Методическая разработка к занятию дополнительного образования "Структура традиционного стихосложения"
методическая разработка (5 класс) на тему
Цель: Формирование у детей эстетических ценностей
Задача: Обучение детей технике стихосложения
План-конспект занятия:
1. Что такое традиционные стихи
2. Поэтический ритм
3.Виды ритмов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodich._razrab._pak_a._l._konkurs-1.doc | 101.22 КБ |
Предварительный просмотр:
СТРУКТУРА ТРАДИЦИОННОГО СТИХОСЛОЖЕНИЯ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА И РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГБОУ ГИМНАЗИИ № 205
ПАК АЛЕКСАНДРА ЛЬВОВИЧА
ЦЕЛЬ: Формирование у детей эстетических ценностей.
ЗАДАЧА: Обучение детей технике стихосложения.
Один стих - это поэтическая строка. Таким образом, стихи - это совокупность таких строк.
Стихи бывают традиционные и нетрадиционные. К последним относят верлибры, т. е. стихи свободные от определенного ритма и рифмы. Тем не менее, в них присутствует своя внутренняя гармония, скрытый ритм и теплота живого слова.
ЧТО ТАКОЕ ТРАДИЦИОННЫЕ СТИХИ?
Это поэтические произведения, выстроенные по определенным правилам ритма, рифмы и строфики.
При создании поэтического текста, изначально в голову приходит какая-то идея или мысль. Очень хорошо если это уже возникает в виде образа. И, в силу того, что все на свете имеет свой ритм, эта мысль тоже обретает свои гармоничные формы в виде первой строки (стиха).
ПОЭТИЧЕСКИЙ РИТМ - это упорядоченное сочетание сильных и слабых слогов. Сильный слог, как правило тот, на который падает ударение, но не всегда. Безударный слог тоже может быть сильным, в зависимости от ритмического рисунка строк.
Сильный слог изображается значком L
Слабый слог изображается значком U
Ритмы бывают:
1. ДВУХСЛОЖЫЕ
ХОРЕЙ - поочередное чередование сильного и слабого слогов.
Например: "Буря мглою небо кроет..."
А. С. ПУШКИН
Ритмическая запись:
L U I L U I L U I L U I
Или: " Дождик, дождик, ты промок.
Мокрый ты, как кошка.
Поболтай со мной, дружок,
Поболтай немножко."
Саша ХАРЛАМОВА 205 гимназия 2 класс Ритмическая запись:
L U I L U I L U I L U I
ЯМБ - поочередное сочетание слабого и сильного слогов.
Например: "И город весь стоит оледенелый.
Как под стеклом деревья, стены, снег..."
Анна АХМАТОВА
Ритмическая запись:
U L I U L I U L I U L I
Или: "Рисую мамин я портрет.
На свете лучше мамы нет..."
Ксюша НИКИТИНА 205 гимназия 4 класс
Ритмическая запись:
U L I U L I U L I U L I
2. ТРЕХСЛОЖНЫЕ
АНАПЕСТ - поочередное сочетание двух слабых и сильного слога.
Например: "Соловьи монастырского сада... "
Игорь СЕВЕРЯНИН
Ритмическая запись:
U U L I U U L I U U L I U
Или: " Моя мама ужасно не любит колы
Все колы моя мама поставит в углы...
Эллина ДОКСВЕЛЬ 205 гимназия 4 класс
Ритмическая запись:
U U L I U U L I U U L I U
АМФИБРАХИЙ - поочередное сочетание слабого, сильного и снова слабого слогов.
Например: "Вчера я тебя дожидался с утра..."
Арсений ТАРКОВСКИЙ
Ритмическая запись:
U L U I U L U I U L U I U L
Или: "Люблю я на Невском проспекте гулять.
Машин и прохожих там не сосчитать..."
Полина ЕВСТАФЬЕВА
Ритмическая запись:
U L U I U L U I U L U I U L
ДАКТИЛЬ - сочетание сильного и двух слабых слогов. поочередное
Например: "Царственный август в ладье золотой проплывает..."
