Рабочая программа молодежный клуб "Суворовская гостиная"
рабочая программа (5 класс) на тему
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять, познать и развиваться в духе социально-активного, культурного, эстетически и экономически грамотного человека.
В современном образовании выделяются задачи, ориентированные на духовную жизнь общества: Родина, семья, достояния культуры, патриотизм, родная природа, история народа – то, что составляет фундамент становления личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_suvorovskaya_gostinaya_2014-2015.docx | 46.95 КБ |
Предварительный просмотр:
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МОСКОВСКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ МО РФ»
УТВЕРЖДАЮ Заместитель начальника училища по учебной работе Еремина И.А. ____________________________ «____» ______________201 ____ СОГЛАСОВАНО Преподаватель-руководитель ОД ____________________________ «____» ______________201 ____ | РАССМОТРЕНО На заседании педагогического совета МсСВУ _____________________________________ протокол № _____ от _____________ приказ № _______ от _______201___ «____» ___________________201___ РАССМОТРЕНО На заседании отдельной дисциплины _____________________________________ |
Рабочая программа
клуба «Суворовская гостиная»
на 2014 – 2015 учебный год
преподаватель: Гусева Ирина Игоревна
Количество часов: всего 140 часов, в неделю 4 часа.
2014 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять, познать и развиваться в духе социально-активного, культурного, эстетически и экономически грамотного человека.
В современном образовании выделяются задачи, ориентированные на духовную жизнь общества: Родина, семья, достояния культуры, патриотизм, родная природа, история народа – то, что составляет фундамент становления личности.
История человечества показывает, что вопросы гражданского, патриотического воспитания находились в центре внимания любого государства и решались с учётом социальных потребностей, с использованием различных средств, методов, форм работы. Известно, что существует своеобразный закон развития человечества – посредством сохранения духовных и материальных ценностей, передачи накопленных знаний, умений от предшествующих поколений к последующим. Воспитанник, приобщаясь к духовным ценностям, в которых закреплен опыт поколений, общественное сознание эпохи, получает соответствующую социально-культурную информацию. Усваивая ее, он как бы проделывает в свернутом виде тот путь развития, которое преодолело человечество. В различных формах передается от прошлых поколений к ныне существующим и от них к тем, кому предстоит жить в будущем, ценнейший человеческий опыт в виде общения.
В современной ситуации развития России как никогда необходимо возрождение духовности, воспитания учащихся МсСВУ, как будущей элиты сухопутных войск, в духе патриотизма, любви к Отечеству, к истории родной страны. Именно поэтому воспитание патриотизма является важнейшим направлением образовательного процесса. Одной из составляющих этой работы является культурологический подход, обеспечивающий приобщение воспитанников суворовского училища к культуре, формирование эстетического вкуса; деятельный подход, который состоит в понимании того, что, находясь в училище круглосуточно, воспитанник не готовится к будущей военной жизни, а уже реально живет ею, и ему нужна интересная, отвечающая его потребностям, развитию в области военной профессии деятельность.
Программа формирует «клуб» по интересам, что, несомненно, помогает суворовцам в процессе самопознания и самоопределения внутренних потребностей и возможностей, в самоутверждении в коллективе, так как в кругу сверстников, единомышленников, подростки лучше мобилизуют свои возможности, легче проявляют свою сущность.
Существенным моментом развития личности обучающегося выступает индивидуализация, понимаемая как деятельность педагога и самого учащегося по поддержке и развитию его индивидуальности.
Занятия в клубе помогает сформировать у воспитанников готовность к творческой деятельности, желание включаться в самые разные начинания, требующие поиска, выдумки, принятия нестандартных решений, нацеливают на участие в социально-значимой деятельности. Клуб как специфическое объединение дает возможность оптимизировать познавательно- творческую деятельность воспитанников, связывает ее определенной социально-психологической организацией, позволяет постепенно расширять, углублять, совершенствовать эту деятельность. За основу взят деятельностно-личностный подход, который помогает повысить самостоятельность обучающихся, а также создает предпосылки для подготовки их к осознанному выбору профессии будущего военного.
Цели:
- формирование коммуникативной компетенции,развитие у суворовцев готовности к общению, умения участвовать в диалоге;
- формирование познавательной активности;
- гармоничное развитие личности суворовца, как будущего военного, через обучение
примером старших поколений, через вовлеченность в активную творческо-
организационную деятельность;
- участие в подготовке и проведении мероприятий «Суворовской гостиной», связанных
с формированием гражданских, личностных, нравственных качеств;
- воспитание патриотизма, любви к своей Отчизне, готовности служить Родине.
В процессе достижения поставленных целей программа решает следующие задачи:
Обучающие:
- изучение основ социального и культурного общения;
- получение знаний и умений по подготовке и организации мероприятий, пресс-конференций, организации "круглых столов".
