"Отделка изделия"
план-конспект занятия (5, 6 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otdelka_izdeliya.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАВКАЗСКИЙ РАЙОН
План-конспект занятия
по теме: «Отделка изделия».
Участники:
воспитанники объединения «Художественная обработка дерева »
1 год обучения, 11-13 лет
Автор: педагог дополнительного образования
Анисович Юрий Юрьевич
ст. Кавказская 2015 г.
Цель: Ознакомление детей с особенностями выполнения операций по отделке изделия.
Задачи:
Обучающие:
- знакомство с особенностями основных операций по отделке;
- научить различать основные операции отделки по признакам, присущим каждой из них.
Развивающие:
- развитие эстетического восприятия, познавательной активности, творческих способностей.
Воспитывающие:
- воспитание любви к народному творчеству.
Участники: воспитанники объединения «Художественная обработка дерева » 1 год обучения,
11-13 лет.
Материалы и оборудование
- Деревянные срезы разных пород деревьев; пиломатериалы;
- Растворители (ацетон, бензин), нашатырный спирт, хозяйственное мыло, пергидроль.
- Морилки, красители, грунтовки, порозаполнители, шпатлевки, мастики для вощения древесины, лаки.
- Плакаты, таблицы, иллюстрации с изучающимися материалами.
- Мультимедиа. Презентация по теме занятия.
Музыкальный ряд: ритмичная мелодия.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент – 2 мин.
2. Основная часть – 23 мин.
- Теория по теме: «Отделка изделия» с использованием мультимедийной презентации;
- Работа малых групп исследователей
- Физ. минутка « Поиграем».
4. Исследовательская работа: классификация образцов отделочных материалов –15 мин.
5. Физ. минутка «Сделаем зарядку»- 1 мин.
6. Игра «Угадай» - 3 мин.
7. Итог занятия – 1 мин.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Здравствуйте, ребята! Вы готовы приступить к занятию? Тема занятия: «Отделка изделия». Сегодня мы познакомимся с разными операциями по отделке изделия.
Отделка – завершающая операция, в результате которой изделию придается окончательный вид. Главная задача отделки – выявление и подчеркивание текстуры древесины. В некоторых случаях отделкой хотят скрыть дефекты. Характер отделки зависит от назначения изделия. Всегда предпочтительней натуральный цвет древесины.
В зависимости от применяемых материалов, техники их нанесения и обработки отделка бывает:
- прозрачная, сохраняющая текстуру древесины;
- непрозрачная, скрывающая текстуру и цвет древесины;
- имитационная, которая воспроизводит текстуру и цвет древесины;
- художественная.
Прозрачная отделка направлена на сохранение естественных декоративных свойств древесины.
Отделка подразделяется на три группы: защитная, декоративно-художественная,
защитно-декоративная.
Защитная отделка нанесение лакокрасочных изделий для защиты от нежелательного воздействия внешней среды.
Декоративно-художественная отделка придает изделию красивый внешний вид.
Защитно-декоративная отделка – это облицовывание строганым шпоном и покрытие изделия лаками.
Существует ряд требований к отделке:
- под слоем лака рисунок древесины не должен теряться;
- при окрашивании (морении) рисунок древесины не должен уничтожаться – это условие ограничивает глубину тона;
- отделанная поверхность должна быть однородной, не допускаются потеки и пятна – это условие определяет толщину лака;
- отделка должна быть устойчивой к воздействию света, воды, жиров и не стираться от времени.
Подготовка к отделке.
На поверхности древесины, предназначенной для отделки, не должно быть загрязнений, жиров, смолы. Плоскости изделия должны быть гладкими и ровными.
Обессмоливание. Древесина некоторых пород древесины нуждается в обессмоливании, иначе она плохо прокрашивается и неравномерно лакируется. Для обессмоливания применяют растворяющие и омыливающие составы. Хорошо растворяют смолу органические растворители - ацетон, бензин. Омыливающее действие оказывает нашатырный спирт и хозяйственное мыло. Обессмоливающий раствор наносят на поверхность, тщательно втирают жесткой кистью или щеткой (можно тампоном), оставляют на некоторое время, а затем протирают влажной тряпкой.
Отбеливание. Если окраска древесины неоднородна или композиция требует очень светлой поверхности, древесину подвергают отбеливанию. К отбеливающим составам относят: перекись водорода (пергидроль), щавелевая кислота. Процесс отбелевания производят до получения нужной степени отбелевания. Процесс отбелевания будет протекать быстрее, если поверхность покрыть сначала 10% нашатырным спиртом, а затем перекисью водорода.
Удаление ворса. Нанесение составов, содержащих воду, влечет за собой поднятие ворса. Поднявшийся ворс шлифуют мелкозернистой шкуркой. Тонкость шлифования зависит от силы нажима и твердости дерева. При недостатке тонких шкурок используют побывавшие в работе крупнозернистые, но усилие при этом уменьшают. Шлифуют только вдоль волокон или чуть наискось.
Операции окончательной отделки:
- грунтование;
- порозаполнение;
- шпатлевание;
- отделка мастиками;
- полирование;
- отделка под металлы.
Так как вы пока пользуетесь фанерой из бука и березы, предлагаю несколько способов облагораживания фанеры.
Крашение - искусственное изменение естественных свойств древесины. Цвет подбирается на пробном куске фанеры. Для окрашивания фанеры применяется поверхностное крашение. При глубоком фанера может расслоиться. Краску наносят сначала поперек волокон, потом вдоль, наносят 2-3 слоя красителя. Высушенную фанеру полируют суконкой.
