Рабочая программа по курсу "Аккомпанемент и пение под гитару"
рабочая программа на тему
Данная программа расчитана на 1 год обучения для детей 13-18 лет (8-11 класс). Освоение программы возможно без предворительной музыкальной подготовки. Основные теоретические знания учащиеся получат в рамках работы кружка инструментального музицирования. Целью обучения является приобретение навыков пения и аккомпонирования под гитару, используя различные приемы игры (арпеджио, бас-аккорд, pakreado)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_kursu_gitary.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по курсу
«Аккомпанемент и пение под гитару»
автор Б.М.Павленко,
составитель Сизова А.Л.
Пояснительная записка
Данная программа рассчитана на 1 год обучения для детей 13-18 лет (8-11 класс). Освоение возможно без предварительной музыкальной подготовки. Основные теоретические знания учащиеся получат в рамках работы кружка инструментального музицирования.
Гитара, как инструмент аккомпаниатора, распространилась в России в 19 веке. Так неприхотливая в использовании, удобная в дороге, интересная в исполнении гитара стала любимым инструментом многих поколений. Обучение гитарному аккомпанементу – сложный процесс, требующий больших усилий в понимании теории и систематических тренировках при овладении техникой игры. Необходимо ежедневно проигрывать аккордовые последовательности различными приемами, доводя их до автоматизма. Поэтому самостоятельная домашняя работа является неотьемлимой частью изучения курса.
Целью обучения по данной программе является приобретение навыков пения и аккомпанирования под гитару, используя различные приемы игры (арпеджио, бас-аккорд, Pacreado).
Задачи: - получение базовых знаний по музыкальной теории
- освоение исполнительской техники (вокальной и инструментальной)
- совершенствование в практической музыкально-творческой деятельности.
- воспитание музыкального вкуса, развитие духовных качеств подрастающего поколения.
Задачи курса реализуются через содержание обучения. Так, получение базовых знаний по музыкальной теории подразумевает изучение как элементарной (музыкальной) грамоты, так и необходимые для аккомпаниаторской деятельности сведения по гармонии (аккорды, лад, тональность, система тональных функций), фактуре (функции арпеджио, бас-аккорд, Pacreado, баррэ), инструментовке и вокалу.
Задача освоение исполнительской техники условно подразделяется на два раздела: инструментальное музицирование и вокал. Инструментальное музицирование включает в себя постановку рук, приобретение навыков игры арпеджио, т.е. перебор струн, игры баса, как основного тона и удар по 3-4 струнам, используется для трехдольных размеров, игры боем (Pacreado) удар по всем струнам гитары в определенной ритмической последовательности, игра на баррэ. Игра в ансамбле и сольное исполнение. Навыки ансамблевого исполнения помогают лучше освоить ритмические приемы, не создавая большого перенапряжения, т.к. работа в группе позволяет «влиться» в исполнение даже если ошибся.
Развитие певческих навыков главное внимание обращает на развитие слуха, т.к. пение под гитару не предполагает исполнение мелодии песни, что создает сложность в соотнесении голоса с тональностью. Дальнейшее исполнительское мастерство связано с эмоционально-содержательным воплощением образа песни.
Задача совершенствование в практической музыкально-творческой деятельности решается через реализацию концертной деятельности, как на уровне исполнения в домашней обстановке (перед родными и близкими), так и на уровне концертной деятельности школы. Наверное, самое важное для подростка (психология возраста) – это одобрение со стороны сверстников, поэтому совершенствование исполнительского мастерства является главной подзадачей курса.
И, наконец, задача воспитание музыкального вкуса, развитие духовных качеств подрастающего поколения как неотъемлемая составляющая музыкального искусства. Изучение аккордов и приемов аккомпанемента происходит на примерах бардовской песни, а также, лучших образцов современной массовой песни. Главными критериями подбора репертуарного списка послужили яркость песни, ее соответствие современному мироощущению, решению воспитательных задач школы (использованию песни для показа на концертах). Общее число изученных произведений составляет не менее 4.
Результатом обучения по данной программе является формирование способности выпускника самостоятельно подобрать аккомпанемент и исполнить понравившуюся песню.
Контроль и учет успеваемости осуществляется в промежуточном и итоговом самостоятельном исполнении.
Необходимое оборудование для проведения занятий составляет – наличие акустической гитары. Наличие микрофона и усилителя, ремня поддержки, для подготовки концертных выступлений.
Описание курса в учебном плане
Изучение курса рассчитано на 2 часа в неделю, 52 часа в год (обучение длится с октября по апрель месяц). Каждое занятие условно можно разделить на две части: инструментальное музицирование и вокал.
