"Развитие музыкально-ритмических способностей учащихся 3-6 лет на занятиях оркестра шумовых и ударных инструментов."
статья на тему

Фомюк Татьяна Владимировна

Данная статья может быть полезна музыкальным руководителям детских садов и преподавателям Детских школ искусств,обучающих детей ГРЭР (группа раннего эстетического развития)игре на шумовых инструментах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fomyuk_t.v.doc59.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Фомюк Т. В.

 

Развитие музыкально-ритмических способностей учащихся 3-6 лет на  занятиях оркестра шумовых и ударных инструментов

Важное место в жизни многих детей занимает музыка и музыкальная деятельность. Музыка помогает сделать ребенка  добрее, облагораживает его жизнь. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что приобщать детей к искусству следует с самого раннего возраста. В младшем школьном и дошкольном возрасте преобладает образное восприятие окружающего мира, и именно музыка наиболее непосредственно воздействует на формирование у детей музыкальной культуры, развитие у  них творческих способностей, расширяет их  жизненный опыт, стимулирует к  активной деятельности. Музыкальное развитие даёт возможность воспитать эмоционально-чувственную сферу психики ребёнка (чуткость, умение через музыкальное искусство познавать глубину душевных переживаний), наиболее полно раскрыть его внутренние психологические качества (воображение, мышление, память, и др.), и, самое главное – это постоянная возможность самореализации.

Музыкальная деятельность включает в себя не только восприятие музыки, но и посильное для детей 3-6 лет исполнительство - пение, движение под музыку, игру на музыкальных инструментах. Музыкальные  инструменты  возникли  в глубокой  древности (III—II вв. до н. э. и  уже  в это время играли немаловажную роль в воспитании детей. Первыми музыкальными инструментами в жизни ребенка были звуковые игрушки – погремушки, колотушки, трещотки, свистульки, жужжалки, бубенцы и т.д.

Инициатором обучения детей игре на музыкальных инструментах уже в 20-е гг. стал известный музыкальный деятель и педагог Н.А. Метлов. Ему же принадлежит идея организации детского оркестра.  

 Детский оркестр — один из видов коллективного  музицирования. Игра на детских шумовых и ударных инструментах является универсальным средством развития творчества детей, их воображения и фантазии, развития  музыкально-ритмических способностей, музыкального слуха и памяти, развития навыков мелкой и крупной моторики, а также слуховых, зрительных, тактильных способностей к восприятию. Наличие оркестра детских шумовых и ударных инструментов расширяет сферу музыкальной деятельности школьника и повышает его интерес к музыке.                                                                                                            

       В Знаменской ДШИ уже несколько лет дети дошкольного возраста (3-6 лет) занимаются в группе раннего эстетического развития (ГРЭР), в учебном плане которой есть такой предмет, как «Оркестр шумовых и ударных инструментов». Занятие проводится один раз в неделю. Основной формой занятий оркестра детских шумовых и ударных инструментов является урок, при планировании которого необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, включать в занятия различные виды деятельности, использовать такие  формы, средства и методы работы, которые создадут благоприятные условия для занятий. Главная задача педагога по оркестру - сделать занятия музыкой интересными и любимыми. Чем активнее и разнообразнее музыкальная деятельность учащихся на уроках оркестра, тем эффективнее процесс музыкального воспитания, и, следовательно, успешнее достигается его цель.

          Основу детского шумового оркестра составляют элементарные детские музыкальные инструменты- треугольники, трещотки,  ложки, кастаньеты, маракасы бубенцы, детские металлофоны, разного размера барабаны, бубны, тарелки, погремушки. Состав оркестра дополняется баяном, на котором играет сам педагог.

Занятия оркестра включают в себя следующие виды музыкальной деятельности:

  • слушание музыки;
  • анализ произведения (характер музыки, темп, размер, прохлопывание

ритмического рисунка);

  • исполнительская деятельность (пение, игра на шумовых и ударных  инструментах, музыкально-дидактические игры, танцевально-    ритмические движения);
  •   музыкально-творческая деятельность (музыкальное, поэтическое, танцевально-игровое, художественное творчество, импровизация на детских шумовых инструментах).  

