Этнопедагогическое воспитание в семье
статья (5 класс) на тему
Важнейшими моментами этнопедагогичекой организации нравственного формирования учащихся являются:
1. уважительное и доброе отношение к старшим;
2. умение ценить и изучать родословную;
3. считаться с мнением родителей и взрослых;
4. умение оценивать, воспитывать, корректировать и развивать себя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
этнопедагогика | 15.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Хайдапова Д.Ц. учитель бурятского языка МАОУ СОШ№19
Этпопедагогическое воспитание в семье.
Первые жизненные уроки ребёнок получает в семье. Его первые учителя и воспитатели – отец и мать. Давно установлено, что для ребёнка общие семейные повседневные радости и огорчения, успехи и неудачи – это источник, рождающий доброту и чуткость, заботливое отношение к людям. Семья даёт ребёнку первые представления о добре и зле, о нормах нравственности, о правилах общежития, первые трудовые навыки. Именно в семье складываются жизненные планы и идеалы человека.
Влияние семьи – особое, оно начинается с первых шагов ребёнка. А поэтому уровень нравственной культуры родителей, их убеждения, жизненные планы и цели, опыт социального общения, семейные традиции и нормы поведения, словом, вся атмосфера семьи имеет решающее значение в воспитании ребёнка.
Каждый отец, каждая мать и умом, и сердцем должны осознать, что у семьи нет и не может быть более важной и почётной обязанности перед народом, чем вырастить своих детей настоящими людьми, патриотами своей Родины. Опыт счастливых семей в воспитании детей представляет огромную социальную ценность, он способствует духовному и нравственному обогащению всего нашего общества.
Мой педагогический опыт говорит о том, что необходимо вести просветительскую работу среди родителей. Именно учителя могут нацелить родителей на создание в семьях условий, способствующих развитию личности ребёнка.
Семья является важнейшим фактором, влияющим на формирование личности. Именно в семье дети просто и естественно приобщаются к жизни. В семье закладываются основы понимания ребёнком мира, с первых лет он усваивает моральные ценности, социальные нормы, культурные традиции. Воспитание ребёнка теснейшим образом связано с проблемой сформированности личности родителей. Чтобы воспитать у ребёнка отзывчивость, нравственное отношение к людям, родителям необходимо самим быть на должном уровне.
Процесс становления нравственных устоев происходит под непосредственным влиянием родителей,особенно матери, бабушки, дедушки и старших в семье. Здесь многое зависит от моральных качеств самих воспитателей, их представлений о человеческих ценностях. Нравственное совершенствование человека происходит в течение всей его жизни, хотя огромную роль играет то, что заложено в нём в детские годы в семье.
Материнское и отцовское воспитание. Их нельзя разделить, как невозможно разделить само воспитание. И всё-таки испокон веков мать, как естественная воспитательница, вносила в воспитание душевную мягкость, нежность. Отец привносит в воспитание дух мужской твёрдости, принципиальности, чёткой организованности и спартанства, тем самым создаётся гармония в воспитании. Существуют же вечные понятия: мать – хранительница очага, а отец – защитник этого очага. Иначе можно сказать, что муж – это дом, надёжный и крепкий, а жена – всё, что внутри дома: уют, красота, мягкий психологический климат.
Таким образом, важнейшими моментами этнопедагогической организации нравственного формирования учащихся являются:
- уважительное, доброе и ответственное отношение к старшим;
- умение ценить и изучать родословную и считаться с мнением родителей и взрослых;
- умение оценивать,воспитывать, корректировать, развивать, контролировать себя.
Эхэ эсэгын һургаал захяа.
1. Үглөөгүүр һэреэд, унтаридаа бү хэбтэ, һэрибэл бодо. Унтарияа гансата заһа. Нюур, гараа угаа.
2. Эдихэ юумэ эдихэдээ яарангүй, ондоо тээшээ һамаарангүй, һайнаар жажалжа эди.
3. Хүнэй урдаһаа шорой бү хама, айлшанай гаража ошотор хүлеэ.
4. Галдаа муу муухай юумэ оруулжа болохогүй. Гал гуламтаяа бузарлаһан хүн өөдэлхэгүй.
5. Айлда ороходоо малгайгаа абаха, захаа буулгаха, богоһо дээрэ гэшхээд гү, али богоһо алхаад байхагүй.
6. Эхэ эсэгэеэ хүндэлэ. Эдеэнэйнгээ дээжые эсэгэдээ хэхэ.
7. Аха, эгэшэ зоной урдаһаа дуугархагүй, хэлэһэнь юумэндэнь һөөргэдэхэгүй.
8. Шадаал һаа, хүндэ туһалжа яба, тиихэдээ өөртөөл туһалхаш.
9. Байгаалиие бузарлахагүй. Газар һэндэхэгүй, хэрэггүйдэ газар малтахагүй.
10. Хамар доро хахархай аман байна гээд, элдэб юумэ дуугаржал бү бай, аманай алдууряар шатын буян алдагдаха.
Литерат ура
1. Бурхинов Д.М., Данилов Д.А, Намсараев С.Д.
«Народная педагогика и современная национальная школа» г.Улан-Удэ, 1993г.
2. Молонов Г.Ц. «Теория и методика воспитательной работы».г.Улан-Удэ, 1991г.
3. Волков Г.Н. «Неотъемлемая часть народной культуры. Родник педагогической мудрости». Сов. педагогика. – 1989 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание в семье и школе.
Рассуждение о роли матери и школы....
Конспект и презентация родительского собрания. «Типы семейного воспитания. Возможные нарушения процесса воспитания в семье».
Научить ребёнка быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым можно. А. Макаренко...
"Закон, семья, ребёнок (нравственное и правовое воспитание в семье)"
"Закон, семья, ребёнок (нравственное и правовое воспитание в семье)"....
Консультация для родителей «воспитание нравственно-волевых качеств в процессе трудового воспитания в семье»
Консультация для родителей «Воспитание нравственно-волевых качеств в процессе трудового воспитания в семье»...
«Воспитание нравственно-волевых качеств в процессе трудового воспитания в семье»
Консультация для родителей...
Консультация для родителей «воспитание нравственно-волевых качеств в процессе трудового воспитания в семье»
Консультация для родителей «Воспитание нравственно-волевых качеств в процессе трудового воспитания в семье»...