Проектно-исследовательская деятельность в биоэкологическом образовании
статья на тему
На примере работ воспитанников экологического объединения рассматриваются сходста и различия исследовательской и проектной работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_zhidova_s.f.docx | 26.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследование и проект в биоэкологическом образовании: сходства и различия.
С.Ф. Жидова
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия,
Самара, Российская Федерация
Краткая аннотация: на примере работ воспитанников экологического объединения рассматриваются сходства и различия исследовательской и проектной работы.
Ключевые слова: проект, исследовательская работа.
Значение предметов биоэкологического цикла в настоящее время велико. Увеличивающееся количество глобальных проблем, нарастающее влияние техногенных процессов на жизнь человечества и всего живого требует от современной системы образования воспитания человека, мыслящего в направлении рационального природопользования.
Предметы биоэкологического направления могут помочь современным школьникам найти оптимальные способы повышения уровня безопасности жизнедеятельности человека. Способом решения этой задачи является применение в образовательном процессе современных технологий [1].
К ним относятся: учебно-познавательная, информационно-поисковая и научно-исследовательская виды деятельности. Отличительными их признаками являются изменение характера деятельности и взаимодействия субъектов образовательного процесса, смена приоритетов – от трансляции знаний к созданию условий для более полной реализации личностного потенциала и проявления свойств субъектов [3].
Проектное и исследовательское обучение в биоэкологическом образовании - близкие по содержанию понятия. Зачастую их объединяют в «проектно-исследовательское обучение», или же отождествляют. Но эти виды учебной деятельности существенно различаются, не исключая их возможного сочетания в структуре обучения.
Проект – форма организации учебной деятельности, при которой поставленная цель достигается посредством разработки деталей проблемы. Обучающиеся в объединении «Юный эколог» структурного подразделения «Поиск» в данном учебном году реализуют проект «Цветочно-декоративное оформление школы п. Сургут». Необходимость реализации данного проекта возникла в связи с тем, что, по мнению авторов, фасад здания школы недостаточно облагорожен. Проектная работа всегда завершается практическим результатом. Значимость работы воспитанников объединения состоит в том, что на территории школьного двора появятся красивые и ухоженные цветочные клумбы. Авторы проекта всегда представляют то, над чем они работают – процесс, объект, процесс, структуру и т.п., то есть проектировщик знает, что он планирует получить в результате. При реализации проекта возможно применение исследовательского, репродуктивного, эвристического и других методов.
Реализация проекта зависит от многих внешних обстоятельств, иногда абсолютно не связанных с задачами исследования. Эта работа направлена на создание нового продукта (в нашем случае – создание клумб и учебного пособия для обучения и воспитания школьников экологической направленности).
При исследовании используется только один метод – исследовательский. Он опирается на любознательность учащегося, не предполагая достижения определенного результата. Исследование в отличие от проектирования – довольно «мягкий »,относительно объекта, вид деятельности, главная его цель – определение истины, наблюдение за объектом, без вмешательства в его внутреннюю жизнь. В исследовательской работе обучающейся объединения «Юный эколог» «Изучение условий содержания и поведения волнистого попугая» перед автором стояли задачи познакомиться с особенностями ухода, питания, ветеринарного сопровождения волнистого попугая и проанализировать поведения питомца, основываясь на личных наблюдениях. Результат исследований - новые знания. Иногда при выполнении исследования решается какая -либо практическая проблема, однако это - скорее «побочный эффект». В нашем случае – это возможность использования материалов работы в качестве пособия для желающих завести домашнего питомца - волнистого попугая.
Необходимо разделять понятия «научно-исследовательская» и «учебно-исследовательская» деятельность. В результате учебно-исследовательской деятельности учащиеся приобретают не новые знания, а навыки исследования, как особого способа освоения действительности, повышается уровень исследовательского мышления, формируется личностная позиция[2].
Таким образом, исследовательская и проектная виды деятельности в образовательном процессе имеют следующие различия:
- в проекте, в отличие от исследования, используются разноообразные методы и приемы обучения;
- проектная деятельность характеризуется более высокой степенью самостоятельности учащихся в постановке цели, задач, значимой для автора проблемы;
- метод проектов предполагает составление четкого плана предстоящих работ, осознания изучаемой проблемы, исследовательская деятельность в этом плане более свободна;
- в исследовании обнаруживается то, что уже есть, в проекте создается что- то новое.
ЛИТЕРАТУРА:
- Иванова, Т.А. Конструирование уроков географии в системе блочно-модульных технологий / Г.М. Никитина //Современные образовательные технологии. Сборник статей. – Самара: ООО «Книга», 2011.- С. 280.
- Метод проектов в начальной школе: система реализации / Н.В. Засоркина, М.Ю. Шатилова, Н.Б. Полянина и др.- Волгоград: Учитель, 2013.-135 с.
- Современные образовательные технологии: учебное пособие/ Н.В. Бордовская, Л.А. Даринская, С.Н. Костромина и др.- М.: КНОРУС, 2013. – 432 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Проектно-исследовательская деятельность как одна из технологий повышения качества образования»
В настоящее время изменения во всех областях жизни происходят с невиданной скоростью. Одна из задач школы сегодня – формирование молодого человека с критическим, нестандартным мышлением, способного к ...
Программа «Организация проектно – исследовательской деятельности учащихся в процессе математического образования»
Программно-методическое обеспечение системы математического образования продолжает совершенствоваться.Программа Доржиевой Р. Д. направлена на организацию проектно-исследовательской работы школьников ...
Развитие проектно-исследовательской компетентности учащихся при изучении курса "Решение проектных задач по биологии" посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Образовательная программа учреждения должна включать программу развития универсальных учебных действий, обеспечивающую «формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельн...
Проектно-исследовательская учебная деятельность как инновационная образовательная технология.15.02.15
в статье идет речь о организации проектно-исследовательской деятельности на уроках математики, формах работы...
Создание условий для развития навыков проектно-исследовательской, творческой деятельности, мотивация воспитанников к саморазвитию
В образовательном процессе очень важно развитие творческих способностей воспитанников во всех значимых для них видах деятельности. Необходимо научить самостоятельно двигаться к намеч...