Развивающие:
- развитие умения обучающихся работать в команде, решать проблемы совместными усилиями для достижения общей цели;
- развитие творческих способностей и мышления;
- активизация личностной вовлеченности в деятельность клуба.
Воспитательные:
- воспитание и развитие у обучающихся активной жизненной позиции, потребности и интереса к саморазвитию и самообразованию в военной сфере через включение в различные виды социально-коллективного взаимодействия, организационную деятельность;
- воспитание чувства гражданственности и патриотизма, гордости за принадлежность к своей нации, гордости за свою Родину, готовности ее защищать;
- воспитание обучающихся на положительном примере жизни и деятельности известных личностей, военных деятелей, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;
- воспитание чувства личной ответственности за всё происходящее в окружающем мире, потребность быть деятельным соучастником в общественной, учебной, трудовой и досуговой сферах жизни;
Практико-деятельностные:
- развитие навыков самовыражения, общения, сотрудничества.
- формирование практических навыков по организации и участию в презентациях, встречах, пресс-конференциях, тематических мероприятиях.
Мотивационные:
- формирование полноценной, всесторонне развитой личности;
- формирование интереса к саморазвитию, активной жизненной позиции.
Социально-педагогические:
- формирование у воспитанников интереса к общественной деятельности, социальной активности.
- создание условий для самоутверждения, самореализации и всестороннего развития личности суворовцев как будущих офицеров Российской армии.
В работе клуба «Суворовская гостиная» выделяются четыре основных направления, которые взаимосвязаны между собой и ориентированы на деятельностный подход к развитию воспитанников.
1. «Суворовская гостиная» - клуб интересных встреч. Подготовка и организация встреч с известными людьми. Предполагает активное участие и взаимодействие воспитанников между собой, с преподавателем и гостем.
Теоретический блок охватывает основные понятия этики и морали, этического поведения и культуры личности.
2. «Суворовская гостиная» - цикл тематических мероприятий, организуемых самими суворовцами (при помощи преподавателя). Данный раздел включает также заседания «Молодежного совета».
Теоретический блок направлен на знакомство с риторикой, основными правилами построения диалога, речевым этикетом.
3. Военно-патриотическое воспитание. Цикл литературно-музыкальных, искусствоведческих мероприятий, посвященных русским офицерам, активное понимание этических норм русского офицера: честь и доблесть, отвага и патриотизм.
4. Православное направление. Формирование у воспитанников основных понятий о православии, русских православных праздниках.
После освоения программыобучающиесядолжны уметь использовать приобретенные знания, умения и навыки:
- организационной деятельности, научиться использовать их в практической деятельности и повседневной жизни;
- формулирования и защиты собственной точки зрения с использованием моральных и этических норм;
- применять полученные знания для социальной адаптации и профессионального выбора, будущей сферы деятельности после окончания МсСВУ;
- сохранения патриотического, духовного и культурного наследия русского офицера, передачи собственных знаний и умений последующим поколениям учащихся МсСВУ.
Для решения поставленных перед программой задач применяются следующие методы обучения:
- Наглядно-иллюстративный;
- Словесный;
- Практический;
- Коллективный;
- Индивидуально-групповой.
Программа рассчитана на учащихся 5-11 классов.
Планируемыерезультаты освоения программы.
личностные результаты:
- умение организовывать собственную деятельность;
- освоение социальных норм, формирование уважительного, толерантного отношения к людям, понимание ценности человеческой жизни;
– формирование патриотизма, любви и уважения к Отечеству;
– развитие интереса к самообразованию, саморазвитию;
- формирование активной социальной позиции, умение включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
— умение оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
- уважительное отношение к творчеству, как своему, так и других людей;
- формирование духовных и эстетических потребностей;
- воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
предметные результаты:
- умение организовывать мероприятия, встречи, пресс-конференции;
- умение организовывать тематические мероприятия;
- осознанно, уважительно общаться как со сверстниками, так и с гостями мероприятий;
- умение вести беседу, задавать вопросы;
- получение первичных представлений о православии и русских православных праздниках.
метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить иформулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с преподавателем и сверстниками;
- умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
Срок реализации программы 1 год, 4 часа в неделю, 140 часов в год.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
№ | Наименование темы | Кол-во часов | В том числе | |
п/п | теория | практика | ||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 |
|
2 | «Суворовская гостиная» - клуб интересных встреч. Подготовка и организация встреч с известными людьми. | 72 | 21 | 51 |
2.1. | Мир этики и культуры. Этика и моральные ценности. | 15 | 15 |
|
2.2. | Подготовка, организация и участие во встречах, пресс-конференциях, круглых столах | 41 |
| 41 |
2.3. | Экскурсионная деятельность | 16 | 6 | 10 |
3 | «Суворовская гостиная» - цикл тематических мероприятий, организуемых самими суворовцами (при помощи преподавателя). | 19 | 8 | 11 |
3.1. | Заседания "Молодежного совета" | 6 |
| 6 |
3.2. | Тематические мероприятия, организованные воспитанниками | 5 |
| 5 |
3.3. | Риторика и культура общения. Самомаркетинг (основы самопрезентации) | 8 | 8 |
|
4. | Военно-патриотическое направление | 39 | 13 | 26 |
4.1. | Литературно-музыкальная гостиная: отражение воинской чести в литературных и музыкальных произведениях. | 13 | 5 | 8 |
4.2. | Искусствоведческая гостиная: храмы-памятники воинской славы | 26 | 8 | 18 |
5. | Православное направление | 9 |
| 9 |
| Всего: | 140 | 43 | 97 |
- Вводное занятие. Знакомство с суворовцами. Объяснение целей и задач, возлагаемых на деятельность клуба «Суворовская гостиная». Техника безопасности.
