиваемых программ дополнительного образования с целью дальнейшего профессионального самоопределения.
Актуальность данной краткосрочной образовательной программы обусловлена изменениями, происходящими как в социально-экономическом развитии страны в целом, так и в системе российского образования в частности.
С начала 90 годов в российской школе стали укрепляться новые тенденции. Ориентация на более или менее механическое усвоение набора знаний и навыков сменилась ориентацией на развитие личности, сознания, деятельности ученика при помощи учебного материала. Линия на воспроизведение материала все больше вытесняется линией на воспитание творчества, активное участие ученика в процессе учения. Место унифицированных программ, учебников и методик заняла вариативность. В образовании утвердились понятия непрерывности и преемственности разных ступеней образования.
Педагогическая целесообразность: в нашей стране, отличающейся консервативностью, реализация новых требований в допрофессиональном образовании идет достаточно сложно. По- прежнему высок уровень безработицы среди молодежи. Главные причины трудностей в адаптации к рынку труда – отсутствие опыта практической деятельности, слабая профессиональная информированность.
Несмотря на исследованность и имеющийся опыт, допрофессиональная подготовка учащихся в школах, в учреждениях дополнительного образования остается недостаточно исследованной. Если о создании профильных классов в школе имеется обобщенный опыт и исследования, то возможность использования учреждений дополнительного образования как допрофессиональной платформы для учащихся исследована недостаточно, возможностей же допрофессионального образования в системе дополнительного гораздо больше, чем у школы. Дополнительное образование изначально по своей сути ориентировано дать школьнику ту базу знаний, умений, навыков, которой нет в школьной программе.
Цель данной программы – создание дополнительных пространств для самореализации личности во внеурочное время и эффективной допрофессиональной подготовки обучающихся через создание витражей.
Задачи, которые предстоит решить в ходе реализации программы:
Образовательные:
- Найти эффективные формы образовательной деятельности, способствующие максимальному раскрытию индивидуальных возможностей, способностей и дарований личности, готовой адекватно воспринимать реальную действительность и взаимодействовать с ней.
- Отобрать и применить в процессе обучения современные технологии.
- Формировать у учащихся устойчивую ориентацию на трудовой образ жизни, готовностъ к труду,
- Профессиональное самоопределение учащихся
- Повышение компетентности детей и подростков в области искусства.
- Установление взаимосвязи между теоретическим материалом и практической деятельностью;
- Овладение навыками замысливания образа (умение придумывать содержание образа, способы его воплощения и наглядное представление будущего рисунка);
- Ознакомление с приемами, способами работы в технике витража;
- Формирование умений, навыков для работы в технике витража.
Воспитательные:
- Воспитание общей трудовой культуры,
- Воспитание культуры восприятия произведений изобразительного искусства;
Развивающие:
- Развитие художественного вкуса учащихся, их интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты;
- Развитие художественно – творческих способностей учащихся, навыков наблюдательности, образного мышления, фантазии, зрительно – образной памяти, эмоционально – эстетического восприятия действительности;
- Побуждение к созданию разнообразных и относительно неповторимых, оригинальных замыслов.
Основные принципы программы:
- Программа разработана как целостная система введения в художественную культуру
- Принцип «от жизни через искусство к жизни»
- Принцип целостности и неспешности и освоения материала.
- Принцип единства восприятия и созидания.
- Проживание как форма обучения и форма освоения художественного опыта условие постижения искусства.
Отличительные особенности данной программы:
Витражная живопись рассматривается в данной программе, как новый вид росписи по стеклу. Полученными произведениями можно легко украсить любые стеклянные, зеркальные поверхности, фотоальбомы и фоторамки, изготовить поздравительные открытки, составить оконные коллажи. Мобильность изготовленных экспонатов позволит оформлять любые выставки, в том числе и выездные. Учащимся очень нравится выполнять данный вид работ за яркость и быстроту, возможность украсить свой дом. Данный вид росписи из года в год будет усложняться по принципу: от простого к совершенному.
Знакомясь на занятиях с материалами, техникой и способами росписи, ребята приобретают навыки цветового, пластического изображения предметов, овладевают умениями образно, творчески вырабатывать свои впечатления, получаемые при знакомстве с окружающим миром, во время рассматривания картин, иллюстраций, произведений декоративно-прикладного искусства.