Особое внимание педагога по оркестру на всех этапах музыкальной деятельности направлено на эмоциональную выразительность учащихся, способность непосредственно и искренне передать содержание музыки.

Как же правильно знакомить детей с инструментами? Не рекомендуется вводить в группу сразу все инструменты: дети не могут сосредоточиться ни на одном из них. Как показывает практика, знакомить с инструментами детей нужно постепенно, чтобы каждый ребенок мог подержать инструмент в руках, внимательно рассмотреть его. Можно сравнить звучание инструмента с явлениями природы, со сказочными героями и только потом учить детей обращению с данным инструментом, навыкам игры на нем, правильному (очень важно!) звукоизвлечению. Когда учащиеся достаточно хорошо ознакомятся с  одним инструментом, их внимание можно сосредоточить на том, что на каждом инструменте извлекаются звуки, различные по силе и высоте. После освоения детьми нескольких  инструментов можно в игровой форме начать изучение регистров, (барабаны и колокольчики), штрихов (треугольники и погремушки), ударений (барабан, тарелки).

Большое значение при подготовке к занятиям оркестра уделяется выбору репертуара. Он должен соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям детей. Репертуар должен быть доступным для понимания, исполнения и формирования творческих способностей учащихся.

 Музыкально-ритмические способности детей 3-6 лет многие авторы методических пособий рекомендуют развивать таким приемом, как чтение стихотворений, пение детских попевок и песен, совмещая их с прохлопыванием ритмического рисунка или музыкально-ритмическими движениями. Играющий ребенок бессознательно использует основные ритмические величины (четверти, восьмые, половинные, целые), для него это не представляет никакой сложности. А то, что было легко для ребенка в процессе игры, то и потом  на занятиях оркестра не будет трудным. Закончив изучение ритмических величин, можно  далее в игровой форме приступать к ознакомлению с простыми размерами, сильными и слабыми долями, акцентами. Детям дошкольного возраста свойственна свободная творческая деятельность, которая проявляется интуитивно в движении под музыку, в играх, в импровизации при выполнении различных заданий. Педагог по оркестру должен, стимулировать и направлять фантазию детей и строить на этой основе уже сознательную музыкальную работу.

При ознакомлении детей с новым ритмическим материалом рекомендуется использовать музыкально-дидактические игры, наглядные пособия. Необходимо  помнить, что материал  должен  быть  доступным, речь педагога- простой, ясной и  чёткой, чтобы все дети в оркестре могли быстро овладеть новыми знаниями.

  Для развития чувства метра (равного биения сильных и слабых долей) можно использовать любое равномерное движение: хождение под инструментальную музыку, под песню. Например, дети поют  хором  русскую народную  песню  «На горе-то калина» и равномерно идут  друг за  другом по кругу, хлопками и притопами воспроизводя ритмический рисунок. Потом они вместе с педагогом определяют, какие инструменты могут звучать в этой песне, на какую долю и какой ритмический рисунок следует на них исполнять. После этого инструменты распределяются инструменты между детьми. Педагог должен по возможности учитывать желания детей в выборе музыкального инструмента. Сначала  каждый ребенок исполняет индивидуально свою партию, потом по парам, по группам инструментов, и, в заключении, игра всем оркестром.

        Стихотворный ритм (четверостишия, скороговорки, речевые игры) – один из эффективных способов развития музыкально – ритмических способностей детей 3-6 лет, устранения у них дефектов речи. Например, педагог предлагает ребенку прочесть любимое  стихотворение, простучать ритм, воспроизвести этот ритм на инструменте, а  на последующих занятиях уже соединить чтение стихотворения с игрой на инструменте.

