Занятие- игра "День родного языка"
методическая разработка (6 класс) на тему

Хлистун Инна Петровна

Ежегодно с 2000 года 21 февраля отмечается международный день родного языка. Этот праздник ещё очень молодой. Мы считаем. Что этот праздник очень важный и нужный. Без языка не существовал бы мир. Как рыба не может жить без воды, так человек не может существовать без языка. На языке мы думаем, общаемся, творим. В международный день родного языка все языки признаются равными, потому что каждый из них уникальным образом отвечает предназначению человека, и каждый представляет живое наследие, к которому мы должны серьезно относиться и оберегать.

 В ходе мероприятия у воспитанников воспитывается бережное отношение к родному слову, развивается интерес к глубокому изучению русского языка, во внеурочное время; расширяется кругозор воспитанников; развивается их творческие способности, смекалка, сообразительность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie-_igra.docx29.8 КБ

Предварительный просмотр:

Форма проведения: занятие- игра

Тема «День родного языка»

Задачи: воспитать у воспитанников бережное отношение к родному слову, развивать интерес к глубокому изучению русского языка, во внеурочное время; расширить кругозор воспитанников; развивать их творческие способности, смекалку, сообразительность

Предварительная работа: выставка народных костюмов; выставка словарей; в течение мероприятия так же проходит конкурс на лучшего чтеца, учащимся желающим принять участие в этом конкурсе заранее раздаются стихотворения по теме.

Правила:

Для участия необходимо разделиться на 2 команды .На вопросы: отвечать нужно быстро, времени на раздумье не дается. За правильный ответ – жетон.

Победителем будет команда, у которой будет больше жетонов. Ответы оценивает жюри.

Оборудование: мультимедийные средства обучения; жетоны; карточки с заданиями для конкурсов.      

Оформление:  4 стола по 7 стульев; плакаты с высказываниями великих людей, пословицами и поговорками о русском языке;

  «…одни всегда стремятся притупить язык,  другие – оттачивать его».

                                                                                                          А.М.Горький

  Мой верный друг! Мой враг коварный! Мой царь! Мой раб! Родной язык!

                                                                                                          В.Я.Брю

 «Слово – это полководец человечьей силы».

                                                             В.В.Маяковский

Список используемой литературы

1.  Давыдова Т.: Дружок: Пословицы, поговорки, крылатые выражения; издательство Стрекоза,2009
2. Клюхина И.В. Пословицы, поговорки и крылатые выражения; издательство ФГОС, 2008
3. Сапожников, В. Золотов :Священой истории Ветхого Завета; Букинистическое издание, 1990
4. Ромашкина Н.Ф. : Внеклассные мероприятия в игровой форме; издательство ГЛОБУС, 2005

Ход:

1. Вступительное слово.

Однажды В.И. Даль и сын Мельникова – Печерского в знойный летний день прогуливались. После прогулки. Владимир Иванович угостил его чудным домашним квасом и спросил: «Что, хорош квас?»

- Хорош, - сказал тот.

- А чем хорош?

- Вкусный, холодный, с эрфиксом.

- С чем? – насторожился Даль.

- С эрфиксом, - повторил тот, уж несколько смущенный строгим выражением лица собирателя «живого великорусского языка»?

- Да ты что, иностранец, что ли или русский? Как по-русски надо сказать. Тот молчал, не зная, как перевести «эрфикс» на русский язык.

- Ах ты, француз, француз! Ступай к отцу да спроси.

- Игристый! – выпалил юноша, после того как пошел и спросил у отца.

- Ан, врешь! – поправил Даль. Ядреный квас (свежий, бодрящий, крепкий).

Любите ли вы русский язык, как любил его Даль?

Знаете ли вы русский язык, как знал его Даль? Сегодня мы это выясним.

«Человек более всего отличается от других животных словом или языком; следовательно, наука языка есть истинно человеческая и важнейшая», - говорил Н.М.Карамзин.

Наше сегодняшнее занятие-игра посвящено знанию русского языка и литературы. Правильно говорили в древности:

«Сперва аз да буки, а потом другие науки»

«Грамоте учиться всегда пригодиться».

