Музейный урок "Страницы школьного музея"
классный час (6 класс)
Предварительный просмотр:
Музейный урок «Страницы школьного музея»
Цель: создание условий для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся.
Задачи:
• закрепить понятия «музей», «театр»; сформировать представление о краеведческом музее; расширить и углубить знания воспитанников по истории родного края;
• развивать логическое мышление, любознательность, умение проводить сравнительный анализ;
• воспитывать любовь к родному краю, уважение к нашим предкам, гордость за свой талантливый народ.
Ход урока
— Ребята, сейчас я вам предлагаю послушать стихотворение и угадать, о чем же пойдет речь на уроке.
Я посетить хочу давно,
Местечко чудное одно.
И посмотреть на достиженья –
Искусства или увлеченья.
Там и рисунки, и поделки…
И никакой тебе подделки.
Возьму с собой и вас, друзей.
И мы отправимся в … (музей).
-- А теперь подумайте и ответьте, какую мы сегодня на уроке поставим цель?
- В каких музеях мы с вами побывали? (Краеведческий музей п. Урмары, музей с. Янших-Норвашево Янтиковского района, Национальный музей г. Чебоксары, музей А.Г.Николаева в с.Шоршелы).
- Что означает слово «музей»?
- Музе́й (от греч. μουσεῖον — дом Муз) — учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской деятельностью.
Сначала это понятие обозначало коллекцию предметов (экспонатов) по искусству и науке, затем, с 18 века, оно включает в себя также здание, где располагаются экспонаты. С 19 века присоединилась научно-исследовательская работа, проводимая в музеях. А с шестидесятых годов 20 века началась педагогическая деятельность музеев (специальные проекты для детей, подростков и взрослых).
- Какие виды музеев бывают? (Военные, исторические, краеведческий, музей прикладного искусства…)
- Сегодня мы совершим путешествие в музей нашей школы (идём в музей).
Наш школьный музей «История села» под руководством Красновой М.В. всё время пополняется. К памятным датам оформляются тематические экспозиции и витрины, исторические наглядные материалы. Музей всегда востребован. В нем проводятся лекции, вечера-встречи, уроки мужества, уроки истории. В музее 6 отделов (краткий обзор): «Развитие колхоза в деревне», «Крестьянский быт», «Ветераны войны», «История школы», «Навеки в памяти земляков» (стенд о писателе В.Алендее), «Семья Волковых» (о художниках Бердниковых). Наш музей - это тоже огромный резерв для проведения тематических классных часов для учеников, родительских собраний, уроков, конференций. Частыми гостями в школе являются художники Татьяна и Юрий Бердниковы, их дочь Ольга, которые часто знакомят нас со своими новыми шедеврами.
Недавно посетил наш музей вместе с артистами Чувашского театра юного зрителя Заслуженный артист Чувашской Республики и Российской Федерации Василий Павлов, наш земляк. Все мы остались очень довольны просмотренным спектаклем «Молния на траве» с его участием.
Говорят, что, не познав прошлого, невозможно знать настоящего и будущего. А прошлое мы видим не только в этих экспонатах, а оно раскрывается и в произведениях искусства: в литературе, в живописи и скульптуре, в театре и т. д. Давайте мы сегодня пролистаем одну из страниц нашего музея.
27 марта отмечается Международный день театра. 2019 год – Год театра в России, поэтому мы с вами будем говорить в основном о театре. «Если бы смысл театра был только в развлекательном зрелище, быть может, и не стоило бы класть в него столько труда. Но театр есть искусство отражать жизнь», - говорил Константин Станиславский. Именно просмотренные спектакли помогают нам лучше понять жизнь, обычаи и традиции людей в прошлом и по-новому взглянуть на современную жизнь.
- Ребята, что означает слово «театр»?
Театр – 1. Искусство изображения драматических, балетных и иных произведений на сцене. 2. Помещение, где происходит представление, а также само представление; спектакль.
- Давайте вспомним, какие театры есть у нас в Чебоксарах?
- В каком из них вы уже успели побывать? Что вам понравилось там?
- Кого из артистов-земляков вы знаете? (Ефим Никитин, Нина Яковлева, Василий Павлов).
Сколько жизней проживают актеры? У иных столько, что не сосчитать… В то же время многие лелеют мечту сыграть что - то заветное. И каждый представляет сыграть эту желанную роль по-своему. «Единственный царь и владыка сцены – талантливый артист», - эти слова принадлежат великому К. Станиславскому. Адресовал бы Станиславский эти слова народному артисту России и заслуженному артисту Чувашской Республики Василию Ивановичу Павлову - неизвестно. Но то, что московские критики отзываются о нем как о самобытном таланте, это бесспорно. Сотни ролей сыграны Василием Ивановичем, сорок с лишним лет отдано сцене Молодёжного театра. Поистине Павлов Василий Иванович - один из ведущих артистов Чувашской Республики.
