ПРОГРАММА объединения дополнительного образования «Знайки» на 2012-2013 учебный год
рабочая программа
Пояснительная записка
Данная программа используется в работе с учащимися ГБОУ специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Программа разработана для учащихся со сложной структурой дефекта.
Основным направлением работы специалистов является оказание специализированной помощи ребенку с нарушением развития. Эта помощь направлена на достижение ребенком максимально возможного уровня развития, расширение спектра его собственных умений и повышение возможностей участия в социальной жизни.
Потенциальный уровень развития у разных детей может существенно различаться, равно как и профиль развития различных функций. Работа с детьми, имеющими тяжелые и множественные нарушения развития, предполагает составление индивидуальных планов обучения и развития учащегося.
Приоритетными аспектами работы являются обогащение опыта участия ребенка в различных социальных ситуациях и расширение возможностей коммуникации, развитие познавательного интереса, повышение уровня мотивации к обучению в школе.
Не менее важное значение имеет психолого-педагогическое сопровождение и сотрудничество с семьей ребенка. Для особого ребенка очень важно то, насколько семья вовлечена в процесс обучения ребенка, насколько точно она понимает его состояние, адекватно и реалистично оценивает его возможности, владеет специальными методами воспитания и обучения, организации жизненной среды.
Таким образом, отличительными особенностями данной программы являются:
1) включение в образовательное пространство детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития;
2) построение индивидуальных программ развития детей с учетом из индивидуальных особенностей;
3) оказание психолого-педагогической помощи в активном сотрудничестве с семьями.
Программа рассчитана на 64 занятий в год; по выполнении программы воспитанники могут получить комплекс дополнительных занятий. Согласно программе воспитанники занимаются в объединении индивидуально 2 раза в неделю, продолжительность занятия составляет – 40 минут, из них 10 минут отводится на отдых, подготовку и организацию занятия, консультирование родителей.
Цели программы:
- обогащение знаний ребенка об окружающем мире;
- развитие познавательного интереса ребенка, повышение мотивации к обучению, развитие познавательных способностей;
- развитие зрительного и слухового внимания, сенсорно-перцептивных способностей;
- развитие способности к замещению, воображению;
-повышение общего уровня активности и произвольности поведения в условиях школы и в быту.
- развитие коммуникативной функции речи (диалогической с использованием речевых и неречевых средств коммуникации, монологической – пересказ, рассказ «по ролям» сказок, коротких рассказов, пьес);
- эмоционально-личностное развитие.
Задачи программы:
Наиболее значимыми областями обучения и развития детей с тяжелыми нарушениями развития являются познавательная, эмоционально-волевая, сенсомоторная сферы, области коммуникации, саморегуляции и социальных навыков, предметно-практической деятельности, социально-бытовых навыков и самообслуживания. Для развития перечисленных сфер и областей необходимо решить следующие задачи:
-повышать общий уровень активности через эмоциональное заражение от педагога;
-поддерживать самостоятельную активность ребенка в его исследовательской деятельности;
-обучать ребенка различным способам коммуникации, в том числе и неречевым;
-расширять кругозор ребенка: повышать его знания о природе, явлениях окружающего мира;
-развивать произвольную регуляцию внимания: отслеживать взглядом движущийся объект, концентрировать внимание на неподвижном объекте, улучшать способность переключать внимание;
-формировать представление о повторяемости событий в природе, в повседневной жизни;
-формировать временные представления;
-формировать элементарные представления о структуре пространства: целостный образ собственного тела, положение предметов в пространстве, помещений в школе, ориентировка на листе бумаги, простейшие навыки конструирования, понимание пространственных предлогов;
-формировать представления о постоянстве объектов;
- отрабатывать навыки соотнесения объекта и его изображения;
-обучать установлению простых причинно-следственных связей;
-отрабатывать навык классификации предметов и их изображений по различным признакам: форма, цвет, размер, назначение и т.д.;
-расширять тактильный опыт ребенка, работая с различными предметами, их текстурой, развивать тактильные ощущения кистей рук;
-развивать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию;
-формировать и совершенствовать элементарные математические представления.
Содержание программы
Содержание программы определяется индивидуальными способностями, возрастом каждого воспитанника. Таким образом, педагог имеет право самостоятельно определять игры, упражнения и задания, которые соответствуют уровню актуального развития конкретного ребенка.
