Островок безопасности
календарно-тематическое планирование (5 класс) на тему
Программа дополнительного образования детей по обж 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_ostrovok_bezopasnosti.docx | 26.75 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ № 10
Гусь-Хрустальный
Программа кружка
«Островок по безопасности»
для 5 класса
(1 час в неделю)
Баранова Н.В
учитель ОБЖ
Г. Гусь-Хрустальный 2013 г
Пояснительная записка
Программа кружка «Школа безопасности» составлена на основе «Примерных программ внеурочной деятельности (начальное и основное общее образование)», разработанных в рамках реализации проекта «Разработка Требований к структуре основных образовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами», в соответствии с основной образовательной программой средней школы МБОУ №10. Программа предназначена для обеспечения дополнительной подготовки учащихся средних классов по правилам дорожного движения, пожарной безопасности и безопасности в природе на ступени среднего образования с учётом перспектив развития содержания образования в области безопасности жизнедеятельности.
Данная программа предусматривает изучение учащимися 5 класса правил дорожного движения и пожарной безопасности, правил безопасного поведения на водоёмах, в лесу и в быту, обучение умению ориентироваться в дорожных ситуациях и ситуациях, связанных с угрозой возникновения и возникновением пожара, умению на практике применять свои знания.
Изучение в кружке «Школа безопасности» правил дорожного движения, пожарной безопасности и безопасности в природе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание культуры безопасности; ответственности за личную безопасность; ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности;
- развитие духовных качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в опасных ситуациях жизнедеятельности;
Программа «Школа безопасности» имеет цель не механическое заучивание ПДД и ПБ, а формирование и развитие познавательной деятельности, ориентированной на понимание опасности и безопасности.
В результате изучения правил дорожного движения и пожарной безопасности ученик должен знать:
- историю возникновения ПДД и ПБ;
- правила движения по дороге;
- дорожные знаки и знаки пожарной безопасности;
- сигналы светофора и пожарной сигнализации;
- виды транспорта;
- средства пожаротушения;
- причины ДТП и случаев возгораний, пожаров;
- меры предосторожности при пользовании бытовыми газовыми и электроприборами;
- потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания.
уметь:
- ориентироваться в дорожных ситуациях;
- оценивать своё поведение на дороге;
- перечислить последовательность действий при возникновении пожара в жилище и подручные средства, которые можно использовать для ликвидации возгорания;
- перечислить порядок действий населения по сигналу «Внимание всем!» и назвать минимально необходимый набор предметов, который необходимо взять с собой в случае эвакуации;
Приобретенные знания и умения учащиеся должны использовать в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ведения здорового образа жизни;
- действий в опасных и чрезвычайных ситуациях;
- пользования бытовыми приборами;
- соблюдения общих правил безопасности дорожного движения;
- соблюдения мер пожарной безопасности дома и на природе;
- соблюдения мер безопасного поведения на водоёмах в любое время года;
- вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соответствующих служб экстренной помощи.
Формы и режим занятий: работа кружка «Школа безопасности» рассчитана на 1 год, включает 33 часа, 1 раз в неделю, продолжительностью 40 минут. Занятия проходят в кабинете ОБЖ с использованием мультимедийных средств, наглядно-раздаточного и демонстрационного материала, просмотра презентаций, учебных видеофильмов и мультфильмов по ПДД и ПБ.
