интерактивная экологическая игра "Птицы нашего края"
классный час (5 класс) на тему

Сценарий содержащий множество разнообразных заданий, игр, а также интересной информации по теме: "Птицы"  (в том числе, о птицах Саратовской области)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл interaktivnaya_ek._igra.docx28.83 КБ

Предварительный просмотр:

        

                

Интерактивная экологическая игра

«Птицы нашего края»

                                          Составила:                                       

              педагог дополнительного образования

                                                          Смирнова Лариса Васильевна

2015

Цель мероприятия: формирование у обучающихся бережного отношения к природе родного края, приобщение их к практической природоохранной деятельности.

Задачи:

 1) способствовать расширению знаний о птицах родного края и их значении для окружающего мира, закреплению изученного материала по теме: «Природа родного края» ( школьный предмет «Ознакомление с окружающим миром») и разделу: «Отношение к окружающему миру» (предмет «Этическая грамматика», объединение « Радость»).

2) развивать познавательный  интерес к изучению мира птиц, сообразительность, любознательность, внимание;

3) воспитывать экологически культурную личность, способную любить родную природу, охранять и беречь её.

Возраст детей: 8-10 лет.

Перечень используемого оборудования и материалов:

- компьютер,

- мультимедийный проектор,

- плакаты « Птицы города Саратова», «Птицы Саратовской области»

- дидактические карточки с заданиями.

Ход мероприятия.

  1. Организационный момент.
  2. Ведущий:  Прекрасен и многолик мир птиц. Красивые, сладкоголосые, они вызывают всеобщее восхищение и любовь. Наша игра посвящена птицам, живущим рядом с нами, в нашей области, на нашей малой Родине. Ребята, как вы думаете, сколько видов птиц живет в Саратовском крае?

Ответы детей.

Ведущий:  Уточним наши знания, обратимся к плакатам «Птицы Саратовской области», «Птицы города Саратова».

На территории Саратовской области пребывают 334 вида птиц, которые относятся к 19 отрядам. Например, отряды аистообразные, соколообразные, журавлеобразные, совообразные и др.

Многие птицы- 73 из 334 – включены  в Красную книгу Саратовской области. 15 птиц (например, стрепет, дрофа, черный гриф, орлан-белохвост) в Красном списке Международного союза охрана природы. О чем говорит этот факт? Ответы детей.

Начинаем нашу интерактивную экологическую игру. Капитаны команд и помощники приглашаются к плакатам, чтобы выбрать название птицы, которая станет названием команды.

Команды придумывают название, девиз.

Разминка.

I. Факты…

-  Назовите прародители птиц (плотоядный динозавр, который жил на земле 160 млн лет назад)

- Чем птицы отличаются от других животных? (Наличие перьев)

- Из-за наличия перьев как их ещё называют? (Пернатые)

- Каких птиц называют перелётными? (Они летят зимовать в тёплые страны, а весной возвращаются домой)

- Каких птиц называют осёдлыми? (Они круглый год живут в родном краю)

-- Каких птиц называют кочующими? (Осенью и зимой они собираются в стаи и кочуют в поисках пищи)

II. Самые, самые…

- Какая птица самая маленькая?

КОЛИБРИ. Размер этой птички всего 6 см., а вес 1,6-1,8 кг. Эта маленькая птичка, единственная из всех птиц умеет летать назад. У некоторых колибри клюв превосходит в длину саму птичку, поэтому колибри ещё и самая длинноклювая.

- Какая птица самая большая?

АФРИКАНСКИЙ СТРАУС. Он может достигать в высоту до 2,7 метра и весить до 175 килограмм. Но страус не умеет летать.

- Какая птица лучше всех поёт?

СОЛОВЕЙ. Соловьиная песня действительно очень красива и необычна. (Прослушивание пения соловья)

- Какая птица лучше всех плавает и ныряет? 

ИМПЕРАТОРСКИЙ ПИНГВИН.

Не умеет летать, но является самым лучшим пловцом и ныряльщиком.

- Какая птица самая зоркая?

СОКОЛ-САПСАН. Интересно отметить, что не только самая зоркая, но и самая быстро пикирующая птица в мире. Во время нападения её скорость может достигать 90 м/с (свыше 320 км/ч).

-Птица, которая умеет пародировать голоса других животных(кваканье лягушек, рычание собак, песенки других птиц)?

