Консультация для педагогов "Воспитание любви к природе родного края и его обитателям"
консультация по экологии
Воспитание любви к природе у дошкольников, в основе которой лежат принципы единства воздействия на чувства, опыт, сознание, поведение - это основа гармоничного и целостного развития личности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kons_dlya_pedagogov_vospit_lyubvi_k_prirode_rodnogo_kraya.docx | 22.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Веневский центр образования №1» им.И.И.Мусатова
структурное подразделение «Детский сад №5»
Консультация для педагогов
«Воспитание любви
к природе родного края и его обитателям»
Подготовлена педагогом дополнительного образования Решетниковой Л.А.
2021 – 2022 учебный год
«Если не мы, то кто – же Детям нашим поможет? Край свой любить и знать. Как важно - не опоздать!»
Природа – важнейшее средство воспитания и развития дошкольников. Сколько открытий делает ребёнок, общаясь с ней! В дошкольном возрасте наиболее интенсивно происходит развитие наглядно-образного мышления и воображения, начинают формироваться морально-нравственные критерии. Всё это создаёт благоприятные условия для того, чтобы максимально расширить предпосылки по воспитанию любви к природе. Перед педагогом, знакомящим дошкольников с природой, стоят следующие задачи:
- воспитание эмоционально-положительного отношения к природе, развитие умения видеть и понимать её красоту, воспитание эстетических чувств;
- воспитание интереса к родной природе, желания больше узнать о природе родного края, о разнообразной природе родной страны;
- воспитание бережного отношения к природе, стремления к созиданию, желания трудиться в природе.
Воспитание любви к природе у дошкольников, основанное на принципах единства воздействия на чувства, опыт, сознание, поведение – основа гармоничного и целостного развития личности ребёнка, достигается путём экологического воспитания - формирования сознательного восприятия окружающей природной среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе, разумного использования ее богатств, естественных ресурсов. Любое педагогическое воздействие, должно вызывать положительный эмоциональный отклик, формировать осознанность, расширять представления об устройстве и явлениях мира. Поведение ребёнка в природе порой противоречиво: положительно относясь к природе, дети часто совершают отрицательные поступки (рвут понравившиеся цветы и тут же бросают их, мучают, - «ласкают» животных). Ошибочно думать, что эмоциональное воздействие природы является естественной основой для воспитания положительного к ней отношения. У дошкольника часто преобладают эгоистические и утилитарные мотивы общения с объектами природы. Например, «Люблю с собакой играть», «Я свою кошечку в одеяльце заверну, и бантики завяжу». Тем не менее, ему доступны добрые поступки, бескорыстный труд. Но наличие знаний не говорит об осознанном и устойчивом, положительном отношении ребёнка к природе. Решение таких задач, как воспитание к окружающему, развитие навыков ухода за животными и растениями, зависит от согласованности усилий и единство требований детского сада и семьи. С самого раннего возраста внимание детей привлекают разнообразные природные явления. Пытливые вопросы детей о природе и природных явлениях заставляют взрослых постоянно разъяснять непонятное, рассказывать о причинах, вызвавших то или иное явление. В частности, большое значение для воспитания у дошкольников интереса к природе, имеют наблюдения за сезонными изменениями в окружающем мире. Осень – это время года, когда заметно меняются условия жизни для живых существ (укорачивается день, становится холоднее и др.) растения и животные приспособились к этим изменениям: лиственные деревья и кустарники сбрасывают листву, насекомые прячутся и замирают, перелетные птицы улетают в теплые края. В ненастную погоду, полученные на прогулках знания важно закрепить с помощью дидактических игр, например, «Назови и опиши птиц» и «Кто улетает, кто остаётся», загадывать загадки о птицах, петь песни, рассказывать стихи и прослушивать аудиозаписи с голосами птиц. Зимой целесообразно показать зависимость состояния растений от внешних условий: деревья и кустарники без листьев, не растут, потому что не хватает необходимых условий (тепла, воды, света). Обращать внимание на красоту заснеженных пейзажей, деревья в инее, сверкающий снег, зимние развлечения. Много радости и удивительных открытий дарят малышам зимние наблюдения за жизнью птиц. Голод и холод выгоняют некоторых из них из лесов, ближе к человеческому жилью. Другие прилетают на зиму в наши края «погреться». Это синицы, снегири, свиристели. Одни склевывают рябину, другие ощипывают березовые почки (зимой и это лакомство!). Надо объяснить детям, как важно помочь птицам благополучно перезимовать. Подкормку зимующих птиц лучше начинать еще до снега. Кормушка может быть любая: дощечка с бортиками, столик с крышей, пакет из-под молока с дырочкой-лазейкой сбоку. Важно только, чтобы корм здесь был постоянно. И лучшего объекта для наблюдений за птицами, чем кормушка, вы не найдете. Как говорится, для того чтобы научить ребенка наблюдать жизнь животных и растений, с ним нужно непременно бывать на природе. Весной всё приходит в движение, оживает после долгого зимнего сна. Необходимо обращать внимание детей на изменения в природе, отмечать, что весеннее солнце ярче зимнего, что цвет неба меняется в зависимости от погоды. На прогулках можно прислушиваться к пению зябликов, обращать внимание на их внешний вид. В частности, на клюв, которым удобно склевывать семена, зеленые части растений, насекомых. Лето – это расцвет жизни в природе, многообразие ее проявлений. В работе с дошкольниками полезно использовать различные пословицы, поговорки, загадки, народные приметы о природе. Они содержат интересный познавательный материал, приучают детей наблюдать, присматриваться к окружающему. Например, если дождь идет при солнечной погоде, значит скоро прекратится или появится радуга. Стихи с описанием русской природы можно найти у