Концепции мультикультурного образования в России.
статья по теме

Рыжова Елена Геннадьевна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kontseptsii_multkulturnogo_obrazovaniya_v_rossii.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья, опубликованная по результатам международной научно-практической конференции в г. Махачкале в 2010-2011учебном году году..

Концепции мульткультурного образования в России.

Современное российское общество в силу своей полиэтничности, многоязычия и поликультурности выдвигает перед педагогической наукой и системой образования целый комплекс теоретических и практических проблем, связанных с решением задачи консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этнонациональной напряженности. Проблема воспитания детей и молодежи к жизнедеятельности в многонациональной среде является весьма актуальной, занимает приоритетное положение в развитии современного образования.                           В Концепции национальной образовательной политики Российской Федерации сказано, что образовательное учреждение, будучи транслятором языков и культур, объективно должно выступать консолидирующим, более того, системообразующим фактором как для собственного этноса, так и для всего полиэтнического сообщества в целом.

Научно-теоретическое осмысление проблемы развития образовательного пространства в многонациональном обществе определяется рядом факторов: процессами, которые происходят в мировом сообществе и обусловлены изменением его социально-экономических ориентации; обострением внимания к этнической специфике и модернизацией, происходящей в самом образовании.

Одна из главнейших функций образовательной системы -культуросозидательная, смысл которой состоит в сохранении, передаче, воспроизводстве и развитии культуры средствами образования. Для ее реализации необходимы ориентация образования на воспитание человека культуры и интеграция образования в культуру, а культуры в образование.

В философии образования происходит смена ведущих концепций, и благодаря плюрализму позиций вырабатываются разнообразные подходы, как в самой педагогике, так и в функционировании образовательных систем. Такая эволюция совершается на основе переосмысления накопленного культурного опыта. При этом культура создает почву для развития и интеграции многообразия, вариативности, качественного своеобразия всех своих элементов, а образование дает учащимся понимание этих процессов. Существуют различные подходы плюрализации образования, одим из которых, является мультикультурный подход.

Образование, являясь способом трансляции культуры, способствует интеграции национальных культур в мировую коалицию, в рамках которой каждая культура, преодолевая свойственный ей в той или иной мере изоляционизм, становится неотъемлемым компонентом культурного развития других обществ. Рост потребности в расширении отечественного мультикулыурного образования совпадает с аналогичными мировым образовательным процессом.

Основной идеей поликультурного образования является отражение существования множества различных культур и субкультур региона.

Основной идеей межкультурного образования является международный и межнациональный контекст, соотнесенность и взаимосвязь различных культурных сред в сферах образования, управления образованием. Полиэтническое образование включает в себя изучение различных этнических культур, (в частности, изучение этнической принадлежности и когнитивных стилей) с целью повышения качества образования.

Под мультикультурным понимают образование, направленное на сохранение и развитие всего многообразия культурных ценностей, норм, образцов и форм деятельности, существующих в данном обществе и на передачу этого наследия молодому поколению.

Основной идеей мультикультурного образования является принцип диалога и взаимодействия разнообразных культур (в историческом и современном контексте, поэтому оно является более емким понятием, чем поликультурное и межкультурное образование).

Список используемой литературы

1. Балицкая И. В. Мульткультурное образование в многонациональных странах. – Москва, 2008 г.

2. Джуринский А. Н. Воспитание в многонациональной школе. – Москва, 2007 г.

3. Дмитриев Г. Д. Многокультурное образование. – Москва, 1999 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование ключевых компетентностей по биологии в соответствии с концепцией модернизации образования".

Статья содержит основные направления и рекомендации по реализации деятельностного подхода в преподавании биологии. В свете современных преобразований и модернизации образования в основной и средней шк...

мастер-класс "Инновационные технологии обучения в современной концепции иноязычного образования"

Мастер-класс делает обзор ведущих образовательных технологий и содержит методический тренинг с учителями...

Концепция экологического образования школы "Эврика-Развитие"

материал семинара "Опыт реализации экологического образования и воспитания школьников"...

«Обновление содержания математического образования в условиях реализации Концепции математического образования»

Выступление на РМО учителей математики «Обновление содержания математического образования в условиях реализации Концепции математического образования»...

Дворец творчества детей и молодежи Ростова-на-Дону в истории развития дополнительного образования в России. (100-летию системы дополнительного образования в России посвящается)

В 2017 году исполнится 81 год одному их самых знаковых учреждений города Ростова-на-Дону - Дворцу творчества детей и молодежи, правопреемнику Дворца пионеров, дипломанту Всероссийского конкурса учрежд...

Доклад «Модернизация технологий и содержания образования с учетом Концепции математического образования»

Мир меняется.  Вместе с миром меняется и сфера образования: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет. Основные задачи...