СКВОРЕЦ
- Самые морозостойкие птицы

УТКИ и ГУСИ (выносят температуру -110 градусов)

Задание №1 «Птицы в сказках»

Сказка о невзрачном птенце, который вырос и стал прекрасной птицей? (Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок»)

Русская народная сказка, где стая птиц унесла братца Алёнушки («Гуси-лебеди)

Русская народная сказка о птице, которая несла необычные яйца («Курочка Ряба»)    

Птица с золотым украшением на голове, состоящая на службе у царя Дадона (А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»)

Из какой сказки пословица «Как аукнется, так и откликнется» («Лиса и журавль»)

 

Задание №2 «Голоса  птиц»

Угадай звук птицы

  1. Синица
  2. Воробей
  3. Кукушка
  4. Соловей
  5. Сойка
  6. Дрозд-рябинник
  7. Галка
  8. Щегол

Задание №3 «Найди птицу»

Зачеркнуть название птиц в карточке. Побеждает та команда, которая насчитает большее количество названий птиц.

Задание №4 «Птичьи ребусы»

Разгадать  ребусы о птицах.

Задание №5 «Птичья реклама»

Много ли вы видите в городе рекламных щитов, призывающих  беречь и помогать птицам в трудное зимнее время? С помощью раздаточного материала подготовьте рекламные листовки в защиту самых близких к нам птиц – воробья (1 команда) и голубя (2 команда).

Изготовление агитационных листовок с призывом бережного отношения к пернатым друзьям.

Музыкально-танцевальная пауза «Цыпленок ПИ»

Задание №6 «Собери и объясни пословицу»

  1. Синица к избе – зима на дворе.
  2. Грач на дворе – весна на дворе

Задание №7 «Орнитологические скороговорки»

  1. Хохлатые хохотушки  хохотом хохотали: ха-ха-ха.
  2. Три сороки-тараторки тараторили на горке.

Задание №8 «Живая загадка»

Задание изобразить птицу – члены команд отгадывают.

Задание №9 «Птицы – наши друзья и помощники» (домашнее задание).

 Каждая команда представляет рассказ  о пользе птиц для окружающего мира.

Задание №10 « Аукцион названий птиц».

Команды по очереди называют птиц родного края (например, кольчатая горлица, чибис, кобчик. золотистая щурка, коноплянка и др.)

Подведение итогов.

Награждение.

Ведущий:

Самым прекрасным, что создал на земле Бог, является птица. Это прекрасное творение является совершенством мироздания. В отличие от человека, который всегда и во всем пытается превзойти животное или птицу, эти создания умеют летать. Вы только представьте ощущение полета, свободы, невесомости. Это ощущение ничем не передашь. Наверное, именно поэтому птицы не говорят, а щебечут. Поэтому, этих прекрасных и чудесных созданий нужно оберегать и хранить как самое ценное, что живет на нашей земле. Помните, мы не одни на земле, есть еще птицы, животные, млекопитающие. Поэтому, если мы в силах, то должны сделать их существование более комфортным. Не забывайте о птицах и они будут любить и ценить Вас.

Экологически грамотное поведение человека – залог выживания человечества в общем для все нас доме – на планете Земля. Приобщение к природе дает возможность  нам приобщиться к Красоте, Гуманности и Здравому Смыслу. Помните, дорогие друзья: будущее человечества – в ваших руках!

Рефлексия. Продолжи фразу «Настоящий друг птиц – тот, кто….»

Библиография.

1. Анашкина Е.Н. 300 вопросов и ответов о птицах. – Ярославль, «Академия развития» 1998.

2. Антончиков А.Н. Дрофа: Современный статус и меры сохранения в природе. Саратов. Изд-во «научная книга, 2004. – 32 с.

3. Беме Р.Л., Кузнецов А.А. Птицы лесов и гор СССР. Полевой определитель. М., Просвещение, 1981.

4. Биология лесных птиц и зверей./под ред. Г.А. Новикова. М., Высшая школа, 1975. – 384 с.

Интернет-ресурсы:

-http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/stsenarii-prazdnikov/

-http://www.uroki.net/

-http://ped-kopilka.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок природоведения в 5 классе. "Поверхность нашего края"

Урок природоведения в 5 классе. "Поверхность нашего края" с использованием технологии РКМЧП...

проектно-исследовательская работа "Их именами названы улицы нашего края "

Конкурс "Моя педагогическая копилка" (к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне).Проектно-исследовательская работа выполнена учащимися 8,9 классов для дальнейшего применения ее на уроках английс...

Открытый урок по живому миру по теме: "Дикие птицы нашего края - коршун".

Конспект открытого урока в 3 классе коррекционной школе по живому миру....

Методическая разработка урока литературы "Поэзия нашего края-Югры"

Урок внеклассного чтения.Знакомство с творчеством поэтов коренных народов Севера....

Животные нашего края (Пермский край)

Данная презентация является информационным сопровождением к уроку  в 7кл "Многообразие животных".  Можно использовать на различных внеклассных мероприятиях биологической тематики. На основе ...