Здесь сегодня собрались самые смелые, и они смогут заработать деньги своим собственным умом. Только деньги у нас особенные. Это «умы». Помните, как говорится: «Один ум хорошо, а два лучше». В течение игры вы сможете увеличить свое умственное состояние.

1. Конкурс

1) Кто написал стихотворение «Бородино»? Пушкин, Лермонтов, Некрасов.

2) Что стоит в слове перед корнем? (приставка).

3) Как называется сооружение для переправы через реку? (мост).

4) Какой писатель родился 31 февраля 1940г? (никакой)

5) В каком произведении Пушкина 14 раз повторяется слово «там»? (Руслан и Людмила)

6) Какой литературный герой в половодье спасал зайцев? (дед Мазай)

7) Герой, подаривший свое сердце людям? (Данко).

8) Являются ли слова «подводный» и «водитель» однокоренными? (нет)

9) Сколько падежей в русском языке? (6)

10) На какой вопрос отвечает слово в родительном падеже? (кого?, чего?)

11) Напиток белого цвета, полезный и детям и взрослым? (молоко)

12) Назовите главного героя сказки «по щучьему велению»? (Емеля).

13) Сколько спряжений у глагола? (2)

14) Сколько лет рыбачил старик со старухой у синего моря? (33)

15) Назовите окончание существительных 1-го склонения? (ж. и м.р.- а, - я)

16) К какому жанру относится «Евгений Онегин»? повесть, роман, поэма.

17) Как называется отдельная комната монаха в монастыре? (келья)

18) Что, по мнению Достоевского, спасет мир? (красота)

19) Чем заканчивается день и ночь? (мягким знаком).

20)  В какой сказке девочку уводят в лес, а возвращается она богатой невестой? («Морозко»)

21) Как называются главные члены предложения? (подлежащее и сказуемое)

22) Кто напечатал 1-ю книгу на Руси ? (И. Федоров)

23) Кто изобрел русский алфавит? (Кирилл, Мефодий)

24) Не буду, не хочу, не знаю. Эти слова пишутся слитно или раздельно? (раздельно)

25) Герой какого произведения считал, что дверь – это прилагательное, потому что она приложена к своему месту? «Недоросль», «Ревизор» или «Горе от ума»

26) Какой прием используют писатели в названии произведения «Отцы и дети», «Война и мир? Аллегория, антитеза, гипербола.

27) Продолжите крылатую фразу: «А Васька слушает …» ( да ест)

28) Как называются в русском языке такие слова как: большой, огромный, гигантский? (синонимы)

29) На какие вопросы отвечают слова в Предл. падеже? (о ком?, о чем?)

30) Назовите местоимения второго лица? (ты, вы)

31) Назовите три рода литературы? (эпос, лирика, драма)

32) Как называется сильный ветер со снегом? (метель, вьюга, буран)

33) Как называется особый материал для письма, который изготавливали из тростника в древнем Египте? (папирус)

34) С каким врагом сражается Илья Муромец? с Чингисханом, со Змеем Горынычем, Соловьём- Разбойником.

35) Как звали мальчика, которого воспитали волки в джунглях? (Маугли )

36) Кто автор произведения «Дети подземелья», «Слепой музыкант» ? (Короленко)

37) Из какого произведения строки: «одеяло убежало, улетела простыня»? («Мойдодыр» Чуковский )

38) Что означает устаревшее слово «цирюльник»? (парикмахер)

39) Какой литературный прием использован Пушкиным в строках «то как зверь она завоет, то заплачет как дитя»?( сравнение)

40) Как называются слова, противоположные по смыслу? (антонимы)

42) Какое наречие пишется с двумя черточками и двумя мягкими знаками: бок о бок, чуть –чуть, точь – в- точь

43) Завершите пословицу: «За двумя зайцами погонишься …. ? ( ни одного не поймаешь)

44) Печь – это глагол или существительное? (и то и другое)

45) От какого суффикса зависит написание корней – мир - - мер-, -тир- -тер-, -бир- -бер-? (-â-)

46) Что означает выражение: «бить баклуши» и «считать ворон»? (бездельничать)

47) Сколько –н- пишется в слове серебряный? ( одно)

48) Закончите пословицу: «терпение и труд … ? ( все перетрут)

49) К какому роду относятся слова: пальто, бюро, лото? (средний род)

50) Какой овощ смогли вытянуть только 6 персонажей сказки? (репка)

2 . Конкурс

«Карл V, римский император говаривал, что ишпанским языком с Богом, французским с друзьями, немецким с неприятелями, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российском языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что и со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатую и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков». Так говорил Ломоносов.

