Проектно-исследовательская деятельность в биоэкологическом образовании
статья на тему

Жидова Светлана Федоровна

На примере работ воспитанников экологического объединения рассматриваются сходста и различия исследовательской и проектной работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_zhidova_s.f.docx26.91 КБ

Предварительный просмотр:

Исследование и проект в биоэкологическом образовании: сходства и различия.

С.Ф. Жидова

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия,

Самара, Российская Федерация

Краткая аннотация: на примере работ воспитанников экологического объединения рассматриваются сходства и различия исследовательской и проектной работы.

Ключевые слова: проект, исследовательская работа.

   Значение предметов биоэкологического цикла в настоящее время велико. Увеличивающееся количество глобальных проблем, нарастающее влияние техногенных процессов на жизнь человечества и всего живого требует от современной системы образования воспитания человека, мыслящего в направлении рационального природопользования.

    Предметы биоэкологического направления могут помочь современным школьникам  найти оптимальные  способы  повышения уровня безопасности жизнедеятельности человека. Способом решения этой задачи является применение в образовательном процессе современных технологий [1].

  К ним относятся: учебно-познавательная, информационно-поисковая и научно-исследовательская виды деятельности. Отличительными их признаками являются изменение характера деятельности и взаимодействия субъектов образовательного процесса, смена приоритетов – от трансляции знаний к созданию  условий для более полной реализации личностного потенциала и проявления свойств субъектов [3].

   Проектное и исследовательское обучение  в биоэкологическом образовании - близкие по содержанию понятия. Зачастую их объединяют  в «проектно-исследовательское обучение», или же отождествляют.  Но эти виды учебной деятельности существенно различаются, не исключая их возможного сочетания в структуре обучения.

  Проект – форма организации учебной деятельности, при которой поставленная цель достигается посредством разработки деталей проблемы. Обучающиеся в объединении «Юный эколог» структурного подразделения «Поиск» в данном учебном году реализуют проект «Цветочно-декоративное оформление школы п. Сургут». Необходимость реализации данного проекта возникла в связи с тем, что, по мнению авторов, фасад здания школы недостаточно облагорожен. Проектная работа всегда завершается практическим результатом. Значимость работы воспитанников объединения состоит в том, что на территории школьного двора появятся красивые и ухоженные цветочные клумбы.  Авторы проекта всегда  представляют то, над чем они работают – процесс, объект, процесс, структуру и т.п., то есть проектировщик знает, что он планирует  получить в результате. При реализации проекта возможно применение исследовательского, репродуктивного, эвристического и других методов.

   Реализация проекта зависит  от многих внешних обстоятельств, иногда абсолютно не связанных с задачами исследования. Эта работа направлена на создание нового продукта (в нашем случае – создание клумб и учебного пособия для обучения и воспитания школьников экологической направленности).

   При исследовании используется только один метод – исследовательский. Он опирается на любознательность учащегося, не предполагая  достижения определенного результата. Исследование в отличие от проектирования – довольно «мягкий »,относительно  объекта, вид деятельности,  главная  его цель – определение истины, наблюдение за объектом, без вмешательства в его внутреннюю жизнь.  В исследовательской работе  обучающейся объединения «Юный эколог»  «Изучение условий содержания и поведения волнистого попугая»  перед автором стояли задачи познакомиться с особенностями ухода, питания, ветеринарного сопровождения волнистого попугая  и проанализировать поведения питомца, основываясь на личных наблюдениях. Результат  исследований - новые знания. Иногда при выполнении исследования  решается  какая -либо практическая  проблема, однако это  - скорее «побочный эффект». В нашем  случае – это возможность использования материалов работы в качестве пособия для  желающих завести домашнего питомца - волнистого попугая.

   Необходимо разделять понятия  «научно-исследовательская» и «учебно-исследовательская» деятельность.  В результате учебно-исследовательской деятельности учащиеся приобретают не  новые знания, а  навыки исследования,  как особого способа освоения действительности, повышается уровень  исследовательского  мышления, формируется личностная позиция[2].

  Таким образом, исследовательская и проектная виды деятельности в образовательном процессе имеют следующие различия:

- в проекте, в отличие от исследования, используются разноообразные методы и приемы обучения;

- проектная деятельность характеризуется более высокой степенью самостоятельности учащихся в  постановке  цели, задач, значимой для автора проблемы;

- метод проектов предполагает составление четкого плана предстоящих работ, осознания изучаемой проблемы, исследовательская деятельность в этом плане более свободна;

- в исследовании обнаруживается то, что уже есть, в проекте создается что- то новое.

 

   

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Иванова, Т.А. Конструирование уроков географии в системе блочно-модульных технологий / Г.М. Никитина //Современные образовательные технологии. Сборник статей. – Самара: ООО «Книга», 2011.-  С. 280.
  2. Метод проектов в начальной школе: система реализации / Н.В. Засоркина, М.Ю. Шатилова, Н.Б. Полянина и др.- Волгоград: Учитель, 2013.-135 с.
  3. Современные образовательные технологии: учебное пособие/ Н.В. Бордовская, Л.А. Даринская, С.Н. Костромина и др.- М.: КНОРУС, 2013. – 432 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектно-исследовательская деятельность как одна из технологий повышения качества образования»

В настоящее время изменения во всех областях жизни происходят с невиданной скоростью. Одна из задач школы сегодня – формирование молодого человека с критическим, нестандартным мышлением, способного к ...

Программа «Организация проектно – исследовательской деятельности учащихся в процессе математического образования»

Программно-методическое обеспечение системы математического образования продолжает совершенствоваться.Программа Доржиевой Р. Д. направлена на организацию проектно-исследовательской работы школьников ...

Развитие проектно-исследовательской компетентности учащихся при изучении курса "Решение проектных задач по биологии" посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Образовательная программа учреждения должна включать программу развития универсальных учебных действий, обеспечивающую «формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельн...

Проектно-исследовательская учебная деятельность как инновационная образовательная технология.15.02.15

в статье идет речь о организации проектно-исследовательской деятельности на уроках математики, формах работы...

Создание условий для развития навыков проектно-исследовательской, творческой деятельности, мотивация воспитанников к саморазвитию

В образовательном процессе очень важно развитие творческих способностей воспитанников во всех    значимых для них видах деятельности. Необходимо научить самостоятельно двигаться к намеч...