Презентация к Проектной работе "Что мы знаем о яйце"
творческая работа учащихся (10 класс) на тему

Запорожцева Ольга Ивановна

Презентация создана к исследовательской работе с аналогичным названием. Это творческий отчёт по проведённому исследованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon chto_my_znaem_o_yaytse.ppt2.05 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовил : Запорожцев Виктор - 10 класс Руководитель : Запорожцева Ольга Ивановна - учитель физики или "Всё живое из яйца" Что мы знаем о ... о яйце?

Слайд 2

Латинское изречение гласит «Omne vivum ex ovo» («Всё живое из яйца»). Актуальность данной темы в том, что она раскрывает подходы к решению практических задач, которые возникают в быту.

Слайд 3

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ЦЕЛИ РАБОТЫ 1.Изучить литературу по теме исследования 2. Изучить строение скорлупы яйца. 3.Определить свойства скорлупы и белка, для того чтобы ответить на вопрос: «Почему яйца не ломаются под курицей наседкой?» 4.Разобрать с точки зрения физики: «Почему необходимо класть только что сваренное яйцо в холодную воду?». 5.Изучить действие осмотического давления на яйцо. 6.Определить массу, плотность, прочность яйца.

Слайд 4

ПОЧЕМУ ЯЙЦА НЕ ЛОМАЮТСЯ ПОД КУРИЦЕЙ - НАСЕДКОЙ? Обратимся к закону Лапласа, который описывает, как зависит напряжение Т в искривлённой части скорлупы от внешнего давления Р и радиуса кривизны её поверхности R : Т=Р* R - для цилиндрической поверхности Т=Р* R /2 - для сферической поверхности В середине яйца , где поверхность близка к цилиндрической, внешнее давление вызывает напряжение скорлупы, по крайней мере, в два раза большее , чем в случае, когда такое же давление действует на «сферические» концы яйца

Слайд 5

СЛЕДСТИВИЕ ИЗ ЗАКОНА ЛАПЛАСА: острый конец яйца, имеющий меньший радиус кривизны, гораздо более прочен, чем тупой Оказывается, все яйца в кладке лежат острым концом вверх !!! Сломать сырое яйцо, прикладывая к нему силу между тупым и острым его концами, гораздо труднее, чем, сжимая его с боков

Слайд 6

КАК ОТЛИЧИТЬ СЫРОЕ ЯЙЦО ОТ ВАРЕНОГО? Раскрутить Вареное яйцо будет вращаться энергичней и равномерней, нежели чем сырое Взвесить Вареное яйцо будет на несколько граммов тяжелее сырого, т.к. во время варки плотность яйца увеличивается ОБЪЯСНЕНИЯ: Круто сваренное яйцо вращается как сплошное целое . В сыром же яйце жидкое его содержимое, не сразу получая вращательное движение, задерживает вследствие своей инерции движение твердой оболочки, оно играет роль тормоза

Слайд 7

ИНТЕРЕСНО, НО ФАКТ Вареные и сырые яйца различно относятся также и к остановке вращения. Если к вращающемуся вареному яйцу прикоснуться пальцем, оно останавливается сразу Сырое же яйцо, остановившись на мгновение, будет после отнятия руки еще немного вращаться. ОБЪЯСНЕНИЯ: Происходит это опять-таки вследствие инерции : внутренняя жидкая масса в сыром яйце еще продолжает двигаться после того, как твердая оболочка пришла в покой; содержимое же вареного яйца останавливается одновременно с остановкой наружной скорлупы

Слайд 8

КАК ОТЛИЧИТЬ ИСПОРЧЕННОЕ ЯЙЦО ОТ СВЕЖЕГО? 1. У несвежего яйца имеется характерный запах 2. В тухлом яйце желток при тряске бьётся о стенки , у свежего - посторонних звуков нет. 3. При раскручивании несвежее яйцо будет долго крутиться , свежее быстро остановится. 4. Испорченные яйца всплывают в воде, а свежие – тонут. 5. Если определять свежесть овоскопом (этот прибор подсвечивает яйца), у тухлых яиц будет большая воздушная камера , тёмный желток. 6. При разбитии свежее яйцо имеет выпуклый желток, несвежее – водянистый белок и плоский желток. 7. Если яйцо сварить , то свежее будет плохо чиститься , а то, что «постарше» — легко .

Слайд 9

КАК ЛЕГЧЕ ОЧИСТИТЬ ВАРЕНОЕ ЯЙЦО? ОБЪЯСНЕНИЯ: при резком охлаждении происходит сжатие содержимого яйца и его скорлупы. Однако вещества, из которых «сделаны» эти составляющие, характеризуются различными коэффициентами объёмного расширения k . Чтобы вареное яйцо легко очистилось, надо сразу после варки положить его в холодную воду. У карбоната кальция k CaCO 3 = 2.7*10 -5 K -1 У белка в несколько раз больше, чем воды k H 20 = 4*10 -4 К -1 . При охлаждении внутренний объем, ограниченный скорлупой, уменьшится на 0,1 см 3, а у белка - на 1,7 см 3 Вывод: белку придется ужаться в объеме гораздо больше, чем скорлупе. Поэтому белок, окруженный оболочкой (мембраной), сжимаясь, оторвет оболочку от внутренней поверхности скорлупы. После этого очистка скорлупы уже не проблема.

