Казачьи посиделки «Веселы привалы, где казаки запевалы».
методическая разработка на тему

Гузовская Алла Николаевна

: Существенным фактором, способным позитивно влиять на формирование духовно – нравственных основ личности у подрастающего поколения является процесс реализации регионального компонента государственного образовательного стандарт а. Посиделки  ориентированы на детей среднего и старшего школьного возраста и позволяют создать радостную и эмоциональную атмосферу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kazachi_posidelki.docx174.31 КБ

Предварительный просмотр:

Казачьи посиделки

«Веселы привалы,

где казаки запевалы».

 Номинация: «Лучшая тематическая разработка»

   Разработчик: Гузовская Алла Николаевна – методист, педагог дополнительного                                                                      

           образования.                                                    

     МОУ ДОД Мальчевский ДДиЮ (Муниципальное образовательное учреждение

     дополнительного образования детей Мальчевский Дом детства и юношества)

Актуальность мероприятий по казачеству: Существенным фактором, способным позитивно влиять на формирование духовно – нравственных основ личности у подрастающего поколения является процесс реализации регионального компонента государственного образовательного стандарт а. Посиделки  ориентированы на детей среднего и старшего школьного возраста и позволяют создать радостную и эмоциональную атмосферу.

Цель: Познание истоков культуры, истории, духовности, патриотизма славного имени донских казаков и формирование представлений детей об истории возникновения донского казачества, познакомить с творчеством, символикой, традициями, обычаями и бытом.

Задачи:

1. Образовательная: расширить представления детей о донских казаках. Побудить интерес к предполагаемой деятельности.

2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности обучающихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно.

3. Воспитательная: воспитывать интерес и любовь к родной культуре,  уважение к другим народам,  расширять кругозор обучающихся; способствовать формированию этнической толерантности.  

Вид мероприятия: ознакомление с окружающим миром.

Тип мероприятия: углубленно-познавательное.

Способ организации детей на мероприятии: общегрупповое.

Предварительная работа: знакомство с музыкальным творчеством донских казаков,  танцевальных элементов из казачьих танцев, рассматривание народных костюмов казаков на занятиях, знакомство с произведениями донских писателей, с историей возникновения донского казачества, познакомить с творчеством, символикой, традициями, обычаями и бытом.

Наглядный дидактический материал:  куклы в национальных костюмах донских казаков, предметы утвари, каравай на рушнике, диск с казачьими песнями, выставка книг донских писателей, на доске пословица: «Веселы привалы, где казаки запевалы».

Ожидаемые результаты:

  • В процессе бесед, рассказов о самобытности жизни казаков расширить знания и представление детей о культуре Донского края, о народных обычаях и традициях.
  • Раскрыть творческие способности детей через разнообразные виды деятельности.
  • Отлично провести праздник.
  • Укреплять семейные связи.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/9299_6e2dd3861b19e2d25007fcc1442938a4.jpg.jpg

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/9299_c5423ddc01b2eac3f6fc4b9a0073756e.jpg.jpg

На протяжении всего мероприятия тихо звучат  песни: «Ты,  Россия – Матушка» и «Чёрный ворон».

Ведущий 1: Каждый из нас, кто живёт в этом славном крае, должен знать историю, гордиться ею, а гордиться есть чем. Только после этого можно по-настоящему, глубоко и преданно полюбить Великий Тихий Дон.

Временем возникновения донского казачества считают начало ХVI века. Но само слово "казак" начало бытовать на Руси гораздо раньше, ещё в ХV веке.

История Подонья,  уводит нас в далёкую древность. Диким полем называли пять веков назад донские степи. Здесь бродили вооружённые татарские отряды, часто нападавшие на русские и иностранные, купеческие и посольские караваны. Татары совершали опустошительные набеги на русские земли. Просторы донских степей всё больше привлекали решительных и смелых людей. Бежавшие на Дон смельчаки, селившиеся за линией сторожевых укреплений на южных, юго-восточных окраинах русского и польско-литовского государств объединялись в отряды и вели жизнь, полную тревог и опасностей. За ними закрепилось тюркское название – казаки – вольные свободные люди, легковооружённые воины.

Ведущий 2: Официальной датой основания донского казачества считается 3 января 1570 года. Именно 3 января 1870 года прошли торжества по случаю 300-летнего существования Донского казачьего войска. Поводом для празднования стала грамота Ивана Грозного, посланная донским казакам. Безусловно, 1570 год — это важная дата в истории донского казачества. Этим временем датируются старейшие донские станицы (Раздорская).

