План-конспект занятия
план-конспект на тему
План-конспект занятия по рабочей программе "Нродные промыслы", которая является блоком программы "Фольклорная школа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_zanyatiya.docx | 23.86 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект
занятия по рабочей программе «Народные промыслы»
(блок программы «Фольклорная школа»)
Разработчик: Письменная И.В., методист музыкального отдела
Тема: «Матрёшка».
Цель занятия: Знакомство с историей возникновения игрушки; эскиз своей матрёшки, работа в цвете.
Задачи занятия:
Достижение предметных планируемых результатов:
- уметь различать матрёшки - Полхов-Майданскую, Семёновскую, Сергиев-Посадскую (Загорскую);
- изучить элементы росписи матрёшек.
Достижение метапредметных планируемых результатов:
- развитие художественно-образного воображения; чувство формы, цвета, пропорций;
- развитие художественной памяти.
Достижение личностных планируемых результатов:
- формирование основ художественной культуры;
- формирование навыков самостоятельной работы.
Оборудование и материалы для педагога: ноутбук, мультимедийное оборудование, презентация-беседа (демонстрация слайдов с иллюстрациями для объяснения нового материала), презентация-задание (элементы росписи, алгоритм поэтапного выполнения задания); для обучающихся: альбомный лист с контуром матрёшки, кисти, краски (гуашь), клеёнка, непроливайки с водой, ластик, карандаш.
Продукт занятия: упражнение - выполнение росписи матрёшек.
Ход занятия
- Организационный момент.
Готовность обучающихся к занятию. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности.
- Основная часть.
2.1 Тему нашего занятия вы определите сами. Я прочитаю стихотворение, а вы скажите, о ком мы сегодня будем говорить:
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может – три, а может – шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская… (матрёшка).
(ответы детей)
Правильно, конечно это русская народная игрушка – матрёшка и мы будем говорить о ней. Наша родина издревле славилась своими мастерами, умеющими превращать природные материалы настоящие шедевры искусства, а те места, где живут эти мастера, называют центрами народных промыслов. Послушайте историю матрёшки. Однажды в конце 19 века русский токарь-умелец выточил куклу женской формы, внутри которой располагались ещё семь кукол меньшего размера. Художник Сергей Васильевич Малютин расписал их. Одел деревянных кукол в русские сарафаны, передники, на голову повязал яркие платочки. Большую фигурку - нарисовал с чёрным петухом, затем девочку с серпом, девочку с караваем, братца с сестрицей и ещё двух девочек. Нарисовал им красивые глазки, румяные щёчки и назвал красивым русским именем Матрёна, а ласково Матрёшка. Так и стали называть эти игрушки матрёшками. В 1900 году матрёшку отвезли на Всемирную выставку в Париж, где её высоко оценили специалисты. Такие игрушки изготавливают и любят в нашей стране, поэтому их называют символом России. Вам, нравятся они? (ответы детей). Первые матрёшки появились в Серигиевом-Посаде, который после переименовали в Загорск. Наиболее известные матрёшки – это Загорская (Сергиев-Посадская), Полхов-Майданская и Семёновская.
Сегодня наши гостьи Сергиев-Посадская, Полхов-Майданская и Семёновская матрёшки.
Презентация.
Слайд 1.
Педагог: на Сергиев-Посадской матрёшке чётко обозначены силуэты платка, кофты, сарафана. Платок и край передника скромно украшает декоративная роспись. У Сергиев-Посадских матрёшек есть родные сестрички, их изготавливают на фабриках других городов и расписывают по-разному. Одни матрёшки в ярких сарафанах, иные в зимних шубах. Одни фигурки расписаны цветами и ягодами, другие – в руках букеты держат.
Слайд 2.
Педагог: Полхов-Майданская матрёшка не имеет характерных для других матрёшек деталей – рук, сарафана, кофты. Она неизменно расцвечена веткой с алыми цветами, а лицо обрамляют «кудри». В старину, в Полхов-Майдане женщины убирали волосы под кокошник, девицы прятали косы под ленты, а в головной убор втыкали «кудри». Мастерицы перенесли это в роспись матрёшки.
Слайд 3.
Педагог: Семёновская матрёшка отличается от Сергиев-Посадской большим букетом цветов. Букет занимает весь передник, край платка украшает цепь небольших бутонов. В манере росписи заметно влияние хохломской росписи, так как центр хохломы находится в этом же городе – Семёнове.
Слайд 4
Педагог: русская матрёшка стала символом изобилия, плодородия и многодетности. Мать, дочь, внучка и внук, и так далее… Традиционное количество вкладок не случайно – их семь. Семь – число полноты и символ семьи: «СемьЯ».
Вопросы на закрепление изученного материала:
- чем вам нравится матрёшка?
