"Растим чемпиона"
методическая разработка

Ярославцева Надежда Петровна

Предварительный просмотр:

Нужны  ли  ребенку  спортивные  занятия?

      Действительно, при  современной  загруженности  школьников  учебными  делами  выкроить  время  для  занятий  в  спортивной  секции  не  так – то  просто. И  все  же  мы  советуем  это  сделать. Если  выбор  спортивной  секции  сделан,  верно, ребенок  будет  заниматься  с  удовольствием, станет более  ответственным,  дисциплинированным, научится  планировать  свой  день  и  время. В  спортивных секциях, где  ребят  объединяют  общие  интересы, особая  командная  атмосфера  взаимной  требовательности  и  помощи. Друзья  по  спорту  всегда  поддержат  товарища, не  дадут  в  обиду, но  вместе   с  тем  подкорректируют  характер  и  поведение. Все  дети  нацелены  на  достижение  спортивного  результата, а  это  значит, что  в  команде  нет  места  вредным  привычкам: курению, употреблению  спиртных  напитков, наркотических  веществ, спортсмены  ведут  здоровый  образ  жизни, следят  за  своим  физическим  состоянием  и  внешним  видом. Спортивные  тренировки  и  соревнования, жизнь  в  условиях  спортивного  сбора  очень  рано  приучают  ребенка  к  самостоятельности. Юные  спортсмены    уверены  в  своих  силах, раскованны, настойчивы  в  достижении  цели, ценят  время  и  не  разбрасываются, выбрав  определенный  путь. Дети, которые  занимаются  регулярно  физическими  упражнениями, обладают  лучшими  показателями  в  состоянии  здоровья, они  более  выносливы  и  практически  не  болеют. Сильное, грациозное  тело, уверенные  движения, красивая  осанка, здоровье – достоинства, которые  приобретаются  значительными  усилиями, а  потому  и  особенно  ценятся.

Спорт  надо  подбирать  ребенку  под  характер.

Многие  родители, которые  приводят  детей  в  спортивные  секции, не  задумываются  о  том,  что  определенные  виды  спорта  требуют  и  особых  черт  характера. Но  спорт  необходимо  выбирать  под  характер.

Виды  спорта  делятся  на  группы:  

    Первая  группа – единоборства (борьба). Единоборство – значит, противники  борются  один  на  один. И  для  того чтобы  победить, нужны  не  только  физические  данные, но  и особенный  склад  психики, особый  характер. Спортсмены, выступающих  в  единоборствах, личности  яркие, эгоистичные, но  кроме  этого  у  них  есть  смелость, терпение, трудолюбие, умение  быстро  принимать  решение. Если  ребенок  непоседа, имеет  свое  мнение, то  его  надо  отдавать  именно  на  единоборства.

    Вторая  группа -  командные  игры (баскетбол).

В  этих  группах  на  первое  место  выходит  умение  проявлять  себя  коллективным  бойцом, у  детей  воспитывается  не  только  чувство  «локтя», но  и  умение  взять  на  себя  ответственность  за  общее  дело. Если  ребенок  легко  вливается  в  коллектив, проявляет  лидерские  качества  или, наоборот, чувствует  себя  комфортно  на  второстепенных  ролях, можете  попробовать  для  него  командные  виды  спорта.

   Третья  группа – индивидуальные  виды  спорта (лыжи, конькобежный  спорт, настольный  теннис, велосипедный спорт, тяжелая атлетика, бокс, художественная гимнастика). Успешность  в  этих  видах  спорта  зависит   от  характера  ребенка, от  его  желания  и  природных  задатков.

   

Совет родителям: Спорт  положительно  влияет  на  формирование  характера, привычек, делает  организм  детей  более  выносливым, но при  выборе  секции  необходимо  учитывать  психологические  особенности  ребенка. Именно  индивидуальный  подход  поможет  юному  спортсмену  проявить  себя.

Памятка  для  родителей  

при  выборе  секции  для  ребенка.

Совет 1. Обсудите  будущие  спортивные  занятия  своего  ребенка на семейном совете. Главное – не забыть учесть желания ребенка!

Совет 2. Прежде чем принять окончательное решение, присмотритесь к избранному виду спорта повнимательнее: посетите спортивные соревнования и учебно-тренировочные занятия.

Совет 3. Выбирайте не только вид спорта, но и педагога.

Совет 4. Непременно проконсультируйтесь с вашим участковым педиатром или школьным врачом, а  также с тренером по избранному виду спорта, возьмите справку, разрешающую занятия в спортивной секции. Регулярно проводите медицинский осмотр ребенка, если он уже занимается в спортивной секции.

Совет 5. После любого перенесенного ребенком заболевания, даже легкой простуды, не разрешайте ему возобновлять занятия до полного выздоровления. Следите, чтобы нагрузка  на тренировочных занятиях после болезни повышались постепенно. Никогда не допускайте участия больного ребенка в соревнованиях.

Совет 6. Не заставляйте ребенка заниматься тем, к чему у него не лежит душа. Выбирайте физические упражнения (вид спорта), подходящие для его конституциального типа.

Совет 7. Не перегружайте ребенка спортивными занятиями, достаточно посещать одну секцию.

Совет 8. Не заботьтесь о спортивной карьере ребенка и его рекордах слишком рано, выполняйте рекомендации спортивных врачей.

Совет 9. Помогайте своему ребенку освоиться в спортивной школе, никогда не ругайте за неумелое выполнение упражнений, будьте рядом во время спортивного поражения, поддерживайте и обсуждайте все его проблемы.

Если вы поверите в своего ребенка, ему будет легче преодолевать трудности.



Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

«КАК ЭФФЕКТИВНО ПРОВЕСТИ РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ»

Пояснительная записка

          Родительское собрание является одной из наиболее часто используемых форм взаимодействия педагога с родителями обучающихся.

Нередко родительские собрания в спортивной школе многими родителями целенаправленно пропускаются, считая, дополнительное образование менее значимым в жизни ребенка, и такие родители не придают значения родительским собраниям в спортивной школе.