Диагностика индивидуальных способностей и умений ребенка включает в себя: диагностику моторного статуса ребенка, сформированность схемы собственного тела, степень понимания обращенной речи, способность следовать инструкции взрослого – комплекс физических упражнений; задания, направленные на проверку способности концентрации внимания: игры «Чем отличаются два предмета?», «Какой предмет исчез?». Наблюдение за поведением ребенка в совместной сюжетной игре: способность соблюдать правила, поддерживать и развивать сюжет игры, понимание ребенком речи, его собственная активная речь, выполнение и удержание инструкций (игра «Магазин», «Школа», «Зоопарк»). Диагностика сенсорных особенностей: различение и соотнесение цветов («Дай мне синюю машинку»), опознание реальных предметов, игрушек и картинок, понимание предложных, логико-грамматических конструкций («У нас есть еще один мяч под столом, принеси и будем катать его с горки»). Диагностика слухо-речевой памяти: повторение за педагогом потешек, считалок, коротких стихов («Совушка-сова», «УАвдотьи у старушки», стихи А. Барто из цикла «Игрушки»).
Содержание занятий состоит из следующих видов работ (в соответствии с каждой конкретной лексической темой):
- пальчиковые игры, пальчиковая гимнастика;
- выполнение мимических упражнений, психогимнастики и пластических этюдов;
- изучение многообразия предметов окружающего мира, поиск, показ и называние предметов в окружающем, на картинках, в работах русских художников;
- сравнение предметов по цвету, форме, величине;
- изучение стихов, загадок, чтение литературных произведений;
- обводка, штриховка, закрашивание;
-лепка, изготовление аппликаций, коллажей;
-проведение физкультминуток с речевым сопровождением;
-составление устных рассказов по опорным картинкам, по опорным словам;
- игры и задания на развитие пространственно-временных представлений (по книгам и рабочим тетрадям О.Н. Земцовой и из серии «Школа семи гномов»);
-игры на развитие внимания («Найди отличия», «Лабиринты» и др.);
-игры на развитие памяти («Чего не стало?», «Что изменилось?» и др.;
-игры на развитие мышления («4-й лишний», «Что забыл нарисовать художник?», «Подбери пару», «Подбери по смыслу», «Нелепицы», составление последовательности событий и др.)
- отобразительные игры, театрализованные игры, сюжетно-ролевые игры.
- элементы Монтессори–педагогики (игры с крупой и природным материалом, игры с прищепками, нанизывание бус, «Рыбалка», игры с образцами ткани, цветные цилиндры и др.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_znayki.doc | 92.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ специальная (коррекционная) УТВЕРЖДАЮ
общеобразовательная школа Директор школы
вида № 30 ЦАО __________Рыжих Л.Л.
г. Москвы района Хамовники «___» ________2012г
ПРОГРАММА
объединения дополнительного
платного образования
«Знайки»
на 2012-2013 учебный год.
Разработали:
Алпатова В.В.,
Китова И.А.
Руководитель:
Китова И.А.
2012 г.
Пояснительная записка
Данная программа используется в работе с учащимися ГБОУ специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Программа разработана для учащихся со сложной структурой дефекта.
Основным направлением работы специалистов является оказание специализированной помощи ребенку с нарушением развития. Эта помощь направлена на достижение ребенком максимально возможного уровня развития, расширение спектра его собственных умений и повышение возможностей участия в социальной жизни.
Потенциальный уровень развития у разных детей может существенно различаться, равно как и профиль развития различных функций. Работа с детьми, имеющими тяжелые и множественные нарушения развития, предполагает составление индивидуальных планов обучения и развития учащегося.
Приоритетными аспектами работы являются обогащение опыта участия ребенка в различных социальных ситуациях и расширение возможностей коммуникации, развитие познавательного интереса, повышение уровня мотивации к обучению в школе.
Не менее важное значение имеет психолого-педагогическое сопровождение и сотрудничество с семьей ребенка. Для особого ребенка очень важно то, насколько семья вовлечена в процесс обучения ребенка, насколько точно она понимает его состояние, адекватно и реалистично оценивает его возможности, владеет специальными методами воспитания и обучения, организации жизненной среды.
Таким образом, отличительными особенностями данной программы являются:
- включение в образовательное пространство детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития;
- построение индивидуальных программ развития детей с учетом из индивидуальных особенностей;
- оказание психолого-педагогической помощи в активном сотрудничестве с семьями.