- что означает матрёшка?
- какие черты русской красавицы отражены в матрёшке?
- где расположен букет у семёновской матрёшки?
- какие цвета использовали для росписи семёновской матрёшки?
- как украшены полхов-майданские матрёшки?
2.2 Практическая часть.
- Ещё раз рассмотрите матрёшек, которые показаны на слайде. Они вам нравятся. Чем?
- Мы с вами рассмотрели несколько видов матрёшек, какая из них вам понравилась больше всех? Почему?
Презентация (элементы росписи, алгоритм выполнения поэтапного задания)
Слайд 1.
Педагог: посмотрите, здесь показаны элементы узоров, которые использовали мастера при росписи. Они отличались друг от друга в зависимости от местности, откуда матрёшка пришла.
Слайд 2.
Педагог: посмотрите, как выполняется роспись матрёшки в цвете:
- роспись лица.
- цветовое решение в одежде.
- декорирование одежды.
2.3 Игра-физкультминутка.
«Матрёшка»
Текст | Описание движений |
Вот матрёшка потянулась. Раз – нагнулась, Два – нагнулась. Посмотрела влево, вправо, На носочки резво встала. Покачалась, покружилась И опять остановилась. | Движения выполняются по содержанию текста. Руки развести. Поворот вправо-влево. Руки вверх. Подъём на носочки. Движения выполняются по содержанию текста. |
2.4 Выполнение работы (самостоятельная работа)
Дети самостоятельно выполняют роспись своих матрёшек. Педагог индивидуально подходит, подсказывает и подводит к тому: как лучше выполнить задание, правильное сочетание цветов, какие элементы можно ещё добавить.
- Подведение итогов занятия.
Педагог: Шли подружки по дорожке,
Было их немножечко:
Три Матрёны, три Матрёшки,
И одна Матрёшечка.
Выставка детских работ
Педагог: весь народ глядит в окошки:
Танцевать пошли матрёшки.
Шесть заводят хоровод, а седьмая вот поёт.
- Молодцы. Вы все потрудились на славу, каждая матрёшка имеет свои характерные особенности. У нас получился прекрасный хоровод матрёшек: яркий и неповторимый. Благодарю за работу.
- Рефлексия.
Литература
- Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства: Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности. Часть 1. – Ярославль: ГУ ЦДЮ, 2001. – 120 с.
- Ситник А.П. Внутришкольная методическая работа в современных условиях. [Текст] / А.П. Ситник –М.: Изд-во МГОПИ «Альфа», 1993. – 146 с.
- Фомин А.А. Соблюдение педагогических требований как фактор, повышающий профессиональную компетентность современного учителя.//Завуч.-№1.-2000.с.59.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН – КОНСПЕКТ Открытого занятия отделения спортивного туризма по теме: «ПЛАНЫ И КАРТЫ, ПОНЯТИЕ О МАСШТАБЕ» с учащимися группы НП-2. Тренер-преподаватель Контора Андрей Владимирович
Дата проведения: 18 СЕНТЯБРЯ 2012 г. Время проведения: 12-20 – 13-50 Место проведения: МБОУ СОШ № 18 Вид труда: теоретическое/практическое занятие (работа с картами). Тема за...
ПЛАН - КОНСПЕКТ открытого занятия творческого коллектива «Палитра». ТЕМА занятия: «Введение в предмет».
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ПЕЧАТНИКИ» ...
План - конспект открытого занятия эстрадной - вокальной студии «Бриз» старшая группа Тема занятия: «История и стили джаза».
Ученики познают истоки джаза и знакомятся с основными стилями джазовой музыки....
План-конспект открытого занятия "Создание игровых ситуаций на занятиях по обучению произношения и применение игр при развитии слухового восприятия"
Данный конспект поможет формировать произносительные навыки слабослышащих учащихся и закреплять их на материале слогов, слов и иллюстраций....
планы воспитательной работы и краткие планы-конспекты внеурочных занятий и мастер-классов
План внеклассных мероприятий на 2013-2014 учебный год классного руководителя подготовительных групп №2 и №3 Яковлевой Е.О.График проведения родительских собраний в 2015-16 учебном году.Планы внеклассн...
Информационная карта занятия внеурочной деятельности + План – конспект учебного занятия в системе внеурочной деятельности "Лаборатория анатомии растений
laquo;Лаборатория анатомии растений» - аудиторное занятие, которое создает для развития у детей познавательного интереса, повышения интереса к исследовательской деятельности и способствует...
План-конспект открытого занятия по теме Обобщающее занятие по теме «Азбука оригами»
Тема занятия: «Обобщающее занятие по теме «Азбука оригами»Образовательная программа: «Оригами. Ступени мастерства»Год обучения: 1Возраст детей: 9 – 13 летЦель: Пров...