Конспект занятия «Кружевоплетение. Белевское кружево»
план-конспект на тему

Данное занятие рассчитано для детей 2-го года обучения, продолжительность занятия 90 минут. Тип занятия – смешанное (знакомство с новым материалом, закрепление и совершенствование ЗУН). Расширять знания детей о народных художественных промыслах, истории кружев, в частности о белёвском кружеве

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx28.91 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  занятия

объединения «Город мастеров»

«Кружевоплетение. Белевское кружево»

подготовила

педагог дополнительного образования

Лукьянчук Вера Фёдоровна

Одоев,  2015

Дата проведения: 07.09.2015

Место проведения: МКУДО «ОДДТ», Одоевский краеведческий музей.

Данное занятие рассчитано для детей 2-го года обучения, продолжительность занятия 90 минут. Тип занятия – смешанное (знакомство с новым материалом, закрепление и совершенствование ЗУН).

План учебного занятия

Цели занятия:

- расширять знания детей о народных художественных промыслах, истории кружев, в частности о белёвском кружеве;

- воспитывать у детей эстетический вкус,

-развивать восприятие красоты образцов народного промысла;

- воспитывать трудолюбие.

Задачи занятия:

Образовательные

- знакомство  с историей возникновения белевского кружевного промысла;

Развивающие

- развитие моторики рук

- формирование  умений работы с коклюшками

Воспитательные

- воспитание добросовестного отношения к труду

- прививать любовь и уважение к традициям русских народных промыслов.  

Оборудование:  выставка изделий народного художника Скворцовой О.А., иллюстрации элементов белевского кружева и сказочных героев, музыкальные записи, оборудование для плетения кружев (подставки, подушки, коклюшки, иголки, нитки, ножницы), карандаши, картон, калька

Схема этапов занятия.

                               

Структурные элементы занятия

Время прохождения этапа

Методические особенности, краткие указания по проведению занятия

Организационный момент

1 мин

Приветствие, проверка готовности группы к занятию

Настрой обучающихся на работу

3 мин

Сообщение темы, цели занятии, плана работы, создание положительной мотивации

  1. Изучение новой темы.

  1. Закрепление ЗУН

80 мин

  1. Экскурсия в краеведческий музей
  2.  Изучение видов орнамента белевского кружева.
  3. Выбор рисунка индивидуально каждым обучающимся.
  4. Физкультминутка
  5. Практическая работа.
  6.  Закрепление ЗУН.

Заключительный этап

6 мин

Подведение итогов занятия. Закрепление новых терминов.

                             

Ход занятия:

  1. Организационное начало

Здравствуйте, ребята! Сегодня я  приглашаю вас в сказку. В сказку необычную: созданную не с помощью слов, она соткана с помощью вот таких деревянных палочек, которые называются коклюшками и разноцветных  ниток. Сказка начинается!

 Раз — два — три!

 (Звучит вальс. Ведущая открывает двери в зал, где расположена выставка  изделиий из кружева)

  1. Сообщение темы занятия

    Итак, сказка наша называется кружевной. Поверьте, это одна из самых интересных  и фантастических сказок, созданных людьми, только донесли ее до нас не уста сказителя, а волшебные руки мастериц и рукоделиц… А встречает нас в этой сказке хозяйка выставки народный художник Скворцова Ольга Александровна.

  1. Основная часть (проходит в краеведческом музее п. Одоев)

  1. История возникновения кружев

 Когда люди научились творить эту сказку? В Европе, говорят, с XV века... Кружево сразу завоевало Европу. Лучшие художники создавали узоры для кружевных воротничков, манжет, платьев, шляп. В кружева по контуру вплетали конский волос — и украшения становились упругими, рельефными. С кружевами связаны самые удивительные, невероятные истории! По кружевам буквально сходили с ума, на кружевах разорялись, за них садились в долговую тюрьму, за них иным даже отрубали головы...