Тематическое планирование
№ | Тема занятия | Цели, задачи и содержание занятия | Дата проведения |
Правила дорожной транспортной безопасности | |||
1 | Цели и задачи кружка. Из истории правил дорожного движения | Объяснение учащимся целей и задач кружка «Школа безопасности», просмотр презентации по истории ПДД. | |
2 | Улица полна неожиданностей. Наше село и его транспорт. | Формирование представления младших школьников о безопасности дорожного движения; ознакомление с понятиями проезжая часть, тротуар, газон, обочина. Виды транспортных средств в нашем селе. | |
3 | Движение пешеходов по улицам и дорогам. | Формирование представления младших школьников о безопасности дорожного движения при передвижении по улицам и дорогам. | |
4 | Дорога в школу. Где и как переходить дорогу. | Работа с планом местности, изучение в форме беседы пешеходные правил, практическая работа (около школы), разбор и анализ конкретных ситуаций. | |
5 | Опасные ситуации на дорогах. Как рождаются опасные ситуации на дорогах. | Ознакомить учащихся с наиболее распространенными опасными ситуациями на дороге и научить их предвидеть и по возможности избегать. Показ видеоматериалов по дорожным ситуациям, их анализ, поиск ошибок. | |
6 | Общие правила перехода улиц и дорог. Переход улиц при регулировании дорожного движения светофором. | Объяснить учащимся назначение светофоров. Рассказать о значении светофора и регулировщика. Формировать представления младших школьников о безопасности перехода улиц при регулировании дорожного движения светофором. Научить детей переходить улицу по зеленому сигналу светофора. | |
7 | Сигналы регулирования дорожного движения. Сигналы (жесты) регулировщика. | Формирование представления школьников о безопасности перехода улиц при регулировании дорожного движения регулировщиком. Ознакомить с жестами регулировщика. | |
8 | Дорожные знаки. Запрещающие и предупреждающие знаки. Знаки особого предписания и знаки сервиса. | Их назначение. Название и предназначение следующих дорожных знаков: «Пешеходный переход», «Наземный пешеходный переход», «Дети». Познакомить учащихся со значением некоторых дорожных знаков, часто встречающихся по месту жительства. | |
9 | Причины дорожно-транспортных происшествий. Викторина «Знаешь, ли ты?» | Воспитание навыков сознательного и дисциплинированного поведения на улице, дороге, в общественном транспорте. Провести анализ и показать причины дорожно-транспортных происшествий |
|
10 | Про разметку на дороге. Перекрёсток. | Формировать знания и представления учащихся о перекрестках, их видах, о разновидностях дорожной разметки. | |
11 | Где можно и где нельзя играть. Мостовая не для игры. | Формировать представления младших школьников о безопасности дорожного движения. Убедить учащихся в опасности проведения игр на проезжей части улицы (дороги). Почему нельзя играть на улицах и дорогах? Места для игр и катания на самокатах, детских велосипедах, лыжах, санках и коньках. | |
12 | Мы – велосипедисты. Правила для велосипедиста. | Формирование знаний и представлений о безопасном движении велосипедистов на дорогах. Правила и места пользования велосипедами. Порядок движения на улицах и дорогах. Выбор безопасного пути движения в той или иной местности. | |
13 | Мы – пассажиры. Правила для пассажира. | Познакомить учащихся с правилами пользования общественным транспортом. Показать, как нужно обходить трамвай, автобус, троллейбус, автомобиль. Закрепить знания и представления младших школьников о безопасности дорожного движения. | |
14 | КВН «Транспорт и правила поведения в нём» | Закрепить знания о правилах поведения в транспорте | |
15 | Правила Дорожного Движения: Обязанности пешеходов. | Углубление знаний учащимися правил поведения на улице. Как вести себя на улице (дороге). Ответственность пешеходов за нарушение ПДД. Викторина «Как ты знаешь Правила дорожного Движения» | |
16 | Праздник «Мы знаем правила дорожного движения». Тест - викторина по ПДД. | Закрепление полученных знаний и навыков по правилам дорожной безопасности. Тест-викторина по ПДД в форме презентации, загадки. | |
Правила пожарной безопасности | |||
17 | Огонь – друг или враг? История правил пожарной безопасности. | Познакомить учащихся с правилами пожарной безопасности, их предназначением и историей создания. Просмотр презентации на тему: «Огонь – друг или враг?» | |
18 | Где дым, там и огонь. | Познакомить учащихся с основными причинами возникновения пожаров в быту и в лесу. Просмотр презентации с загадками. | |
