Музейный урок "Вещь в прострастве музея"
методическая разработка на тему

Маслаков Дмитрий Сергеевич

Материал для школьного музея.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_mire_veshchey.docx22.89 КБ

Предварительный просмотр:

Историко-краеведческий музей «Этнограф» МБОУ-СОШ №141.

Конспект музейного урока «Вещь в пространстве музея»

Задачи урока:

  • на примере экспонатов музея постараться показать учащимся, что вещь в пространстве музея может стать историческим источником;
  •  на основе анализа музейного экспоната собрать объективную информацию о предмете: форма, цвет, размер, структура, материал.

Литература:

1 .«Я познаю мир» (Детская энциклопедия «История вещей») М.1998.

2. Игрушки петербургских детей (Буклет ГМИ Санкт-Петербурга) СПб.2006.

3. Город, открываемый заново (Научно-методический сборник) СПб. СМИО Пресс. 2006.

Вводное слово учителя. Вещи окружают человека с глубокой древности. У них своя богатая и очень интересная история. Конечно, они не существуют сами по себе, а служат человеку, его потребностям. В музеях представлено большое количество вещей прошлых времён. Они являются очень ценным материалом для историков, потому что могут многое рассказать о повседневной жизни людей.: как они ели, во что одевались, какие использовали инструменты или оружие.

Итак, музей – это особое пространство. Какие предметы могут попасть в музей? (варианты ответов: старинные, интересные предметы; предметы, принадлежавшие великому человеку).

Наш школьный музей состоит из нескольких выставок (экспозиций):

  • Быт и культура манси.
  • В мире русской избы.
  • Городской быт XIX-XX вв.
  • Малахитовая шкатулка Урала.
  • Защитники Отечества.
  • Школа XX  века.
  • История школы МБОУ-СОШ №141.

Экспозиция «В мире русской избы» построена по принципу деревенской крестьянской избы.

Вопросы:

  • Какие предметы напоминают вам об этом?
  • О чем они могут рассказать посетителям?

Показ предметов. Каждому предмету дается краткая характеристика:

1. Каково назначение предмета?

2. Из какого материала он сделан?

Показ предметов крестьянского быта:

  • Крынка
  • Чугунка
  • Самовар
  • Керосиновая лампа

В школьной музее есть старинные вещи, которые помогают нам представить, какой была жизнь в первой половине XX.

История каждой вещи, находящейся в экспозиции музея, помогает понять, как изменились вкусы людей, их манера себя вести; как изменились традиции встречи гостей; оформления интерьера, посещения театра.

Давайте попробуем ответить на вопрос: о чем может рассказать обыкновенная вещь, находящаяся в музее, в его экспозиции?

Для этого постараемся сравнить, как выглядит старинная вещь в экспозиции музея и как она выглядит в наши дни? Каким образом она была усовершенствована с течением времени?

Показ и обсуждение:

  • Чугунные утюг для глажения твердых тканей, с деревянной ручкой.
  • Маленький чугунный утюжок для глажения кружев.

Вопросы учащимся: а как выглядит утюг, который находится у вас дома? В чем вы видите их отличие?

Показ и обсуждение:

Сундук. Для каких целей использовался этот предмет? (Варианты: для хранения теплых зимних вещей; для хранения скатертей и тканей; для хранения посуды).

Вопрос учащимся: а где мы храним вещи сейчас? Есть ли в наши дни сундуки в домах и квартирах?

Вывод: О чем может рассказать обыкновенная вещь, если она попала в пространство музея? Разумеется, о том, как меняется время; о том, какие мастера изготовили вещь и каким образом она служила людям.

Практическая часть (см. приложение к уроку).

Практическая часть

Задание: вместо пропусков ставьте слова, что бы получился цельный текст.

1. Человек живёт в мире______________. У каждой вещи богатая и очень интересная _____________. Огромное количество  старинных вещей находится в ____________. Они  являются очень ценным материалом для______________. Любая вещь может рассказать о___________________________________________.

Задание: вместо пропусков ставьте слова, что бы получился цельный текст.

2.  Сегодня мы совершили путешествие по экспозиции _________________. Она рассказывает нам о жизни в ___________________. В ходе путешествия мы узнали о том для чего нужны те или иные____________, из какого ____________ они сделаны и как они менялись с течением _____________.

Задание: вместо пропусков ставьте слова, что бы получился цельный текст.

3.  Среди вещей, которые наполняли деревенскую избу, были___________, ____________, ____________.  Мы узнали,  например, что керосиновая лампа использовалась для ______________, а чугунка для приготовления_________________.

Задание: вместо пропусков ставьте слова, что бы получился цельный текст.

4. Большой интерес вызвал чугунный ______________. Благодаря сравнению этого утюга и современного, можно проследить, как менялся его________ и _____________. Не менее интересным был рассказ о__________, который предназначался для хранения одежды и посуды. В современных домах сундук заменил______________.

Задание: вместо пропусков ставьте слова, что бы получился цельный текст.

5. О чем может рассказать обыкновенная ______________, если она попала в ______________? Разумеется, о том, как меняется ________; о том, какие мастера изготовили вещь и каким образом она служила _________.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Темы экскурсий-уроков по музейной экспозиции музея СЮТур "Русская изба"

Здесь дано карткое пописание тем, проводимых на экскурсиях-уроках в музее СЮТур "Русская изба"...

Применение интерактивных компьютерных технологий в педагогике музейной деятельности на примере работы школьного музея Арктики им. Г.Я.Седова. (Урок географии в контексте педагогики музейной деятельности).

Статья о проведении уроков географии в рамках  педагогики музейной деятельности в образовательном пространстве школьного музея Арктики им. Седова ГБОУ СОШ № 516 Невского района Санкт-Петербурга у...

Музейная педагогика. Инновационная работа Выдрихинского школьного краеведческого музея.

Обзор ииновационной деятельности школьного музея, интерактивных методов и приемов краеведческой работы....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПОНЯТИЕ МУЗЕЙНОЙ ЭКСКУРСИИ – ПОДГОТОВКА ЮНЫХ ЭКСКУРСОВОДОВ ШКОЛЬНЫХ МУЗЕЕВ

ПОНЯТИЕ МУЗЕЙНОЙ ЭКСКУРСИИ – ПОДГОТОВКА ЮНЫХ ЭКСКУРСОВОДОВ ШКОЛЬНЫХ МУЗЕЕВ ...

Музейный предмет - как основной элемент работы музея образовательной организации.

В статье рассматривается три стадии развития музейного предмета.Показан опыт работы с музейными предметами на занятиях в музее истории детского движения Детско-юношеского центра г. Северодвинска....

Примерный состав музейного Совета, актива музея, план работы музея на текущий год.

Примерный состав музейного Совета, актива музея, план работы музея на текущий год....

Музейный урок "Страницы школьного музея"

Знакомство с материалами музея....