          В этом случае тренер должен знать, как заинтересовать родителей необходимой педагогической информацией, а затем, как эффективнее построить родительское собрание, так как родительские собрания являются действенной формой общения тренеров с родителями.

          Именно на собраниях у тренера есть возможность ознакомить родителей с задачами, содержанием, методами воспитания детей в условиях спортивной школы. Собственно от этого взаимодействия зависит то, насколько родители понимают политику, проводимую учреждением по отношению к обучению детей, и участвуют в ее реализации. Это помогает педагогу и родителям объединить свои усилия в создании условий для формирования у обучающегося качеств и свойств, которые необходимы для самоопределения и саморазвития воспитанника, для преодоления трудностей и самореабилитации в случае неудачи. Тренерам важно установить партнерские отношения с семьей каждого обучающегося, создать атмосферу взаимной поддержки и общности интересов.

           Во время родительского собрания можно обсудить совместные цели и ожидания, обратить внимание на поведение и воспитание детей, продемонстрировать успехи в обучении ребенка.

           После эффективного родительского собрания тренер и родители будут вместе стараться помочь ребенку в его обучении. Каждому обучающемуся важно осознавать, что его родители принимают активную роль в его школьной жизни.

РЕКОМЕНДАЦИИ

1.  Назначьте родительское собрание в спортивной школе

         Нужно назначить время и место для родительского собрания. Составьте письмо о собрании для родителей в дружеской форме. Перечислите несколько возможных вариантов времени для родительского собрания, если это возможно. Дополнительно предложите каждой семье выбрать удобное время для индивидуальной беседы с вами (если вдруг возникнет такая необходимость), составьте расписание и отправьте ещё одно письмо каждой семье.

2.  Подготовьте анкеты для родительского собрания

         Подготовьте список тем и вопросов, которые вы хотели бы затронуть на родительском собрании. Составьте анкету для обучающихся, в которой они могут ответить на важные для них вопросы. Еще одна анкета с актуальными вопросами должна быть для родителей каждого обучающегося. Подумайте, что может беспокоить родителей, на основе этого составьте анкеты и попросите воспитанников передать анкеты родителям и вернуть их вам до родительского собрания. Проанализировав ответы родителей и детей, вы будете знать, о чём говорить на родительском собрании.

3.  Подготовьте доклад о результатах обучающихся отделения для родительского собрания

         Превосходный способ оценить прогресс каждого обучающегося – это посмотреть выполненные им упражнения, результаты контрольно-переводных и промежуточных нормативов и участия в соревнованиях, спортивно-массовых мероприятиях. На родительском собрании поделитесь накопленными материалами с родителями, составьте список того, с чем обучающийся справляется хорошо и того, над чем стоит работать больше.

4.  Ведите беседу с родителями честно и открыто

          Встречая каждого родителя, поприветствуйте его и выразите свою благодарность за участие в родительском собрании. Выражайте ваше мнение честно и открыто касательно каждого обучающегося. Убедитесь в том, что каждый родитель владеет полной информацией об учебном и тренировочном процессе, видит результаты обучения своего ребенка. Расскажите о том, как обучающийся ведет себя в учебное и свободное время. Родители часто узнают много нового из бесед с педагогами, так как обучающийся может по-разному вести себя в спортивной школе и дома. В завершение встречи ещё раз поблагодарите родителей за их активное участие в жизни детей.

          При подготовке к родительскому собранию необходимо правильно выбрать тему родительского собрания (выбор обусловливается целевыми ориентирами жизнедеятельности группы обучающихся, закономерностями развития личности обучающегося, особенностями протекания процессов обучения и воспитания, логикой формирования педагогической культуры родителей, стратегией построения и совершенствования взаимоотношений спортивной школы и семьи).

          В соответствии с темой собрания, изготовить памятки с советами. Содержание памяток должно быть кратким, текст напечатан крупным шрифтом.

Непосредственно перед собранием необходимо:

-  подготовить мебель, на которой родителям было бы удобно располагаться;

-  подготовить ручки и листы бумаги, чтобы они могли записать интересующую их информацию.

Вводная часть родительского собрания призвана организовать родителей, создать атмосферу доброжелательности и доверия, сконцентрировать их внимание, замотивировать на совместное решение проблем. Это можно сделать путем сообщения темы.

Основная часть собрания может быть разделена на два – три этапа. Как правило, эта часть начинается с выступления старшего тренера-преподавателя отделения или других специалистов спортивной школы, освещающих теоретические аспекты рассматриваемой проблемы. Сообщение должно быть кратким, так как к концу рабочего дня устойчивость внимания снижается. Главное, чтобы родители не являлись только бездеятельными слушателями. Нужно задавать вопросы слушателям, приводить примеры из практики воспитания детей в семье и школе, анализировать педагогические ситуации, предлагать родителям просмотр видеофрагментов занятий с обучающимися и т. д.

          Не следует упрекать и поучать родителей. Чаще нужно использовать в качестве примеров моменты из жизни обучающихся, тренировок их группы. Рассказывая о нежелательных поступках обучающихся, не надо называть их фамилии. В ходе своего сообщения тренер должен избегать предъявления претензий к родителям и обучающимся, обсуждения личности конкретного ребенка; не следует констатировать неудачи обучающихся, главное – совместными усилиями выработать пути решения обсуждаемых проблем.

При проведении этой части собрания также можно использовать следующие методы: лекцию, дискуссию, конференцию, которые могут быть и отдельными формами работы с семьями обучающихся.

           В ходе проведения собрания основная нагрузка ложится на доклад. Этот материал может быть использован и для проведения устных и письменных консультаций с родителями, а также и других форм работы.

От тренера требуется творческий подход к материалу: поиск новых примеров; использование своих методов активизации родителей, направленных на появление у родителей интереса к изучаемой проблеме, на возникновение у них ассоциаций с собственным опытом воспитания детей, переосмысление своей родительской позиции. При этом необходимо учитывать потребность родителей в знаниях.

