Сходство зрительного и осязательного восприятия человека по Сеченову.
материал на тему
Данная работа показывает, что при помощи осязания возможно полное и правильное отражение действительности.
Приведены следующие сходства: в движении глаз и рук при обследовании предметов; в степени насыщенности нервных окончаний; объектизация образов и вычленение контуров объектов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skhodstvo_zritelnogo_i_osyazatelnogo_vospriatia_po_sechenovu.docx | 17.57 КБ |
Предварительный просмотр:
СООБЩЕНИЕ НА ТЕМУ:
«Сходство зрительного и осязательного восприятия человека по Сеченову»
Воспитателя Кузьминой А. Г.
Санкт-Петербург 2002 год
Сеченов И. М. показал первым сходство зрительного и осязательного восприятия. Он подчеркивал, что осязание (как и зрение и слух) является «высшим органом чувств».
Глаза и руки отражают следующие категории признаков:
- форму,
- величину,
- направление,
- удаление,
- телесность,
- покой,
- движение.
Только с помощью зрения человек различает ЦВЕТ, а при помощи осязания:
- сдавливаемость,
- вес,
- тепло,
- холод.
Таким образом, зрительное восприятие отражает - 8, а осязательное - 11 категорий признаков. Это, конечно, не говорит, что осязательное восприятие более полное, чем зрительное; нужно учитывать и способ перцепции (восприятия): при зрительном восприятии - дистантный и одновременный (симультанный), а при осязательном восприятии - контактный и последовательный, растянутый по времени (сукцессивный).
- При помощи осязания возможно полное и правильное отражение действительности. «Рука, — писал И. М. Сеченов, - ощупывающая внешние предметы, дает слепому всё, что дает нам глаз, за исключением окрашенности предметов и чувствования вдаль, за пределы длины руки».
- И еще одно сходство по Сеченову - в двигательном поведении руки и глаза: «Двигательные реакции глаз при смотрении и рук при ощупывании равнозначны по смыслу: и там и здесь определителем являются показания мышечного чувства, сопровождающие двигательные реакции восприятия впечатлений».
Движения глаз идентичны движениям ощупывающей руки. Он пишет: «Способность глаз видеть ясно предметы на разных удалениях равнозначна способности слепого узнавать ощупью формы различно удаленных от него предметов — что делает при этом укоращивающаяся рука слепого, то делает механизм приспособления глаз зрячего». Имеется в виду конвергенция — сведение осей глаза, дивергенция - разведение осей глаза и аккомодация глаза - приспособление глаза видеть разноудаленные предметы. И еще, как мы знаем, есть макро- (по целостной форме) и микро- (по отдельным деталям) движения как и у глаза, так и у руки.
- Следующее сходство отражательных возможностей и поведения руки и глаза по Сеченову - эквивалентность по степени насыщенности нервных окончаний осязающей поверхности ладони и сетчатки глаза: концентрация нервных окончаний в подушечках пальцев и на желтом пятне в глазном яблоке.
«Ладонная поверхность руки, подобно сетчатке глаза, дает сознанию форму предметов, а двигатели руки (как двигатели глазного яблока) дают величину и положение покоящихся предметов относительно нашего тела».
- Сходство: Образы осязательного восприятия, как и
зрительного, объективируются.
Феномен ПРОЕКЦИИ - способность анализатора выносить впечатление наружу: мы локализуем (останавливаем) зрительные и осязательные образы не в области воспринимающих нервных механизмов, а в зоне действительного местонахождения вызвавшего их объекта, т. е. выносим их наружу.
5. Последнее сходство осязательных и зрительных восприятий: и зрительно, и с помощью осязания вычленяется КОНТУР объектов (по Сеченову «разделительная грань двух реальностей») - непременное условие возникновения целостного образа.
Наиболее полно возможности осязания раскрываются лишь при тотальной слепоте, т. к. «Зрячий избалован зрением в деле познания формы, величины, положения и передвижения окружающих его предметов, поэтому он не развивает драгоценной способности руки ... , а слепой вынужден, и у него чувствующая рука является действительным замещением видящего глаза. У зрячего контрольный аппарат лежит вне работающей руки, а у слепого — в ней самой».
Многие психологи (Джемс, Дюан, Крогиус, Руднев и др.) противопоставляли зрительное восприятие осязательному: симультанное (зрительное) и сукцессивное (осязательное). Они считали, что целостный образ может возникнуть при одномоментном зрительном восприятии, а образ сукцессивный
(осязательный) лишен целостности, носит фрагментарный характер.
Но зрительное восприятие тоже может быть сукцессивным (восприятие больших объектов), а осязательное восприятие - симультанным - при повторенном восприятии хорошо знакомых объектов.
Недостатки в целостности и фрагментарности образов преодолеваются благодаря работе человеческого мышления и воображения, в результате чего у слепых формируется целостный, осознанный и обобщенный образ осязательно воспринимаемого предмета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭОР «Информация. Классификация информации по способу восприятия человеком».
ПРИМЕР ПРОЕКТИРОВАНИЯ УРОКА ВВЕДЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭОР. Уроки усвоения новых знаний применяются при первом изучении неизвестного учащимся учебного материала информационного характера, ...
М. Кунцевич Тесты для определения уровня зрительного и слухового восприятия
Использую для выявления способностей обучающихся...
Конспект коррекционно-развивающего занятия на тему: «Развитие зрительного и слухового восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением слуха. Автоматизация звука «М»
Конспект коррекционно-развивающего занятия....
Особенности зрительного и тактильного восприятия людьми с нарушением зрения
Особенности зрительного и тактильного восприятия людьми с нарушением зрения...
Рекомендации родителям по развитию осязательного восприятия и мелкой моторики рук у детей.
В памятке " Рекомендации родителям по развитию осязательного восприятия и мелкой моторики рук" рекомендованы некоторые средства деятельности, которые помогают тренировать у детей тонкие движ...
Развитие зрительно-осязательного восприятия
Конспекты занятий...
Осязательное восприятие плоских фигур. Треугольник, круг
Конспект занятия по развитию мелкой моторики для слепых обучающихся начальных классов....