"Овощная мозаика"
материал на тему

Воеводина Надия Мухарьямовна

Развлекательно-познавательный конкурс для учащихся 4 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ovoshchnaya_mozaika.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр дополнительного образования детей «ЮНИТЭР»

Рузаевского муниципального района республики Мордовия

Развлекательно – познавательный

конкурс:

«Овощная мозаика»

                                        (для учащихся 4 классов)

                                                                       Подготовила и провела:

Педагог дополнительного образования

                                                                        Воеводина Н.М.

У природы нет плохой погоды

Каждая погода благодать.

Дождь ли, снег – любое время года

Надо благодарно принимать.

И действительно каждое время года по – своему прекрасно. Вот и наступила осень. И хоть немного нам жаль, что пролетело жаркое, веселое лето, но ведь и золотая, щедрая осень приготовила нам много сюрпризов. Сколько писателей и поэтов с восхищением писали и пишут об осени, а какие замечательные картины с изображением этой поры всех нас изумляют. Осень  - это конечно пора сбора урожая. От того, как мы потрудились весной и летом, зависит, какой мы соберем урожай.

Сегодня мы поговорим об овощах, поэтому наше мероприятие, так и называется «Овощная мозаика».

В огороде все давно поспело

Сколько нам работы, сколько дела!

Мы скатили тыкву на дорожку,

Выкопали свеклу и картошку.

Лук связали в толстые пучки,

Обломали на бобах стручки.

Принялись сушить фасоль, горох.

Полюбуйтесь – урожай неплох!

На  сцену приглашаются 3 команды: «Удивительная грядка», «Веселый огород», «Овощное ассорти». Встречаем их!

Оценивать конкурс будет наше многоуважаемое жюри (представление жюри). Каждый конкурс оценивается по 5-ти бальной системе. За дополнительный ответ 1 балл.

  1. Конкурс «Домашнее задание» учащиеся читают стихи об осени, об овощах.

  1. Конкурс «РИФМА»

Подобрать рифму к каждому слову (в скобках даны возможные варианты ответов).

Картошка (морошка)                  лучок (жучок)

Томат (маринад)                         редис (нарцисс)

Огурец (молодец)

         

  1. Конкурс «Что за овощ?»

С закрытыми глазами выбрать овощ и назвать его.

     

 4.  Конкурс: «Театральный».

Всей командой мимикой и жестами изобразить так, чтобы остальные догадались, что растет на вашей грядке.

Первая грядка – с капустой

Вторая грядка – с луком

Третья грядка – с морковью.

Специалист рассказывает о редьке и редисе.

РЕДЬКА И РЕДИС

      Родина редьки - Египет и Китай. О выращивании редьки есть запись даже на пирамиде Хеопса. Редька огромных размеров была найдена в Японии, вес 15-17 кг. Из Египта редька попала в Древнюю Грецию. В дни празднования, посвященные Аполлону, греки приносили в дар к его алтарю изображение трех главных, по их понятию, корнеплодов - редьки, свеклы и моркови. При этом редька была отлита из золота, свекла - из серебра, а морковь - из олова. В Россию редька попала из Азии. Она входила обязательно в одно из самых древних кушаний на Руси - тюрю. Редиска - ближайший родственник редьки. Считают, что редиска появилась в Средневековье.

   

 5 конкурс «Шиворот – навыворот».

Вам даны зашифрованное слово, кто быстрее сообразит о чем идет речь и напишет правильный ответ получают 1 балл.

Сидер (редис)                   родимоп (помидор)

Ищово (овощи)                вокром (морковь)

Талас (салат)                    кул (лук).

6 конкурс «Художники»

Играющий должен с завязанными глазами нарисовать горошины так, чтобы они не выходили за линию стручка.

КАРТОФЕЛЬ

    Картофель появился в Европе в 1565 году. Его привезли из Южной Америки испанские моряки. Сначала картофель выращивали как декоративное растение, потом варили варенье из зеленых ягод и лишь затем стали употреблять в пищу клубни. Но и в 1800 году в Европе картофель был еще такой редкостью, что его дарили друг другу в праздники.

