Музейный урок "Вещь в прострастве музея"
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Историко-краеведческий музей «Этнограф» МБОУ-СОШ №141.
Конспект музейного урока «Вещь в пространстве музея»
Задачи урока:
- на примере экспонатов музея постараться показать учащимся, что вещь в пространстве музея может стать историческим источником;
- на основе анализа музейного экспоната собрать объективную информацию о предмете: форма, цвет, размер, структура, материал.
Литература:
1 .«Я познаю мир» (Детская энциклопедия «История вещей») М.1998.
2. Игрушки петербургских детей (Буклет ГМИ Санкт-Петербурга) СПб.2006.
3. Город, открываемый заново (Научно-методический сборник) СПб. СМИО Пресс. 2006.
Вводное слово учителя. Вещи окружают человека с глубокой древности. У них своя богатая и очень интересная история. Конечно, они не существуют сами по себе, а служат человеку, его потребностям. В музеях представлено большое количество вещей прошлых времён. Они являются очень ценным материалом для историков, потому что могут многое рассказать о повседневной жизни людей.: как они ели, во что одевались, какие использовали инструменты или оружие.
Итак, музей – это особое пространство. Какие предметы могут попасть в музей? (варианты ответов: старинные, интересные предметы; предметы, принадлежавшие великому человеку).
Наш школьный музей состоит из нескольких выставок (экспозиций):
- Быт и культура манси.
- В мире русской избы.
- Городской быт XIX-XX вв.
- Малахитовая шкатулка Урала.
- Защитники Отечества.
- Школа XX века.
- История школы МБОУ-СОШ №141.
Экспозиция «В мире русской избы» построена по принципу деревенской крестьянской избы.
Вопросы:
- Какие предметы напоминают вам об этом?
- О чем они могут рассказать посетителям?
Показ предметов. Каждому предмету дается краткая характеристика:
1. Каково назначение предмета?
2. Из какого материала он сделан?
Показ предметов крестьянского быта:
- Крынка
- Чугунка
- Самовар
- Керосиновая лампа
В школьной музее есть старинные вещи, которые помогают нам представить, какой была жизнь в первой половине XX.
История каждой вещи, находящейся в экспозиции музея, помогает понять, как изменились вкусы людей, их манера себя вести; как изменились традиции встречи гостей; оформления интерьера, посещения театра.
Давайте попробуем ответить на вопрос: о чем может рассказать обыкновенная вещь, находящаяся в музее, в его экспозиции?
Для этого постараемся сравнить, как выглядит старинная вещь в экспозиции музея и как она выглядит в наши дни? Каким образом она была усовершенствована с течением времени?
Показ и обсуждение:
- Чугунные утюг для глажения твердых тканей, с деревянной ручкой.
- Маленький чугунный утюжок для глажения кружев.
Вопросы учащимся: а как выглядит утюг, который находится у вас дома? В чем вы видите их отличие?
Показ и обсуждение:
Сундук. Для каких целей использовался этот предмет? (Варианты: для хранения теплых зимних вещей; для хранения скатертей и тканей; для хранения посуды).
Вопрос учащимся: а где мы храним вещи сейчас? Есть ли в наши дни сундуки в домах и квартирах?
Вывод: О чем может рассказать обыкновенная вещь, если она попала в пространство музея? Разумеется, о том, как меняется время; о том, какие мастера изготовили вещь и каким образом она служила людям.
Практическая часть (см. приложение к уроку).
Практическая часть
Задание: вместо пропусков ставьте слова, что бы получился цельный текст.
1. Человек живёт в мире______________. У каждой вещи богатая и очень интересная _____________. Огромное количество старинных вещей находится в ____________. Они являются очень ценным материалом для______________. Любая вещь может рассказать о___________________________________________.
Задание: вместо пропусков ставьте слова, что бы получился цельный текст.
2. Сегодня мы совершили путешествие по экспозиции _________________. Она рассказывает нам о жизни в ___________________. В ходе путешествия мы узнали о том для чего нужны те или иные____________, из какого ____________ они сделаны и как они менялись с течением _____________.
Задание: вместо пропусков ставьте слова, что бы получился цельный текст.
3. Среди вещей, которые наполняли деревенскую избу, были___________, ____________, ____________. Мы узнали, например, что керосиновая лампа использовалась для ______________, а чугунка для приготовления_________________.
Задание: вместо пропусков ставьте слова, что бы получился цельный текст.
4. Большой интерес вызвал чугунный ______________. Благодаря сравнению этого утюга и современного, можно проследить, как менялся его________ и _____________. Не менее интересным был рассказ о__________, который предназначался для хранения одежды и посуды. В современных домах сундук заменил______________.
Задание: вместо пропусков ставьте слова, что бы получился цельный текст.
5. О чем может рассказать обыкновенная ______________, если она попала в ______________? Разумеется, о том, как меняется ________; о том, какие мастера изготовили вещь и каким образом она служила _________.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/16/picture-125686-1350387184.jpg)
Темы экскурсий-уроков по музейной экспозиции музея СЮТур "Русская изба"
Здесь дано карткое пописание тем, проводимых на экскурсиях-уроках в музее СЮТур "Русская изба"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/07/picture-269643-1504790859.jpg)
Применение интерактивных компьютерных технологий в педагогике музейной деятельности на примере работы школьного музея Арктики им. Г.Я.Седова. (Урок географии в контексте педагогики музейной деятельности).
Статья о проведении уроков географии в рамках педагогики музейной деятельности в образовательном пространстве школьного музея Арктики им. Седова ГБОУ СОШ № 516 Невского района Санкт-Петербурга у...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/29/picture-466807-1675008164.jpg)
Музейная педагогика. Инновационная работа Выдрихинского школьного краеведческого музея.
Обзор ииновационной деятельности школьного музея, интерактивных методов и приемов краеведческой работы....
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПОНЯТИЕ МУЗЕЙНОЙ ЭКСКУРСИИ – ПОДГОТОВКА ЮНЫХ ЭКСКУРСОВОДОВ ШКОЛЬНЫХ МУЗЕЕВ
ПОНЯТИЕ МУЗЕЙНОЙ ЭКСКУРСИИ – ПОДГОТОВКА ЮНЫХ ЭКСКУРСОВОДОВ ШКОЛЬНЫХ МУЗЕЕВ ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/08/picture-945297-1504859821.jpg)
Музейный предмет - как основной элемент работы музея образовательной организации.
В статье рассматривается три стадии развития музейного предмета.Показан опыт работы с музейными предметами на занятиях в музее истории детского движения Детско-юношеского центра г. Северодвинска....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/23/picture-998697-1516700350.jpg)
Примерный состав музейного Совета, актива музея, план работы музея на текущий год.
Примерный состав музейного Совета, актива музея, план работы музея на текущий год....