- «Суворовская гостиная» - клуб интересных встреч.
2.1. Мир этики и культуры. Введение в понятия. Этика и моральные ценности.Этическое поведение, нормы и идеалы. Система ценностей и мотивация. Культура личности. Нравственная культура, понятия добра и зла. Эстетическое в природе и человеческой деятельности. Этическое поведение офицера.Национальная этика, семейная этика. Религиозная этика.Проблемы нравственности в 21 веке. Влияние медиа на этические нормы информационного общества. Медиа и становление личности.
2.2. Изучения биографии, деятельности, профессии гостя. Подготовка к встрече и организации самой встречи. Подведении итогов проведенного мероприятия.
2.3. Подготовка и организация экскурсий.
3. «Суворовская гостиная» - цикл мероприятий, организуемых самими суворовцами (при помощи преподавателя).
3.1. Заседания "Молодежного совета". Организация деятельности, постановка проблематики, вопросов. Пресс-конференции.
3.2. Знакомство с правилами организации и проведения мероприятий. Знакомство и изучения тематики предполагаемого мероприятия. Составление плана мероприятия. Подготовка и обеспечение мероприятия. Проведение мероприятия.
3.3. Риторика и культура общения, предмет риторики. Основы публичного выступления, классификация. Образ ритора и личность говорящего, единство образа. Правила ведения речи.Речевой этикет, выбор собеседника, соблюдение темы беседы.Правила для слушающего и говорящего.Элементы риторики. Виды речи. Навыки самопрезентации. Самомаркетинг.
4. Военно-патриотическое направление.
4.1. Литературно музыкальная гостиная. Прослушивание музыки, знакомство с литературными военными авторами и их произведения. Просмотр военных фильмов. Встреча с литературным автором и кинорежиссером.
4.2.Искусствоведческая гостиная: храмы-памятники воинской славы. Теоретическое знакомство с проблематикой на примере 3-х храмов (Василия Блаженного, храма в Медведково и Храма Христа Спасителя и часовни Героям Плевны). Организация и проведение экскурсий в эти храмы.
5. Православное направление.
Встречи с благочинным Сергием. Знакомство с праздниками "Рождество Христово" и "Пасха", исторические предпосылки, культура празднования.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Литература
- Т.И. Балакина "Мировая художественная культура", Россия IX-начало XX в., Москва, 2008. С.4
- Б.С. Ерасов "Социальная культурология: Учебное пособие для студентов ВУЗов", Москва, 2000
- Н.М. Бережной "Человек и его потребности", под ред. В.Д. Диденко, СГУ сервиса - Форум, 2008.
- А. Маслоу "Мотивация и личность", 3 - е изд., Питер, СПб., 2003
- Э. Фромм "Психоанализ и этика", Москва, 1998.
- Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова " Культура и искусство речи", Феникс, Ростов-на-Дону, 1999
- Ю.Н. Солонин, М. С. Каган "Культурология", Москва 2007
- www.philosophy.ru/
- www.mouzikant.ru/
- www.kulinich.ru/
- www.psycho.ru/
- www.marketologi.ru/
Технические средства обучения
- компьютер, проектор, электронная доска, школьная доска
- интернетресурсы
- видеоматериалы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке для 2-го класса "Музыкальная гостиная".
Музыкальные занятия в средней общеобразовательной школе, будь то уроки или внеклассные мероприятия, направлены на то, чтобы развить у учащихся способно...
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса (Бунеев), по литературе 6 класс (Коровина), программа внеурочной деятельности в 6 классе "Литературная гостиная"
Программа составлена на основе· Федерального государственного образовательного с...
Рабочая программа внеурочной деятельности. Музыкально-литературная гостиная «Пока горит свеча…»
Рабочая программа внеурочной деятельности. Музыкально-литературная гостиная «Пока горит свеча…» 2014-2015 учебный год 10-11 классы....
Рабочая программа клуба «Суворовская гостиная» на 2015 – 2016 учебный год
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять, познать и развиваться в духе социально-активного, культурного, эстетически и экономически грамотного человек...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Английская гостиная" 5а класс
Программа направлена на создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через игровую деятельность, посредством английского языка....