Ведущий 1: Родниковой свежестью и чистотой издавна отличалась донская вода. Существовало поверье, если будешь умываться водой из Дона, испытаешь на себе чудодейственные силы - станешь лицом пригож, умом богат, энергией зарядишься, ловкостью запасёшься. Недаром казачки донские слыли красавицами и хозяйками, а мужья их - бравыми удальцами.

Впрочем, красоту казачью можно объяснить и другим. На Дон стекались люди отовсюду. «С Дона выдачи нет» - гласит знаменитый казачий закон.  Донцы принимали всех, не спрашивая, кто какого рода-племени: русский ли, украинец, татарин, грек, турок, немец или поляк. Возвращаясь из далёких походов, везли казаки своих суженых. Так рождалось на Дону гордое и сильное племя, поражавшее своей дивной и диковатой красотой. Разные народы жили на донской земле в мире и согласии, а у каждого народа были свои песни и обычаи, которые со временем становились казачьими.

Ведущий 2:     (Чтение стихотворения сопровождается тихо звучащей песней казаков)                                Средь донских степных полей

И кубанских ковылей,

Где Кубань и Дон текут

Казаки давно живут.

Гордый и лихой народ

Заслужил себе почет:

Храбрость, мужество, отвагу

На своих плечах несет.

Честью с детства дорожат,

Любят холить жеребят,

Из лозы корзины вьют,

Песни звонкие поют.

Память предков охраняют,

Веру в Бога почитают,

И обычаи свои

Сохраняют на Руси.

Всех обычаев не счесть:

Казаку превыше честь,

Сабля – гордость казака,

Не прожить им без коня,

Без ухи и без добычи,

Уж такой у них обычай.

И готов любой казак

За Россию постаять.

Нет на свете плясок краше,

Если вдруг казак запляшет,

Если хором запоет – Удивит любой народ.

Независимый, свободный

Род казачий очень гордый.

И недаром на Руси

Всем знакомы казаки.

Ведущий 1: Много обычаев и обрядов у донских казаков. Это касалось и полевых работ, и семейной жизни, рождения ребёнка, также было много у казаков суеверий и поверий. Ну, а мы расскажем хотя бы о некоторых из них. Вот, например, такие приметы:

Ведущий 2:  При выпадении зуба в детском возрасте, когда ожидают, что вырастет новый, бросают его на чердак, приговаривая: «Мышка, мышка, на тебе костяной, дай мне железный».

Ведущий 1: Нож подавать другому лезвием – значит мыслить тому человеку зло.

Ведущий 2: На посиделках каждый старался блеснуть умом, и порой устраивались настоящие состязания. А может быть и на наших посиделках, устроить какое – нибудь состязание? Давайте попробуем. Сейчас я вам буду называть старые казачьи слова, а вы, если знаете их современное название, назовёте его:

  1. Раззявил  (раскрыл),  чувяки  (тапочки),  хворать  (болеть),  квёлый  (слабый),  цибарка  (ведро),  гутарить  (говорить),  кочет  (петух),  ошкарябать  (поцарапать),  батя  (отец), нехай  (пускай),  вечерять  (ужинать),  завеска  (фартук),  бедовая  (шустрая),  могёт  (может),  буханка  (булка),  хлёбово  (жидкая еда),  баз  (сарай),  хата  (дом).
  2. Ведущий 1: Всем известны строки А.С.Пушкина «У Лукоморья дуб зелёный…». Где находится Лукоморье?  (Лукоморье – это старинное название Таганрогского залива, береговая северная часть его действительно своим очертанием напоминает изогнутый лук).
  3. Что означает слово Дон? (просто река).
  4. Ведущий 2: Загадки :
  • Лохматый казак, посреди кушак, по двору ходит, порядок наводит (веник)
  • Не казак, а с усами, о четырех ногах, а не конь (котенок)
  • Ходит пани в серебряном жупане (рыба)
  • Летела пташка промеж рта и чашки (ложка) 
  • Погоны желтые, шашки острые, пики длинные, кони борзые, полем идут с песнями, искать царю чести, а себе славы. (Казаки)
  • Крепка, звонка, да отточена, кого поцелует, тот и с ног долой? (сабля)
  1. А поведайте-ка нам: "Кто же главный у казаков?" -  (атаман - с тюркского -«отец народа»). Как казаки его называли? (Батько)
  2. А как зовут помощников? –  (есаул и войсковой дьяк.)