С ним трудно не согласиться. Особенно ярко эти качества проявились в произведениях У.Н.Т.  Сейчас мы проверим, как вы знаете такие жанры УНТ, как пословицы, поговорки и загадки.

1) Продолжите пословицу: (каждому участнику задается по две пословицы)

- Не спеши языком, …      (торопись делом)

- Одежда лучше новая, ….  (а друзья старые)

- Под лежачий камень …       (вода не течет)

- Волков бояться, …           (так и в лес не ходить)

- Делу время, …                (а потехе час)

- Дерево смотри в плодах, а ….     (человека в делах)

- Человек без друзей, что …              (дерево без корней)

- Маленькое дело, …    (лучше большого безделья)

- Терпение и труд, ….  (всё перетрут)

- Родина-мать, …         (сумей за нее постоять)

- Труд человека кормит, …   (а лень портит)

- Не надобен клад, …     (коли в семье лад)

2) Объясните смысл поговорки (каждый участник должен объяснить две поговорки)

- Как кошка с собакой.

- Съесть вместе пуд соли.

- Дело в шляпе.

- Набрать в рот воды.

- Водить за нос.

- Переливать из пустого в порожнее.

- В час по чайной ложке.

- Лететь на всех парусах.

- Сесть в калошу.

- Легок на помине

- За словом в карман не полезет

- Как снег на голову

3) Я буду загадывать загадки, а вы их разгадываете (за каждую загадку начисляется один балл)

Отвечает тот, кто первый поднимает руку.

Бредут вразвалку по тропинке

К воде подушки и перинки.

Они пловцы прекрасные,

На лапках – ласты красные. (гуси)

Говорит она беззвучно,

А понятно и не скучно,

Ты беседуй чаще с ней-

Станешь во 100 раз умней. (книга)

Отгадайте-ка, ребятки,

Что за цифра – акробатка?

Если на голову станет

Ровно на три меньше станет. (девять)

Тридцать три родных сестрицы –

Писаных красавицы,

На одной живут странице,

Вид ее - как запятая,

Хвост крючком, и не секрет:

Любит всех она лентяев,

А ее лентяи – нет. (двойка)

Две сестрицы друг за другом

Пробегают круг за кругом.

Коротышка – только раз,

Та, что выше, - каждый час (стрелки часов)

Всех кормит, а сама не ест. (ложка)

Кто носит шляпу на ноге ?(гриб)

Ушком не слышит, носиком не дышит,

Где побывает – хвост потеряет (иголка с ниткой)

А повсюду славятся! ( буквы)

Жюри подводит итоги.

3 . Конкурс

Поймал как – то тигр лису, она хитрая, повертела пушистым хвостом, морду кверху подняла: - Не посмеешь меня съесть! Я послана сюда быть властелином леса. Тигр поглядел на лису и не поверил.

- Не веришь мне? Так пойдем со мною в лес. Посмотришь, как звери меня боятся. Согласился тигр. Лиса важно шагала впереди, а тигр следом. Что тут поднялось! Все звери и птицы, увидев тигра, бросились в чащу, поглубже забрались в норы.

– Ну, теперь ты убедился? Кто меня не боится?

– Да, ты действительно могущественна, - ответил тигр.

Эта сказка была сложена две с лишним тысячи лет назад. Но и сейчас существует фразеологизм «хитер как лиса».

Фразеологизмы имеют переносное значение. А теперь давайте посмотрим, что можно представить себе, если понимать фразеологизм в буквальном смысле.

Просмотр слайдов:

Выйти из себя - разозлиться. Два сапога пара

Тянуть кота за хвост

Водить за нос. Море по колено

Сесть в калошу. Щеки горят.