В третьей части родительского собрания – «разное» – обсуждаются вопросы организации тренировочного процесса с обучающимися, проведения досуга, организации совместных мероприятий семьи и спортивной школы. Рекомендуется заранее продумать несколько вариантов решения проблемы, которые будут предложены родителям для обсуждения, договориться с теми из них, кто сможет помочь, взять на себя ответственность и т. д. Часть вопросов нужно заранее решить с родительским комитетом.

          Заключительным этапом родительского собрания должны стать личные беседы или коллективные разговоры с родителями тех обучающихся, которые не отличаются хорошей результативностью, прилежным поведением. Проблема заключается в том, что родители таких обучающихся зачастую вообще не ходят на коллективные встречи, опасаясь того, что их будут ругать. Важно заслужить доверие этих людей, заставить их понять, что тренер - это не враг, а союзник, который поможет решить возникающие проблемы.

          По окончании собрания необходимо подвести итог встречи, перечислив принятые решения по каждому из обсуждаемых вопросов, зафиксированные в протоколе.

Собрания можно проводить в форме вечеров вопросов и ответов, устного журнала, ток-шоу и др. Несмотря на различия этих форм, их объединяет одно значение – дать родителям знания о воспитании их собственного обучающегося, заинтересовать проблемами воспитания, стимулировать к пересмотру своей воспитательной позиции.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

Шелеховского района

Спортивная школа «Юность»

Организация эффективного взаимодействия спортивной школы с родителями спортсменов

Подготовила:

инструктор-методист

Ярославцева Н.П.

2021 год

Актуальность

       Социально-экономические преобразования, которые произошли в нашей стране, повлекли за собой изменение привычного уклада жизни и нравственно-ценных ориентаций, которые заметно отразились на воспитании детей в семье. Современная семья развивается в условиях противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это, прежде всего падение жизненного уровня большинства семей. Решение проблем экономического, а порой и физического выживания усилило социальную тенденцию самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны. В сложившихся социально-культурных и экономических условиях взаимодействие с семьей является важным направлением деятельности спортивной школы.

        В основе новой философии взаимодействия семьи и спортивной школы лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.

        Ни спортивная школа, ни семья в отрыве друг от друга не смогут полноценно реализовать задачи воспитания высококвалифицированных спортсменов.

       Одной их основных задач воспитания юных спортсменов является организация системы работы тренера с родителями. Успешность тренировочного и воспитательного процессов в спортивной школе зависит от того, как складываются отношения между тренером, обучающимися и родителями. Родители и тренер – воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда тренер и родители станут союзниками. Тренеров и родителей объединяет забота о здоровье, развитии ребенка, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности. Взаимодействие с родителями – одно из важнейших направлений социально-педагогической деятельности коллектива спортивной школы. Оно позволяет тренеру полнее раскрыть способности детей, шире использовать их творческий и спортивный потенциал, объединить воспитательные усилия на целевой интегрированной основе. Одна из задач деятельности спортивной школы – это установление партнерских отношений с родителями ради успешности конкретного ребенка, а, следовательно, залог успешности самой спортивной школы.

Процесс взаимодействия семьи и спортивной школы направлен на активное включение родителей в воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность.

Принципы общения семьи и образовательного учреждения строятся на основе: системности, сотрудничества, взаимодействия, взаимоуважения, взаимопомощи и взаимоподдержки, терпения и терпимости, систематического повышения психолого-педагогического уровня тренера и  родителей, умения конструктивно подходить к разрешению конфликтов.

Организация системы работы тренера с родителями - это кропотливая ежедневная работа. Формы и методы еѐ разнообразны: это родительские собрания, групповые и индивидуальные беседы, пропаганда психолого-педагогических знаний, консультации, педагогические практикумы, “круглые столы”, организация совместного досуга. Однако тренер должен понимать, что разнообразие форм и методов ещѐ не всегда обеспечивает успех работы. Основная и главная задача тренера - сделать семью воспитанника своим союзником, единомышленником, создать демократичный стиль отношений, где важны терпение и такт. Поэтому эффективность воспитательной работы зависит от взаимоотношений тренера с родителями, его умения сотрудничать с семьёй, опираться на её помощь и поддержку.

       Таким образом, взаимодействие с родителями  является очень важным направлением социально-педагогической деятельности коллектива спортивной школы.

             Для более успешного взаимодействия  спортивной школы с родителями обучающихся, был проведен анкетный опрос тренеров по вопросам работы с родителями юных спортсменов. Целью анкетирования было выяснение вопросов о сотрудничестве тренеров с родителями. Исходя из проблемно-ориентированного анализа анкет, было выявлено, что сотрудничество и взаимодействие тренеров с родителями имеет чаще формальный подход, происходит чаще по инициативе (обращению) родителей или когда требуется их помощь. Соответственно, на отделениях отсутствуют перспективные планы работы с родителями. Несмотря на это, все тренеры являются профессионалами, обладают нужным авторитетом и творческим потенциалом.

       В целях установления более тесного контакта между семьей и спортшколой и выявления наиболее эффективных форм сотрудничества  между спортивной школой и  родителями спортсменов  было проведено онлайн-анкетирование родительской общественности.

        Анализ опроса показал, что родители в целом положительно отзываются о взаимодействии с тренерами и их работой. Среди предложений родителей по формам сотрудничества, были такие как: общение в группах социальных  сетей, совместные встречи, собрания с тренером, организация спортивного клуба по выходным с родителями, совместные праздники, культурные выезды, спортивные семейные мероприятия.

        Таким образом, можно сделать вывод, что родители испытывают потребность в общении, поддержке. Тем более что, родители являются полноправными участниками тренировочного процесса.

         Организация взаимодействия коллектива спортивной школы с  родителями осуществляется со следующими целями:

1.Просветительская-научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми.

2.Консультативная-совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.

3.Коммуникативная-обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.

        Сотрудничество и взаимодействие обеспечивают взаимодоверие и взаимоуважение между родителями и спортивной школой.