  1. Ведущий 1: А где выбирают атамана? -  (на кругу -  Войсковой круг — общее собрание казаков-воинов,  получивший название от обычая становиться для решения важнейших вопросов по кругу, чтобы видеть глаза друг друга и чувствовать себя равными с другими членами общины. Круг решал вопросы войны и мира, церковных дел, приема в казаки, наказания за провинность. Враг – грозись, а казаки друг за друга держись.)
  2. А что при этом выкрикивают, если «согласны»  с выбором? –  (Любо!)
  3. Какими качествами  должен обладать атаман?  (Мудростью, честностью, смелостью, умением руководить народом)
  4.  Какие казачьи символы вы знаете?   (Посмотрите на их флаг. Три цвета означают три ветви происхождения донских казаков: синяя символизировала донских казаков, красная – русских, желтая полоса – символизировала калмыков. А указом президента Российской Федерации Д. А. Медведевым в 2010 году было официально учреждено знамя войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское».)

  1.  Ведущий 2: А пословицы о казаках вы знаете?
  • Казачья смелость порушит любую крепость.
  • И один в поле воин, если он по-казачьи скроен.
  • Лучше голову сложить, да казачьей чести не уронить.
  • Где казак, там и слава.
  • По казаку и Дон плачет.
  • Казак скорей умрет, чем с родной земли уйдет.
  • Казачья смелость порушит любую крепость.
  • Терпи казак – атаманом будешь.
  • Казак в беде не плачет.
  •  Для того казак родился, чтоб на службе пригодится.
  • Донской казак честь не кинет, хоть головушка и сгинет.
  • Казак-донец и швец, и жнец, и на дуде игрец, и в хоре певец, и в бою молодец.
  • Кто пули боится, тот в казаки не годится.
  • Казаков много не бывает, но мало не покажется.
  • Где враг там и казак.
  •  Стой за правду горою, тогда и люди за тобою. 
  • На каждую вражью замашку казак держит вострую шашку.
  • Каков казак – отец, таков и сын молодец. 
  • На каждую вражью замашку казак держит вострую шашку. (Дисциплина была в исключительно ответственном отношении казака к исполнению своего воинского долга. У казаков были очень малые потери в боях, поскольку воевали они рядом со своими станичниками: зачастую дед, отец и внуки в одном строю. Они оберегали друг друга и скорее позволяли убить или ранить себя самого, чем своего товарища.) 
  • Бери жену с Дону, проживёшь без урону.
  • Женщина – мать, все должны её защищать.  (У матери все детки красивые. Раньше казаки носили серьги в ушах:  в правом ухе серьга - один сын у матери, в левом ухе - один сын в семье, две серьги - один сын в роду. Это говорило о том, что казаки их негласно оберегали.)
  1.  Ведущий 1: Казаки издавна любили лошадей. Конь для казака – первый друг, товарищ. Конь шел за казаком в огонь и в воду. Когда казаки уплывали на корабле, бросая коней, те плыли вслед. Если хозяин погибал, конь никого не подпускал к себе, тосковал, голодал несколько дней.

Ребята, а какие вы знаете поговорки про казака и коня?

  • Казаку конь – отец родной и товарищ дорогой.
  • Казак сам голодает, а конь его сыт.
  • Казак без коня – что солдат без оружия.
  • Казак без коня – как соловей без песни.
  • Казаку конь себя дороже.
  • Казак без коня – сирота! 
  • Казак на коня садится, а его невеста на свет родится.

  1.  Ведущий 2: Значительное влияние в процессе военно-физической подготовки казаков уделялось владению холодным оружием: шашкой, кинжалом и нагайкой. Весьма эффективным оружием в ближнем бою у казаков была нагайка — старинное казачье оружие (существует много примеров, когда казаки с помощью нагайки стаскивали с лошади и наносили серьезные ранения своим противникам). Знаете ли вы поговорки об оружии?
  • Казак без нагайки — что монах без молитвы .
  • Нагайкой владеешь — силу имеешь.
  • Казак костьми ляжет, а врагу путь на Дон не укажет.

  1.   Ведущий 1: Послушаем  заповеди казаков:
  • Люби Родину, ибо она мать твоя и ничто в мире не заменит тебе её;
  • Правду люби, никогда не лги;
  • Чти старших, уважай старость,
  • Сам погибай, а товарища выручай;
  • Будь трудолюбив;
  • Держись веры предков, поступай по обычаям своего народа;
  • Честь и доброе имя казака дороже жизни;
  • Держи слово. Слово казака дорого.
  1.  Ведущий 2: Скажите, что являлось центром жизни казачьей станицы?

(Центром жизни казачьей станицы всегда была церковь. С нее начиналось основание станицы. Церковь строили всем обществом и на средства станичников, а Войско оказывало им различную помощь. Особенно казаки чтили Воскресенский войсковой собор в Старочеркасске  и Новочеркасске.)

      16.  Ведущий 1: В течение многих веков каждый народ выражал свои взгляды  и чаяния в богатом устном творчестве, создавал песни, тесно связанные с его жизнью и бытом. Национальная музыка каждого этноса богата песенными жанрами, проникнутыми глубоким лиризмом. В песне народа, его танце отражена народная душа. Огромным вкладом в культуру России явились мощные высокохудожественные казачьи песни. Скажите, что рассказывает казачья песня?