Сообщение ученицы (факты из биографии артиста):
Павлов Василий Иванович родился 10 марта 1951 года в деревне Кудеснеры Урмарского района. Как и все деревенские мальчишки, любил рыбачить, работать в огороде, помогал родителям по хозяйству, участвовал в художественной самодеятельности. Обучался в Кудеснерской средней школе, о которой с теплотой вспоминает до сих пор.
Первый раз в театре побывал будущий артист благодаря своему брату Николаю и сестре Фаине. Как вспоминает сам артист, в тот день он был очень удивлён и поражён сценой. Юноша был так счастлив. Позднее в своем воспоминании писал: « Представить не мог, что через 10 лет смогу попасть именно в этот театр не как зритель, а как начинающий артист».
Творческий путь артиста начинался в театре кукол г. Чебоксары с 1967 года.
С 1971 года Василий Иванович Павлов работает в театре юного зрителя. На сцене он талантливый артист, в жизни - хороший муж, заботливый отец и прекрасный человек. Не так часто приезжает в родную деревню, но каждый раз находит время встретиться и поговорить с односельчанами, приходит к нам в школу. Затаив дыхание, мы слушаем и слушаем нашего известного артиста.
Сообщение ученика (воспоминания Василия Павлова):
«Я родился в большой и дружной семье. Моя мама Лидия Степановна очень любила петь, и всегда в нашей семье звучала песня. К матери часто приходили молодые девушки изучать чувашские народные песни. Её сестра поступила в Саратовскую консерваторию, но война помешала её закончить. В нашей семье всё начиналось с музыки и, засыпая, я слушал мамины песни и пел вместе с ней. Думаю, что я не зря стал артистом, так как меня с детства сопровождала музыка и песня.
Мои старшие брат Николай и сестра Фаина после школы поступили в Канашское педагогическое училище на музыкальное отделение. А теперь они работают в театре оперы и балета. Наверное, и я мог бы быть певцом. Но судьба распорядилась по-другому.
В десятом классе, когда мы сестрой Фаиной шли по городской улице, случайно встретили К. Ксенофонтова. Оказалось, в кукольный театр, где он работал, нужны молодые парни. Я очень обрадовался и с легкостью прошёл отбор. Мне пришлось бросить школу и уехать в Чебоксары, не окончив школу, без аттестата. А потом мне пришлось пожалеть о своем поступке, так как без документа об окончании школы пути на дальнейшее обучение были закрыты. Для учебы в театральное училище набирали группу, вроде бы я понравился комиссии, но отправлять на учёбу не собирались, так как у меня не было документа об окончании средней школы. Так я остался в городе и поступил в музыкальное училище. А теперь думаю: если судьба забросила бы меня на учебу в Ленинград, то я бы и не попал в театр юного зрителя. Этим я благодарен судьбе».
Учитель:
Заслуженный артист Чувашской АССР (1987). Народный артист Чувашии (2000).
Заслуженный артист России (2008). Лауреат театральной премии «Чěнтěрлě чаршав» (2006). Лауреат премии имени В.Митты.
В его репертуаре имеются разные роли. Каждую роль он пропускает через сердце. Как он сам говорит: «Вместе с ними переживаю, вместе с ними радуюсь, вместе с ними воюю, вместе с ними живу, они мои самые близкие друзья. Я радуюсь, что встретился с ними, радуюсь, что прожил вместе с ними их жизнь и вкладывал душу в то, чем я занимаюсь».
В последнее время Василий Иванович больше занят в классических спектаклях, но с радостью играет и в современных пьесах, если они написаны в хорошем профессиональном уровне и глубоко нравственны.