Стоит ли удивляться, что добрый испанский король в XVII веке запретил своим подданным носить кружева. А в Англии издали специальный декрет, в котором определялось кому какие кружева носить. Но ничего не помогало. А тут еще отток золота увеличивался... Огромные богатства шли и страну, которая производила самые тонкие, изящные и легкие кружева в мире. Называлась она Фландрия. О, счастливица! Влажный  климат страны, создаваемый ветрами с Северного моря, позволял выращивать прекрасный лен. Его везли в Брюссель, где в сырых, холодных подвалах трудились девочки 8 – 14 лет, своими тонкими пальчиками они сучили нити. И кружева получались красивые, легкие, просто — сказка!          Показ иллюстраций

 - Постой-ка, а не заглянуть ли  нам в то время, когда жили в замках среди пажей и очаровательных фрейлин прекрасные принцессы и отважные принцы… Этот мир знаком нам по сказкам немецких и французских, датских писателей. Кто может назвать их фамилии? (Андерсен, братья Гримм, Шарль Перро).

А кто из героев сказок этих писателей мог носить одежду, украшенную  кружевами? ( Спящая красавица, Золушка, принцесса на горошине, маркиз Карабас).            Показ иллюстраций сказочных героев.

  1. Знакомство с белевским кружевом, рассказ Скворцовой О. А.

Педагог:

- Ну, что, ребята, хотите, чтобы наша кружевная сказка продолжилась и перенеслась в мир русской старины?

       О нашем русском кружеве – разговор особый: ведь наши бабушки, прабабушки умели плести кружева не хуже иноземных, только не ставили они свой труд на потолок, да занимались этим делом издавна и часто в свое удовольствие! Ведь в старину надо было и о приданном думать: вот и вязали девушки кружева для полотенец, наволочек, скатертей.

Итак, кружевная сказка продолжается, но теперь на русский манер!

Звучит фонограмма русской народной песни, под которую педагог накидывает на себя русскую кружевную шаль, накрывает стол кружевной скатертью.

  Что за дивные узоры,

   Полотенца и подзоры?

  Все в букетах белых роз?

  Может вывел их мороз?

 Что за скатерть получилась!

 Может, это все приснилось?

Плести кружева умели в каждой русской деревне. Долгими вечерами девушки, собравшись в одну избу, рукодельничали при свете лучины. Попоют, попляшут и снова за работу.

   Исполнение русской народной песни «Пряха» (В низенькой светелке…)

В старые времена каждый город получал известность из-за развитого промысла. Так Белев был городом кружев. Почти все женское население города занималось кружевным плетением. Орудия, употребляемые кружевницами не сложны – коробка из лубка, подушка набитая сеном, и несколько десятков булавок. Плетутся вещи из ниток, восемью парами коклюшек по заранее придуманному рисунку. Оригинальность белевских кружев проложила себе дорогу для сбыта в Мценск, Самару, Петербург, Москву, Баку.

Постепенно промысел пришел в упадок. Сейчас только в музее Белева можно увидеть красоту кружевоплетения.

3) А сейчас послушайте кружевную сказку.

Чтение сказки Л. Пироговой «Аленкины кружева»

- Ну, как? Понравились вам «Кружевные сказки»? (дети отвечают). А сейчас мы вернемся в наш кабинет в ДДТ и продолжим  занятие.

4) Физкультминутка. Народная игра «Веселая ткачиха»

5) Практическая работа (продолжение занятия).

- рассмотрение элементов белевского кружева (тесемки, сливки-восмерки, змейки, россыпь, белевский вирок);

- индивидуальный выбор обучающимся элементов узора для выполнения работы;

- изготовление эскиза (сколок);

- подготовка рабочего места к плетению;

-выполнение образца по сколку.

4. Подведение итогов  занятия

- А что нового вы узнали?

- Какие новые слова вы запомнили? (сколок, тесемка, сливка-восмерка, змейка, россыпь, белевский вирок)

-  Как вы думаете – хорошо, что мы будем знать новое ремесло? Почему?

Рассмотрение изготовленных образцов.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Сказка  Л. Пироговой «Аленкины кружева»

«Жила-была в лесной деревеньке, за Волгой, бедная вдова Авдотья с дочкой Аленкой. Разумная, бойкая Аленка была, всякая работа в руках ее ладилась. А лучше да скорей всего - кружева плела. Избенка вдовы стояла возле леса, крайняя. Сразу за окнами, на опушке, росли пушистые елочки, стройные березки, за ними стеной могучей поднимался дремучий, старый бор.