Программа рассчитана на 64 занятий в год; по выполнении программы воспитанники могут получить комплекс дополнительных занятий. Согласно программе воспитанники занимаются в объединении индивидуально 2 раза в неделю, продолжительность занятия составляет – 40 минут, из них 10 минут отводится на отдых, подготовку и организацию занятия, консультирование родителей.
Цели программы:
- обогащение знаний ребенка об окружающем мире;
- развитие познавательного интереса ребенка, повышение мотивации к обучению, развитие познавательных способностей;
- развитие зрительного и слухового внимания, сенсорно-перцептивных способностей;
- развитие способности к замещению, воображению;
-повышение общего уровня активности и произвольности поведения в условиях школы и в быту.
- развитие коммуникативной функции речи (диалогической с использованием речевых и неречевых средств коммуникации, монологической – пересказ, рассказ «по ролям» сказок, коротких рассказов, пьес);
- эмоционально-личностное развитие.
Задачи программы:
Наиболее значимыми областями обучения и развития детей с тяжелыми нарушениями развития являются познавательная, эмоционально-волевая, сенсомоторная сферы, области коммуникации, саморегуляции и социальных навыков, предметно-практической деятельности, социально-бытовых навыков и самообслуживания. Для развития перечисленных сфер и областей необходимо решить следующие задачи:
-повышать общий уровень активности через эмоциональное заражение от педагога;
-поддерживать самостоятельную активность ребенка в его исследовательской деятельности;
-обучать ребенка различным способам коммуникации, в том числе и неречевым;
-расширять кругозор ребенка: повышать его знания о природе, явлениях окружающего мира;
-развивать произвольную регуляцию внимания: отслеживать взглядом движущийся объект, концентрировать внимание на неподвижном объекте, улучшать способность переключать внимание;
-формировать представление о повторяемости событий в природе, в повседневной жизни;
-формировать временные представления;
-формировать элементарные представления о структуре пространства: целостный образ собственного тела, положение предметов в пространстве, помещений в школе, ориентировка на листе бумаги, простейшие навыки конструирования, понимание пространственных предлогов;
-формировать представления о постоянстве объектов;
- отрабатывать навыки соотнесения объекта и его изображения;
-обучать установлению простых причинно-следственных связей;
-отрабатывать навык классификации предметов и их изображений по различным признакам: форма, цвет, размер, назначение и т.д.;
-расширять тактильный опыт ребенка, работая с различными предметами, их текстурой, развивать тактильные ощущения кистей рук;
-развивать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию;
-формировать и совершенствовать элементарные математические представления.
Содержание программы
Содержание программы определяется индивидуальными способностями, возрастом каждого воспитанника. Таким образом, педагог имеет право самостоятельно определять игры, упражнения и задания, которые соответствуют уровню актуального развития конкретного ребенка.
Диагностика индивидуальных способностей и умений ребенка включает в себя: диагностику моторного статуса ребенка, сформированность схемы собственного тела, степень понимания обращенной речи, способность следовать инструкции взрослого – комплекс физических упражнений; задания, направленные на проверку способности концентрации внимания: игры «Чем отличаются два предмета?», «Какой предмет исчез?». Наблюдение за поведением ребенка в совместной сюжетной игре: способность соблюдать правила, поддерживать и развивать сюжет игры, понимание ребенком речи, его собственная активная речь, выполнение и удержание инструкций (игра «Магазин», «Школа», «Зоопарк»). Диагностика сенсорных особенностей: различение и соотнесение цветов («Дай мне синюю машинку»), опознание реальных предметов, игрушек и картинок, понимание предложных, логико-грамматических конструкций («У нас есть еще один мяч под столом, принеси и будем катать его с горки»). Диагностика слухо-речевой памяти: повторение за педагогом потешек, считалок, коротких стихов («Совушка-сова», «УАвдотьи у старушки», стихи А. Барто из цикла «Игрушки»).