А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Некрасова, А. Фета, И. Сурикова, И. Бунина, Ф. Тютчева, А. Блока. Красоту родной природы раскрывают рассказы М. Пришвина. Их произведения способствуют пробуждению у детей любви к родной природе, сознательному отношению к красоте, ко всему живому. Воспитание любви к природе у дошкольников должно проводиться в системе, с использованием самих впечатлений от общения с живой природой и с привлечением различных форм искусства: художественной литературы, музыки, живописи. Чтобы это воспитание не было беспочвенным, обязательно нужно формирование экологического сознания. Экологическое сознание – это та форма сознания, когда человек отождествляет себя с окружающей природой и признает, как свое влияние на нее, так и влияние природы на человека. Экологически образованная личность, зная какой вред природе приносят те или иные действия, формирует свое отношение к этим действиям и решает для себя вопрос о их правомерности. Если человек экологически образован, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твердое основание и станут убеждениями этого человека. Постоянное внимание воспитателя к раскрытию экологических связей значительно повышает интерес дошкольников к художественным текстам русских классиков, обогащает представление о них. Экологические связи – это связи между живой и неживой природой. Они выражаются в том, что воздух, вода, свет, тепло, минеральные соли являются условиями, необходимыми для жизни живых организмов. Связи эти выражаются и в приспособленности живых организмов к среде обитания. Среда обитания – это все то, что окружает живой организм и оказывает на него влияние. При простом заучивании стихотворений интерес у дошкольников постепенно снижается, это происходит неизбежно, даже в том случае, если воспитатель привлекает занимательные факты, загадки, пословицы и т. д. Если же при заучивании стихотворений раскрываются разнообразные и достаточно сложные связи, существующие в природе, теоретический уровень материала повышается, познавательные задачи, поставленные перед дошкольником, усложняются, и это способствует развитию интереса. Воспитание у детей любви к родной природе начинается с создания предметно – развивающей среды детского сада. Уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе. Благодаря прогулкам развивается наблюдательность, возникает интерес к природе родного края. Происходит знакомство детей с изменениями природы по сезонам. Опытно-экспериментальная деятельность способствует формированию у детей познавательного интереса к природе, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Конечно, эмоциональное отношение ребёнка к природе во многом определяется и отношением самого взрослого. Чтобы сохранить природу, любить ее, необходимо жить в гармонии с окружающим миром. Во многом это зависит от нас, взрослых, от радости общения с природой, которую мы даём нашим детям. Чтобы воспитывать детей, нужно наполнить сначала свою душу добром, счастьем, мечтой…
Разделы образовательной деятельности | Формы проведения | Элементы предметно-пространственной развивающей среды |
Непосредственно-образовательная деятельность (специально организованное обучение) | Занятия комплексные, игровые, экспериментальные; беседы; экскурсии; рассказы воспитателя | Уголок природы Книжный уголок Уголок художественно-творческой деятельности Уголок экспериментальной деятельности Групповые площадки Огороды, цветники |
Совместная деятельность взрослого с детьми в режимных моментах | Природоохранные акции, наблюдения, опыты, беседы, экологические игры разного вида, чтение художественной литературы экологического содержания, фольклор (загадки, считалки, потешки, народный календарь), труд в природе | |
Свободная деятельность детей | Заполнение календарей наблюдений, работа с моделями, выкладывание картинок и иллюстраций | |
Рассматривание картин и иллюстраций сезонной тематики, книг писателей-натуралистов | ||
Выполнение индивидуальных и коллективных работ по изодеятельности, оформление раскрасок | ||
Опытническая деятельность |
Программа воспитания в детском саду включает в себя воспитание любви к Родине. Так с чего же начинается Родина? С кудрявой березки, шумящей на ветру, с переливчатой трели соловья, с улицы, проросшей травой – со всего того, что окружает человека с первых дней жизни. Воспитывая в детях любовь к природе, мы тем самым воспитывает у них любовь к Родине, и делать это нужно с самого раннего возраста. Научить детей видеть красоту окружающей родной природы, воспитать интерес и бережное отношение к ней, одна из главных задач педагога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Природа родного края
Внеклассное мероприятие для учащихся 7-8 классов. Интеллектуальная игра в которой принимают участие 2 команды. В кажом туре по 5 вопросов о растительном и животном мире....
Конспект урока " Поэты Ставрополья о родном крае и о природе родного края"
Урок знакомит учащихся 6-7 классов с творчеством поэтов Ставропольского края и раскрывает особенности лирических произведений о природе родного края. Урок сопровождается презентацией. К уроку прилагаа...
Презентация к уроку "Поэты Ставрополья о родном крае и о природе родного края"
Презентация содержит основные сведения о жизни и творчестве писателей Ставропольского края И. В. Кашпурова, Г. С.Фатеева, с. Рыбалко....
Природа родного края глазами поэтов
Работа содержит в себе стихотворения поэтов саратовской области, а также краткую биографию авторов...
Тематические тесты по курсу "Природа родного края" для 6 класса
Материал по курсу "Природа, история и культура Ленинградской области" для 6 класса...
Урок-проект в 10 классе «Ф.И.Тютчев – певец природы родного края, поэт-философ, певец любви? »
Проектная деятельность на уроке литературы в 10 классе...
Консультация Природа родного края, как важнейший элемент сенсорного развития детей дошкольного возраста
Человек является частью природы, и сенсорное восприятие ребенка - это часть данных ему природой возможностей вырасти и успешно адаптироваться в окружающей среде....