Вдова Авдотья часто на богатеев батрачила, Аленку одну дома оставляла. Аленка и печь истопит, и корову подоит, а потом садится под оконцем кружева плести. И кружева у нее получались на диво красивые, узоры редкостные.

Случилось как-то Аленке зимой кружева плести, приметила девчонка на окне узор затейливый, и очень он ей показался чудесным: завитушки, как листья папоротника, сплелись, а между ними цветы снеговые — и все мелкой алмазной пылью покрыто. Вот бы такой свести! Села, пригляделась и давай узор снеговой сводить. Долго работала.  Хорош узор получился: те же листья, те же цветы, на снежинки похожие, а все не то! Нет алмазной осыпи, морозного блеска.

Эх, шелку сюда бы! Тогда и узор другим бы стал. Белый шелк, что белый снег, блестит. Да где же бедной девушке шелку купить!

         Вздохнула Аленка и сказала тихонечко:

-        Наверное, такие кружева одна Снегурочка плетет, а больше никто!

Только промолвила, а в окно и стукнул кто-то легонько. И видит Аленка: стоит на снегу девушка в шубке из белых горностаев, в рукавичках узорчатых, в платке голубом. Сама беленькая, голубоглазая и так лукаво на Аленку поглядывает, словно сказать хочет: отвори, мол, подружка.

Аленка с лавки спрыгнула, в сени вышла, дверь на крылечко отворила. Незнакомка мигом в сенцы вскочила и говорит:

-        Что, сробела? Ты меня только позвала, я вот и тут!

Растерялась Аленка, не поймет, откуда эта девушка, на деревенскую не похожа. А незнакомка засмеялась, как хрустальным звонком зазвенела:

-        Да я и есть Снегурочка! Ну, что пригорюнилась? Шелку нет? Получай подарок.

И подала Аленке белый клубочек. Потом быстро сбежала с крылечка и исчезла. То ли за сугроб спряталась, то ли в лес убежала.

А снег звездами-снежинками с неба все сеется и след ее засыпает. Ушла гостья, будто ее и не было.

Вместе с этим шелком и вошло довольство в бедную избенку вдовы. Сколько ни плела кружев Аленка, но клубок словно и не убавляется. А кружева такие получались, что залюбуешься. Деньги за них хорошие платили. Но в народе молва пошла: кружева, дескать, не простые, а волшебные. Примечать стали: иные купят и не нахвалятся, а другие - ругаются. У иных век носи - не износишь, а у других - на глазах тают.

Услышала о чудесных кружевах одна барыня. Была она жадная, скупая да жестокая. Девушек своих крепостных била, секла. Люди из-за ее жестокости слезами умывались.

Вот эта барыня как-то прикатила в карете к бедной вдове. Распахнул лакей дверцу кареты - сама барыня вышла. Дородная, высокая, в богатой собольей шубе. Нагнувшись, чтобы прическу не сбить, ступила через порог. Вдова с Аленкой кланяются в пояс. А барыня говорит:

-        Слыхала я о твоих кружевах. Ну-ка, покажи мне их, мастерица!

Аленка вынула из сундучка кружева, расстелила их в избе. Словно снежными узорами лавки и стол накрыла. У барыни и дух захватило: красота какая!

—        Продай все, — говорит. — Все куплю!

А среди кружев был и подзор* заветный. Его Аленка почти полгода плела и решила никому не продавать. Хотелось девушке в приданое себе тот подзор сохранить.

-        Нет, - ответила Аленка, - все могу продать, кроме этого
подзора.

—        Ах ты, холопка! — кричит барыня. — Да как ты смеешь мне перечить! Не хочешь добром - силой возьму! — хлопнула дверью и ушла.

Вздохнула вдова:

—        Ох, Аленка! Как бы беды нам с тобой не нажить!
Приехала барыня домой и стала думать о том, как бы ей кружевницу обмануть. И придумала.

Велела позвать Аброську, мужика своего крепостного, жуликоватого. Пообещала злая барыня дать ему штоф** водки за то, чтобы кружева у Аленки похитил.

