Дополнительная общеобразовательная программа "Создание образовательных ресурсов на основе интернет-технологий"
материал на тему

Асмолов Анатолий Федорович

Программа предназначена для педагогов дополнительного образования (прежде всего молодых), имеющих навыки работы на персональном компьютере и желающих создавать собственные образовательные ресурсы на основе интернет-технологий. Создание педагогом образовательных ресурсов - важная составляющая при его аттестации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sozdanie_obr_resursov_na_osnove_it_36.doc115 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Центр технического творчества и информационных технологий

Пушкинского района Санкт-Петербурга

РАССМОТРЕНО

Протокол заседания Педагогического совета ГБОУ Центра технического творчества  и информационных технологий Пушкинского района Санкт-Петербурга

от «___» __________.2014 № _______

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ Центр технического творчества и информационных технологий Пушкинского района Санкт-Петербурга

________________ Д.С. Ковалёв

«___» _____________ 2014 года

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

повышения квалификации педагогов дополнительного образования

«Создание образовательных ресурсов на основе интернет-технологий»

Количество часов – 36

Автор-составитель:

АСМОЛОВ Анатолий Федорович,

методист

Санкт-Петербург, г. Пушкин

2014


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Что сегодня требуется от современного педагога? Создать условия для раскрытия индивидуальных способностей ребенка, используя современные методы, средства, формы обучения, в том числе дистанционные. Траектория развития образования показывает, что в арсенале учителя есть огромное количество способов реализации этой задачи. Использование электронных и цифровых образовательных ресурсов является важнейшей составляющей всех направлений деятельности современного учителя.

Очень часто звучат, ставшие уже привычными аббревиатуры ЭОР и ЦОР – электронные и цифровые образовательные ресурсы – представленная в цифровой форме информация образовательного характера. Для кого-то использование их в практике преподавания и воспитания – личная потребность, для кого-то – выполнение требования администрации, веяний модернизации образования и т.д. Тем не менее, как показывает опыт, полноценное внедрение цифровых образовательных ресурсов с их встраиванием в учебный процесс позволяет дополнять и сочетать традиционные методы преподавания с новыми, объективно оценивать качество обученности по предмету и результаты образовательной деятельности, обеспечить построение траектории развития индивидуальных способностей обучающегося. И как результат – делать свои открытия.

Данный курс предназначен для педагогов дополнительного образования (прежде всего молодых) Центра технического творчества и информационных технологий, имеющих навыки работы на персональном компьютере и желающих создавать собственные образовательные ресурсы на основе интернет-технологий.

Создание и использование образовательного ресурса педагогом:

– способствует развитию умений анализировать, обобщать, систематизировать, проектировать результаты образовательной деятельности (собственной и чужой);

– упрощает работу по подготовке и проведению уроков, позволяет проводить занятия на высоком уровне в соответствии с современными требованиями;

– способствует развитию информационной культуры педагога и, как следствие, развитию информационной культуры обучающихся (что не маловажно в современном информационном обществе).

Созданные учителем образовательные ресурсы – важная составляющая при его аттестации.

Цель

Формирование и развитие у педагогов профессиональной компетентности в создании и использовании дидактического материала в виде образовательного ресурса на основе интернет-технологий (сайта, блога).

Задачи

  • Показать возможности использования интернет-технологий в учебно-воспитательном процессе.
  • Сформировать навыки и умения использования современных информационных технологий в практической работе.
  • Содействовать созданию интересного, насыщенного информацией и постоянно обновляемого образовательного сайта.

Принципы построения программы

При прохождении курса предполагается активное участие слушателей в выполнении практических заданий и самостоятельной работе, которая подразумевает выполнение индивидуального проекта.

Практическая значимость программы определяется возможностью использовать полученные знания, умения и наработки в своей педагогической работе.

Категория слушателей: педагогические работники с высшим и средним профессиональным образованием, владеющие компьютерной грамотностью.

Ожидаемые результаты. Окончившие обучение по программе должны:

  • иметь представление об образовательном пространстве российского сегмента  Интернета, информационном наполнении единого окна доступа к образовательным ресурсам, о современных образовательных технологиях на основе ресурсов Интернет;
  • знать основные этапы создания образовательного ресурса, критерии его оценки, возможности портала «Социальная сеть работников образования «Наша сеть», алгоритм создания сайтов на бесплатных хостингах, принципы построения HTML-документов;
  • уметь работать с электронной почтой, банками электронных образовательных ресурсов, создавать сайты на различных бесплатных хостингах, публиковать свои методические разработки и получать на них свидетельства о публикации, применять основные элементы языка разметки гипертекста для структурирования, форматирования текста, создания списков, таблиц, ссылок, графических объектов в HTML-документе.

