"Овощная мозаика"
материал на тему
Развлекательно-познавательный конкурс для учащихся 4 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ovoshchnaya_mozaika.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр дополнительного образования детей «ЮНИТЭР»
Рузаевского муниципального района республики Мордовия
Развлекательно – познавательный
конкурс:
«Овощная мозаика»
(для учащихся 4 классов)
Подготовила и провела:
Педагог дополнительного образования
Воеводина Н.М.
У природы нет плохой погоды
Каждая погода благодать.
Дождь ли, снег – любое время года
Надо благодарно принимать.
И действительно каждое время года по – своему прекрасно. Вот и наступила осень. И хоть немного нам жаль, что пролетело жаркое, веселое лето, но ведь и золотая, щедрая осень приготовила нам много сюрпризов. Сколько писателей и поэтов с восхищением писали и пишут об осени, а какие замечательные картины с изображением этой поры всех нас изумляют. Осень - это конечно пора сбора урожая. От того, как мы потрудились весной и летом, зависит, какой мы соберем урожай.
Сегодня мы поговорим об овощах, поэтому наше мероприятие, так и называется «Овощная мозаика».
В огороде все давно поспело
Сколько нам работы, сколько дела!
Мы скатили тыкву на дорожку,
Выкопали свеклу и картошку.
Лук связали в толстые пучки,
Обломали на бобах стручки.
Принялись сушить фасоль, горох.
Полюбуйтесь – урожай неплох!
На сцену приглашаются 3 команды: «Удивительная грядка», «Веселый огород», «Овощное ассорти». Встречаем их!
Оценивать конкурс будет наше многоуважаемое жюри (представление жюри). Каждый конкурс оценивается по 5-ти бальной системе. За дополнительный ответ 1 балл.
- Конкурс «Домашнее задание» учащиеся читают стихи об осени, об овощах.
- Конкурс «РИФМА»
Подобрать рифму к каждому слову (в скобках даны возможные варианты ответов).
Картошка (морошка) лучок (жучок)
Томат (маринад) редис (нарцисс)
Огурец (молодец)
- Конкурс «Что за овощ?»
С закрытыми глазами выбрать овощ и назвать его.
4. Конкурс: «Театральный».
Всей командой мимикой и жестами изобразить так, чтобы остальные догадались, что растет на вашей грядке.
Первая грядка – с капустой
Вторая грядка – с луком
Третья грядка – с морковью.
Специалист рассказывает о редьке и редисе.
РЕДЬКА И РЕДИС
Родина редьки - Египет и Китай. О выращивании редьки есть запись даже на пирамиде Хеопса. Редька огромных размеров была найдена в Японии, вес 15-17 кг. Из Египта редька попала в Древнюю Грецию. В дни празднования, посвященные Аполлону, греки приносили в дар к его алтарю изображение трех главных, по их понятию, корнеплодов - редьки, свеклы и моркови. При этом редька была отлита из золота, свекла - из серебра, а морковь - из олова. В Россию редька попала из Азии. Она входила обязательно в одно из самых древних кушаний на Руси - тюрю. Редиска - ближайший родственник редьки. Считают, что редиска появилась в Средневековье.
5 конкурс «Шиворот – навыворот».
Вам даны зашифрованное слово, кто быстрее сообразит о чем идет речь и напишет правильный ответ получают 1 балл.
Сидер (редис) родимоп (помидор)
Ищово (овощи) вокром (морковь)
Талас (салат) кул (лук).
6 конкурс «Художники»
Играющий должен с завязанными глазами нарисовать горошины так, чтобы они не выходили за линию стручка.
КАРТОФЕЛЬ
Картофель появился в Европе в 1565 году. Его привезли из Южной Америки испанские моряки. Сначала картофель выращивали как декоративное растение, потом варили варенье из зеленых ягод и лишь затем стали употреблять в пищу клубни. Но и в 1800 году в Европе картофель был еще такой редкостью, что его дарили друг другу в праздники.