        Чем лучше знают и понимают партнеры друг друга, тем больше у них возможностей для формирования положительных личностных и деловых отношений, для того, чтобы прийти к согласию, договориться о совместных действиях. Активная совместная работа тренеров и родителей позволяет им лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимовлияния, а так же улучшению взаимоотношений в семье.

        Инициатором установления сотрудничества должны быть тренеры спортивной школы, поскольку они профессионально подготовлены к тренировочному процессу, воспитательной работе, следовательно, понимают, что ее успешность зависит от согласованности и преемственности в воспитании юных спортсменов.

         Важнейшим способом реализации сотрудничества тренера и родителей является организация их совместной деятельности. Такое сотрудничество необходимо в интересах спортсмена и в этом необходимо убедить родителей.

Задачи сотрудничества:

  1. Устанавливать партнерские отношения с родителями спортсменов,  с целью объединения усилий для их развития и воспитания;
  2. Создавать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопонимания при возникновении проблем;
  3. Повышать психолого-педагогическую компетентность родителей, поддерживать уверенность в собственных педагогических возможностях.

         Главный момент в контексте «семья – спортивная школа» - личное взаимодействие тренера и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания юного спортсмена.

Основные направления сотрудничества семьи и спортивной школы:

- обеспечение единства требований в сочетании с эмоциональной поддержкой юных спортсменов;

- налаживание доверительных отношений с родителями;

- получение информации об ожидании родителей в отношении занятий ребенка спортом;

- ориентация родителей на признание права ребенка приобретать собственный опыт;

- привлечение родителей для совместной работы по организации соревнований и др.;

- сбор информации и информирование родителей об успехах, ошибках юного спортсмена;

- согласованность действий (знание обеими сторонами психолого-педагогических особенностей ребенка);

- взаимное дополнение влияний (авторитет родителей, личность тренера, единая трактовка влияния улицы, средств массовой информации);

- преодоление недостатков в формировании личности (работа с детьми, находящимися в особо трудных условиях, психологическая коррекция);

- совместная работа по закреплению и развитию успехов ребенка;

- повышение компетенции родителей, в вопросах воспитания юных спортсменов;

- различные формы сотрудничества.

Ожидаемые результаты сотрудничества:

- укрепление взаимосвязей в семье;

- разработка модели успешного семейного воспитания;

- повышение педагогической культуры родителей;

- активное участие родителей в мероприятиях спортивной школы;

- проведение родительских собраний при явке большинства родителей;

- соблюдение единства требований тренеров и родителей в воспитании спортсменов.

Дифференцированный подход в работе с родителями

        Работа тренера и родителей невозможна без сотрудничества и активного вовлечения родителей в воспитательный процесс.

Родители – социальные заказчики спортивной школы, поэтому должны иметь возможность влиять на ее деятельность, участвовать в ее жизни. Совместно с тренером и под его руководством родительский комитет планирует, готовит и проводит совместную работу по воспитанию детей, анализирует, подводит итоги работы спортивной школы и семьи.

        Если тренер хочет добиться от своего ученика высоких результатов, то прежде всего семья юного спортсмена должна стать его союзником. Практика показывает, что положительное отношение родителей к занятиям сына или дочери дает хорошие результаты и, наоборот, отрицательное отношение уменьшает возможности роста спортивных результатов спортсменов.

        Заслуженный тренер СССР, доктор педагогических наук, профессор Сергей Михайлович Войцеховский высказал мнение, что всех родителей условно можно подразделить на несколько категорий:

        - родители, которые знать ничего не знают, никогда ни на каких соревнованиях не бывают, ничем не интересуются. Дети таких родителей очень редко становятся большими спортсменами;

        -  папы и мамы, которые жаждут, чтобы их ребенок занимался спортом, учился в балетной студии, ходил в хоровой кружок, отлично учился в школе и еще занимался бы английским языком. Эти родители не понимают: ребенок, которого заставляют беспрекословно выполнять все бесчисленные требования, ничего увлеченно делать не будет. А ведь унылый, безрадостный труд нигде – и тем более в спорте – не может привести к большому успеху;

       -  категория родителей – неуемные честолюбцы. Им все время кажется, что ребенок прогрессирует, не столь стремительно, как хотелось бы. Проявление родительского честолюбия порой бывает чудовищным. На моих глазах, - пишет С.М. Войцеховский, один папа ударил свою дочь за то, что она неправильно выполнила поворот. Людей такого типа интересуют только награды. В их доме всегда можно увидеть витрину, увешанную медалями, значками и вымпелами. Ходить в гости в этот дом не интересно, потому что все разговоры будут вестись только вокруг этой витрины;

       -  пожалуй, самая неприятная категория – родители, которые как им кажется, все знают и потому могут без всяких сомнений критиковать тренеров, почему-то считая себя специалистами в области спорта. Нередки случаи, когда родители, пытаясь укрепить свой авторитет, в присутствии сына или дочери начинают критиковать тренера. А в результате, наоборот достигают обратного эффекта, так как авторитет тренера в глазах спортсмена ничуть не ниже, а зачастую выше авторитета родителей. С тренером советуются и о том, какую книгу почитать, и на какой фильм или концерт сходить, и кем стать в жизни. Ведь не даром говорят: тренер – это и «швец, и жнец, и на дуде игрец…»;

       -  и наконец, самая приятная категория – адекватные родители, которые поддерживают ребенка без мелочной опеки, идут на сближение с тренером и принимают все его рекомендации и решения. Дети таких родителей вполне могут рассчитывать на успешную спортивную карьеру.

       Дифференцированный подход в работе тренера строится на группировке семей по принципу возможности использования их нравственного потенциала для воспитания ребенка, детей, команды.

1 тип:   Семьи с высоким уровнем нравственных отношений. В них здоровая моральная атмосфера, дети получают возможность для развития своих способностей. Частое вмешательство здесь не нужно, хотя отдельные советы и предостережения, связанные с особенностями воспитания, не исключаются.

2 тип: Семьи, характеризующиеся нормальными отношениями между родителями, но при этом не обеспечивающие положительную направленность в воспитании детей. Дети могут быть в центре «особых» забот родителей, в связи, с чем у ребенка развиваются эгоистические тенденции, что, безусловно, требует внимания.