Итоговая аттестация слушателей.

Результатом освоения программы будет являться готовый, рабочий и регулярно обновляемый образовательный сайт.

Срок обучения: 36 часов.

Режим занятий: по 2 часа в неделю без отрыва от основной работы.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название раздела, темы занятий

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие

2

1

1

анкетирование

Образовательные ресурсы сети Интернет.

2

1

1

зачет

Создание персонального мини-сайта на портале «Социальная сеть работников образования «Наше сеть» (http://nsportal.ru)

4

1

3

зачет

Создание образовательного ресурса c помощью сервисов Google (https://sites.google.com)

4

1

3

зачет

Создание сайта на платформе UCOZ (https://ucoz.ru)

4

1

3

зачет

Проектирование и разработка образовательного сайта с «нуля».

10

4

6

зачет

Итоговый проект.

8

2

6

проект

Заключительное занятие

2

0

2

защита проекта

Всего по программе

36

11

25

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Вводное занятие. Программа курса. Техника безопасности. Анкетирование.

  • Практическая работа «Работа с электронной почтой».

2. Образовательные ресурсы сети Интернет. Принципы функционирования Интернета. Публикация информации в Интернете. Информационное наполнение образовательного ресурса. «Единое окно доступа к образовательным ресурсам (http://window.edu.ru)». Другие образовательные ресурсы.

  • Практическая работа «Знакомство с содержанием сайта Единое окно доступа к образовательным ресурсам».

3. Создание персонального мини-сайта на портале «Социальная сеть работников образования «Наша сеть».

Структура портала (персональный мини-сайт, сайт объединения, кружка, персональный блог, группы, мобильная версия сайта, библиотека учебно-методических материалов, лаборатория педагогического мастерства, виртуальный университет, материалы о новых правилах аттестации, свидетельства о публикации и т.д.). Создание мини-сайт и его редактирование (регистрация, заполнение данных для мини-сайта: специализация, увлечения, интересы, девиз, любимое изречение, вступительный абзац, о себе, книги, которые сформировали мой внутренний мир, мой взгляд на мир, мои достижения, вступительный абзац к электронному портфолио). Добавление учебного материала в портфолио. Добавление творческой работы ученика. Разделы мини-сайта (Мой блог, Для родителей, Пригласить ученика, Мои обсуждения и публикации, Моя активность, Мои заявки, Добавить страницу на мини-сайт, Редактировать главную страницу, Помощь).

  • Практическая работа «Создание мини-сайта педагога и его наполнение»

4. Создание образовательного ресурса с помощью сервисов Google. Обзор систем управления содержимым сайта (англ. Content management system, CMS): Google, UCOZ. Создание аккаунта на Google, закладка Сайты, имя сайта, выбор оформления сайта (шаблона, тема), создание страниц, работа в редакторе страниц, форматирование текста, вставка объектов, работа с таблицами, управление сайтом. Web-quest – современная образовательная технология.

  • Практическая работа «Создание сайта в аккаунте Google».

5. Создание сайта на платформе UCOZ. Регистрация, задание имени, выбор дизайна, подключение модулей, работа с панелью управления, общие настройки сайта, создание страниц, создание категорий, форматирование текста, размещение графики, управление меню, создание фотоальбомов, платные услуги.

  • Практическая самостоятельная работа «Создание сайта на UCOZ».

6. Проектирование и разработка образовательного сайта с «нуля». Основные этапы создания сайта. Структура сайта (имена файлов, главная страница, навигационная панель). Язык гипертекстовой разметки (синтаксис, структура HTML-документа, шаблон). Логическое и физическое форматирование HTML-документа (структура текста, физическое форматирование, гиперссылки, списки, таблицы). Графика на Web-странице. Виды Web-графики: фоновые изображения, логотипы, заголовки, иллюстрации, выставочная графика, графические ссылки. Вставка изображения. Карта-изображение. Создание и использование CSS-стилей. Синтаксис и методы применения стилей. Стилевые свойства для применения шрифтов, задания фона, форматирования текста, оформления списков и элементов блочного типа. Позиционирование элементов на Web-странице.