Нанесение слоя прозрачного лака. Фанера впитывает лак. При нанесении второго слоя, лак впитываться прекращает, так как поверхность загрунтована первым слоем лака, но поры открыты. На выпиленных изделиях образуются защитные покрытия с помощью лака без грунтовки; если нанести 3-4 слоя лака, то защитное покрытие из лака закроет поры.
Грунтование с порозаполнителями. Жидкую грунтовку наносят также как и лак. Порозаполнители наносят кистью с жесткой щетиной. Сухими порошками заполняют поры в процессе отделки. После подсушивания грунтовки поверхность шлифуют мелкозернистой шкуркой.
Воскование выпиленных изделий. Материалом является пчелиный воск, из которого готовят мастику. К воску добавляют скипидар или бензин (100 г. воска + 400 г. скипидара; 1 г. воска + 2 г. бензина) прочность восковой пленке придает канифоль (2-3 щепотки). Наносимая мастика должна быть теплой, после подсушивания тщательно растирают суконкой. Заключительный этап воскования - сушка. Детали, отделанные воском, не должны подвергаться воздействию влаги.
Задание для малых групп исследователей:.
Ребята, найдите у себя на столах рисунки с изображениями: растворители (ацетон, бензин), нашатырный спирт, хозяйственное мыло, пергидроль, морилки, красители, грунтовки, порозаполнители, шпатлевки, мастики для вощения древесины, лаки.
Внимательно их рассмотрите, изучите, сравните с описанием предназначения.
Вывод: Фанера может обрабатываться красителями, морилкой, грунтовками, лаками порозаполнителями, шпатлевками, мастиками для вощения древесины.
А сейчас отдохнем.
Физ. минутка « Поиграем».
Раз, два, три, четыре, пять Ветер дует сильный, сильный,
Все мы встали поиграть. И качается сосна
Ручками похлопаем, Нам зарядка помогает
Ножками потопаем Быть здоровыми всегда
И попрыгаем скорей. А теперь мы ручейки –
Чтобы стало веселей. Друг за другом потекли.
Становитесь все опять
Будем в солнышко играть.
Мы – веселые лучи,
Мы резвы и горячи.
А сейчас мы потянулись
И за парты вновь вернулись!
Исследовательская работа « классификация отделочных материалов»
Проведем небольшое исследование. Сейчас вы рассмотрите образцы отделочных материалов, находящиеся на столах, сравните, сформируйте в группы, то есть классифицируйте. Детям выдаются карточки для классификации.
По итогам исследования педагог задает вопросы.
Физ. минутка «Сделаем зарядку»
Ребята, вижу вы устали?
Тогда скорее дружно встали
Зарядку сделаем сейчас…
Поднимите руки вверх
К солнцу, звездам, выше всех!
А теперь перед собой,
Скрещивай одной, другой!
Руки все на пояс ставим
И наклоны начинаем
Влево - вправо, сели - встали,
Вы надеюсь, все размялись
За работу снова взялись.
Рассаживайтесь по местам.
Игра: «Отгадай» Педагог зачитывает вопросы, воспитанники находят ответы в Интернете.
Что такое адгезия? Адгезия – прочность сцепления лакокрасочного покрытия с поверхностью древесины.
Что такое шпатлевание? Шпатлевание – процесс непрозрачной отделки с целью заполнения неровностей и повышения твердости поверхности.
Что такое ганозис? Ганозис восковой лак для вощения.
Что такое лакирование? Лакирование – это покрытие поверхности лаками. Какие лаки бывают? Лаки бывают спиртовые, нитроцеллюлозные (нитролаки), масляные, полиэфирные, полиуретановые.
(проводится игра)
Итог занятия.
Ребята, наше занятие подходит к концу. Давайте подведем итог нашей работе. Мы много полезного и интересного узнали:
Способы облагораживания фанеры:
Крашение
Нанесение слоя прозрачного лака.
Грунтование с порозаполнителями.
Воскование выпиленных изделий.
Спасибо вам, ребята, за работу. Убираем рабочие места, наводим порядок. Занятие закончено, до следующей встречи! До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме: Художественная обработка древесины. Пропильная резьба. Отделка изделий из древесины Т.Б.
В связи с переходом на новые ФГОС учителю необходимо будет изменить методы работы с классом и каждым учащимся в отдельности с позиции новых требований, предъявляемых современным обществом к выпускнику...
Конспект урока по ФГОС по теме «Отделка изделий из древесины»
Конспект урока по теме «Отделка изделий из древесины» составлен на основе федерального государственного образовательного стандарта дл учащихся 5 классов...
План-конспект урока "Отделка изделий из древесины" в рамках ФГОС
Презентация и ход урока....
Отделка изделий из древесины выжиганием 5 класс
В данной презентации вы сможете познакомить учащихся с видами выжигания, электропибором, его основными частями, необходимыми породами древесины и технологическими операциями....
Художественная отделка изделий из древесины. Роспись по дереву.
Урок технологии 5 класс "Художественная отделка изделий из древесины. Роспись по дереву"...
Отделка изделия
Виды отделки изделия....
Разработка урока" Аппликация как вид художественной отделки изделий"
Разработка урока выполнена по новым Государственным стандартам 2013-2014 учебного года по предмету " Обслуживающий труд" 5 класс....