Александр ПАК
Ритмическая запись:
L U U I L U U I L U U I L U U I L U
Или: "...Вижу, что многое я ненавижу.
Так заработать возможно и грыжу.
Знайте, все взрослые! Знайте, все дети!
Ненависть вряд ли хорошим вам светит!"
Лайма ПОТЕМКИНА 443 школа 5 класс
Ритмическая запись:
L U U I L U U I L U U I L U U I L U
Существуют и другие ритмы, например ЧЕТЫРЕХСЛОЖНИКИ. Но они в традиционных стихах встречаются значительно реже.
Четырехсложники имеют четыре вида. Соответственно - первый сильный слог и три слабых, второй сильный слог и три слабых, третий сильный слог и три слабых и четвертый сильный слог и три слабых.
Например: "В барабанном переулке барабанщики живут..."
Булат ОКУДЖАВА
Ритмическая запись:
U U L U I U U L U I U U L U I U U L
или: " И мартышки, и тигрята,
И слоны, и бегемоты
Очень славные ребята
И большие обормоты..."
Полина ДМИТРИЕВА 205 гимназия 5 класс
Ритмическая запись:
U U L U I U U L U I U U L U I U U L
Чтобы научить ритмике в традиционном стихосложении, на занятиях практикуется следующее упражнение:
Дается какое-либо предложение, без определенного ритмического рисунка и детям предлагается составить это предложение, сохраняя его смысл, в разных ритмах. При необходимости, можно добавлять какие-либо слово или словосочетания.
Например: Уроки сделаны, я иду погулять во двор.
а) ХОРЕЙ: Если сделаны уроки,
Я иду гулять во двор.
Ритмическая запись:
L U I L U I L U I L U I
б) ЯМБ: Когда я сделаю уроки,
Могу пойти гулять во двор.
Ритмическая запись:
U L I U L I U L I U L I
в) АНАПЕСТ: Если сделал свои я уроки,
То могу во дворе погулять.
Ритмическая запись:
U U L I U U L I U U L I U
г) АМФИБРАХИЙ: Уроки я сделал свои, и вполне
Могу я теперь во дворе погулять.
Ритмическая запись:
U L U I U L U I U L U I U L
д) ДАКТИЛЬ: Вот и уроки готовы.
Можно во двор мне пойти.
Ритмическая запись:
L U U I L U U I L U U I L U U I L U
В каждой последующей строке сохраняется такое же количество сильных слогов как и в предыдущей. Это обязательное правило.
Традиционные стихи делятся на БЕЛЫЕ и РИФМОВАННЫЕ
Белые стихи имеют определенный ритм, но не имеют рифмы.
Например:
"А ну-ка, Македонца или Пушкина
Попробуйте назвать не Александром,
А как-нибудь иначе! Не пытайтесь!
Еще Петру Великому придумайте
Другое имя! Ничего не выйдет!..."
Арсений ТАРКОВСКИЙ
Гораздо чаше, в русской поэзии, создаются рифмованные тексты. Рифма придает стихам значительно больший колорит и художественную выразительность.
РИФМА - это созвучие окончаний слов. Скажем, банальное "палка, галка"
Бывают рифмы богатые и бедные
Рифмы бедные - это, как правило, рифмующиеся глаголы.
Например:
держать, бросать, догонять, убегать, читать, писать и т. д.
Такие рифмы, хотя и точные, но не добавляют стихотворению выразительности.
Рифмы богатые - это рифмующиеся имена существительные с глаголами или другими частями речи.
Например:
"Мело мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе.
Свеча горела.
Совсем другой колорит. Совсем другое, более сочное звучание слов.
Рифмы бывают мужские и женские.
МУЖСКИЕ - это рифмы с ударением на последний слог.
Например:
Бог, порог, итог, пирог ит. д.
ЖЕНСКИЕ - это рифмы с ударением на предпоследний слог.
Например:
Баллада, ограда, осада, не надо и т. д.
Нередко встречаются рифмы ассонансные (неточные).
Например:
любовь, любой.
Чтобы научиться рифмовать строки, детям можно предложить поиграть в буриме т. е. составить стихотворение по заранее заданным рифмам.