А знаете ли вы фразеологизмы? Сейчас проверим.

Объяснить  значение фразеологизмов.

1.в час по чайной ложке (мало)

2.кривить душой (лгать)

3.себе на уме (хитрить)

4.кожа да кости( худой)

5.раз, два и обчелся (мало)

6. вставлять палки в колеса (мешать)

7.заячья душа (трус)

8.в двух словах ( коротко)

9.куры не клюют (много)

10.зарубить на носу (запомнить)

11.ушки на макушке (внимательно)

12.язык проглотить (молчать)

13.повесить голову (печалиться)

14. клевать носом (дремать)

15.рукой подать (близко)

16.гонять лодыря (бездельничать)

17.во все лопатки (быстро)

18.мастер на все руки (умелец)

19. витать в облаках (мечтать)

20. водить за нос (обманывать)

21. играть первую скрипку(быть главным)

22. идти в ногу (действовать согласованно)

23. стреляный воробей(опытный чел.)

24. бросать слова на ветер( говорить зря)

25. делать из мухи слона(преувеличивать)

26. говорить сквозь зубы (неохотно)

27. избушка на курьих ножках(старое что-то)

28. одна нога здесь, другая там (быстро)

29. спустя рукава (плохо)

30. засучив рукава (хорошо)

Жюри подводит итоги.

4 . Конкурс

подобрать как можно больше синонимов:

идти (шагать, ползти, топать);

трусливый (боязливый, несмелый, пугливый);

говорить (сказать, повторить, молвить, добавить, воскликнуть, заявить);

красивый (симпатичный, обаятельный, привлекательный);

жилище (дом, хата, общежитие);

смеяться (хохотать, ржать, улыбаться).

 Слова из молодежной лексики вы должны заменить обычными словами – синонимами.

«прикинь» -  (представь);  «ништяк» - (хорошо, здорово);  «хавчик» - (еда); « супер, клево» - (прекрасно, великолепно); «слизать » - (списать ); «базар» - (разговор); «прикид» - (одежда) тащусь

Жюри подводит итоги.

5. Конкурс

Вариант 1.

Портфель, средства, статуя, христианин, жалюзи, крапива, щавель, звонят, понял, поняла, положила, спала, ждала, ремень, черпать, (он) сорит, сосредоточение, бронированный, одновременно, включен, включена, поняв, баловать, афера, свекла.

Вариант 2.

Партер, некролог, фарфор, колосс, добела, торты, поминки, цемент, завидный, коклюш, созыв, камбала, красивее. Надолго, мельком, каракуль, чопорный, шарфом, аристократия, заем, столяр, документы, комбайнер, звала, каталог.

6 . «Дополни пословицу»

За правильные ответы вы будете получать жетоны, и затем мы выявим лучшего знатока русского языка
Вспомните пословицы по началу фразы и продолжите их:
Век живи - …(век учись).
Крепкую дружбу топором …(не разрубишь).
Без труда … (не вытащишь и рыбку из пруда).
Землю солнце красит , а человека - …(труд).
Нет друга – ищи, … (а нашёл береги).
Человек без Родины, … (что соловей без песни).
Поспешишь … (людей насмешишь).
Язык мой - …(враг мой).
Семеро одного … (не ждут).
Хочешь есть калачи …(не сиди на печи).
Делу время … (потехе час).
7. Конкурс

Игра на внимание. Если я называю имя существительное в ед. ч. Вы хлопаете в ладоши, если во мн.ч. – поднимаете руки вверх и трясёте пальцами. (Тетрадь, карандаши, ведро, дети, пальто, человек, тигры и т.д.)
А теперь я называю слово в ед. числе, а вы должны назвать его во мн.ч.
Цветок - … ,
железо - … ,
хлопок - … ,
глаз - … ,
озеро - … ,
дом - … ,
зверь - … ,
молодёжь - … . 

