Рабочая программа кружка " Театральное искусство"
рабочая программа (7 класс) на тему

Рабочая программа состалена с учётом работы в казачьем классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatr.docx41.53 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования Апанасенковского района Ставропольского края

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

« Средняя  общеобразовательная школа №» 4.с. Киевка

Программа кружка

« Театральное искусство»

Составитель программы:

педагог дополнительного образования

 Л.И. Стешенко

Срок реализации: 1 год

Возраст обучающихся: 14-15 лет

Киевка 2014

 Программа

школьного театрального кружка  « Театральное искусство»

(разработана для класса казачьей направленности)

Пояснительная записка.

В связи с внедрением в последнее время в систему образования целого ряда новых технологий, направленных на развитие творчества, активизацию мыслительной деятельности и адаптацию ребенка, появилась необходимость развивать этого рода деятельность во внеурочное время. Наиболее оптимальной всегда была форма кружковой работы. Театральное искусство универсально: оно позволяет формировать речеведческие навыки и умения в форме игры, позволяет проводить адаптационные к социуму мероприятия в процессе творческого самовыражения, позволяет формировать духовно-нравственные основы мировоззрения на опыте, предлагаемом в лучших произведениях русской классической литературы. Кроме того, театральное искусство позволяет развивать воображение, фантазию, внимание, память, психомоторику.

Новизна программы состоит в том, что в процессе занятий учащиеся получают знания о выразительности речи, знакомятся с основными положениями реалистической игры на сцене и элементами сценической грамоты.

В связи с отдалением современных детей от чтения книг и с возникающими отсюда проблемами (оскудение словарного запаса современных школьников, неумение связывать отдельные единицы речи в текст, неумение грамотно и связно выражать свои мысли и, как следствие, боязнь говорить на аудиторию (класс), уход в себя, замкнутость, сложности в общении), большое значение приобрела проблема развития речи у детей, чему и будут способствовать лингвистические, речевые, интонационные практикумы, предусмотренные программой данного курса. Причины введения данного курса обусловлены необходимостью компенсировать недостаточное количество часов на лингвистические, культурологические и творческие практикумы базисной программы.

Актуальность программы обусловлена и тем, что занятия театральным искусством, разнообразные по содержанию и форме, воспитывают у школьников эстетическое отношение к тому, что является прекрасным в быту, в природе и искусстве. Театральные игры и школьные инсценировки положительно влияют на развитие мышления и творческой фантазии учеников.

Программа ориентирована на работу в классе казачьей направленности и православную тематику постановок и театрализованных представлений.

Программа рассчитана на 68 часов в год

Основная цель программы :

Формирование творческой личности ребёнка средствами театральной деятельности, развитие эстетической отзывчивости.

Поставленная цель раскрывается в следующих задачах:

воспитательные -  формирование положительных эмоций, активизировать познавательный интерес и образное мышление;

художественно-творческие – развитие творческих способностей, воображения и образного мышления, навыков вежливого обращения с партнёрами по сцене;

технические – освоение технических приёмов владения своим телом, совершенствовать гибкость и выносливость.

Развитие эстетического вкуса

 Развитие речевых навыков и умений.  

Формирование духовно-нравственных ориентиров в жизни.

 Социальная адаптация учащихся.

 Воспитание волевых качеств, творческой инициативы, любви к казачьим традициям

Формы занятий.

Принцип работы программы предполагает сочетание коллективных, групповых и индивидуальных  форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма.

Методы работы на занятиях.

Сценическое искусство включает множество методов самовыражения личности:

- ролевая игра ( исполнение роли учит детей ориентироваться на сцене, строить диалог с партнёром, запоминать слова героев инсценировки, развивать зрительную память, наблюдательность, фантазию);

- культура речи  (на данном этапе развивается чёткая дикция, разнообразная интонация, творческая фантазия, пополняется словарный запас);

- ритмопластика (данный метод позволяет детям учить и запоминать нужные позы, учит создавать различные образы, развивает координацию движений).

Режим занятий.

Занятия проводятся  1 раз в неделю по 2  часа.

Ожидаемые результаты.

Занимаясь в театральном кружке, дети должны научиться следующим умениям и навыкам:

ориентироваться в пространстве;

уметь запоминать ролевые слова;

 находить нужные позы и действия;

уметь произносить одну и ту же фразу с разной интонацией;

уметь читать наизусть текст, правильно расставляя логические ударения;

уметь строить диалог с партнёром.

Главным критерием оценки учащегося является способность трудиться и добиваться достижения нужного результата.

Проверка результатов освоения программы предусматривает следующие формы:

 просмотр  инсценировок, подготовленных учащимися;

участие в тематических праздничных программах в школе.

 Механизм оценки реализации программы

Анкетирование,включение педагогического наблюдения,рефлексия,анализ инсценировок,

творческие достижения в конкурсах, играх, концертах.