3 тип:    Конфликтные семьи. В таких условиях родителям не до детей, они сами не могут разобраться в своих отношениях. Ни  о каком разумном воспитании нет и речи, все пущено на самотек. Нужно активное педагогическое воздействие, чтобы изменить микроклимат в семье, не потерять растущего в ней человека.

4 тип:    Внешне благополучные семьи, в которых процветает бездуховность, отсутствуют истинные нравственные ценности, эмоциональная связь поколений часто нарушена. Но некоторые дети хорошо усваивают психологию внешнего благополучия, поэтому воспитательная работа с такими семьями особенно трудна.

5 тип:  Неблагополучные семьи, для которых характерны грубость, скандалы, аморальное поведение. Такие семьи требуют постоянного внимания общественности, а иногда и активного вмешательства, чтобы защитить интересы детей.

Свою работу с родителями тренеры должны стараться строить по методике контактного взаимодействия:

-     поиск контактов (процесс первого общения);

- поиск общей темы (анкетирование родителей, наблюдение, индивидуальные беседы);

-     налаживание доверительных отношений с родителями, установление общих требований в сочетании с эмоциональной поддержкой юных спортсменов (педагогическое сотрудничество);

- получение информации об ожиданиях родителей в отношении занятий ребенка спортом;

- ориентация родителей на признание права ребенка приобретать собственный опыт;

- упрочнение сотрудничества в достижении общей цели (стадия прогнозирования возможных вариантов отношений с родителями);

-     реализация индивидуального подхода (выработка ряда согласованных мер, направленных на воспитание и перевоспитание ребенка);  

-   совершенствование педагогического сотрудничества (анализ совместных действий родителей и тренера, направленный на коррекцию поведения обучающихся);

-      привлечение родителей для организации соревнований и др.;

-     сбор информации и информирование родителей об успехах, ошибках юного спортсмена;

-      консультирование родителей по организации режима дня, питания и помощи спортсмену в домашних заданиях.  

    Для многих тренеров сотрудничество с родителями – это реальная необходимость. Работа с родителями переносится на уровень создания единого воспитательного пространства. Это проявляется в установлении как опосредованных, так и непосредственных контактов. Коллектив спортивной школы понимает, что именно родители могут сыграть активную роль в создании общественной поддержки и поддержки образовательно-воспитательной деятельности учреждения. А самое главное то, что именно родители заинтересованы в качественном образовании детей, а значит, готовы принимать активное участие в деле обучения и воспитания.

Таким образом, мы можем выделить критерии эффективности работы спортивной школы с родителями:

Критериями эффективности работы спортивной школы с родителями служат:

- Наличие организационной структуры в работе с родителями;

- Конкретные дела родителей, помощь спортивной школе, группе;

- Наличие традиций сотрудничества школы с родителями;

- Обеспечение с помощью родителей социальной защиты детей;

- Позитивный уровень сохранности здоровья детей;

- Высокая скорость реакции родителей на запросы школы и наоборот.

Критериями эффективности работы тренеров с родителями служат:

- в спортивно-оздоровительных группах и группах начальной подготовки – сформированность положительного отношения к школе, престижность ее восприятия, уважительное отношение к тренерскому коллективу;

- в тренировочных группах – сформированность понимания сильных и слабых и слабых сторон ребенка, уважительное отношение к нему как личности и гордость за его спортивные достижения;

- в группах спортивного совершенствования – родительская общественность и коллектив  спортивной школы – коллектив единомышленников.

              Сделать родителей активными участниками тренировочного процесса – это важная и ответственная задача тренера. Решение данной задачи представляется возможной, если в плане работы будет психолого-педагогическое просвещение родителей.  К этому направлению подойдут такие формы работы как:

1.    Дни открытых дверей для родителей;

2. Взаимодействие с родителями в формате электронного общения с использованием дистанционных коммуникаций.

3.    Индивидуальные и групповые консультации в т.ч. для родителей нового набора детей на тему: - «Как продуктивно заполнить свободное время ребенка», «Заботимся о безопасности ребенка – планируем каникулы», обмен опытом семейного воспитания, диспуты, совместные с детьми праздники, встречи за круглым столом;

4.  Родительские собрания на тему:  «Успехи и перспективы спортивных достижений детей», «Как правильно замотивировать ребенка для достижения успеха в спорте», «Взаимодействие между детьми на тренировках», «Сроки сдачи на пояса, даны»; «План работы отделения – календарный план спортивно-массовых мероприятий на год», «Расписание занятий и организационные вопросы», «Перспективы развития отделения»; «Тренировки по ОФП в домашних условиях», «Гигиена спорта», «Питание и режим дня спортсмена», «Как принимать поражения?», «Психологическая помощь детям на соревнованиях», «Травматизм на занятиях, как его избежать», «Итоги спортивного сезона».

5.  Групповые досуговые мероприятия с участием родителей (спортивные праздники, Дни здоровья, туристические походы, экскурсии и т.д.);

6. Приглашение на публичный отчет директора перед родителями и  общественностью с последующим общением в формате вопрос-ответ;

7.   Заседания Управляющего Совета школы.

8.   Совместные выезды на соревнования.

9.   Тематические беседы квалифицированных специалистов: медработников, представителей правоохранительных органов, психологов.

План взаимодействия с родителями.

Формы работы

Содержание работы

Сроки

  1. Рекламный блок

Маркетинговая

кампания

1. Размещение видеороликов, фильмов, рекламных буклетов, публикаций на сайте СШ «Юность», на телеканале Шелехов ТВ;

2. Районная акция «Берите с нас пример»;

3.Анкетирование родителей с целью изучения образовательных запросов, потребности в услугах по спортивной подготовке (мониторинг уровня удовлетворенности);

4. Дни открытых дверей.

Сентябрь

Сентябрь

Октябрь-май;

В течение года

2. Психолого-педагогическое просвещение родителей

Наглядная

пропаганда

1.Информационные стенды, тематические подборки статей.