Процесс росписи состоит из целого ряда последовательно выполняемых действий, требующих от детей достаточной сосредоточенности, настойчивости, выдержки, аккуратности, самостоятельности. У детей формируется культура труда, прививается художественный вкус. Данным видом деятельности могут заниматься дети с разной художественной подготовкой.
Условия реализации программы:
По содержательной направленности программа относится к художественной направленности. Возраст обучающихся 8-14 лет. Занятия проходят в группе 12 человек.
Программа рассчитана на 1 год по 2 часа в неделю в количестве 64 часа
Условно в программе можно выделить несколько блоков:
№ | Раздел | Кол-во часов | ||
теория | практика | всего | ||
1. | Беседы: - по технике безопасности - об искусстве и его видах | 1 2 | - - | 1 2 |
2. | Работа с натуры | - | 2 | 2 |
3. | Работа по наблюдению, памяти, тематическая композиция | - | 14 | 14 |
4. | Декоративная работа. Роспись изделий. | - | 52 | 52 |
5. | Выставка. Итоговая беседа. | 1 | - | 1 |
Всего: | 4 | 68 | 72 |
Условия набора: в объединение принимаются учащиеся по желанию, без ограничений.
Формы и методы организации обучающей, развивающей и воспитательной деятельности учащихся: (индивидуальные, групповые и массовые)
- самостоятельная творческая работа,
- работа по образцу,
- работа по алгоритму,
- работа по памяти,
- работа по устным инструкциям,
- работа в творческой тетради,
- контрольно-творческие задания,
- конкурсы, соревнования, тренинги,
- учебные игры, упражнения,
- интегрированные занятия,
- мастер-класс (презентация, защита проекта, театрализованное представление),
- выставки.
Планируемый результат
Учащиеся должны знать:
Основные виды и жанры изобразительного искусства;
Основы изобразительной грамоты – цвет, тон, колорит, пропорция, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция;
Основные этапы развития и историю витражного искусства, его виды, стили, типы;
Выдающихся представителей русского и зарубежного искусства, работающих в технике витраж и их произведения;
Технику создания витража и работы витражными красками;
Особенности образного языка искусства витража;
Значение и роль витражного искусства в мировой культуре.
Учащиеся должны уметь:
Различать виды и жанры изобразительного искусства;
Определять средства выразительности – линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция;
Анализировать содержание, образный язык произведений витражного искусства;
Ориентироваться в основных явлениях витражного искусства и узнавать произведения этого искусства;
Применять художественные материалы – витражные краски и изобразительные средства выразительности в своей творческой деятельности;
Выполнять работу в технике «витраж» по собственному замыслу, воображению и эскизу;
Владеть навыками витражной техники и показывать их в своей работе;
Строить тематическую композицию;
Оформлять выставки своих работ.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания, умения и навыки в практической деятельности и повседневной жизни для:
Восприятия и оценки произведений витражного искусства;
Самостоятельной творческой деятельности и создания собственных художественных работ.
Проблемно-ориентированный анализ параметров развитости у учащихся на начало и конец учебного года:
- Способность работать руками под контролем сознания:
- развитость мелкой моторики рук,
- развитость творческих способностей,
- элементарные знания у детей об окружающем мире,
- способности-потребности.
2. Анализ итоговой диагностики.
3. Планирование задач на год. Прогностическая деятельность на следующий учебный год.
Способы проверки ожидаемых результатов:
- тестирование в начале учебного года,
- контрольно-творческие задания,
- игры и упражнения,
- соревнования и конкурсы,
- выставки и праздники.
Практическая реализация программы:
1. Участие в творческих конкурсах
2. Проведение тематических выставок членами кружка
3. Участие в районной выставке декоративно-прикладного творчества
Материально-технические условия:
Акриловые краски для росписи по стеклу и керамике, витражные краски, контуры для стекла и керамики («DECOLA», краски для декоративно-прикладного творчества, завод художественных красок «Невская палитра»).