  • Практическая работа «Физическая структура сайта».
  • Практическая работа «Создание шаблона HTML-документа».
  • Практическая работа «Структура текста».
  • Практическая работа «Форматирование текста».
  • Практическая работа «Управление шрифтами».
  • Практическая работа «Гиперссылки на Web-странице».
  • Практическая работа «Маркированные и нумерованные списки».
  • Практическая работа «Таблицы».
  • Практическая работа «Размещение графики на Web-странице».
  • Практическая работа «Меню в виде карты-изображения».
  • Практическая работа «Применение встроенного и внедренного стиля».
  • Практическая работа «Применение связанных стилей».
  • Практическая работа «Форматирование текста с использованием стилевых свойств».
  • Практическая работа «Абсолютное позиционирование информации на Web-странице».
  1. Итоговый проект. Разработка информационной и физической структуры образовательного сайта. Поиск и разработка необходимого информационного наполнения сайта. Подготовка текстового, графического, аудио, видео материала. Разработка итогового сайта, публикация сайта в сети Интернет.
  2. Заключительное занятие.

Подготовка и защита проекта. Самооценка и оценка проекта. Подведение итогов.


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Формы и режим занятий

Занятия проходят в компьютерном классе. Одно занятие длится 2 академических часа. Каждый педагог работает на отдельном компьютере с установленным на нем ПО и имеющим выход в сеть Интернет. Форма занятий: индивидуально-групповая.

Учебно-методический комплект

Программу обеспечивает учебно-методический комплект. В него входят следующие материалы:

По теме «Вводное занятие»

  1. Программа курса.
  2. Презентация «Правила поведения и техники безопасности в кабинетах Центра».
  3. Входная анкета для слушателей курса «Создание образовательных ресурсов на основе интернет технологий».
  4. Задание на практическую работу «Работа с электронной почтой».

По теме «Образовательные ресурсы сети Интернет»

  1. Презентация «Полезные ресурсы»
  2. Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам». /Информационно-методическое пособие. – ФГУ ГНИИ ИТТ «Информатика». М.: 2007
  3. Задание на практическую работу «Знакомство с содержанием сайта «Единое окно доступа к образовательным ресурсам».

По теме «Создание персонального мини-сайта на портале «Социальная сеть работников образования «Наша сеть».

  1. Обзор возможностей портала nsportal (http://nsportal.ru/page/bystryi-start)
  2. Задание на практическую работу «Создание мини-сайта педагога и его наполнение»
  • По теме «Создание образовательного ресурса с помощью сервисов Google»
  1. Презентация «Создание сайта с использованием сервисов Google».
  2. Методическая разработка «Создание web-квеста на основе сервисов Google».
  3. Пример web-квеста (https://sites.google.com/site/vsempctt/)

По теме «Создание сайта на платформе UCOZ»

  1. Создать сайт в системе uCoz: пошаговая инструкция (http://manual.ucoz.net/board/40-1-0-363)
  2. Ирина Черепанова. uCoz. Создание сайтов. – ЭКСМО. – 2011. 544 с.
  3. Задание на самостоятельную работу по теме «Создание сайта на UCOZ».

По теме «Проектирование и разработка образовательного сайта»

  1. Основы создания Web-страниц. Пособие по HTML (http://poshtml.esy.es/)
  2. Учебный сайт/ Материалы курса.(http://asan1.ucoz.ru)
  3. Каскадные таблицы стилей (http://asan/16mb.com)
  4. Материалы для компьютерного практикума по теме «Проектирование и разработка образовательного сайта»
  • Практическая работа «Физическая структура сайта».
  • Практическая работа «Создание шаблона HTML-документа».
  • Практическая работа «Структура текста».
  • Практическая работа «Форматирование текста».
  • Практическая работа «Управление шрифтами».
  • Практическая работа «Гиперссылки на Web-странице».
  • Практическая работа «Маркированные и нумерованные списки».
  • Практическая работа «Таблицы».
  • Практическая работа «Размещение графики на Web-странице».
  • Практическая работа «Меню в виде карты-изображения».
  • Практическая работа «Применение встроенного и внедренного стиля».
  • Практическая работа «Применение связанных стилей».
  • Практическая работа «Форматирование текста с использованием стилевых свойств».
  • Практическая работа «Абсолютное позиционирование информации на Web-странице».
  1. Асмолов А.Ф. Каскадные таблицы стилей. Учебно-методические материалы/ Под ред. Ю.А. Тоскина. – г. Пушкин, МЦИК «Интеллект», 2010. – 21 с.