2.Памятки, для родителей по формированию ЗОЖ у детей (значение утренней гигиенической гимнастики для организма; рекомендации по организации спортивного уголка дома и выполнению упражнений, гигиена спорта и т.п.).

Сентябрь - октябрь

Консультирование

1. Создание родительских комитетов на отделениях; родительский лекторий, беседы на тему: «Спорт. Здоровье. Гигиена», «Возрастные и психологические особенности детей»;

2. Семинары-практикумы, вечера вопросов и ответов,  индивидуальные и групповые консультации в т.ч. для родителей нового набора детей на тему: - «Как продуктивно заполнить свободное время ребенка», «Заботимся о безопасности ребенка – планируем каникулы», обмен опытом семейного воспитания, диспуты, совместные с детьми праздники, встречи за круглым столом;

-  Родительские собрания на тему:

- «Успехи и перспективы спортивных достижений детей», «Как правильно замотивировать ребенка для достижения успеха в спорте», «Взаимодействие между детьми на тренировках», «Сроки сдачи на пояса, даны»;

- «План работы отделения (спортивно-массовые мероприятия на 2020-2021 год», «Расписание занятий и организационные вопросы», «Перспективы развития отделения»;

-«Тренировки по ОФП в домашних условиях», «Гигиена спорта», «Питание и режим дня спортсмена».

-«Как принимать поражения?», «Психологическая помощь детям на соревнованиях».

- «Травматизм на занятиях, как его избежать», «Итоги спортивного сезона».

2. Взаимодействие с родителями в формате электронного общения с использованием дистанционных коммуникаций.

Октябрь

3.Совместные мероприятия спортивной школы с родителями и детьми

Привлечение родителей к участию в деятельности спортшколы

1.Групповые досуговые мероприятия с участием родителей (спортивные праздники, Дни здоровья, туристические походы, экскурсии и т.д.);

2. Публичный отчет директора перед родителями и  общественностью с последующим общением в формате вопрос-ответ;

3. Заседания Управляющего Совета школы.

4.Районные конкурсные мероприятия.

5. Совместные выезды на соревнования.

6. Участие в благоустройстве спортшколы (высадка рассады в клумбы).

в течение года

Январь

По отд. плану

в течение года

май-июнь

4.Стимулирование родителей как участников

тренировочного процесса

Поощрение родителей

1. Благодарственные письма родителям (по итогам работы за год за совместное сотрудничество, за воспитание детей и т.д.);

2.Поздравления активных родителей  к юбилейным датам в газете «Шелеховский вестник»;

3.Помощь в подготовке документов для участия в районных, областных конкурсах «Лучшая семья» и т.д.

Апрель-май

В течение года

Примеры тематической направленности родительских собраний

∙        Организационное родительское собрание: знакомство со школой, еѐ традициями, местом занятий; требования и правила посещения спортивной школы.

∙        Требования к учебно-тренировочному процессу.

∙        Здоровый образ жизни – гигиена спортивной деятельности: диета и питание, профилактика заболеваний, режим дня спортсмена, сон и отдых.

∙        Адаптация к спортивному режиму жизни.

∙        Роль семьи в воспитании здорового ребенка.

∙        О способностях к избранному виду спорта.

∙        Профилактика травм опорно-двигательного аппарата.

∙        Сбалансированная диета и дополнительные факторы питания.

∙        Организация и проведение спортивно-оздоровительных лагерей.

∙        О роли занятий спортом в период летних каникул.

∙        Итоговые родительские собрания по отделениям, по группам.

∙        Регулярно        проводятся        индивидуальные        беседы        с        родителями, оказывается консультативная помощь (по вопросам воспитания, тренировочному процессу.

Приложение 1

План мероприятий по реализации цели и задач

1) Комплекс приоритетных мероприятий:

- Подготовительный этап;

- Информационный поиск и знакомство с опытом включения родителей в повседневную жизнь спортивной школы;

- Оценить ресурсные возможности спортивной школы для создания сообщества детей и взрослых;

- Выявить мнение родителей (анкеты, опросы и др. формы);

- Повышение квалификации тренеров по данной проблеме и обеспечение методического сопровождения;

- Составить картотеку «Организация общих дел»;

2) Привлечение родителей к организации и проведению познавательных лекций и бесед;

3) Ежегодная организация, подготовка и проведение коллективных творческих конкурсов:

- спортивная семья года;                                       - спортсмен года;

- тренер года;

- проведение открытых тренировок.

4) Изучение образовательных запросов детей и родителей, а также возможностей тренеров;

5) Проведение спортивного праздника «Спортивная семья»;

6) Организация экскурсий, туристических походов, развлекательных поездок с детьми и родителями;

7) Тематические беседы квалифицированных специалистов: медработников, представителей правоохранительных органов, психологов;

8) День открытых дверей для родителей;

9) Спортивные мероприятия районного значения;

10) Дни здоровья;

11) Управляющий Совет СШ;

14) Обеспечение информационной образовательной среды:

- работа сайта спортивной школы;

- фильмы, видеоролики про спортивные отделения школы.

Список литературы

1. Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительно образования детей. М., 2001

2. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3362-1

3. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь.М., 2001

4. Кузнецова Н.А., Яковлев Д.Е. Управление методической работой в учреждениях дополнительного образования детей.

5. Немов Р.С. Психология. М., 2003

6. Никитин        М.В.        Попечительский        совет        как        важный        фактор демократизации школы. // Завуч №3, 2001

7. Письмо министерства образования РФ от 18.07.2003 года. Информация об        организации        работы        с        родительской        общественностью        по проблемам воспитания детей и молодежи в регионах Российской Федерации.

8. Сибирцова Г.Н. Настольная книга зам. директора школы по воспитательной работе. Ростов н/Д., 2004

9. Яковлев Д.Е. Дополнительное образование. Словарь-справочник. М., 2002.