Содержание программы

Вводное занятие. Театр как форма развития речи. История возникновения театра. Театр - школа жизни, "зеркало человеческой жизни, пример нравов, образец истины" (Сервантес). Актёр - властелин сцены. Аудио, видео фрагменты. Ознакомительная беседа о театральном искусстве. Инструктаж по технике безопасности  на занятиях.

Раздел 1. Игровая театральная педагогика.        

Игры на знакомство: «Визитная карточка», «Снежный ком», «Автограф» и т.д.

Игра «Импровизированный спектакль ».

Сценка “На вокзале”.

Упражнение “Отношение”.

Сценка “Пресс-конференция”.                                                    

Этюд “На вещевом рынке”.                                    

 Раздел 2. Об основах актерского мастерства.        

Упражнения психофизического тренинга:

 разогревающие – связанные, как правило, с расчленением опорно-двигательного аппарата    на биомеханические звенья и разминкой каждого звена в отдельности;

основные – упражнения в конкретных предлагаемых обстоятельствах, с разминкой, как отдельных звеньев, так и всего биомеханического аппарата в целом.

упражнения на включение воображения -  «превращение комнаты в магазин, бассейн, космический корабль и т.д.». Учащиеся превращаются сами, оживляя, наделяя характером неодушевлённые предметы (чайник, дерево, хрустальная ваза, часы и т.д.), подключая физические действия.

Упражнения на релаксацию

Одиночные этюды по темам:

 этюды на эмоции, на движение, на контрасты

 на выразительность жеста,

 на развитие органики.

Изучаются следующие теоретические понятия:

актёрская оценка – это способность откорректировать своё поведение по отношению к предмету, партнёру, событию.

сценическое внимание – активный познавательный процесс, в котором участвуют зрение, слух, осязание, обоняние, как необходимое условие органического действия. Для тренировки этого важного в актёрской работе процесса существует множество различных упражнений, помогающих воспитанникам научиться удерживать своё внимание в непрерывно активной фазе в процессе сценического действия.

Слушать - это тоже действие. (Слушание, как действие актёра).

Сценическая речь.

Правила гигиены голоса

Способы закаливания голоса

Упражнения:

а) на укрепление мышц, участвующих в речевом процессе;

б) на снятие мышечных и психологических зажимов

Тренировка мышц дыхательного аппарата:

 подготовка к дыхательному тренингу (упражнения на разные группы мышц)

 дыхательный тренинг.

Работа над скороговорками: разучивание простых скороговорок с постепенным увеличение темпа («От топота копыт», «Король-орёл», «Бык тупогуб», «Шла Саша», «Ела, ела Клаша кашу вместе с простоквашей», «Сорок сорок в короткий срок съели сырок», «Хорош пирожок, внутри творожок» и т.д.)

Постановочная работа.

Подготовка миниатюр, небольших тематических сценических композиций, которые свободно могли бы стать частью любой концертной программы. Постановочная работа делится на несколько этапов. Выбор материала должен проходить при тесном творческом сотрудничестве и заинтересованности воспитанников. При этом, чем более живо и активно будет проходить этот первый этап, тем проще  будет строиться дальнейшая работа над уже утверждённым коллективным решением материалом. Тем проще учащимся будет «присвоить» его себе.

Раздел 3 «Православный календарь и православный театр» (теоретический блок) Знакомство с православным календарем (двунадесятые праздники). Библейские сюжеты и театр, библейские мотивы в художественной литературе (драматургии).

 Раздел 4. Театральная деятельность.        

Сила слова: рассказ о монологе. Многообразие стилистики сценического монолога: монолог-исповедь, монолог-мечта, монолог-признание, монолог-вызов, монолог-осуждение, монолог-раскаяние, монолог-призыв, монолог-клевета, монолог-размышление наедине с самим собой. Монолог - богатство человеческих чувств, дум, мыслей, побуждений, переживаний. Искусство диалога. Реплика - как источник обогащения разговорного и литературного языков. Реплика отражение характера персонажа. Место реплики в художественном строе театрального представления.

Дополнительные упражнения, импровизации, игры. Упражнение на релаксацию. Игры и упражнения на разогрев. Импровизация.

Вхождение в образ. Неизвестная строка пьесы (Ремарка: суть, смысл, назначение). Большое в малом (Рассказ о маленькой роли. Маленькая роль - огромное значение. Эпизодическая роль как неотделимое дополнение главной роли). Эстетика пространства (Мизансцена. Мизансцена как средство наиболее полного раскрытия образного содержания драматического произведения, способ достижения художественного впечатления. Мизансцена как образный язык раскрытия характера персонажа).  Пять основополагающих вопросов: кто? что? где? когда? почему? Упражнения на развития органов чувств. Упражнения на пять вопросов. Импровизации. Постановка сценических движений. Основы сценического движения. Управление зрительским вниманием. Выражение взаимоотношения персонажей.