По теме «Итоговый проект»

  1. Задание на выполнение итоговой работы по курсу «Создание образовательных ресурсов на основе интернет технологий».
  2. Критерии оценки сайта

ЛИТЕРАТУРА

  1. uCoz. Создание сайтов. 2-е изд.. / Черепанова И.С. – М.: ЭКСМО, 2011. – 544 с. – (Компьютер на 100%).
  2. Асмолов А.Ф. Каскадные таблицы стилей. Учебно-методические материалы/ Под ред. Ю.А. Тоскина. – г. Пушкин, МЦИК «Интеллект», 2010. – 21 с.
  3. Дуванов А.А. Web-конструирование. Элективный курс. – СПб.: БХВ-Петербург, 2006. – 432 с.
  4. Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам». /Информационно-методическое пособие. – ФГУ ГНИИ ИТТ «Информатика». М.: 2007
  5. Каскадные таблицы стилей (http://asan/16mb.com)
  6. Кирсанов Д. Веб-дизайн: книга Дмитрия Кирсанова. – СПб: Симбол-Плюс, 1999 – 376 с.
  7. Мылова И.Б., Челак Е.Н. Информатика в профильной школе: Пособие для учителя. (Серия «Профильное обучение») / Под ред. проф. И.Ю. Алексашиной. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2006. – 159 с.
  8. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 11 класса. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – 308 с.
  9. Учебный сайт/ Материалы курса.(http://asan1.ucoz.ru)
  10. Основы создания Web-страниц. Пособие по HTML (http://poshtml.esy.es/)
  11. Создание школьного сайта: от концепции до воплощения и развития/ Ю.В. Ээльмаа, З.Ю Смирнова. – М.: Сентябрь. – 176 с. // Библиотека журнала «Директор школы». - 2008

ПЕРЕЧЕНЬ INTERNET-РЕСУРСОВ

  1. URL=http://window.edu.ru 
  2. URL=http://www.w3.org
  3. URL=http://htmlbook.ru
  4. URL=http://www.postroika.ru
  5. URL=http://html.manual.ru
  6. URL= http://1popov.ru/bonuscourse/htmlform/ 
  7. URL= http://1popov.ru/bonuscourse/cssform/ 
  8. URL=http://www.intuit.ru/catalog/internet
  9. URL=http://ru.wikipedia.org/wiki/HTML
  10. URL= http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0_%D1%83%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D1%81%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B6%D0%B8%D0%BC%D1%8B%D0%BC 
  11. http://www.eorhelp.ru/node/49567 
  12. http://schoolservis.blogspot.ru/ 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая учеба для педагогов дополнительного образования "Цифровые образовательные ресурсы"

Данный материал содержит текст методической учебы для педагогов дополнительного образования и презентации к ней.Содержание:Введение. Актуальность ЦОР.Определение ЦОР. Адреса.Классификация мультимедийн...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по мультипликации «Основы детской анимации»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по мультипликации«Основы детской анимации»Возраст обучающихся: 7-10 лет (1-4 класс)...

Вводная диагностика по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Основы декоративно - прикладного творчества»

Вводная диагностика обучающихся проводится по итогам набора учебных групп в начале учебного года. Цель вводной диагностики - познакомиться с ребенком и определить уровень его подготовки....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по предмету "Основы музыкальной грамоты и слушания музыки"

Данная дополнительная программа предназначена для преподавателей раннего эстетического отделения ДШИ и ДМШ. Срок реализации программы: 1 год, возраст учащхся: 6-7 лет...

Электронный образовательный ресурс "Теоретические основы информатики"

Основными задачами ЭОР "Теоретические основы информатики" являются: усвоение базовых понятий информатики, закрепление теоретических знаний, используя тесты для самопровер...

Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-спортивной направленности «Основы ритмичных движений»

Пояснительная запискаДанная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к структуре основной образовательн...

Электронный образовательный ресурс «Тест "Основы парикмахерского искусства"»

Электронный образовательный ресурс «Тест "Основы парикмахерского искусства"» разработан для учебно-методического комплекса к дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) ...