"Мои права и обязанности"
план-конспект по теме
Предварительный просмотр:
ГБС(К)ОУ Елионская школа-интернат VIIIвида.
«Наши права
и обязанности.»
Воспитатель: Рыбенко Л.А.
ЦЕЛЬ:
• познакомить учащихся с Конституцией Российской Федерации, правами и обязанностями российских граждан.
ЗАДАЧИ:
• формирование представления о том, что такое Конституция, о правах и обязанностях и их роли в жизни людей;
• формирование навыков работы с правовым источником;
• воспитание уважительного отношения к Конституции и её нормам.
Ход занятия:
- Здравствуйте! Ребята, уже давным-давно, ещё тысячи лет назад, когда на Земле появились люди, они оказались вынуждены решать очень важные вопросы. Среди них были и такие:
• Что могут делать люди, а что не могут?
• Что они обязаны делать, а что не обязаны?
• На что они имеют право, а на что нет?
--Без ответа на эти вопросы жизнь людей была неорганизованной. В ней каждый мог творить то, что хотел, не считаясь с другими. И те отвечали ему тем же. Жизнь людей представлялась как хаос, в котором не были определены правила жизни и организации общества, права и обязанности его членов.
-Роль организатора жизни общества приняло на себя государство. Оно стало регулировать жизнь людей, используя для этого законы.
- Как вы понимаете значение слова «закон»?
(Высказывания учащихся)
Закон – это правила, которые устанавливает государство для обеспечения блага всех граждан России. Их должны знать и выполнять все граждане нашей страны. Законы бывают разные, они регулирует разные жизненные ситуации.
- А как называется Основной закон, по которому живёт наша страна?
- КОНСТИТУЦИЯ – это Основной закон государства, по которому мы с вами живём. Наша Конституция была принята 12 декабря 1993 года. С тех пор этот день является государственным праздником нашей страны. А в этом году исполнится 20 лет Российской Конституции.
- Что записано в Конституции? (Ответы детей.)
- Сегодня мы продолжим знакомиться со второй главой Конституции нашей страны (а всего их 9). Она называется: «Права и свободы человека и гражданина».
- Как вы думаете, о чем написано в этой главе?
- В этой главе Конституции записаны наши права, свободы и обязанности.
Какие права есть у каждого гражданина нашего государства? (Ответы детей фиксируются на доске).
- По Конституции нашей страны мы имеем право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, право участвовать в управлении делами государства, право на свободное использование своих способностей для предпринимательской деятельности, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбор профессии, право на отдых, право на жилище, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, а также много других прав с которыми вы можете познакомится в Конституции РФ, глава 2. Все люди равны перед законом, и каждого из нас защищает государство, гарантируя соблюдение прав и свобод каждого гражданина.
Права ребёнка надо знать,
Не только знать,
Но соблюдать,
Тогда легко нам будет жить,
Играть, дружить и не тужить.
- Какие свободы есть у каждого гражданина нашего государства?
- Наши свободы – свобода слова, вероисповедания и совести, свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания.
-По закону все права и свободы не должны нарушать или ущемлять права и свободы других граждан. Например, свобода слова – мы имеем право искать, собирать и распространять информацию, но не имеем право вмешиваться в личную жизнь других людей, разглашать государственную тайну.
- Также у каждого из нас есть обязанности, записанные в Конституции.
Как вы думаете, какие это обязанности?
- Наши обязанности – защита Отечества, сохранять природу и окружающую среду, платить законно установленные налоги и сборы.
Путешествие по сказкам
- Более подробно познакомиться с некоторыми правами нам поможет народная мудрость – сказки.
Сейчас мы с вами отправимся в путь по дорогам народных и авторских сказок, попытаемся определить, права каких героев сказок нарушаются, а также выясним, кто из сказочных героев ущемляет права других, если бы они жили по нормам Конституции, которые мы с вами изучили.
Включите воображение, настройтесь на встречу со сказочными героями. Будьте внимательны!
- В какой сказке Г.Х. Андерсена нарушено право на личную неприкосновенность? («Дюймовочка»)
- В какой сказке нарушено право на неприкосновенность жилища? (С.Михалков «Три поросёнка»)
- У какой известной сказочной героини нарушено право на отдых, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности? (Ш.Перро «Золушка»)
- Кто из сказочных героев пользовался правом на свободное перемещение? (Баба Яга, лягушка-путешественница из одноименной сказки В.Гаршина)
- В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве? (Карабас-Барабас из сказки А.Толстого «Золотой ключик»)
- В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? (Колобок)
- Кто воспользовался правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности и вырастил гигантский урожай? (Дед из сказки «Репка»)
- Продолжая путешествовать по сказкам, мы остановимся ещё раз у героев сказки А.Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Перед нами три вопроса и три ответы. Соедините стрелками вопрос и правильный ответ.
Когда полицейские ворвались в каморку папы Карло, какое право они нарушили?
ПРАВО на образование
Папа Карло жил очень бедно, у него не было постоянной работы, потому что он не имел какого права?
ПРАВО на неприкосновенность жилища
Буратино продал свою азбуку и не воспользовался каким правом?