Учебно-тематический план
Темы | Общее количество часов |
Устройство гитары, строй и настройка гитары, посадка играющего, положение рук, расположение звуков на грифе гитары. Изучение упражнений для распевания, названия нот. | 2 |
Музыкальный ритм, запись и обозначение длительности нот. Такт и тактовая черта. Изучение ритма приемом Pacreado. Изучение мелодии песни. | 2 |
Обозначение звуков по буквенной системе, понятие о табулатуре. | 1 |
Начальные сведения об аккордах, схемы изображения аккордов гитары, понятие о тональности. | 2 |
Отдельное разучивание аккомпанемента и мелодии, слов песни. | 4 |
Аккомпанемент первой песни. Соотнесение мелодии песни с изученными аккордами, ритмом. | 10 |
Схема приема аккомпанемента арпеджио. | 1 |
Изучение приема игры арпеджио на примере современной песни | 10 |
Схема приема исполнения бас-аккорд, трехдольный ритм | 1 |
Изучение приема игры бас-аккорд на примере современной песни | 9 |
Понятие о приемах баррэ, применение приема в аккомпанементе песни | 1 |
Изучение приема игры баррэ на примере современной песни | 8 |
Обобщение материала по исполнению тонального квадрата: T-S-D-T; отклонения в параллельный минор или мажор Самостоятельное исполнение основных аккордов тональностей А-moll, E- Moll, D-moll, C-moll, G. | 1 |
Игра в ансамбле | 0,5 часа каждого занятия |
Сольное исполнение (промежуточный и итоговый контроль изученного материала) | 3 раза в год |
Итого: | 52 часа |
Содержание учебных тем:
Общее строение гитары: Устройство гитары, строй и настройка гитары, посадка играющего, положение рук, расположение звуков на грифе гитары.
Основы музыкальной грамоты в части записи ритма, длительностей нот, пауз, такта и тактовой черты. Обозначение звуков по буквенной системе, определение лада, понятие аккорда и тональности, запись аккорда с помощью табулатуры.
Изучение исполнительского приема Pacreado
Получив теоретические знания ребенок переходит к освоению игры приемом Pacreado, для освоения приема выбирается песня исполняемая на аккордах тональности A-moll. Итогом работы становиться самостоятельное исполнение песни, цепочки аккордов: Amoll – Dmoll – Amoll – E7 – Amoll; Amoll – Dmoll – G – C – Amoll – E7 – Amoll
Изучение приема игры арпеджио
Тема начинается с постановки пальцев, снятия напряжения кисти руки. Освоение приема игры арпеджио начинается со знакомой цепочки аккордов, а затем усложняется при разучивании новой песни в тональности Emoll
Итогом работы становиться самостоятельное исполнение песни, цепочки аккордов: Emoll – Amoll – H7 – Emoll; Emoll – Amoll – D – G – H7 – Emoll
Изучение приема игры бас-аккорд
Данный прием используется при аккомпанементе песен с трехдольным ритмом. Освоение приема игры начинается со знакомой цепочки аккордов и усложняется при изучении песни в тональности Dmoll. Итогом работы становиться самостоятельное исполнение песни, цепочки аккордов:
Dmoll – Gmoll – A7 – Dmoll; Dmoll – Gmoll – C – F – A7 – Dmoll
Понятие о приемах игры баррэ
Применение приема в аккомпанементе песни, разучивание цепочки аккордов тональности Cdur. Итогом работы становиться самостоятельное исполнение песни, цепочки аккордов: C – F – G7 – C; C – F – E7 – Amoll – G7 – C
Исполнительский материал:
«Перекресток» А.Макаревич
«Мои ясные дни» О.Газманов
«Ты рисковал собой» А.Иванов
«Звезда по имени Солнце» В.Цой
«Батарейка» из репертуара гр. Жуки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модифицированная рабочая программа по предмету хоровое пение
Данная образовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность, построена по принципу постепенности и последовательности и включает в себя три взаимосвязанных направления – обу...
Рабочая программа по предмету:"Эстрадное пение"
Рабочая программа предназначена для обучающихся эстрадного отделения по классу "Эстрадное пение"...
Рабочая программа по предмету хоровое пение "Хор". Срок реализации программы 7 лет.
Рабочая программа по предмету хоровое пение "Хор" предназначена для реализации ОП "Инструментальное исполнительство", ОП "Хоровое пение". Разработана на основе примерной программы к базисному учебному...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ» (ЭСТРАДНЫЙ ВОКАЛ)
Важной эстетической задачей Детской Музыкальной школы является развитие музыкальных способностей у учащихся. Целью создания класса эстрадного вокала в Каширской ДМШ № 2 является приобщение детей и мол...
Рабочая программа по музыке и пению
Рабочая программа по музыке 1 - 8 классов создана на основе Положения ОУ рабочих программах, базисного учебного плана, типовой программы специальной...
Рабочая программа по музыке и пению 1 - 4 классы
Рабочая программа разработана на основе нормативных документов и педагогических литературных источников и соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (ГИТАРА)»
Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (гитара)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвив...