Мультимедийные презентации на уроках сольфеджио
методическая разработка по теме
Процесс обучения с привлечением компьютерных технологий на уроках сольфеджио имеет большие перспективы. Во-первых, педагог может воспроизвести любой музыкальный фрагмент, не тратя на это много времени. Во-вторых, компьютер позволяет педагогу широко использовать наглядные пособия: карточки (с ритмическими, интонационными и др.заданиями); презентации, образно раскрывающие смысл изучаемого понятия.
Сегодня, когда компьютерные технологии проникли во все сферы деятельности, преподаватель любой дисциплины, в том числе и сольфеджио, может рассчитываить на компьютер, как на электронного ассистента в учебном процессе.Следовательно, роль учителя меняется. Он перестаёт быть источником информации, а становится организатором учебно-познавательной деятельности школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mirovskaya_.docx_multimediynye_prezentatsii_na_urokah_solfedzhio.docx | 25.77 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Мировская В. Н.
Мультимедийные презентации на уроках сольфеджио
(методическая разработка)
Современное образование, в том числе и общеэстетическое, стремительно набирает скорость в области новейших информационных технологий. Компьютеризация стала одним из главных направлений в получении определённых знаний учащимися в различных предметных областях. Именно компьютерные системы и мультимедийные установки могут сегодня не только оказывать большую помощь, но и помогать преподавателю теоретических дисциплин решать важнейшие задачи, связанные с эстетическим воспитанием и образованием детей, как в процессе урока, так и во внеурочное время.
Появление компьютеров раскрывает большие возможности в преподавании предметов теоретического цикла. В настоящее время современные компьютерные технологии занимают достаточно ведущее место в качественном и эффективном преподавании этих предметов. Практика показала, что процесс обучения с привлечением компьютерной техники на уроках теоретического цикла, в том числе и «Сольфеджио» имеет большие возможности и широкие перспективы среди большого количества разнообразных методик.
Очевидным становится то, что необходимо совершенствовать методику преподавания сольфеджио, чтобы сделать процесс обучения эффективным и целесообразным. Наметим лишь некоторые направления, в которых возможно применение новых технологий.
Во-первых, педагог приобретает возможность воспроизвести почти любой музыкальный фрагмент, не тратя на это много сил и времени. Значит, любое теоретическое понятие может быть озвучено яркими примерами классической музыки. В перспективе каждый педагог может создать собственные подборки музыкальных примеров по разным темам, и компьютер здесь придет на помощь в хранении и упорядочении информации.
Еще одна из возможностей использования Интернет-ресурсов с записями классической музыки – сравнение разных вариантов исполнения.
Одним из любимых развлечений детей является пение караоке. Этот вид деятельности с помощью компьютера можно также направить на развитие слуха – допустим, под звучание «минусовки» предъявлять запись мелодии, которую надо спеть с листа.
Хорошим подспорьем компьютер может стать и при работе с различными заданиями. Карточки, содержащие ритмические или интонационные упражнения, интервальные цепочки, гармонические обороты и т.д. предъявляются всей группе. При работе с такими карточками можно создавать целые папки с заданиями на автоматизацию того или иного навыка.
Компьютер позволяет педагогу широко использовать наглядные пособия. Они могут быть самыми разнообразными. В младших классах это могут быть забавные картинки, презентации («Восьмая длительность», «Лад», Королевство Скрипичного ключа», «Знакомство с клавиатурой», «Сказка про интервалы» и др.), образно раскрывающие смысл изучаемого понятия, в более старшем возрасте – схемы и таблицы, упорядочивающие знания по теории. Использование компьютера позволяет не только созерцать эти схемы, пытаясь запомнить, но и работать с ними активно, тестируя степень усвоения материала.
Приведем некоторые примеры.
- При изучении длительностей звуков в подготовительной группе, когда дети уже знают, где пишутся нотки, можно посмотреть презентацию «Восьмая длительность». Кроме знакомства с восьмой длительностью, ребята должны решить ритмические примеры, проговорить ритмические фигуры ритмические фигуры ритмослогами. Они представлены на картинках в виде тучки, бабочки, ученого, барашка, собачки и т.д.
При помощи компьютера, можно обеспечить наглядность в преподнесении любой учебной информации – презентации. Наглядным можно сделать не только занятие, посвященное объяснению музыкального материала, а также тренажер, тесты, использовать презентации различных информационных блоков в письменной работе ученика.
Фрагменты уроков, на которых используются мультимедийные презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока - принцип привлекательности.
Трехмерность, анимация, видео, звук, имитация традиционных изобразительных техник, интерактивность, гипертекстуальность компьютерных программ позволяет эффективней развивать все виды восприятия и задействовать при проведении урока все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную, образную, ассоциативную. Это значительно повышает интенсивность проведения урока, а также способствует расширению межпредметных связей при изложении материала урока.
Личность учителя, безусловно, останется стержневой направляющей в обучении и ведущей на всех этапах урока, хотя компьютер при этом выступает лишь как средство, помогающее в решении поставленных задач. Поэтому сегодня, когда компьютерные технологии проникли буквально во все сферы деятельности человека, преподаватель любой дисциплины, в том числе и сольфеджио, может рассчитывать на компьютер, как на электронного ассистента в учебном процессе. Следовательно, в таких условиях роль учителя значительно меняется. Он перестаёт быть источником информации, а становится организатором учебно-познавательной деятельности школьников.
Интерактивный принцип музыкально-творческой деятельности дает широкие возможности приобщить, таким образом, к высокохудожественным музыкальным ценностям всех ребят, способствует значительному повышению музыкальной культуры школьников.
Литература:
- Белов Г.Г.,Горбунова И.И., Горельченко А.В. Музыкальный компьютер (новый инструментарий музыканта). – Санкт-Петербург, 2006.
- Бергер Н.А. Современная концепция и методика обучения музыке.- Санкт-Петербург, 2004.
- Выготский Л.С. Воображение в детском возрасте. - М., 1985.
- Давыдова Е.В. Методика преподавания сольфеджио: Учебное пособие. М.: Музыка, 1986.
- Картавцева М.Т. Сольфеджио XXI века: 1-4 классы ДМШ: Учебное пособие. - М.: Кифара, 1999.
- Королева Е.А. Музыка в сказках, стихах и картинках. – М., 1994.
- Королев А.А.Бесплатные компьютерные программы для музыканта. - Спб., 2008.
- Курина Г.В. Первый год в классе сольфеджио. Методика интенсивного обучения сольфеджио и музыкальной грамоте. – Петрозаводск, 1990.
- Лифановский Б.Интернет для музыканта. – М.: Издательский дом «Классика – XXI», 2006.
- Развитие музыкального слуха и навыков творческого музицирования: Методическая разработка для преподавателей ДМШ и ДШИ/сост. Шатковский Г.И. - М., 2010.
- Тараева Г.Р.Компьютер и инновации в музыкальной педагогике. Книга 2: Технология презентации. – М.: Издательский дом «Классика – XXI»,2007.
- Шаймухаметова Л.Н. Креативное обучение на уроках сольфеджио. – Как учить музыке одаренных детей. Учебно-методическое издание. – КЛАССИКА – XXI. – М., 2010, с.193-221.
Интернет- ресурсы:
- http://depositfiles.com/files/6mg7oh6zw
- http://muzobuch.narod.ru/zNName01.htm - обучающие игры по нотной грамоте и сольфеджио
- http://virartech.ru/flash-apps/pianokeys_names/index.php - игра для изучения басового ключа
- http://depositfiles.com/files/2uo136phk - презентация Обращения трезвучия по Аккордовым сказкам Лёхиной.
- http://virartech.ru/ - игра "НОТКИ - КАРТИНКИ"
- http://narod.ru/disk/21517183001.5219fcb53a7883286ec19c9abff7fcbf/%D0%A2%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%BD%D1%8B.avi.html – тритоны
- http://narod.ru/disk/19082656001/строение%20гаммы.wmv.html- строение мажорной гаммы.
- http://borovik.ucoz.ru/ - сайт Т.А.Боровик
- http://borovik.ucoz.ru/forum/1
Презентации:
- Знакомство с клавиатурой.
- Восьмая длительность.
- Лад.
- Музыкальный язык. Элементы музыкальной речи.
- Королевство скрипичного ключа.
- Сказка «Интервалы».
- «Сказка про девочку Нину и кошку Мурку».
- Клип «Милый еж».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Эффективность использования мультимедийных презентаций на уроке иностранного языка"
Необходимость внедрения новых ИТ в учебный процесс не вызывает сомнений. В процессе обучения иностранным языкам в школе с помощью ИТ ребенок учится работать с текстом, узнает новые способы сбора инфор...
Мультимедийная презентация к уроку по теме "Жиры"
Презентация к уроку химии в 10-м классе . На уроке реализуются элементы индивидуальных краткосрочных информационных и исследовательских проектов. Презентация проекта предполаг...
Презентация"Создание и применение мультимедийных презентаций на уроках математики"
Использование ИКТ возможно на всех этапах процесса обучения :при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле.. При этом для ученика компьютер выполняет различные функции : учит...
Конспект урока и мультимедийная презентация к уроку на тему "Муравьиная кислота- знакомая и незнакомая".
В 10-м классе изучение темы "Карбоновые кислоты" включает в себя в основном изучение материала на примере уксусной кислоты. Муравьин...
Презентация к уроку сольфеджио 3 – 4 класс Тема: «Тритоны» Путешествие в страну интервалов
Урок сольфеджио 3 – 4 класс Тема: «Тритоны»...
Презентация открытого урока сольфеджио "Длинные и короткие длительности нот. Ритмослоги"
Изучение новой темы "Длительности нот" с использованием различных упражнений....
презентация мультимедийной презентации к уроку с применением цифровых образовательных ресурсов и сервисов
презентация мультимедийная для учащихся...