(В  казачьих песнях горит любовь к Родине,  блещет слава прошедших подвигов;  в них дышит и чистое, нежное чувство женской любви.  Особенно любви материнской;  в них же выражается и та тревожная оглядка на жизнь, которая заставляет казака, свободного от битвы,  «искать свою долю».  Весь круг жизненных насущных интересов охватывается в песне, сливается с нею, и без нее -  сама жизнь делается невозможною.)          

Прослушивание казачьих песен и просмотр презентации. 

Ведущий 2: А теперь пришла пора и для игр, детвора.

Раз, два, три, четыре, пять-

Начинаем мы играть.

(Казачьи игры "Ручеек", "Платочек").

Ведущий 1: Последним этапом в наших посиделках будет чаепитие с караваем, так как показатель культуры народа – это не только его обычаи, традиции, но и национальная кухня. У каждого этноса это неповторимые, ароматно-аппетитные, приготовляемые на торжественные мероприятия, национальные и семейные праздники – блюда:

2 казачки  (выходят с настоящим самоваром и караваем):

Мы вас чаем угощаем.

Чай горячий – наша сила, украшение стола.

"С чаю лиха не бывает" - так в народе говорят,

Чай – здоровье, это всякий знает,

Пей, хоть пять часов подряд!

Ведущий 2: Много интересного вы узнали сегодня о быте, культуре, традициях тех национальностей, которые уже многие десятилетия проживают на территории нашей малой родины бок о бок с нами. И я, наверное, не ошибусь, если скажу, что теперь, выбирая себе друзей, вы будете стараться и пытаться понять, чем живет твой друг, где его корни, какие традиции он чтит.

А еще говорят, что когда дружат дети – дружбе жить. Дружите, несмотря ни на что. Дружите, побеждая межнациональную рознь и расовую нетерпимость. Ведь в дружбе бывают ситуации, когда кто-то должен первым сказать верное слово, сделать первый шаг. И помните: не может быть дружбы между народами, между государствами, без дружбы конкретных людей. И лучше всего – когда дружат дети.

Вы поколение, от которого зависит, как будут складываться отношения нашей державы с другими государствами. Вам выбирать друзей, надежных, верных, и для себя, и для своей страны. Ведь детская дружба – это ниточка, которая потянет за собой дружбу на целую жизнь, навсегда.

Ведущий 1: Вот и подошли к концу наши посиделки. По традиции мне хотелось бы обратить внимание на книги о донских казаках. Много можно узнать из них, но никакая книга не сравниться с живым словом. И счастливы те из нас, у кого живы бабушки и прабабушки. Дедушки и прадедушки. Не теряйте время, поговорите с ними, я уверена, что расскажут они вам много такого, чего нет ни в одной книге.

Литература

1. Хрестоматия по истории донского казачества Ростов- на- Дону, издательство Ростовского университета, 1994г.

2. Владимир Моложавенко "Чир- казачья река" Москва, "Молодая гвардия", 1998г.

3. Ю.А. Жданов " Природа донского края" Ростовское книжное издательство, 1997г.

4. Земля Донская АО " Книга", 1995г.

5. О.Г. Витюк. История донского казачества в документах и материалах. Методическое пособие . Ростов – на – Дону, 2007.

6. Донская Земля – дидактические материалы. Ростов – на – Дону, 2007.

7. «Дон – наш дом». Сборник сценарных разработок КТД. Ростов – на – Дону. Издательство РО ИПК и ПРО, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Казачья кобза. Фольклор кубанских казаков" 5-7 класс

     Данная программа предназначена для детей и подростков, обучающихся в классах казачьей направленности общеобразовательных школ.      Традиционн...

Казачьи посиделки "Эх, донские казаки"

Цель:  формирование у воспитанников чувства любви к малой родине.Задачи:  пробудить интерес к изучению истории Донского края через знакомство с культурой и бытом казачества....

Изучение казачьего фольклора на материале духовного и культурного наследия терских казаков

Материал содержит  тематическое планирование по изучению казачьего фольклора,  методы и приёмы работы с фольклорными жанрами, а также анализ поэтики свадебной казачьей песни...

Рабочая программа и КТП кружка по внеурочной деятельности 5-6 класс для классов казачьей направленности "Казаки - хранители православной веры" ФГОС

Требования к личностным результатам:формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех н...

Сценарий выступления на казачьем Сполохе 2016 года "Казаки на спортивных берегах"

Поминутный сценарий спортивно-театрализованного выступления команды...