На сцене ТЮЗа им сыграно более ста ролей. Вот некоторые из них:
Петер - "Радуга" («Çамрăклăх çеçкере»), Л.Родионов;
Евгений Ларин - "Разбитая любовь" («Арканнă юрату»), Н.Теренетьев;
Отец Карди - "Овод" («Ирěклě Италишěн»), Э.Войнич;
Принц Клаус - «Снежная королева», Е.Шварц;
Гриша - "Здравствуй, мама" («Тавах, аннеçěм»), А.Васильев;
Принц - «Эмилия Галотти», Г.Лессинг;
Якку - "Сибирская дивизия" («Çěпěр дивизийě»), Н.Терентьев;
Иван Коломийцев - "Последние" («Арканнă йăх»), М.Горький;
Ванюк - «Ялта» ("В деревне"), Ф.Павлов;
Чебуткин - "Три сестры" («Пěртăван виçě хěр»), А.П.Чехов;
Фирс - «Вишневый сад», А.П.Чехов;
Айтар - «Айтар», П.Осипов;
Прокопий Ефремович - "Ефрем хузя" («Ехрем хуçа»), А.Кибеч;
Карачам - "Как быстро молодость проходит" («Ма кěске-ши яш ěмěр»), Н.Угарин;
Васлей - "Зачем с тобою повстречались" («Ма тěл пултăм-ши сана»), Н.Угарин;
Скотинин - «Недоросль», Д.Фонвизин;
Золотуев - «Прощание в июне», А.Вампилов;
Энеткей - "Ураметь" («Урасмет»), Б.Чиндыков.
Подведение итогов. Народный артист Чувашии и России Василий Иванович Павлов действительно является примером для подражания. Родившись в многодетной крестьянской семье, преодолевая все жизненные трудности, юноша из глубинки смог стать народным артистом. Кого только он не сыграл на цене ТЮЗа: подростки-сорванцы, зрелые мужчины-педагоги, военные, ученые, мужики-деревенщины и даже мудрые старики - целая галерея образов создана талантливым актёром. Действительно, уроки доброты и любви, преподнесённые матерью, не прошли даром. Василий Иванович стал настоящим мастером своего дела. Чувашский народ его любит, ценит и уважает. А мы, его потомки, гордимся, что он наш земляк.
Вот и пролистали мы одну из страниц нашего музея.
Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру о школьном музее
Рефлексия учебной деятельности.
Закончи предложение:
- Хочу сказать спасибо…
- Я считаю, что прошедшее занятие…
- Я испытывал удовольствие от …
Список литературы
- Газета «Время» - 21 мая 2010 г.
- Газета «Сцена Чувашии» 31 марта 2006 г.
- Лапатухин М. С. И др. Школьный толковый словарь русского языка: Пособие для учащихся. – М.; Просвещение, 1981.
- «Советская Чувашия» 30 марта 2006 г.
- Цыфаркин В. Е. «Вăрмарсем ÿнер ăстисем» 2008 ç.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение интерактивных компьютерных технологий в педагогике музейной деятельности на примере работы школьного музея Арктики им. Г.Я.Седова. (Урок географии в контексте педагогики музейной деятельности).
Статья о проведении уроков географии в рамках педагогики музейной деятельности в образовательном пространстве школьного музея Арктики им. Седова ГБОУ СОШ № 516 Невского района Санкт-Петербурга у...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПОНЯТИЕ МУЗЕЙНОЙ ЭКСКУРСИИ – ПОДГОТОВКА ЮНЫХ ЭКСКУРСОВОДОВ ШКОЛЬНЫХ МУЗЕЕВ
ПОНЯТИЕ МУЗЕЙНОЙ ЭКСКУРСИИ – ПОДГОТОВКА ЮНЫХ ЭКСКУРСОВОДОВ ШКОЛЬНЫХ МУЗЕЕВ ...
Экскурсионный музейный урок как форма представления и обобщения педагогического опыта (из опыта работы школьного музея «Иван Бунин: города, события, встречи…»)
Педагогический опыт – это творческое активное освоение и реализация учителем в практике законов и принципов педагогики с учетом конкретных условий, личностных особенностей учащихся и творческих ...
Мастер-класс «Работа школьного музея (музейной комнаты) Русского быта на уроках технологии и во внеурочной деятельности «Я приглашаю вас пройти в музей…»
Использование нетрадиционных форм работы в неаудиторной занятости учащихся, обобщение опыта работы по созданию школьного краеведческого музея....
Презентация "Музейная игра "Увлекательный мир школьного музея"
Музейная игра "Увлекательный мир школьного музея"...
Музейная игра "Увлекательный мир школьного музея"
Методическая разработка музейной игры "Увлекательный мир школьного музея" .Цель игры: Активное посещение музея обучащимися школы. Обучение детей умению воспринимать предметный мир культуры, ...
Роль музейной педагогики в героико-патриотическом воспитании детей и молодежи (на примере школьного музея)
Статья "Роль музейной педагогики в героико-патриотическом воспитании детей и молодежи(на примере школьного музея) "...
- Мне нравится (1)