        Педагог по оркестру не должен забывать и о ритмических упражнениях. Именно они способствуют развитию у ребенка 3-6 лет чувства ритма, учат его распознавать различные темпы музыки, развивают музыкальный слух. Все дети этого возраста любят играть и они с большой радостью выполняют ритмические задания, связанные с несложными инструментальными мелодиями (детские пьесы, народные мелодии).  Например, одна группа выполняет ритмический рисунок на треугольниках и бубнах,  вторая – на маракасах и колокольчиках. При помощи таких простых ритмических упражнений педагог постепенно подводит учащихся к более сложным явлениям ритма.          

Помогает развитию чувства ритма у детей и «дирижерский счет». На занятиях оркестра  педагогу рекомендуется с самого начала использовать дирижёрские жесты и обучать  простейшим жестам дирижирования учащихся. При игре на инструментах в шумовом оркестре многие дети сами в начале обучения непроизвольно пользуются жестами «самодирижирования» (руками, ногами, головой). Например, при игре в размере 2/4 сильную долю играют на инструменте, а слабую «отстукивают» ногой и наоборот. Потребность в «дирижерском счете» вызвано моторной природой чувства ритма детей дошкольного возраста.

Занятия по предмету «Оркестр шумовых и ударных инструментов» обладают рядом позитивных качеств. Дети ознакомятся с различными шумовыми и ударными инструментами, освоят способы и приёмы игры на них, научатся применять дирижёрские жесты, импровизировать, правильно воспроизводить ритмический рисунок под музыку и без неё Занятия  в оркестре шумовых и ударных инструментов формируют у детей 3-6 лет чувство коллективизма, начальные навыки и умения игры в ансамбле, развивают природные способности (чувство ритма, музыкальную память, мышление, воображение и др.); помогают детям преодолеть неуверенность и робость, расширяют музыкальный кругозор, развивают творческую инициативу и художественный вкус детей.

Литература

1.Васильев Ю., Широков А. «Рассказы о русских народных инструментах».

2.Ветлугина Н.А. «Методика музыкального воспитания в детском саду». Издательство «Просвещение», Москва, 1982г.

3.Комиссарова Л Н., Костина Э.П. «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников». Издательство «Просвещение», Москва, 1986г.

4.Костина Э.П. «Камертон» – программа музыкального образования дошкольного и раннего школьного возраста. Издательство «Просвещение», Москва, 2008г.

5.Тютюнникова Т.Э.«Уроки музыки. Система обучения К. Орфа». Издательство «Астрель», Москва, 2002г.

6.Юдина Е.И, «Первые уроки музыки и творчества». Издательство «Аквариум», Москва, 1999г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкального занятия-развлечения "Космическое путешествие" (по развитию музыкально-ритмических движений посредством моделирования)

Данное занятие-развлечение предназначено для детей подготовительной группы. Дети отправляются в путешествие на Луну, где встречаются с инопланетянином, знакомят его с моделями (карточками, на которых ...

Развитие музыкально-ритмических движений у детей среднего дошкольного возраста

Настоящий проект разработан на основе примерной программы «От рождения до школы» М.А.Васильевой, с учетом обновления содержания по программе «Ритмическая мозаика» А.И.Бурениной. ...

Игра на детских музыкальных инструментах как средство развития музыкально - ритмических и творческих способностей учащихся

Игра в оркестре детских шумовых и ударных инструментов способствует развитию музыкально - ритмических и творческих способностей учащихся. Занятия в оркестре дают позитивные результаты всем без исключе...

Статья : " ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ГИТАРИСТОВ В МЛАДШИХ КЛАССАХ ДШИ"

Данная статья информирует о педагогических подходах в развитии музыкально-ритмических способностей гитаричтов в младших классах ДШИ....

Методический доклад : «Развитие музыкально-ритмических способностей учащихся на уроке фортепиано»

Так как чувство ритма образует основу эмоционального восприятия музыки, для воспроизведения ритма и характера музыки применяют все виды музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, музыкально-рит...