Ярославцева Надежда Петровна

сайт инструктора-методиста Ярославцевой Надежды Петровны

важно не то в каком положении ты находишься, важно то, в каком направлении ты движешься.

Профессия: инструктор-методист

Профессиональные интересы: организационно-методическая деятельность, взаимодействие с родителями спортсменов

Увлечения: пешеходный туризм

Регион: Иркутская область

Населенный пункт: г. Шелехов

Место работы: МБУ ДО ШР СШ "Юность"

Звание, ученая степень: не имею

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/yaroslavtseva-nadezhda-petrovna
Кто битым жизнью был, тот большего добьется, Пуд соли съевший, выше ценит мед. Кто слезы лил, тот искренней смеется, Кто умирал, тот знает, что живет.
Омар Хайям

О себе

Окончила Иркутское дошкольное  педагическое училище № 2 в 1990 г. В 2019 году прошла обучение по программе профессиональной переподготовки "Организационно-методическая деятельность инструктора-методиста в области физической культуры и спорта".

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Полная энциклопедия здровья Луизы Хэй. формирует здоровое мировоззрение. 

Роман ДАУРИЯ, К.Ф. Седых

Моё портфолио

«Совершенствование профессиональных компетенций тренеров

по индивидуализации тренировочного процесса

в условиях реализации программ спортивной подготовки»

 

Ярославцева Надежда Петровна,

инструктор-методист,

г. Шелехов,

муниципальное бюджетное учреждение

Шелеховского района спортивная школа «Юность»

 

                                        

         Достижение высоких спортивных результатов существенно зависит от структурной организации, нормирования тренировочных и соревновательных нагрузок, индивидуального управления тренировочным процессом на этапах годовых циклов в подготовке юношей, юниоров и взрослых.

        Тренировочный процесс должен учитывать индивидуальные особенности спортсмена, а тренировочная нагрузка соответствовать его функциональному состоянию в каждый конкретный отрезок времени. Тренировка тем индивидуальнее, чем выше спортивное мастерство и результаты спортсмена. Это объясняется тем, что на начальных ее этапах приобретение спортивно-технических навыков и повышение функциональной подготовленности происходят быстрее и достигаются чаще всего более простыми, общими для больших групп спортсменов средствами. По мере приближения результатов спортсмена к уровню выдающихся интенсивность тренировочной нагрузки повышается на столько, что становится близкой к предельно допустимой. При этом, естественно, увеличивается возможность травматизма, явлений «перегрузки», ведущих к резкому спаду работоспособности. Вот почему тренер и врач должны уметь оценить функциональное состояние спортсмена, подобрать ему соответствующую нагрузку (И.В. Мазуров, А.А. Красников, 1982).

        В совершенствовании системы планирования многолетней тренировки только строгая индивидуализация всех современных средств и методов подготовки, их сочетании и соотношении позволит спортсмену максимально развить и использовать свои природные задатки для достижения максимально доступных результатов, указывают В.Н. Платонов, С.М. Вайцеховский (1985). В рекомендациях В. Кулакова, В. Никитушкина (1989) говорится о постепенном, последовательном подведении спортсмена к параметрам тренировочной нагрузки, характерным для высших достижений. Не форсировать объем и интенсивность тренировочных и соревновательных нагрузок в предшествующие годы, оставлять резерв адаптационных возможностей систем организма спортсмена к предельным для них нагрузкам в оптимальной возрастной зоне наивысших достижений.

         Высокие спортивные результаты в детские и юношеские годы еще не гарантируют успех при переходе в категорию взрослых. Иногда высокие спортивные результаты в детские и юношеские годы являются следствием не высокой спортивной одаренности, а генетически более ранних сроков биологического созревания. Нередко подростки с замедленными темпами индивидуального развития потенциально более способны, но их одаренность проявится позднее (В.М. Волков,
В.П. Филин, 1983).

          Принцип индивидуализации требует построения и проведения тренировки спортсменов с учетом их возрастных особенностей, способностей, уровня

 подготовленности  (Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, 2003).

      Для успешной работы тренеру необходимы глубокие знания методических положений спортивной подготовки всех уровней квалификации спортсменов от новичка-подростка до мастера спорта. Спортивная тренировка в течение ряда лет должна предусматривать применение оптимальных нагрузок для определенного контингента занимающихся, что может быть достигнуто при учете индивидуальных особенностей физической подготовленности каждого обучающегося к тому или иному уровню тренировочных и соревновательных нагрузок. Поиск новых, более совершенных методик индивидуальной тренировки является важнейшей задачей спортивной науки. Особенно большую значимость приобретает поиск повышения эффективности индивидуального управления процессом подготовки спортивного резерва. Поиск новых, более совершенных технологий индивидуализации  и организации индивидуального сопровождения спортсменов требует разработки индивидуальных программ подготовки и индивидуального планирования тренировочного процесса.