Например:
О чем размышляла пушистая кошка?
О том как приятно сидеть на ........
Можно, просто поиграть в рифму. Т. е. кто назовет больше рифм к какому-либо слову.
Если одна строка не рифмуется с другой, т. е. не найти рифму к определенному слову, это слово нужно убрать в другую часть строки или заменить его другим, не нарушая при этом заданного ритма.
Например:
Как прекрасна наша жизнь...
С чем срифмовать слово «жизнь»
А если переставить слова в строке?
Наша жизнь так прекрасна
В небе солнце светит ....
И все становится на свои места.
Рифма поддается тому, кто больше ею занимается. Т. е. чаще пишет рифмованные стихи. Работа над рифмой значительно повышает словарный запас у пишущего человека.
В традиционном стихосложении существует три вида рифмованных строк: парные, перекрестные и параллельные.
ПАРНЫЕ: Первая строчка рифмуется со второй, а третья с четвертой.
А
а
б
б
Например:
"Море пело о любви (А)
Говоря: "Живи, живи! (а)
Но хоть вспыхнул в сердце свет, (б)
Отвечало сердце: "Нет!" (б)
К. БАЛЬМОНТ
ПЕРЕКРЕСТНЫЕ: Первая строчка рифмуется с третьей, а вторая с четвертой.
а
б
а
б
Например: "Покраснела рябина, (А)
Посинела вода. (б)
Месяц, всадник унылый, (а)
Уронил повода ." (б)
С. ЕСЕНИН
ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ: Первая строчка рифмуется с четвертой, а вторая с третьей.
А
б
б
а
Например: « Когда уснет земля и жар отпышет (А)
А на душе зверей покой лебяжий, (Б)
Идет по кругу ночь с горящей пряжей (Б)
И мощь воды морской зефир колышет (А)
О.МАНДЕЛЬШТАМ
Таким образом, расположение строк формирует строфы поэтических произведений.
СТРОФА - это гармоничное сочетание нескольких строк, объединенных общей мыслью и определенным ритмическим рисунком.
Существуют строфы в две, три, четыре, пять, шесть, восемь строк. Существуют баллады, канцоны, моноримы, сонеты, венки сонетов и другие формы стихов. Поэтическое творчество неисчерпаемо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка конспекта занятия по декоративно-прикладному искусству Тема: «Традиционная лоскутная кукла вятский зайчик».
Методическая разработка конспекта занятия по декоративно-прикладному искусству Тема: «Традиционная лоскутная кукла вятский зайчик»....
Методическая разработка к занятию по фитнесу в отделении дополнительного образования.
Детям от природы свойственно выражать себя в движении: бегать, прыгать, размахивать руками. И чаще всего, ребёнок только на уроке физической культуры может дать волю энергии заложенной в нём. Но этого...
Методическая разработка проведения занятия по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Зарница» по теме «Герой в моей жизни!».
Данная методическая разработка ориентирована на обучающихся 6-8 классов.Целью проведения данного занятия является формирование и развитие представления о героизме в концепции базовых национальных...
Методическая разработка современного занятия. Введение в курс дополнительных общеразвивающих программ по направлению «Технология» «Интерьер 3Д» и «Autodesk Fusion 360». Разработка модели дизайна интерьера и создание логотипа «Точка роста».
Методическая разработка современного занятия. Введение в курс дополнительныхобщеразвивающих программ по направлению «Технология»«Интерьер 3Д» и &l...
Методическая разработка открытого занятия "Традиционная народная кукла « Берегиня Северная «на вырост»» славянские куклы
Занятие для детей младшего и среднего школьного возраста....
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: " Традиционные и новые формы проведения учебных занятий "
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: " Традиционные и новые формы проведения учебных занятий "...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА учебного занятия по дополнительной общеразвивающей программе «Рисуем нитями» Тема занятия «Демонстрация и технология выполнения базовых элементов: завитки простые и сложные, капельки. Заполнение платья ангела завитками»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАучебного занятияпо дополнительной общеразвивающей программе «Рисуем нитями»Тема занятия «Демонстрация и технология выполнения базовых элементов: за...