Слово "картофель" произошло от итальянского "тартуфолли" - трюфель, потому что клубни картофеля очень похожи на известные итальянцам грибы. В России он появился в конце XV11 века. Предполагают, что Петр 1 сам отправил мешок картофеля из Голландии в Россию. Крестьяне не хотели принимать новую культуру и устраивали "картофельные бунты" - крестьян насильно заставляли сажать картофель, который они называли "чертовым яблоком". Сейчас картофель выращивают даже за Полярным кругом.
ПОМИДОРЫ
Родина помидоров - Южная Америка. Дикие помидоры до сих пор встречаются в Перу, на Канарских и Филиппинских островах. На языке ацтеков помидор назывался "томатль", отсюда и русское - "томат". Однако чаще эти плоды мы называем помидорами - от французского "яблоки любви" - это поэтическое название ему дали за ярко-красную окраску плодов.
В Европе помидоры появились в середине XVI века. Сначала помидоры считали декоративным растением. В Германии горшками с помидорами украшали комнаты, во Франции беседки, в Англии и России их выращивали в оранжереях среди редких цветов. До начала XIX века помидоры в Европе считали несъедобными. В Америке их считали смертельно ядовитыми. Одной из первых стран, начавших выращивать помидоры как культуру, была Россия, где уже в середине XIX века они стали любимым, широко распространенным овощем.
7 конкурс «Что это за овощи».
С завязанными глазами играющие должны по вкусу определить овощи, которые им предлагают (морковь, капуста, помидор, огурец).
8 конкурс «Загадки с грядки».
ЗАГАДКИ
Орехи в земле, листья на земле. Над землей трава, под землей алая голова.
(картошка) (свекла)
Рос ребенок, не знал пеленок. Лежит Егор под межой
Стал стариком - сто пеленок на нем. Накрыт зеленой фатой.
(капуста) (огурец)
Растете на грядке зеленая ветка, Столько стрел растет на грядках,
а на ней - красные детки. а стрельнуть нельзя ребяткам.
(помидоры) (лук)
Сидит баба на грядках Привязан кустик к колышку,
Вся - в заплатках; На кустиках – шары.
Кто заплатку оторвет, Бока, подставив солнышку
Всяк заплачет и уйдет. Краснеют от жары
(лук) (помидор)
За зеленый хохолок Раскололся тесный домик
«Лису» из норки поволок. На две половинки
На ощупь – очень гладкая И посыпались оттуда
На вкус – как сахар сладкая. Бусинки – дробинки.
Морковь). (горох)
Кругла, да не луна, Снаружи красна, внутри бела,
С хвостом, да не мышь, На голове хохолок – зелены
лесок.
Красна, а не девица. (редиска).
(свекла)
Вырастает он в земле
Убирается к зиме.
Головой на лук похож.
Если только пожуешь
Даже маленькую дольку
Будешь пахнуть очень долго.
(чеснок)
9 конкурс «Юные повара»
Взять из овощей на «рынке» те которые вам пригодятся для приготовления
- винегрета
- борща
- окрошки
Специалист рассказывает о моркови и капусте.
МОРКОВЬ
Морковь - древнейший корнеплод, который человечество употребляет уже 4 тыс. лет. Морковь была известна древним грекам и римлянам. Но до XVI века считались деликатесом. Лишь в XVII веке морковь стали разводить повсеместно. В это же время появились соусы из моркови, которые и теперь считаются деликатесными у немцев и французов. В Германии из поджаренной моркови делали "солдатский кофе", который в некоторых деревнях по традиции варят и сейчас.
На территорию России морковь попала в незапамятные времена. В XVI столетии на Руси морковный сок считался целебным: им лечили от болезней печени, сердца.
КАПУСТА
За много веков до нашей эры применяли капусту как лекарство в Египте, Греции, Риме. Ее использовали для лечения бессонницы, головной боли. Ее соком смазывали раны. Капуста - одна из главнейших овощных культур Европы. Большинство ее видов происходит из
Средиземноморья.
Археологические раскопки свидетельствуют, что человек начал возделывать капусту со времен каменного и бронзового века.