          Основу теории индивидуальной спортивной тренировки составляют три последовательно возрастающих уровня индивидуализации.

Первый уровень индивидуализации – программирование многолетнего тренировочного процесса от новичка-подростка до мастера спорта. Это система возрастных стандартов годовых тренировочных нагрузок средств подготовки для спортсменов с планированием программ этапов годовых циклов, рациональными соотношениями, последовательностью и преемственностью допустимых тренировочных и соревновательных нагрузок средств подготовки в занятиях, недельных микроциклах, на этапах и периодах годовых циклов от одного возраста к следующему в соответствии с квалификацией и полом спортсмена.

Второй уровень индивидуализации – заключается в творческом применении методик перспективного планирования при выборе очередной годовой тренировочной программы. Главным условием при выборе рациональной тренировочной программы очередного годового цикла является информация о качестве выполненной программы тренировки предыдущего годового цикла, а также методическое указание – от достигнутого к реально достижимому.

Третий уровень индивидуализации – это оперативное, текущее и этапное управление тренировочным процессом недельных микроциклов, этапов годового цикла. Основывается на творческом применении современных методик управления. Корректировка выбранной тренировочной программы годового цикла осуществляется в ходе реализации при помощи системы контрольных тестов, основных и вспомогательных средств тренировки с целью решения главных задач годовой тренировочной программы. Система управления тренировочным процессом на этапах годового цикла должна приспосабливать выбранную тренировочную программу в соответствии с подготовленностью спортсмена.       

           Эффективность управления тренировочным процессом годового цикла значительно возрастет при более широком использовании стандартных условий при выполнении тренировочных и соревновательных нагрузок, средств тренировки, что позволит тренеру более качественно определять уровень и динамику развития специальной работоспособности спортсмена и, на основании этого, корректировать программу тренировки очередного недельного микроцикла, этапа годового цикла.

        Выполнение ключевых позиций рационального планирования физической подготовки в годовом цикле тренировки создает базу для следующего повышения тренировочных и соревновательных нагрузок средств общей специализированной физической подготовки и специальной физической подготовки. Спортсмен должен преодолевать годовую тренировочную программу, выбранную им с учетом физических и функциональных возможностей, как очередную ступень спортивного отбора к выполнению тренировочных и соревновательных нагрузок по объему и интенсивности в следующем году на более высоком уровне.

          Непрерывный и последовательный рост спортивных результатов в многолетней подготовке спортсменов обеспечит оптимизация тренировочных и соревновательных нагрузок, тренировочных средств по объему и интенсивности в годовых циклах тренировки на основе научно обоснованной системы оценок перспективности спортсмена на очередную ступень спортивного мастерства.

          Применение технологий индивидуализации в процессе специальной подготовки спортсменов способствует учету их индивидуально психофизиологических особенностей, максимальному развитию эмоционально-волевых качеств, выносливости и результативности спортивной деятельности. Эффективность организации процесса индивидуализации во многом зависит от педагогического мастерства тренера и требует комплексного подхода к личности.

           Таким образом, разработка дифференцированного подхода при занятиях спортом является актуальной и социально значимой. Данную работу следует начинать в младшем школьном возрасте, так как именно в этом возрастном периоде формируется сфера интересов, мотивов и потребностей, происходит становление двигательных способностей, создаётся фундамент двигательного опыта, закладываются основы функциональных резервов организма. (В.К. Бальсевич, 1995).

           Применение дифференцированного подхода при занятиях спортом на этапе начальной подготовки является одним из рациональных способов повышения эффективности тренировочного процесса, обеспечивает целостное развитие каждого обучающегося  с учётом его индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей (Ю.А.Мельникова).

 

Список литературы:

 

  1. Гомонов,В.Н. Индивидуализация технической и физической подготовки в спортивных играх: автореф. дис. .. канд. пед. наук /В.Н. Гомонов. - Смоленск, 2006.- 22с.
  2. Дрижика, А.Г. Индивидуализация подготовки спортсменов: монография /А.Г. Дрижика. - Ростов-на-Дону, 2008. - 204с.
  3. Шестаков, М. М. Индивидуализация учебно-тренировочного процесса в командных спортивных играх: автореф. дис. .. д-ра пед. наук /М.М. Шестаков. - М., 2012. - 44 с.
  4. Шестаков, М. М. Методологические основы индивидуализации подготовки в командных спортивных играх / М.М. Шестаков // Теория и практика физической культуры,№3, 2007.-С. 12-16.

 

Мои публикации:
Добавить грамоту в портфолио
Портфолио:
Мои альбомы