Содержание занятий состоит из следующих видов работ (в соответствии с каждой конкретной лексической темой):
- пальчиковые игры, пальчиковая гимнастика;
- выполнение мимических упражнений, психогимнастики и пластических этюдов;
- изучение многообразия предметов окружающего мира, поиск, показ и называние предметов в окружающем, на картинках, в работах русских художников;
- сравнение предметов по цвету, форме, величине;
- изучение стихов, загадок, чтение литературных произведений;
- обводка, штриховка, закрашивание;
-лепка, изготовление аппликаций, коллажей;
-проведение физкультминуток с речевым сопровождением;
-составление устных рассказов по опорным картинкам, по опорным словам;
- игры и задания на развитие пространственно-временных представлений (по книгам и рабочим тетрадям О.Н. Земцовой и из серии «Школа семи гномов»);
-игры на развитие внимания («Найди отличия», «Лабиринты» и др.);
-игры на развитие памяти («Чего не стало?», «Что изменилось?» и др.;
-игры на развитие мышления («4-й лишний», «Что забыл нарисовать художник?», «Подбери пару», «Подбери по смыслу», «Нелепицы», составление последовательности событий и др.)
- отобразительные игры, театрализованные игры, сюжетно-ролевые игры.
- элементы Монтессори–педагогики (игры с крупой и природным материалом, игры с прищепками, нанизывание бус, «Рыбалка», игры с образцами ткани, цветные цилиндры и др.)
Учебно - тематический план (64 занятий)
Название темы | Количество занятий |
Диагностика индивидуальных способностей и умений ребенка
| 1 |
«Я и мое тело. Части тела человека и животного» | 2 |
«Мой класс. Моя школа» | 2 |
«Моя семья» | 2 |
«Мой день. Части суток» | 2 |
«Год. Времена года. Осень» | 2 |
«Овощи» «Фрукты» «Дифференциация овощей и фруктов» | 2 2 1 |
«Грибы»
«Лес. Деревья» | 2 2 |
«Домашние животные» «Домашние животные и их детёныши» | 2 2 |
«Дикие животные» «Дикие животные и их детёныши» «Домашние и дикие птицы» «Животные жарких стран» «Животные Арктики» «Времена года. Зима» «Мой дом. Мебель» «Посуда» «Еда. Продукты и приготовление еды» «Бытовая техника» «Праздники. Новый год» «Транспорт. Виды транспорта» «Одежда и обувь» «Профессии» «Времена года. Весна» «Праздники. 8 Марта» «Насекомые» «Рыбы и морские животные» «Времена года. Лето» «Цветы. Травы» Итоговая диагностика индивидуальных способностей и умений ребёнка | 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 2 2 2 2 1 |
ВСЕГО: | 64 |
Методическое обеспечение программы.
В ходе занятий дети учатся слушать и выполнять инструкции педагога, ориентироваться в пространстве, строить диалог на заданную тему; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение. Кроме того, в ходе занятий воспитываются нравственно-этические качества ребенка.
Коррекционно-развивающая работа с детьми строится с учетом их особенностей, выявленных в ходе предварительного обследования, и осуществляется в следующих направлениях:
- ознакомление с окружающим миром с целью формирования образов-представлений, последующее моделирование этих образов в коррекционно- развивающих играх.
- обучение познавательным действиям в реальном пространстве на основе предметной и предметно-игровой деятельности, отраженном в различных знаках – наглядных (иллюстративных), действиям с предметами-заместителями (игрушками, графическими изображениями); условным, символическим действиям;
- обучение принятию игрового образа, роли: восприятие собственного тела, наблюдение за своими движениями, за педагогом, изменяющим реальное поведение на игровое;
- обучение различным способам межличностного общения и развитие функций речи: согласование действий (с игрушками, телодвижений) со словами педагога; произнесение отдельных реплик персонажей в ходе режиссерских игр; освоение модулирования и интонирования речи в ходе образных игр.
Таким образом, в рамках коррекционно-развивающих занятий в объединении «Знайки» основными методами обучения являются наглядные:
- предметные: использование различных игрушек, муляжей, реальных предметов домашнего обихода, мебели, посуды и т.п.;
- изобразительные: рисунки, репродукции, книжные иллюстрации;
- технические средства: фото- и видеоматериалы, компьютер.
- словесные: тщательное объяснение поставленной задачи, побуждение учеников к активному обсуждению нового материала, обучение основам рассуждения, установления причинно-следственных связей, разнообразные проверки изученного, обучение рассказу о пережитых событиях, пересказу прочитанных сказок, рассказов, пересказу «по ролям» коротких литературных произведений.
Формы работы:
- Аудиторные занятия. Занятия в зимнем саду школы, библиотеке, спортивном зале, выходы на пришкольный участок.
- Театрализованные, сюжетно-ролевые игры.
- Элементы ритмопластики.
-Культура и техника речи.
- Творческая работа – изготовление коллажей, аппликаций.