19 | Спички детям – не игрушка. | Показ учащимся в процессе просмотра учебных видеороликов и мультфильмов к чему приводят шалости и игры со спичками. Наглядный раздаточный материал, разбор ситуаций. | |
20 | Как вести себя во время пожара в школе. | Научить учащихся правильному поведению в случае возникновения пожара в школе, ознакомить с подаваемыми сигналами, показать, где находятся эвакуационные выхода, как правильно эвакуироваться из школы. Просмотр учебного фильма «Пожар в школе». | |
21 | Правила поведения в квартире без родителей. | На примере учебного мультфильма «Спасик и его друзья. Правила поведения в квартире» изучить правила безопасного поведения в квартире (доме), правила пользования газовыми приборами, электроприборами и водопроводом. | |
22 | Правила поведения в случае возникновения пожара в квартире. | Научить учащихся правильному поведению в случае возникновения пожара в квартире, как правильно вызвать пожарную охрану, как грамотно эвакуироваться из квартиры и использовать подручные средства защиты органов дыхания. Просмотр видео фильма «Пожар в квартире». | |
23 | Правила эвакуации из квартиры в случае возникновения в ней пожара. Порядок вызова пожарной охраны. | Закрепление полученных знаний по теме пожар в квартире. На примере различных ситуаций объяснить порядок своих действий. Просмотр видеоролика «Эвакуация из горящей квартиры» | |
24 | Правила поведения в случае возникновения пожара в лесу и на улице. | Научить учащихся правильному поведению в случае возникновения пожара в лесу на улице, как правильно выбрать путь эвакуации от очага возгорания. Просмотр видеоролика «Пожар в лесу». | |
25 | Причины возникновения пожаров в лесу и на улице вблизи домов. | Дать представление учащимся об основных причинах возникновения очагов возгорания в лесу, на полях с растительностью и вблизи домов. Просмотр презентации, разбор ситуаций. | |
26 | Тест-викторина «Мы знаем правила пожарной безопасности» | Закрепление полученных знаний по правилам пожарной безопасности в форме наглядной презентации с вопросами, загадками и рисунками. | |
Правила безопасности в природе | |||
27 | Если солнечно и жарко. | Познакомить учащихся правилами безопасного отдыха на природе в жаркую солнечную погоду. Объяснить, что такое солнечный и тепловой удары, их признаки и симптомы проявления. Научить, как правильно оказать первую помощь себе и пострадавшим. Просмотр мультфильма «Ну погоди», разбор ситуации. | |
28 | Если на улице дождь, гроза, ураган, смерч, метель, гололед и сильный мороз. | Познакомить учащихся с опасными природными явлениями метеорологического характера. Объяснить в чем заключается их опасность, при каких обстоятельствах человек может получить травму и что, необходимо делать, чтобы этого избежать. Признаки приближения. Просмотр презентации и видео материалов. | |
29 | Правила поведения на воде. Купание в водоемах. | В процессе просмотра учебного фильма «Безопасность на воде» научить учащихся безопасному поведению и отдыху на водоемах. Как выбрать место для купания, продолжительность времени нахождения в воде, как оказать помощь тонущему. Разбор ситуаций, которые часто заканчиваются трагически. | |
30 | Правила безопасности при переходе водоемов по льду в зимнее время | В процессе просмотра учебного фильма «Безопасность на льду» научить учащихся безопасному поведению на замерзших водоемах, в процессе перехода их и игр на них. Объяснить, что наиболее опасное время, на замерзших водоемах это начало и конец зимы, и чем это опасно. Ознакомить как правильно вести себя, если провалился под лед, как оказать помощь людям, провалившимся под лед, подручные средства для оказания помощи. Разбор и анализ ситуаций. |
|
31 | Меры предосторожности при обращении с дикими животными. | С помощью презентации «Дикие животные» познакомить учащихся с наиболее опасными дикими животными. Научить как правильно вести себя при встрече с ними, что можно делать и что нельзя. Рассказать о периодах времени года, когда они проявляют повышенную агрессивность. Признаки опасных инфекционных заболеваний животных, что делать, если дикое животное вас укусила. | |
32 | Тест-викторина «Мы знаем правила безопасности» | Проверка и закрепление полученных знаний по ПДД, ПБ и правил безопасности в природе в процессе наглядной презентации с картинками, вопросами и загадками. | |
33 | Резерв |
Список литературы, учебных видеоматериалов и ресурсов Интернета:
1. Правила дорожного движения Российской Федерации, с изменениями от 20.11.10года, Москва, изд. «Мир автокниг» 2011г.
