Опыт проведения ролевой игры "День соуправления"
опыты и эксперименты на тему
Данная статья содержит рекомендации по проведению общешкольного мероприятия "День соуправления" для учащихся 8-11-х классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rolevaya_igra_den_soupravleniya_kak_forma_uchenicheskogo_samoupravleniya.docx | 20.41 КБ |
Предварительный просмотр:
А.В. Дынина
учитель русского языка и литературы,
педагог-организатор
МБОУ СОШ №9, г. Ковров
Ролевая игра «День соуправления»
как форма ученического самоуправления.
Уча, учимся.
Сенека.
Инновационные творческие процессы не могут не затрагивать воспитание, особое внимание к которому всегда являлось особенностью отечественного образования. Настрой педагогов на воспитательную составляющую образования остался, хотя сегодня зачастую он дремлет. Способствует этому увеличивающийся объем содержания образования, из-за чего до воспитания могут просто «не доходить руки». Место семьи и школы в воспитании могут занять - и успешно занимают - компьютер и телевизор. Если школа не хочет проигрывать им конкуренцию «за души детей», ей (школе) необходимо усиливать свои функции воспитательного центра.
Исследования психологов установили, что развитие личности в нашем обществе идет по двум взаимосвязанным траекториям, условно обозначенными «само» и «со».
Ученическое самоуправление - одно из направлений педагогической деятельности, которое занимает ведущее место в целостном воспитательном процессе, так как дополнительные знания, практические навыки и умения, социальные установки и ценности, формируемые в ходе реализации самоуправления, во многом определяют жизнеспособность и социальные перспективы выпускников школы. Н.П. Аникеева, профессор Новосибирского государственного педагогического университета, подчеркивает: «Детское самоуправление – это не совокупность выборных органов, а организация гуманистических отношений, которые реализуются в процессе деятельности».
Система соуправления предполагает объединение школьников и учителей к решению стратегических вопросов развития школы. Я стараюсь говорить о соуправлении, а не о более распространенном самоуправлении, потому что школа-это единое пространство, в каждой точке которого очень тесно переплетены интересы администрации и учителей, родителей и учеников. Если мы хотим, чтобы управленческое дело в таком пространстве было максимально эффективным, необходимо проводить специальную работу. Даже за внешней « самоуправленческой» формой того или иного решения старшеклассников должна сохраняться его внутренняя соуправленческая суть. Детям необходимо создавать условия для освоения новых социальных ролей. Поэтому смысл, стоящий за словом « соуправление», принципиален.
Традиционно, ролевая игра «День соуправления», как одна из форм ученического самоуправления, проводится в нашей школе в середине ноября и приурочен ко дню толерантности (16 ноября) и всемирному дню ребенка (20 ноября).
Успех игры во многом зависит от ее подготовки, которая начинается задолго до предполагаемой даты проведения. Вся подготовка осуществляется без отрыва от учебного процесса, между сменами, в свободное время. Проводятся выборы директора-дублера и администраторов-дублеров из состава Совета старшеклассников и учащихся 10-11 классов. Учителя-дублеры пишут заявление о приеме на работу, проходят индивидуальное собеседование с директором-дублером, далее готовят план-конспект урока с помощью педагога-предметника и защищают свой план урока у завуча-дублера.
Опрос учащихся 5-11 классов показал, что в день соуправления всем понравились уроки и необычные мероприятия, проводимые учителями-дублерами. Ребята отметили, что этот день даёт не только положительные эмоции и приятные воспоминания - он многому учит, заставляет задуматься, даёт возможность реализации. Для ребят это – хорошая жизненная школа. Учащийся, который сам провел урок, уже совсем иначе относится к работе учителя.
День соуправления – это создание условий для самореализации личности, профессиональной ориентации, воспитание самостоятельности, ответственного отношения к порученному делу, развитие творческой деятельности учащихся, подготовка молодых людей к будущему участию в управлении делами общества, а может быть, и государства. Так что польза от дня самоуправления – несомненная.
Ребята получают опыт организации и управления людьми. Этот день - ответственный шаг как для педагогов, так и для учеников. Очень важно, чтобы инициатива проведения такого необычного дня исходила от детей, а не навязывалась взрослыми. Ведь подготовить и действительно интересно, с пользой провести уроки смогут только заинтересованные в этом люди. Данное мероприятие является одним из самых важных в школе, и оно ни в коем случае не должно терять свои силы и сущность с годами.
Для педагогов соуправление - это не способ переложить на ученические плечи подготовку к уроку, а предоставление ребятам определенных полномочий. Это возможность увидеть по-новому и детей, и ситуацию в школе. Возможно, появятся новые идеи, улучшатся отношения между поколениями.
Таким образом, нужно не строить, а, скорее, «выращивать» систему соуправления из тех традиционных форм жизни школы, которые исторически в ней сложились. И основные проблемы на этом пути не внешние, организационные, а внутренние - проблемы появления у участников систему соуправления особого мышления – мышления «за всю школу». По настоящему «соуправлять» школой может команда – общность людей, объединенных опытом совместного решения стратегических задач. Не бойтесь ставить такие задачи перед своим коллективом!
Список литературы:
- Аникеева Н.П.Воспитание игрой: книга для учителя.– М., Просвещение, 1987.
- Острые проблемы воспитания: поиски решения.- М.,Арманов-центр,2010
- Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности//Вопросы психологии, 1986, №4
- Сотворчество в управлении образованием. Под ред. Степанова С.Ю., Разбивной Г.А., Петрозаводск-Москва,1993
- Ступеньки радости (очерки рефлексивной педагогики сотворчества). М.,1998
- Управление сотворческими процессами. Библиотека журнала «Директор школы», выпуск №8,2000 год, - М.,Сентябрь,2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт проведения православного фестиваля детского художественного творчества "Светлая Пасха"
Православный фестиваль детского художественного творчества «Светлая Пасха» проводится среди учащихся образовательных учреждений МО Белореченский район.Номинации фестиваля:Выставка художественного твор...
Внеклассное мероприятие «Выборы – это важно» Форма проведения: «Ролевая игра»
Актуальность мероприятия: меняется жизнь, меняется и школа, но воспитательная составляющая образовательного процесса сохраняет свою актуальность. В условиях становления демократического го...
Опыт проведения семинаров в МБОУ СОШ № 1
Современные условия жизни требуют создания условий для самореализации, самовыражения, социализации личности, поэтому методическую работу в МБОУ СОШ № 1 ст. Азовской мы ориенти...
Технология проведения ролевых игр
В статье рассматриваются этапы подготовки ролевых игр, методические советы по их использованию на уроках иностранного языка...
Подготовки к чемпионату World Skills посредством проведение ролевых и деловых игр
Воссоздание ситуаций реальной профессиональной деятельности, ситуаций иноязычного общения возможно с использованием игровой деятельности.Для успешного проведения любой учебной игры необходимы правильн...
Методический материал по теме «Подготовка к проведению ролевых игр»
Методический материал предназначен для педагогов, и организаторов внеклассной работы...