Ожидаемые результаты работы:
Предполагаемые умения и навыки детей: повышение уровня представлений ребёнка об окружающем, повышение мотивации к обучению и развитие познавательных способностей, улучшение зрительного и слухового внимания, сенсорно-перцептивных способностей, увеличение пассивного и активного словарного запаса, повышение общего уровня активности и произвольности поведения, улучшение общей и мелкой.
Формы оценки результатов программы:
Для проверки эффективности выбранных методов обучения и видов заданий и последующей корректировки проводятся текущие тестовые обследования ребёнка в конце каждой четверти. В конце учебного года проводится итоговая диагностика индивидуальных способностей и умений ребёнка с составлением заключения на каждого ребёнка и консультацией родителей.
Условия реализации программы:
1. Организационно-методические
- Связь с методическими центрами района и города для успешной координации работы.
- Постоянная связь с другими учреждениями данного профиля с целью обмена методическими находками, проведения творческих встреч коллективов.
- Тесная взаимосвязь с педагогами и специалистами школы, с родителями.
2. Кадровые
- Руководитель направления.
3. Материально-технические
- Просторное, хорошо освещенное помещение для занятий. Ковровое покрытие или индивидуальные гимнастические коврики.
- Помещение для хранения пособий, игрушек.
- DVD проигрыватель, CD проигрыватель, компьютер.
Список литературы:
- Вечканова И.Г. Театрализованные игры в абилитации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – СПб.: КАРО, 2006.
- Ермолаев Д.В., Рязанова А.В. Модель психолого-педагогической помощи детям школьного возраста с тяжелыми и множественными нарушениями развития. – М.: Теревинф, 2011.
- Бондарь Т.А., Захарова И.Ю., Константинова И.С., Посицельская М.А., Яремчук М.В. Подготовка к школе детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы. - М.: Теревинф, 2011.
- Бареева Т.В., Косогорова А.И., Мельникова Р.В. Педагогическая коррекция и социальное развитие детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
- Морозова И.А., Пушкарёва М.А. Ознакомление с окружающим миром.Конспекты занятий. Для работы с детьми 4-5 лет с ЗПР.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
- Морозова С.С. Аутизм: коррекционная работа при тяжёлых и осложнённых формах: пособие для учителя-дефектолога. – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2007.
- Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М., Костин И.А., Веденина М.Ю., Аршатский А.В., Аршатская О.С. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение. Изд. 2-е.- М.: Теревинф, 2008.
- Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей: методические разработки.- Изд. 4-е.- М.: Теревинф, 2009.
- Ньюмен С. Игры и занятия с особым ребёнком. Руководство для родителей/ Пер. с англ. Н.Л. Холмогоровой. – М.: Теревинф, 2004.
- Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика: Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – СПб.: КАРО, 2009.
11. Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком, - М. Теревинф, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа объединения дополнительного образования детей «Калейдоскоп» (возраст обучающихся 15-18 лет Срок реализации 3 года)
Программа общекультурная и рассчитана на 3 года обучения, сочетает работу в группах от 12 до 15 человек, массовые мероприятия и индивидуальную работу с молодёжью....
Программа объединения дополнительного образования "Очумелые ручки"
Вам представлена рабочая трехгодичная прграмма обьединения дополнительного образования "Очумелые ручки". Программу отличают ее коррекционные и образовательные свойства. Предполагаемая методика р...
Программа объединения дополнительного образования "Пёстрый колпачок".
В объединении дополнительного образования "Пёстрый колпачок" занимаются дети из спецклассов от 7до 15лет. Предлагаю Вам рабочую программу. Она была написана на основе программы "Обучение детей с выра...
Авторская программа объединения дополнительного образования "Мой компьютер"
Авторская программа объединения дополнительного образования «Мой компьютер» построена таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться информатикой вообще и найти ответы на вопросы, с котор...
Программа объединения дополнительного образования "Занимательная математика" для 10 класса
Данная программа может быть использована учителями математики, работающими в 10 классах в случае, когда в учебном плане школы не заложены часы для проведения элективных курсов для подготовки учащихся ...
Образовательная программа объединения дополнительного образования по английскому языку «Английский язык – окно в мир»
Содержание программы «Английский язык – окно в мир» полностью соответствует целям и задачам основной образовательной программы МКОУ «Широкоярская СОШ». Отбор тематики и проблематики общения на дополни...