8. Конкурс «Весёлые вопросы»
- Сколько гласных в корне слов: семья, сорока? (2,3)
- Сколько горошин может войти в стакан? (Они не могут ходить)
- Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, он не умеет разговаривать)
- Каким гребнем не расчешешь голову? (Петушиным)
- Что самое первое мы делаем утром? (Просыпаемся)
- Когда лошадь покупают, какая она бывает? (Мокрая)
- Какой рукой лучше размешивать чай? (Чай лучше размешивать ложкой)
- Что произошло 31 февраля? (31 февраля не бывает)
- За чем во рту язык? ( За зубами)
- Почему шапку покупают? (Потому что бесплатно не дают)
- Назовите имя первой женщины-лётчика? (Баба-Яга)
- Без чего хлеб не испечёшь? (Без корки)
- У кого есть шляпа без головы, а нога без сапог? (У гриба)
- Чем заканчивается день и ночь? (Мягким знаком)
- Что у Бориса впереди, а у Глеба сзади? (Буква б)

наете ли вы, что в 17 веке по Соборному уложению царя Алексея Михайловича за матерные слова, произнесённые публично, полагалась смертная казнь? Мы не властны над речью других, но изменить собственную речь мы можем.

Что нужно делать чтобы наша речь была грамотной, вежливой? 

Заповеди речевого этикета
1.Всегда знай, с какой целью и зачем говоришь.
2. Помни, что вежливость- основа речевого поведения.
3. Уважай собеседника, не перебивай его.
4. Если твой собеседник допускает речевые погрешности, старайся очень тактично помочь ему от них избавиться
5. Говори просто, четко, понятно.
6. Не думай, что, употребляя грубые слова, ты кажешься взрослее.
7. Употребляй только те слова, значение которых для тебя совершенно понятно.

Заключительная часть

Талантливый педагог В. А. Сухомлинский писал: «Слово – тончайшее прикосновение к сердцу; оно может стать и нежным, благоуханным цветком, и острым ножом, ковырнувшим нежную ткань души, и раскаленным железом, и комьями грязи... Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное – приносит беду, словом можно убить и оживить, ранить и излечить, … сотворить улыбку – и вызвать слезы, породить веру в человека - и заронить недоверие».

Действительно, слово – это великая сила. Учитесь, каждый день правильно обращаться со словом, если не хотите остаться слабым звеном в цепи великих государственных свершений.

Жюри подводит итоги. Объявляет победителя.

Сегодня, у нас с вами состоялась очень важная встреча. Мы пришли к выводу, что надо бороться за чистоту родного языка. Чтобы быть достойным гражданином своей страны, нужно сохранять её культуру и традиции, необходимо в совершенстве владеть родным словом. Будем беречь и любить наше русское слово, ведь с него начинается Родина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по английскому языку в 1 классе "Мой родной город"

Занятие построено на основе краеведческого материала. Место проведения игровая комната....

Развитие творческой активности учащихся на внеурочных занятиях по родному языку и литературе

Инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни- все эти навыки формируются с детства. ...

Тема: «Орудия труда. Инструменты. Звук [л] и буква Л» Интегрированное логопедическое занятие. Взаимодействие учителя-логопеда, И.Н.Думитраш и преподавателя родного языка, Г.Х.Сайбышевой.

Логопедия. Подготовительная группаТема: «Орудия труда. Инструменты. Звук [л] и буква Л»ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕУчитель-логопед: И.Н.ДумитрашПреподаватель родного языка: Г.Х.Сайбышева2012...

Приказ о создании рабочей группы по разработке программ учебных предметов по обязательным предметным областям «Родной язык и литературное чтение на родном языке» (1-4 классы) и «Родной язык и родная литература» (5-9 классы)

Данные программы конкретирзируют содержание Стандарта, дают распределение часов по разделам курсов, определяют последовательность  изучения тем и разделов с учетом  межпредметных связей, воз...

Разработка открытого занятия посвященный Международному дню родного языка Тема: «Как прекрасен мой родной язык»

Международный день родного языка отмечается с 2000 года по инициативе 30-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО (ноябрь 1999) с целью сохранения и развития исчезающих языков, поощрения лингвистическо...

Музейное занятие, посвященное Дню родного языка «Язык – живая душа народа»

Музейное занятие, посвященное Дню родного языка «Язык – живая душа народа»...