Предварительный просмотр:

Правила педагогической этики во взаимодействии с родителями

  1. Учитывайте личные интересы родителей, их возможность посещения школы и родительских собраний.
  2. Ведите беседу с родителями в подходящей обстановке, не на ходу.
  3. Какие бы родители ни были, к ним всегда нужно обращаться по имени и  отчеству.
  4. Умейте расположить родителей к себе. Нравоучительный, назидательный, категоричный тон нетерпим в работе с родителями, так как это может быть источником обид, раздражения, неловкости.
  5. Не вызывайте огонь на себя, станьте собеседником, умейте слышать и слушать.
  6. Педагог должен быть всегда тактичным, доброжелательным. Все знания о семье он должен обращать на утверждение добра, помощи родителям в воспитании.
  7. Не оскорбляйте родительские чувства и помыслы; в каждом ребенке найдите положительные черты и качества.
  8. Хвалите ребенка и родителей при всех, о проблемах говорите индивидуально.
  9. Обращение к родителям должно быть уважительным, лаконичным и конкретным.



Предварительный просмотр:

Памятка для родителей.

Как правильно относиться к результатам соревнований, в которых участвуют ваши дети.

• Прежде чем обвинить ребенка в неумении быть сильным и напористым, поставьте себя на его место, вспомните себя в детстве. Спорт – это нелегкий путь. Любое соревнование – это стресс, который юный спортсмен должен постепенно учиться преодолевать.

• Постарайтесь не «давить» на своих детей, а поддерживать в трудную минуту. Люди гораздо быстрее учатся за счет позитивной поддержки.
• Избегайте отрицательной фиксации. Это замедлит процесс обучения. Лучше подчеркните то, что ребенку удалось сделать хорошо, подразумевая при этом, что необходимо сделать в перспективе, что нужно доработать.
• Попробуйте заменить «Ты сегодня выступал плохо» на «Да, ты сегодня не очень хорошо выступал, но ты все равно старался. Главное, сделай выводы, почему выступление было неудачным. Ты в силах постепенно исправить свою технику».

 • Чувствует ли себя ребенок победителем, мало зависит от полученных оценок (баллов). Ощущение самоценности лучше вырабатывается, если родители одобряют не столько его победы, сколько усилия к достижению побед.
• Огромный вклад в развитие более высокой самооценки у ребенка вносят именно родители. Помните, каждый ребенок уникален, он учится с той скоростью, которая свойственна именно ему. Нельзя его ни с кем сравнивать. Все сравнения должны быть относительно его собственных показателей.
• Не ругайте ребенка за проигрыши. Часто во время выступления ребенку мешают быть смелым и раскованным мысль о негативной реакции родителей на качество выступления. Правильнее научить ребенка делать выводы, чтобы потом исправлять ошибки и совершенствовать технику.

• Не вешайте «ярлыков» на ребенка, говоря ему, что он лентяй, трус, слабохарактерный и т.д. Вы можете сказать это случайно, на эмоциях, а ребенок это запомнит. А мнение его о себе во многом складывается из отношения к нему родителей.

 • Родителям желательно придерживаться позиции невмешательства в профессиональные вопросы, и проявлять доверие к тренеру, советоваться. Полноценное сотрудничество тренера и родителей только повысит эффективность спортивной деятельности ребенка.




Предварительный просмотр:

Отдел по молодежной политике и спорту

Администрации Шелеховского муниципального района

Муниципальное бюджетное учреждение Шелеховского района

спортивная школа «Юность»

Принято на заседании  тренерского совета  Протокол

№____________ от___________

Утверждаю Директор МБУ ШР СШ  «Юность»

_______________Ю.Д. Домнич

«____»_______________20___ г.

Проект

«Шаг на встречу – спортивная школа

как часть социально-активного пространства Шелеховского района»

г. Шелехов, 2021г.

Актуальность: 

          Высокая динамика проведения социально-экономических реформ в России вызвала значительные изменения в социальной структуре и духовной жизни общества. В настоящее время усиливается тенденция самоустранения родителей от воспитания и личностного развития ребенка. И как результат, происходит не только духовное, но и физическое обнищание молодёжи.

           По мнению специалистов, одна из основных причин совершения подростками правонарушений – это недостаточно организованный досуг, непродуктивное использование времени, отсутствие личных интересов, и как правило появляется чувство одиночества, заброшенности, незащищенности, возникает чувство протеста, отчуждения, проявление жестокости, агрессивности, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым. Такие подростки очень быстро попадают под отрицательное воздействие социальной среды, сталкиваются со сложностями в отношениях со сверстниками, трудностями в проявлении собственного «Я» в коллективе и самоутверждения в нем. Для подросткового возраста является характерным стремление как можно быстрее завоевать статус взрослого человека, достичь самостоятельности и независимости. Эта установка может реализоваться как положительным так и отрицательным образом. Подростков привлекают такие проще усваиваемые атрибуты взрослости, как курение, употребление спиртных напитков, нецензурная речь, бродяжничество, употребление наркотических и психотропных веществ. Все это приводит к тому, что количество детей «группы риска» или, так называемых, «трудных» подростков растет.

        В связи с этим в обществе, остро назрела необходимость усиления роли дополнительного образования, учреждений физкультурно-спортивной направленности  в организации индивидуальной профилактической работы с этой группой подростков.

Одно из важных мест в системе профилактики правонарушений, педагогической и социальной запущенности, трудновоспитуемости принадлежит физической культуре и спорту. В современном мире физическая культура – это не только интересное увлечение, источник здоровья и хорошего настроения, но и неотъемлемая часть жизни, оказывающая влияние на создание имиджа человека, а так же это один из факторов, определяющий успешность, благополучие и качество жизни.

Часто именно спорт — очень хороший, а порой и единственно возможный эффективный способ воспитания человека, сочетающий в себе в равной степени духовное богатство и физическое совершенство. Спорт обладает большим потенциалом социального развития. В процессе занятий физической культурой и спортом вырабатывается способность усваивать существующие правила и нормы общественного поведения и твёрдо следовать им. Таким образом, занятия спортом могут стать сильнейшим стимулирующим фактором при формировании волевых и моральных качеств подростка.

