МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПОНЯТИЕ МУЗЕЙНОЙ ЭКСКУРСИИ – ПОДГОТОВКА ЮНЫХ ЭКСКУРСОВОДОВ ШКОЛЬНЫХ МУЗЕЕВ
методическая разработка (7, 8, 9 класс) на тему

ПОНЯТИЕ МУЗЕЙНОЙ ЭКСКУРСИИ – ПОДГОТОВКА ЮНЫХ ЭКСКУРСОВОДОВ ШКОЛЬНЫХ МУЗЕЕВ  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ponyatie_muzeynoy_ekskursii_.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПОНЯТИЕ МУЗЕЙНОЙ ЭКСКУРСИИ –

ПОДГОТОВКА ЮНЫХ ЭКСКУРСОВОДОВ ШКОЛЬНЫХ МУЗЕЕВ

Музейная экспозиция является одним из основных способов представления памятников материальной и духовной культуры зрителю. В ее пространстве экскурсовод подбирает методы, приемы и определяет маршрут показа экспонатов, ориентируясь на которые изучающий экспозицию посетитель музея может глубже познакомиться с целым рядом характеристик, таких как время и место создания музейного предмета, среда бытования, исторические события, связанные с ним и др. Основным видом знакомства посетителей с  подлинными предметами в музейной экспозиции является экскурсия. Именно экскурсия занимает среди различных видов учебной и внеурочной деятельности школьных музеев особенно важное место. И это вполне закономерно, так как музейная экспозиция и экскурсионный метод всегда взаимосвязаны.

Понятие «экскурсия» вошло в употребление в XIX веке и закрепилось в нем в тесной связи с образованием. Образовательный потенциал экскурсии давно известен педагогам, опирающимся на принцип наглядности в обучении. Не случайно экскурсия как форма учебно-воспитательного процесса получила широкое распространение в 1920-е годы. Экскурсия в этот период становления советского образования рассматривалась как обязательный элемент школьных занятий, а использование экскурсионного метода стало одним из основных способов обучения в трудовой общеобразовательной школе и внешкольных учреждениях.

Учитывая накопленный в нашей стране опыт развития музейного дела, его использование в образовательной деятельности можно привести следующее определение музейной экскурсии. Экскурсия – это коллективный и индивидуальный осмотр музейной экспозиции, проводимый по намеченной теме и специальному маршруту под руководством экскурсовода в образовательных и воспитательных целях. 

Преимущества музейной экскурсии перед другими формами образовательной деятельности в том, что объектами восприятия являются экспонаты – подлинные памятники истории, предметы  материальной и духовной культуры, соприкасаясь с которыми человек познает не только историческое прошлое, но и окружающую действительность. Соприкосновение с подлинным экспонатом, по словам Б. А. Столярова: «…учит понимать и чувствовать окружающий мир, оценивать творческие возможности человека, то есть приобщает к знаниям и основам культуры».[1]

Необходимо отметить и еще одну особенность экскурсии. В основе проведения экскурсии лежит зрительное восприятие, живое наблюдение музейного предмета, непосредственный его осмотр. Существующий в музейном обиходе афоризм «смотреть – не значит видеть» напоминает об одной из главных задач в экскурсионной работе – научить «видеть», т. е. рассматривая экспозицию в целом, ее разделы и отдельные экспонаты, размещенные в ней, экскурсоводу важно раскрыть  заложенную в музейных предметах информацию и донести ее до экскурсантов. Зрительное восприятие усиливается передвижением экскурсантов по определенному маршруту, осмотром экспоната с разных сторон, на разных расстояниях. Естественно, что важную роль в экскурсии играет словесный комментарий экскурсовода. Но при этом надо помнить, что показ подлинных экспонатов лежит в основе формирования конкретных представлений и знаний посетителей музейной экспозиции. 

По популярности и педагогической эффективности традиционная экскурсия, в том числе и в школьном музее остается самой распространенной формой музейной работы. Ее  преимущества можно определить следующими положениями:

- экскурсия опирается на подлинный экспонат музейной экспозиции;

- знакомство с историческим прошлым, материальной и духовной культурой происходит в пространстве музея, являющегося наиболее естественной средой для восприятия подлинного экспоната как памятника исторического и культурного наследия;

- контакт  посетителей с экскурсоводом обогащает представления экскурсантов, расширяет познавательный кругозор, развивает способность к самостоятельным суждениям и межличностному общению.

Образовательная практика школьных музеев позволяет говорить о том, что экскурсия как одна из форм учебно-воспитательной работы с учащимися вполне отвечает определенным требованиям: она – конкретна и заключается в зрительном восприятии подлинного музейного предмета, организована единством содержания, маршрута, методов и приемов, построена, как коллективное восприятие, сопровождается активно-творческими реакциями экскурсионной группы. 

Определив понятие музейной экскурсии еще раз необходимо подчеркнуть, что руководителям школьных музеев для наиболее успешной подготовки экскурсоводов важно помнить основные элементы, из которых складывается экскурсия:

- в качестве обязательного и отправного элемента в проведение музейной экскурсии выступает зрительное восприятие экспонатов – музейных предметов, подлинных исторических памятников и материалов вспомогательного значения;

- именно показ экспонатов создает условия для наиболее планомерного и целенаправленного знакомства с экспозицией музея;

- яркое, живое слово экскурсовода в сочетании со зрительным восприятием музейных предметов имеет большое познавательное и воспитательное значение;

- сочетание показа музейных экспонатов с рассказом экскурсовода, увеличивает объем воспринимаемой информации экскурсантами, предопределяет эмоциональный  настрой, способствует восприятию и усвоению увиденного и услышанного.


[1] Столяров Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика. Учеб. пособие. – М., 2004. С. 128.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический материал для экскурсоводов по экспозиции школьного музея "Русская изба"

Сегодня взрослые и дети проявляют большой интерес к русской старине: обычаям, обрядам, традициям и,  конечно, сопровождающим все это предметам. У людей появляется желание узнать...

Применение интерактивных компьютерных технологий в педагогике музейной деятельности на примере работы школьного музея Арктики им. Г.Я.Седова. (Урок географии в контексте педагогики музейной деятельности).

Статья о проведении уроков географии в рамках  педагогики музейной деятельности в образовательном пространстве школьного музея Арктики им. Седова ГБОУ СОШ № 516 Невского района Санкт-Петербурга у...

Музейная педагогика. Инновационная работа Выдрихинского школьного краеведческого музея.

Обзор ииновационной деятельности школьного музея, интерактивных методов и приемов краеведческой работы....

«ЮНЫЙ ЭКСКУРСОВОД ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкружка «ЮНЫЙ  ЭКСКУРСОВОД ШКОЛЬНОГО  МУЗЕЯ»Срок реализации: 2014-2015 учебный год    Составитель: Чиняева А.М. учитель истории и обществознания высшей...

Рекомендации по подготовке юных экскурсоводов школьных музеев

На основании многолетнего опыта работы педагогоим и экскурсоводом даются практические советы, которые могут помочь создать экскурсию и подготовить юного экскурсовода....

Методические приемы и педагогические технологии в деятельности школьного музея МКОУ «Олинская СОШ».

  В последнее время в деятельности школьного музея актуальными стали интерактивные формы работы: интерактивная, проектно-исследовательская, игровая,  информационная технологии.В итоге...

Система работы с экскурсоводами школьных музеев в Санкт-Петербурге

Статья О.И. Савельевой, описывающая систему работы с экскурсоводами школьных музеев в Санкт-Петербурге...