Впервые широкое признание капуста получила в Древней Греции. Капуста у греков служила символом трезвости, ей приписывали способность исцелять от болезней. В древнем Риме была выведена из листовой капусты кочанная. На территорию России капуста была завезена греками, римлянами и русскими купцами. На Руси капусту шинковали и солили, в честь этого события устраивались вечеринки, где водили хороводы, пели, шутили. Обязательным угощением был пирог с капустой. Такие вечеринки назывались "капустники". На Руси с XVI века появилась кольраби, цветная и брюссельская капуста.
10. конкурс «Догадайся, ответь»
Сейчас я загадаю какой – нибудь овощ, а вы должны отгадать его, задавая мне вопросы, на которые можно ответить только «да» и «нет». Нельзя называть овощи.
11. конкурс «угадай сказку»
В какой сказке упоминаются следующие овощи:
Лук («Чипполино» Джани Родари)
Горох («принцесса на горошине» Ганс христиан Андерсен)
Помидор («чипполино» Джани Родари)
Специалист рассказывает о луке.
ЛУК
Лук с незапамятных времен возделывали египтяне. В Древней Греции лук считали священным растением, где луковица воспринималась как символ устройства Вселенной. Именитые горожане в Древней Греции считали неприличным употреблять лук в пищу из-за стойкого резкого запаха. Римляне употребляли его ежегодно, а во избежание резкого запаха лук заедали листьями петрушки и грецкими орехами. От римлян лук перешел в Германию, где отличившихся в боях героев украшали цветами лука.
12 конкурс «Меню»
Назовите блюда, которые можно приготовить из картофеля.
13 конкурс «Эрудит»
Разгадать кроссворд.
- Необходимый компонент немецкого кофе (морковь)
- В честь какого овоща в Греции существовал целый город (огурца)
- назвать антоним к слову овощи (фрукты)
- Какой овощ был символом трезвости у греков? (капуста)
- Родственников, какой овощной культуры отливали в золоте? (редис)
- Блюдо, изготавливаемое из зеленых листьев? (салат)
- Какой овощ сначала выращивали ради редкоцветущих невзрачных цветков в оранжереях Англии и России? (томат)
- Назвать одним словом: редька, свекла, картофель (овощи)
- Строение, какого овоща сравнивали с устройством Вселенной? (лук)
Для подведения итогов конкурса слово предоставляется жюри. Награждение команд. На этом наше мероприятие закончилось. Благодарим всех за внимание.
Литература
- Барышникова Г.Б.»Наша зеленая планета»-Ярославль: Академия развития,2007
- Внеклассная работа по биологи. 3-8 классы/ Сост. Н,А,Касаткина.-Волгоград: Учитель,2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
влияние биоселена на рост первичного корня у овощных культур
В данной работе представлены лабораторные и практические исследования по данной тематике...
Тема: "Овощи. Приготовление овощного салата"
Урок технологии по теме "Овощи. Приготовление овощного салата" для 5 класса Цели: дать представление о пищевой ценности овощей, значении их в питании человека; сформировать знания и умения п...
"Овощной переполох"
Утренник для учеников начальной школы. Готовят представление шестиклассники после изучения темы "Культурные растения". Загадки, рассказы о культурных растениях, рисунки и костюмы своих пер...
Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.»
урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" предназначен для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII вида. Урок "Мозаика из рваной бумаги.Птицы" развивает мелкуюмоторику, мышление,...
Практическое применение графического редактора Paint. Конструирование из мозаики: "Объемная мозаика"
практическое занятие по информатике с использованием графического редактора Paint....
Программа внеурочной деятельности «Психологическая мозаика» для учащихся вторых классов «Психологическая мозаика»
Программа внеурочной деятельности «Психологическая мозаика» для учащихся вторых классов...
Обоснование целесообразности метафорического сравнения реального мира с мозаикой, а слова – с кусочком мозаики (С. Г. Тер-Минасова).
Презентация по теме "Обоснование целесообразности метафорического сравнения реального мира с мозаикой, а слова – с кусочком мозаики"...