           С этой целью спортивной школой был разработан долгосрочный социально-значимый проект по профилактике социально-негативных явлений среди подростков, который на наш взгляд поможет многим подросткам изменить свое мировосприятие и мировоззрение к окружающему миру, а так же участие в мероприятиях будет способствовать положительному самовыражению  и самореализации.      

           Начальник и консультант отдела по молодежной политике и спорту, а так же инструктор-методист и администратор центра тестирования ГТО  СШ «Юность» выступают в роли наставников (кураторов) за несовершеннолетними подростками Шелеховского района, состоящими на учете комиссии по делам несовершеннолетних, по организации индивидуальной профилактической работы и привлечению к регулярным занятиям физической культурой и спортом.

 

Паспорт проекта

Назначение проекта:  Данный проект имеет оздоровительно – профилактическую направленность.

Суть: привлечение несовершеннолетних подростков «группы риска» и состоящих на разных видах профилактических учетов к регулярным занятиям физической культурой и спортом через личностно – ориентированный подход - учет их интересов, физических возможностей и здоровья.

Цель: Создание условий для профилактики и коррекции асоциального поведения подростков  посредством спорта. Оторвать подростков от пагубного влияния «улицы», предостеречь от дурных поступков, предложив взамен различные спортивные мероприятия и занятия в спортивных секциях, отвечающих их характеру.

Основными задачами профилактической работы с трудновоспитуемыми подростками являются:

Задачи:

1.Изучить личностные особенности подростков, относящихся к группе социального риска.

2.Осуществить подбор средств, методов и педагогических приемов из арсенала физической культуры и спорта, способствующих коррекции поведения в обществе и улучшения физического состояния.

3.Способствовать формированию у подростков положительного отношения к регулярным занятиям физической культурой и спортом.

4.Воспитание у подростков моральных и нравственных ценностей здорового образа жизни, предоставляющего возможности для реализации личностного потенциала.

Формы реализации проекта: Совместное сотрудничество со специалистами отдела по молодежной политике и спорту по проведению физкультурно-спортивной работы с  приобщением подростков к спорту через участие в качестве зрителей в зрелищных спортивно-массовых мероприятиях, таких как: районная акция «Берите с нас пример», соревнованиях по видам спорта, мастер-классах по видам спорта и экскурсиях  по школе в рамках «Дня открытых дверей», в мастер-классах  на школьной  площадке для ВОРКАУТА с привлечением волонтеров, ознакомление и приобщение к сдаче норм ВФСК «ГТО».

Этапы реализации проекта:

1.Утверждение  и старт проекта (март 2021 года).

2.Реализация основных мероприятий проекта (в течение года).

3.Обобщение  результатов реализации проекта (в конце года).

Ожидаемые результаты: Общение данной категории подростков со спортсменами школы, волонтерами ВОРКАУТ-движения и социально благополучными сверстниками позволит расширить социальное пространство, вызовет заинтересованность к физической культуре и спорту, сформирует устойчивые психологические установки и ценностные ориентации, позволяющие противостоять и сохранять стойкое отрицательное отношение к наркомании, курению и другим негативным явлениям, а так же  будет способствовать улучшению физического развития подростков, выполнение нормативов и получение знаков ГТО. И как следствие, снижение количества несовершеннолетних подростков – правонарушителей.    

     Критерии эффективности реализации проекта: 

- Проявление у подростков интереса к участию в мероприятиях СШ «Юность», отвлечение их от улицы, смена их социального окружения, появление положительных жизненных ориентиров, и, как правило, отказ от вредных привычек.

- Подростки входят в состав волонтеров по организации и проведению спортивно-массовых мероприятий на территории Шелеховского района.

- Отзывы участников и общественности об эффективности реализации проекта (анкетирование).

 План реализации проекта:

Мероприятие

Сроки

исполнители

1

Проведение индивидуальных профилактических бесед с подростками

В течение года

Васильева М.И.

2

Проведение индивидуальных экскурсий по спортивной школе для подростков с участием в мастер-классах по видам спорта, показ видеороликов о спорте и здоровом образе жизни.

По согласованию

Ярославцева Н.П.

3

Организация участия  данной категории подростков в  районной акции «Берите с нас пример».

сентябрь

Ярославцева Н.П.

4

Организация участия подростков в мастер-классах  волонтеров  «Воркаут  как ступень к новой жизни».

В теплое время года

Масловская М.С., Ярославцева Н.П.

5

Привлечение подростков к сдаче норм ВФСК «ГТО» в центре тестирования СШ «Юность» - оказание помощи в регистрации на сайте ВФСК «ГТО», индивидуальное информирование, консультации, помощь в регистрации на сайте.

В течение года

Павлинина В.С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Школа чемпионов" Индивидуальные занятия.

Актуальность: умение рационально действовать в любой обстановке, целесообразно использовать приобретённые знания, двигательные навыки и качества  Цель: развитие индивидуальных качеств   Задачи:  1....

презентация "Кто хочет стать чемпионом?" тема: "Родной город" для 7-9 кл.

Методическое описание: Данная интеллектуальная игра для учащихсястарших классов создана на основе сюжета русской телевизионнойигры «Кто хочет стать миллионером?» с использованием региональногоко...

Конкурс кулинарных проектов "Завтрак для чемпионов"

В рамках Декады здоровья в школе мы провели Малые школьные олимпийские игры и внеклассное мероприятие по технологии "Конкурс кулинарных проектов "Завтрак для чемпионов"...

Презентация "Завтрак для чемпионов"

Презентация к внеклассному мероприятию -Конкурсу кулинарных проектов "Завтрак для чемпионов"...

Олимпийские чемпионы Ставрополья.

Материал к циклу классных  часов о здоровом образе жизни....

"Растим чемпионов"

Все олимпийские чемпионы когда-то учились в школе….Успешность физического воспитания учащихся в направлении повышения уровня здоровья, физического развития, физической и двигательной подготовленности ...

Растим чемпионов"

Все олимпийские чемпионы когда-то учились в школе….Успешность физического воспитания учащихся в направлении повышения уровня здоровья, физического развития, физической и двигательной подготовленности ...