2. А.М.Якупов, Безопасность на улицах и дорогах, Альбом для учащихся 1 класса, Тула, изд. «Тульский полиграфист» 2000г.
3. Спас-Экстрим – портал детской безопасности, Спас-Экстрим - портал детской безопасности 11;
4. Сосунова Е.М., Форштат М.Л. Учись быть пешеходом. Учебное пособие по ПДД для учащихся начальной школы. Ч.1. Ч.2. – СПБ.: ИД «М и М», 1998.
5. Видеофильм «Улица полна неожиданностей» для детей 6-8 лет, Москва видеостудия «Кварт», 1998г.
6. Видеофильм «Основы пожарной безопасности» для детей 8-14 лет, Москва видеостудия «Кварт», 2004г.
7. Видеофильм «Безопасность детей в транспортном мире», для детей 6-10 лет, Москва ООО «Эконавт» 2000г.
8. Видеофильм «Безопасность в доме», для детей 6-10 лет, Москва ООО «Эконавт» 2000г.
9. Марченко Е.Ю. Серия уроков по пожарной безопасности в начальной школе. http://www.openclass.ru/dig-resource/86743
10.Николаева Л.Н. Огонь друг или враг? 1 класс. http://nach.21205s02.edusite.ru/p14aa1.html
11. Всероссийская газета «Добрая дорога детства», http://www.dddgazeta.ru/ ;
12. Компьютерная игра по правилам дорожного движения «Не игра» на диске СD для учащихся 6-10лет, Москва, Санкт-Петербург, ООО «АБТ», ООО «Росполитехсофт» 2008г.
13. Компьютерная игра по правилам дорожного движения «Дорога в школу»;
14. Мультимедийное издание «ПДД для детей», Readme. txt, 2008г.;
15. Сборник видеоматериалов и презентаций кабинета ОБЖ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реферат " Островок" истинной православной веры и благочестия.
В реферате раскрыта история Троице - Сканова монастыря, который находится в селе Наровчат Пензенской области Ныне существующий архитектурный ансамбль монастыря сложился в 1790-1810-х годах. Глав...
Островок безопасности
пдд...
Островок безопасности
Программа по изучению ПДД и профилактике дорожно-транспортного травматизма...
Сценарий агитбригады "Безопасный островок"
Главными героями агитбригады на муниципальном конкурсе "Безопасное колесо" стали персонажи мультфильма Ох и Ах, инспектор ГИБДД. Команда заняла 1 место на муниципальном конкурсе юных инсм...
Проект по социально-коммуникативному развитию "Островок безопасности"
Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности. ...
Новогоднее поздравление команды ЮИД "Безопасный островок"
Интересное авторское новогоднее поздравление команды ЮИД с пожеланиями здоровья, благополучия и успеха. Особый акцент уделяется проблеме безопасности дорожного движения в зимний период....
Перспективный план кружка «Островок безопасности» в старшей группе
Обеспечение безопасности жизнедеятельности является приоритетной задачей для личности, общества, государства. Особенно необходимо заботиться о безопасности маленьких детей, ведь в условиях социального...