Слайд 10

ДЕЙСТВИЕ ОСМОТИЧЕСКОГО ДАВЛЕНИЯ Осмос (проталкивание, давление) — самопроизвольный переход вещества, через полупроницаемую мембрану , отделяющую раствор от чистого растворителя или от раствора меньшей концентрации *слева сосуд с дистиллятом, *справа – сосуд с концентрированным раствором соли Через 7 часов мы наблюдаем

Слайд 11

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Слайд 12

1.«ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАССЫ ЯЙЦА» яйцо с белой скорлупой 55 г, яйцо с коричневой скорлупой – 49 г. Разбил и вылил содержимое в чашку. Скорлупу взвесил, получил, то вес скорлупы : белого цвета - 6 г, а с коричневой – 7 г. Провел расчет: - для яиц с белой скорлупой: 6 г - 11 % от общего веса яйца. - для яиц с коричневой скорлупой: 7 г - 14 % от общего веса яйца. Вывод: Массовая доля скорлупы коричневого цвета больше, чем массовая доля скорлупы белого цвета

Слайд 13

2.ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОЧНОСТИ СКОРЛУПЫ ЯЙЦА Прочность скорлупы определяется двумя показателями: величиной упругой деформации толщиной скорлупы. Величина упругой деформации характеризуется величиной прогиба участка скорлупы под воздействием определенного груза Скорлупу раздавливают до появления трещины. Пробы, яйцо Массу гирь, которую может выдержать скорлупа яйца в горизонтальном положении, г коричневого цвета белого цвета Среднее значение 1 500 1 280 Вывод : коричневое яйцо более прочное , что также следует из предыдущего опыта

Слайд 14

3.СОСТАВ СКОРЛУПЫ Скорлупа: коричневого цвета полностью растворилась через 27 часов, белого цвета полностью растворилась через 23 часа Кладём яйцо в стакан и наполняем этот стакан уксусом (9%). В таком виде оставляем всю композицию на несколько дней Вывод : коричневое яйцо более прочное, т.к. содержит больше карбоната кальция, чем яйцо с белой скорлупой

Слайд 15

4. «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЛОТНОСТИ ЯЙЦА» Плотность, г/см 3 с белой 0, 845 – 0,983 с коричневой 0, 846 - 1 «Методом безразличного плавания»: Плотность, г/см 3 с коричневой с белой 0, 855 – 0, 912 0, 786 – 0, 897 Вывод: Плотность яиц с коричневой скорлупой немного больше, чем с белой скорлупой Плотность яиц. г/см 3 Вывод-ть яиц, % Вывод-ть цыплят. % 1,060—1,065 68.8 63.6 1,066—1,070 87.6 77.6 1,071—1,080 89 84 1,081—1,085 92.1 85.5 1,086—1,090 91.8 84.9 1,091—1,095 89.3 81.7 Выводимость куриных яиц в зависимости от их плотности ЗНАЧЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ

Слайд 16

IV . ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ 1. Определил плотность яйца, р ср = 0,8 – 0,9 г/см 3 2. Рассмотрел действие осмотического давления на яйцо. 3. Определил свойства скорлупы и белка, для того чтобы дать ответ на вопрос: «Почему яйца не ломаются под курицей наседкой?». 4. Разобрал с точки зрения физики: «Почему необходимо класть только что сваренное яйцо в холодную воду?». 5. Чем крупнее куриные яйца, тем слабее у них скорлупа. 6. Коричневые куриные яйца гораздо более крепкие, чем с белой скорлупой. Скорлупа коричневых яиц немного толще, поэтому срок их хранения немного дольше. Они менее подвержены повреждениям. 7. Толщина скорлупы связана с плотностью яиц. Чем толще скорлупа, тем больше плотность яйца. 8. Содержание карбоната кальция больше в скорлупе коричневого цвета, что подтверждает прочность яиц.

Слайд 17

ВОТ ТАКОЕ ОНО ЯЙЦО !!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Организация проектной деятельности на уроках""

презентация содержит информацию о видах проектной деятельности....

Презентация "Использование проектно-исследовательского метода для формирования ключевых компетенций

Презентация "Использование проектно-исследовательского метода для формирования ключевых компетенций"...

презентация к уроку "Что мы знаем о населении и хозяйстве России?"

Материалы данной презентации сопровождают урок и иллюстрируют основные этапы игры....

Презентация к уроку "Откуда мы знаем, как жили наши предки"

Цель урока: дать представление об особенностях и специфики курса "История древнего мира: 5 класс"; опредлеить место место учебнойдисциплины в образовательном процессе....

Презентация на тему "Откуда мы знаем, как жили наши предки"

Презентация к учебнику А. А. Вигасина. История Древнего мира 5 класс....