 Развитие сценических навыков и умений. Работа над голосом. Работа над телом. Физическая экспрессивность. Концентрация. Работа в ансамбле. Доверие. Умение подчиняться режиссёру.Дополнительные упражнения, импровизации, игры. Постановка голоса и тренировка физической экспрессивности. Концентрация. Работа в ансамбле. Развитие способности выполнять инструкцию. Основы режиссуры с перспективой на продолжение курса. Участие в постановке. Отбор материала. Тематическая корректировка сценариев. Утверждение репертуара. Прослушивание. Распределение ролей. Предварительная подготовка. Основные принципы проведения репетиций. Работа над диалогами. Работа над персонажами. Чувства и ощущения персонажей. Композиция и группировка актёров на сцене. Значение времени (хронометраж, темп, ритм). Драматические паузы. Свет, костюмы, декорации. Дополнительные упражнения, импровизации, игры: прослушивание, упражнения на разогрев. Изучение направления движения. Как поддерживать ритм, соблюдать свою очередь. Заключительное занятие. Инсценировка. Анализ.

Учебно-тематический план  кружка

Тема занятий

Всего

часов

Тео-рия

(час)

Практи-ка

 (час)

Дата

1.

Вводное занятие.

Задачи кружка. Театр как форма развития речи. История возникновения театра.

1

1

Раздел 1. Игровая театральная педагогика.

4

1

3

2

Ситуативно-массовая сценка “На вокзале”        

1

3

 Творческое взаимодействие с партнером. Упражнение “Отношение”.          

1

4

Разговор на сцене. Сценка “Пресс-конференция”.        

1

5

 Разыгрываем этюд “На вещевом рынке”.                                                  

1

 Раздел 2. Об основах актерского мастерства 

20

6

14

6

 Основы актерского мастерства.                  

1

7

 Голос и речь человека. Работа над голосом.                                                          

1

8

Жест, мимика, движение.                                                          

1

9

Урок актерского мастерства на развитие памяти.                                            

1

10

Практическое занятие на развитие внимания.                                                        

1

11

 Творческое действие в условиях сценического вымысла.        

1

12

 Слушать - это тоже действие. Слушание  как действие актёра.  Творческое взаимодействие с партнером.                    

1

13

Технология общения в процессе взаимодействия людей.                                

1

14-15

Беспредметный бытовой этюд.                                                

1

16

Этюды на движение.

1

17

Этюд на состояние ожидания в заданной ситуации.                                              

1

18

Беспредметный этюд на контрасты.                                                

1

19

Этюд “Звуковые потешки с речью”. Чтение стихотворения.                                  

1

20

Искусство диалога.

1

21

Интонация, настроение, характер персонажа.                                                          

1

22

Образ героя. Характер и отбор действий.

1

23

Имитация поведения животного.                                                          

1

24

Пластическая импровизация на ходу в заданном образе.                                    

1

25

Обыгрывание элементов костюмов.                          

1

Раздел 3.«Православный календарь и православный театр» (теоретический блок)

3

1

1

26

Православные двунадесятые праздники. Традиции и обряды, связанные с их празднованием (поисково – исследовательская работа)

27

Библейские сюжеты, посвященные празднованию двунадесятых праздников. (Используется технология проектного обучения, индивидуальный подход)

1

28

Библейские мотивы в художественной литературе (драматургии). Лекция с элементами беседы

1

Раздел 3. Театральная деятельность.        

40

12

28

29

Целенаправленное действие и предлагаемые обстоятельства.                  

1

30

 Импровизация. Конкурсы “Мим” и “Походка”.                                                          

1

31

Выразительность бессловесного поведения человека. Вхождение в образ.  Сценка  “Немое кино”.                                      

1

32-33

 Работа в ансамбле. Доверие. Умение подчиняться режиссёру. Выбор произведения и работа над ним.              

1

34

  Распределение ролей. Чтение по ролям.                                                

1

35-36

 Репетиционные занятия по технике речи, мимическим и сценическим движениям.        

2

37

Мизансцена как средство наиболее полного раскрытия образного содержания драматического произведения, способ достижения художественного впечатления.                                                

1

38

Анализ сюжета, манера двигаться на сцене .                                                                    

1

39

   Реплика - отражение характера персонажа. Место реплики в художественном строе театрального представления.

1

40

Драматические паузы. Свет, костюмы, декорации.

1

41

Пять основополагающих вопросов: кто? что? где? когда? почему?  

1

42-43

Ремарка: суть, смысл, назначение        

1

1

44

Эпизодическая роль как неотделимое дополнение главной роли

1

45

Работа по технике речи.          Работа по технике движения.                                                                                                    

1

46

 Подготовка, оформления  инсценировки к к конкурсу « Традиции и обряды казачества»                                                

1

47

Эстетическое оформление и сценография инсценировки.                              

1

48-51

Многообразие стилистики сценического монолога: монолог-исповедь, монолог-мечта, монолог-признание, монолог-вызов, монолог-осуждение, монолог-раскаяние, монолог-призыв, монолог-клевета, монолог-размышление наедине с самим собой. Репетиция инсценировки.        

2

2

52

Управление зрительским вниманием. Выражение взаимоотношения персонажей.

1

53

Инсценировка произведения                      

1

54

Анализ инсценировки.                                

1

55

Выбор произведения для инсценировки.  Распределение ролей.        

1

56-57

Репетиционные занятия по технике речи.

2

58-59

Репетиционные занятия по технике движения.                                            

2

60

Подготовка оформления инсценировки.

1

61

Эстетическое оформление инсценировки.

1

62-64

Репетиции.                                      

3

65

Подготовка афиши.

1

66

Премьера.                                      

1

67

Анализ инсценировки.        

1

68

Итоги за год.                                                                                                

1

68

20

48

Предполагаемый результат:

 Знает:

 1. Краткие сведения из истории развития театра.

 2. Чем отличается театр от других видов искусств

 3. Какие виды театров существуют

 4. О техническом обеспечении театральной сцены

 5. О декорациях и костюмах, их роли в театре

 6. О нормах поведения на сцене и в зрительном зале

Умеет

 1. Пользоваться языком жестов, интонировать речь, правильно говорить.

 2. Не бояться сцены

 Приобретает навыки:

 1. Грамотного общения с партнером (одноклассниками), зрителями.

 2. Элементарного актёрского мастерства

 3. Коллективного и индивидуального творчества

Список литературы.

1. Список литературы для учащихся

1. Театр. Кино. Цирк. Эстрада. Телевидение. Энциклопедический словарь юного зрителя. - М.,1989

2. Я познаю мир. Театр. Детская энциклопедия.- М., 2002

3. Молчанов Ю. Не мечтай о театре вслепую.- М., 1987

2. Список использованной литературы

1. Абалкин Н. Рассказы о театре. - М.,1981

2. Габуева З.У. Сценарии внеклассных тематических мероприятий по литературе: практическое пособие. - М., 2006

3. Гурков А.Н. Школьный театр: классные шоу-программы. - Ростов-на-Дону, 2005

4. Когородский З.Я. Ваш театр. - М., 1984

5. Немирович-Данченко В.И. Рождение театра: воспоминания, статьи, заметки, письма. - М., 1989

6. Перова Е.Н., Цуканова М.И. Сценарии литературного клуба. - М.,2007

7. Петерсон. Л., Коннор Д.О. Дети на сцене: как помочь молодому таланту найти себя. - Ростов-на-Дону, 2007

8. Руденко В.И. Школьные КВНы и конкурсы. - Ростов-на-Дону, 2004

9. Слуцкая Н.Б. Нескучные каникулы: методические рекомендации, сценарии, игры. - Ростов-на-Дону, 2004

10. Шильгави В.П. Начнем с игры: для руководителей детских коллективов театральной самодеятельности. - М., 1980

3.Список литературы для игровых моментов

Журнал “Воспитание школьников” № 4, 2004год.

Журнал “Воспитание школьников” № 3, 2005год.

Журнал Классный руководитель” № 6, 2001год.

Журнал Классный руководитель” № 2, 2003год.

Журнал Классный руководитель” № 7, 2003год.

Журнал Классный руководитель” № 5, 2004год.

Журнал Классный руководитель” № 7, 2005год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Театральной студии" и презентация Театрально-литературного салона

Программа кружка «Театральная студия» рассчитана на два года занятий с детьми разного возраста: младших, средних, старших классов.Мастерская – это технология, требующая от руководителя перехода на поз...

Рабочая программа для театрального кружка "Школьный театр"

С сентября 2013 года я веду театральный кружок. И сразу столкнулась с проблемой составления документации. Нашла много ктп и программ для разных кружков (музыка, рисование, вышивание, вязание), а театр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ШКОЛЬНОГО ТЕАТРАЛЬНОГО КРУЖКА

В наше время, когда дети ведут пассивный образ жизни, «зависают» в Интернете, с головой уходя в виртуальный мир, очень важно развивать духовное начало школьников, приобщать к культуре. Занятия в театр...

Рабочая программа кружка изобразительного искусства "Арт-мастерская"

Рабочая программа кружка изобразительного искусства для учащихся средней школы 5-7 классы...

Рабочая программа курса "Театральное искусство" для 10 класса

Рабочая программа курса "Театральное искусство" для 10 класса...

Рабочая программа по театральному кружку для 5-10 кл.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  По   внеурочной деятельности художественной направленноститеатральная студия «Вдохновение»....