    Слово "картофель" произошло от итальянского "тартуфолли" - трюфель, потому что клубни картофеля очень похожи на известные итальянцам грибы. В России он появился в конце XV11 века. Предполагают, что Петр 1 сам отправил мешок картофеля из Голландии в Россию. Крестьяне не хотели принимать новую культуру и устраивали "картофельные бунты" - крестьян насильно заставляли сажать картофель, который они называли "чертовым яблоком". Сейчас картофель выращивают даже за Полярным кругом.

    

ПОМИДОРЫ

         Родина помидоров - Южная Америка. Дикие помидоры до сих пор встречаются в Перу, на Канарских и Филиппинских островах. На языке ацтеков помидор назывался "томатль", отсюда и русское - "томат". Однако чаще эти плоды мы называем помидорами - от французского "яблоки любви" - это поэтическое название ему дали за ярко-красную окраску плодов.

    В Европе помидоры появились в середине XVI века. Сначала помидоры считали декоративным растением. В Германии горшками с помидорами украшали комнаты, во Франции беседки, в Англии и России их выращивали в оранжереях среди редких цветов. До начала XIX века помидоры в Европе считали несъедобными. В Америке их считали смертельно ядовитыми. Одной из первых стран, начавших выращивать помидоры как культуру, была Россия, где уже в середине XIX века они стали любимым, широко распространенным овощем.

7 конкурс «Что это за овощи».

С завязанными глазами играющие должны по вкусу определить овощи, которые им предлагают (морковь, капуста, помидор, огурец).

8 конкурс «Загадки с грядки».

ЗАГАДКИ

 Орехи в земле, листья на земле.                          Над землей трава, под землей алая голова.                                                                  
  (картошка)                                                             (свекла)            

 Рос ребенок, не знал пеленок.                              Лежит Егор под межой                                                    

 Стал стариком - сто пеленок на нем.                   Накрыт зеленой фатой.            

 (капуста)                                                                  (огурец)          

  Растете на грядке зеленая ветка,                         Столько стрел растет на грядках,                            
  а на ней - красные детки.                                      а стрельнуть нельзя ребяткам.
  (помидоры)                                                            (лук)

   Сидит баба на грядках                                        Привязан кустик к колышку,
  Вся - в заплатках;                                                На кустиках – шары.
  Кто заплатку оторвет,                                         Бока, подставив солнышку

   Всяк заплачет и уйдет.                                        Краснеют от жары

   (лук)                                                                       (помидор)

За зеленый хохолок                                                 Раскололся тесный домик

«Лису» из норки поволок.                                      На две половинки

На ощупь – очень гладкая                                      И посыпались оттуда

На вкус – как сахар сладкая.                                  Бусинки – дробинки.

Морковь).                                                                 (горох)

  Кругла, да не луна,                                                Снаружи красна, внутри бела,
  С хвостом, да не мышь,                                        На голове хохолок – зелены

лесок.  
  Красна, а не девица.                                             (редиска).

    (свекла)

 Вырастает он в земле
Убирается к зиме.

 Головой на лук похож.

 Если только пожуешь      
Даже маленькую дольку
 Будешь пахнуть очень долго.
  (чеснок)

9 конкурс «Юные повара»

Взять из овощей на «рынке» те которые вам пригодятся для приготовления

  1. винегрета
  2. борща
  3. окрошки

Специалист рассказывает о моркови и капусте.

МОРКОВЬ

    Морковь - древнейший корнеплод, который человечество употребляет уже 4 тыс. лет. Морковь была известна древним грекам и римлянам. Но до XVI века считались деликатесом. Лишь в XVII веке морковь стали разводить повсеместно. В это же время появились соусы из моркови, которые и теперь считаются деликатесными у немцев и французов. В Германии из поджаренной моркови делали "солдатский кофе", который в некоторых деревнях по традиции варят и сейчас.

    На территорию России морковь попала в незапамятные времена. В XVI столетии на Руси морковный сок считался целебным: им лечили от болезней печени, сердца.

 

   КАПУСТА

    За много веков до нашей эры применяли капусту как лекарство в Египте, Греции, Риме. Ее использовали для лечения бессонницы, головной боли. Ее соком смазывали раны. Капуста - одна из главнейших овощных культур Европы. Большинство ее видов происходит из

    Средиземноморья.