Поклонился Аброська и ушел. Выждал он время, когда вдова с дочерью из дома отлучились, и залез в их избенку, сломал замок у сундука и похитил все кружева Аленкины.

Когда вернулись Аленка с матерью домой, так и ахнули: в избушке все перевернуто и ни кружева, ни клубочка заветного нет.

Опустились руки у Аленки, побелела она, как береза подрубленная, шепчет:

—        Неужто по барскому наущению кто выкрал?
Схватила платок и кинулась за дверь.

Мать ей кричит вдогонку:

  • Куда ты, Аленка, куда? А она:
  • Прощай, матушка! К Снегурочке в гости пойду!

Только и сказала. Легко спрыгнула с крылечка, забежала за елку, другую и скрылась.

Побежала Аленка через сугробы в лес дремучий. В чащобу попала и заблудилась. Уж и рада бы домой вернуться, да дороги найти не может. Прислонилась Аленка к елочке зеленой, пушистой и вдруг видит: зайка ей лапкой машет — иди за мной. И побежал. А где он прошел, там легла тропинка ровная, расступились сугробы.

Вывел зайка Аленку на полянку. Глядит Аленушка и глазам не верит. Стоит на полянке теремок льдистый, весь в огнях цветных, в искорках, в звездах, а из окна Снегурочка ей улыбается:

—        Пришла? Иди скорее, Аленушка! Гостьей дорогой будешь!
Сбежала ей навстречу с крылечка, обнимает. А Аленка горьки
ми слезами заливается и про обиду свою рассказывает.

Снегурочка молчит, только брови хмурит. Потом вынула круглое серебряное зеркальце и сказала:

—        Смотри!

И видит Аленка в зеркале: сидит злая барыня и в сундук Аленкины кружева укладывает.

Сверкнуло зеркало в руках Снегурки, как звезда, и вдруг видит Аленка: завертелся чудесный шелковый клубок в руках у барыни и давай ее всю обматывать белой снеговой, холодной нитью. Та руками рвать нить, да не тут-то было! Кричать, а у самой слова в горле застревают. А холодные нити вьются и вьются и скоро всю барыню обмотали. И превратилась она в снежную бабу. Замерзла. А кружева чудесные исчезли, будто их и не было.

Отвела глаза Аленка от зеркала... Поняла, что наказала барыню Снегурочка за жадность и злость.

А весной, когда стаяли снега, набухли березовые почки и робкий голубой подснежник выглянул из талой земли, вернулась Аленка домой, к матери. Еще лучшей мастерицей стала. Ведь учила плести чудесные кружева Аленку сама Снегурочка-кружевница».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Юлдашева Г.К.Рукоделие, 9 класс,« Вязание крючком. Обвязывание платочков кружевом»

Урок  для 9 класса из раздела "Художественная обработка ткани.Вязание крючком."Урок построен так, что учащиеся знакомятся с историей возникновения платочков и учатся обвязывать платочки кружевом,...

Урок ИЗО с элементами арт-терапии«Пленительное кружево ладони» 7 класс

Мы   знаем, что люди с давних пор украшают свое тело различными орнаментами. Один из самых старинных способов росписи по телу – хной. История возникновения этого искусства не менее удивитель...

Вязание туники в технике брюггерского кружева.

Описана технологя  вязания туники в технике Брггерского( Брюссельского) кружева. Приведены схемы вязания различных узоров....

презентация к интегрированному уроку "Пленительное кружево ладони"

Данная презентация показывается со стиха и переходит на тест (история менди и современное применение хны и росписи по телу)...

ИГОЛЬНОЕ КРУЖЕВО. «Сновочный узелок».

Тема урока.ИГОЛЬНОЕ КРУЖЕВО. «Сновочный узелок».Цель урока.Учить выполнять технологически правильно требуемую опера­цию.Задачи урока.Познакомить учащихся с технологией выполнения сновочного узелка.Дат...

Книги / Рисуем кружева

Фотографии в альбоме «№1» zhital на Яндекс.Фотках...

Развитие Белевского футбола как фактор ЗОЖ

Развитие Белевского футбола как фактор ЗОЖ...