ПРАВО на труд
Беседа о правах и обязанностях учащихся
- В нашей Конституции есть статья 43, которая имеет непосредственное отношение к вам, школьникам:
Статья 43
1. Каждый имеет право на образование.
2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
5. Российская Федерация устанавливает Федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
- Какие же права есть у вас, школьников? (Право на образование, право на участие в культурной жизни, на доступ к культурным ценностям, право на отдых).
- Мы с вами сказали, что в Конституции записаны не только права. Но и обязанности. Какие же обязанности у школьника? (Ответы детей).
Открыты все пути у нас
Без края, без преграды,
Но школьникам сейчас
Пока учиться надо.
Учёба – очень интересный труд,
Нам силу, радость
Знания несут.
К тому же мы прекрасно понимаем:
Кто с детства трудности преодолевает,
Судьбой своей тот управляет.
И тот, кто учится отлично в школе,
Характер закаляет свой и волю.
- Конституция – Основной закон нашей страны, в нем записаны основные права и обязанности граждан России. У нас в группе есть правила жизни учеников, которые мы приняли с вами уже давно. Давайте вспомним их.
ПРАВИЛА ЖИЗНИ УЧЕНИКОВ
1. Главное: старайся жить так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо.
2. Прежде, чем обратиться к человеку, улыбнись ему: ведь добрые отношения начинаются с улыбки.
3. Научись радоваться не только своим успехам, но и успехам твоих товарищей.
4. Никогда никому не завидуй и не ябедничай: ябеда озлобляет людей и разрушает их отношения.
5. Старайся прийти на помощь товарищу, не жди пока тебя об этом попросят.
6. Если тебе будет плохо, не спеши обвинять в этом других. Учись терпеть неприятности. Плохое скоро проходит.
7. Дорожи школьной дружбой, цени свой класс и свою школу.
И ещё о главном:
ОТНОСИСЬ К ЛЮДЯМ ТАК, КАК ТЫ ХОЧЕШЬ, ЧТОБЫ ОТНОСИЛИСЬ К ТЕБЕ .
Давайте заполним кроссворд, вспомнив качества, помогающие людям не нарушать права и не забывать обязанности:
1. Качество человека, который поступает с другими по правилу: относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.
2. Качество человека, который всегда поступает честно по отношению к другим
3. Качество, свидетельствующее о толковости, рассудительности.
4. Качество учтивого человека, соблюдающего все правила приличия.
5. И тогда такому человеку легко будет жить по принципу: «Твои права кончаются там, где начинаются ……
П о р я д о ч н о с т ь
с п Р а в е д л и в о с т ь
Р А з у м н о с т ь
В о с п и т а н н о с т ь
О б я з а н н о с т и
- И в конце нашего занятия я хочу проверить как вы поняли то, о чём мы сегодня говорили и предлагаю вам небольшой тест.
1. Как ты считаешь, существуют ли у тебя обязанности перед школой?
А) Да, существуют.
Б) Затрудняюсь ответить.
В) НЕ существуют.
- Разрешено ли нам нарушать права других людей?
А) Да, конечно разрешено.
Б) Разрешено только в редких случаях.
В) Абсолютно запрещено.
- Кем были созданы права человека?
А) Народом.
Б) Государственной властью.
В) Сотрудниками милиции.
- Как вы считаете, каждый ли ребенок имеет право жить и воспитываться в семье?
А) Нет, это право имеют только те дети, которые любят и уважают своих родителей.
Б) Это право доступно для каждого ребенка.
В) Ни один ребенок не имеет такого права.
6.Как вы считаете, соблюдение дисциплины в школе – это …
А) Право учащихся.
Б) Обязанность учащихся.
В) Ни то и не другое.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав"
Цели: Познакомить детей с представлением о правах и обязанностях, научить применять их в жизни. Отработка умения вести дискуссию, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения.Представляю сцен...
Внеклассное мероприятие по праву. "Имею право, но обязан"
В каждом обществе есть свои права и обязанности, которые все должны знать и помнить. Мероприятие "Имею право, но обязан" поможет ребенку запомнить основные права и не забывать про обязанно...
открытый урок права "Права и обязанности членов семьи"
Данный урок является первым в разделе "Права и обяаннности и ответственность членов семьи" в соответствии с программой курса «Право» для профильного уровня обучения учащихся 11 класса общеобразовател...
Классный час на тему: "Мои права и обязанности в ОУ. Правила поведения на улице с незнакомыми людьми"
Методическая разработка содержит информацию о правах и обязанностях учащихся. Позволяет обсудить практические ситуации. Содержит краткую информацию о безопасном поведении на улице и с незнакомыми людь...
Родителям о правах детей, правах и обязанностях родителей.
Статья для родителей....
Классный час о правах и обязанностях ребенка на тему «Требуешь своих прав - не забывай о других!»
Представленный классный час может быть проведен для детей среднего и старшего звена школы (5-11 классы). Мероприятие позволит познакомить детей с основными положениями Конвенции ООН о правах реб...
Деловая игра по праву "Я - человек! Мои права и обязанности"
Краткое описание деловой игры по праву...