Археологические раскопки свидетельствуют, что человек начал возделывать капусту со времен каменного и бронзового века.

    Впервые широкое признание капуста получила в Древней Греции. Капуста у греков служила символом трезвости, ей приписывали способность исцелять от болезней. В древнем Риме была выведена из листовой капусты кочанная. На территорию России капуста была завезена греками, римлянами и русскими купцами. На Руси капусту шинковали и солили, в честь этого события устраивались вечеринки, где водили хороводы, пели, шутили. Обязательным угощением был пирог с капустой. Такие вечеринки назывались "капустники". На Руси с XVI века появилась кольраби, цветная и брюссельская капуста.

10.  конкурс «Догадайся, ответь»

Сейчас я загадаю какой – нибудь овощ, а вы должны отгадать его, задавая мне вопросы, на которые можно ответить только «да» и «нет». Нельзя называть овощи.

11. конкурс «угадай сказку»

В какой сказке упоминаются следующие овощи:

Лук («Чипполино» Джани Родари)

Горох («принцесса на горошине» Ганс христиан Андерсен)

Помидор («чипполино» Джани Родари)

Специалист рассказывает о луке.

     ЛУК

    Лук с незапамятных времен возделывали египтяне. В Древней Греции лук считали священным растением, где луковица воспринималась как символ устройства Вселенной. Именитые горожане в Древней Греции считали неприличным употреблять лук в пищу из-за стойкого резкого запаха. Римляне употребляли его ежегодно, а во избежание резкого запаха лук заедали листьями петрушки и грецкими орехами. От римлян лук перешел в Германию, где отличившихся в боях героев украшали цветами лука.

12  конкурс «Меню»

Назовите блюда, которые можно приготовить из картофеля.

13 конкурс «Эрудит»

Разгадать кроссворд.

  1. Необходимый компонент немецкого кофе (морковь)
  2. В честь какого овоща в Греции существовал целый город (огурца)
  3. назвать антоним к слову овощи (фрукты)
  4. Какой овощ был символом трезвости у греков? (капуста)
  5. Родственников, какой овощной культуры отливали в золоте? (редис)
  6. Блюдо, изготавливаемое из зеленых листьев? (салат)
  7. Какой овощ сначала выращивали ради редкоцветущих невзрачных цветков в оранжереях Англии и России? (томат)
  8. Назвать одним словом: редька, свекла, картофель (овощи)
  9. Строение, какого овоща сравнивали с устройством Вселенной? (лук)

Для подведения итогов конкурса слово предоставляется жюри. Награждение команд. На этом наше мероприятие закончилось. Благодарим всех за внимание.

                                             Литература

  1. Барышникова Г.Б.»Наша зеленая планета»-Ярославль: Академия развития,2007
  2. Внеклассная работа по биологи. 3-8 классы/ Сост. Н,А,Касаткина.-Волгоград: Учитель,2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

влияние биоселена на рост первичного корня у овощных культур

В данной работе представлены лабораторные и практические исследования по данной тематике...

Тема: "Овощи. Приготовление овощного салата"

Урок технологии по теме "Овощи. Приготовление овощного салата" для 5 класса Цели: дать представление о пищевой ценности овощей, значении их в питании человека; сформировать знания и умения п...

"Овощной переполох"

Утренник для учеников начальной школы. Готовят представление шестиклассники после изучения темы "Культурные растения".  Загадки, рассказы о культурных растениях, рисунки и костюмы  своих пер...

Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.»

урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" предназначен для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII  вида. Урок "Мозаика из рваной бумаги.Птицы" развивает мелкуюмоторику, мышление,...

Практическое применение графического редактора Paint. Конструирование из мозаики: "Объемная мозаика"

практическое занятие по информатике с использованием графического редактора Paint....

Программа внеурочной деятельности «Психологическая мозаика» для учащихся вторых классов «Психологическая мозаика»

Программа внеурочной деятельности «Психологическая мозаика» для учащихся вторых классов...

Обоснование целесообразности метафорического сравнения реального мира с мозаикой, а слова – с кусочком мозаики (С. Г. Тер-Минасова).

Презентация по теме "Обоснование целесообразности метафорического сравнения реального мира с мозаикой, а слова – с кусочком мозаики"...