Изделия для росписи из стекла и керамики (деревянные, пластиковые рамки со стеклом для фото 10x15 или больше, керамические или стеклянные тарелки, блюдца, керамические или стеклянные вазы, графины, бутылки, банки, подсвечники красивой, необычной формы).
Тонкие фломастеры для переноса эскиза на стекло или керамику.
Кисти беличьи или колонковые №1-2, №3-4, №5-6.
Акварель или гуашь для эскизов.
Палитра.
Скотч шириной 1-1,5 см для крепежа стекла (крепить скотч крест-накрест маленькими кусочками, чтобы эскиз оставался неподвижным под стеклом), канцелярские ножницы.
Тряпочка для кистей и пальцев (кисть должна быть сухой перед набором краски).
Трафареты цветов, растений, животных, птиц, бабочек, всевозможных других изображений (трафареты пластиковые, бумажные, пластмассовые).
Методическое обеспечение:
1. Альбомы с рисунками
2. Презентация «Витражное искусство»
3. Шаблоны и трафареты
4. Интернет экскурсии «Творчество художника»
Содержание программы
Беседы по технике безопасности
знакомство с группой и режимом занятий;
инструктаж по технике безопасности, противопожарной безопасности, правилам дорожного движения, правилам техники безопасности в чрезвычайных ситуациях;
правила поведения в школе (на уроке, на перемене), дома, в гостях, на улице, на экскурсии.
2. Работа с натуры
Изображение растительных форм (живые и засушенные листья, цветы, ветки). Натюрморт, состоящий из 2-3 предметов. Выполнение линейных рисунков трав, травяных соцветий, цветов.
3. Работа по наблюдению, памяти, тематическая композиция
Работа по памяти на тему «натюрморт из фруктов». Роспись стеклянного бокала на тему «Новый год» акриловыми красками по стеклу. Роспись тарелки на тему русской сказки акриловыми красками по стеклу. Самостоятельный эскиз на любую тему для росписи по стеклу и керамике на изделии любой формы.
Декоративная работа. Роспись изделий
Декоративная композиция из растительных элементов в прямоугольнике. Роспись на тему «Фрукты» акриловыми красками по стеклу и керамике. Роспись стеклянного бокала на тему «Новый год» акриловыми красками по стеклу и керамике, тарелки на тему «Ёлочный шарик».
Роспись тарелки на тему русской сказки акриловыми красками по стеклу и керамике. Роспись в прямоугольнике витражными красками внутри контуров на стекле на тему: «Весенние цветы». Перенос эскиза на изделие на свободную тему, при необходимости – обводка контуром по стеклу и керамике. Работа в цвете над изделием на свободную тему акриловыми красками по стеклу и керамике или витражными красками.
5. Беседы об искусстве
Беседа об искусстве и его видах. Декоративное искусство. Что мы будем делать на занятиях кружка. Принадлежности и материалы. Беседа о свойствах цвета. Цвет в произведениях декоративно - прикладного искусства. Беседа об искусстве. Выразительные свойства линии. Ритм линий.
6. Итоговая беседа
Просмотр работ за учебный год. Подведение итогов выставки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к программе по патриотическому воспитанию.
В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили...
Пояснительная записка к программе по обслуживающему труду для учащихся 7 классов ССД
Данная программа составлена с учетом особенностей обучения детей со сложной структурой дефекта...
Пояснительная записка
Программа по русскому языку для 9, 10 классов...
Презентация Healthy living guide.Пояснительная записка. Конспект урока.Тесты по теме урока
1.Презентация «HealthyLivingGuide» («Путеводитель по здоровому образу жизни») составлен по основам УМК для 9 класса, автор Кузовлев В.П, Лапа Н.М., Перегудова Э.Ш. и др. – М.,Просвещение . Матер...
Пояснительная записка и рабочая программа. Русский язык. 5 класс
Рабочая программа по русскомй языку по учебнику М.М. Разумовской с элементами углубления....
Образовательная программа. ВСТК «Сибиряк». Образовательная программа. Пояснительная записка ВСТК «Сибиряк». Образовательная программа. Пояснительная записка ВСТК «Сибиряк».
Образовательная программа. ВСТК«Сибиряк»....
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....