Пути развития УДОД в свете современных требований к качеству образования
статья на тему

Угрюмова Елена Борисовна

В статье описан концептуальный подход к развитию учреждения дополнительного образования детей в свете современных требований.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puti_razvitiya_udod.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пути развития УДОД

в  свете современных требований к качеству образования

Приоритетной  задачей в контексте модернизации  является становление таких личностных качеств как самостоятельность, ответственность за свой жизненный выбор, приобретение опыта самостоятельной деятельности, умение взаимодействовать с окружающим миром, готовность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Компетентностный подход является отражением потребности общества в подготовке людей не только знающих, но и умеющих применить свои знания. Компетенции рассматриваются как осознанная человеком способность (возможность) реализации знаний и умений для эффективной деятельности в конкретной ситуации. Такое понимание заложено в определении этого понятия, данном лабораторией дидактики ИТИП РАО. То есть, компетенция – это сплав традиционных знаний, умений и навыков с личностными особенностями ребенка, с его самоосознанием, рефлексией в ходе познавательной деятельности.

Одно из основных отличий компетентностного подхода от доминирующего в настоящее время знаниевого – в его нацеленности на рефлексивную оценку обучающимися своих возможностей и «невозможностей», осознание границ своей компетентности и некомпетентности. Основная идея этого подхода заключаются в том, что главный результат образования – это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях. В связи с этим в рамках компетентностного подхода доминирующим является представление не просто о «наращивании объема» знаний, а о приобретении разностороннего опыта деятельности.

Данный подход соответствует пониманию фундаментальных целей образования, сформулированных в документах ЮНЕСКО:

  • научить получать знания (учить учиться);
  • научить работать и зарабатывать (учение для труда);
  • научить жить (учение для бытия);
  • научить жить вместе (учение для совместной жизни).

Личностно ориентированный подход - это методологическая позиция в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддержать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности. Личностно ориентированное образование направлено на развитие и саморазвитие обучающегося, становление его как личности с учетом индивидуальных особенностей, интересов и способностей.

Можно считать, что цель личностно ориентированного образования состоит в том, чтобы в ребенке заложить механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания для становления самобытной личности, для продуктивного взаимодействия с окружающим миром.

Предполагается иная роль и позиция педагога:

  • оптимистический подход, авансирование доверием, умение максимально стимулировать развитие ребенка и видеть перспективы этого развития;
  • отношение к ребенку как к субъекту собственной ученической деятельности, и как к личности, способной учиться не по принуждению, а добровольно, по собственному желанию и выбору и проявлять собственную активность;
  • опора на личностный смысл, интересы (познавательные и социальные) каждого ребенка в учении, содействие их обретению к развитию.

При этом основным условием нового подхода является вовлеченность учащегося  в критический анализ, отбор и конструирование личностно значимого содержания и процесса воспитания. Традиционно учащийся мыслится как объект воспитания, при  личностно-ориентированном подходе он  рассматривается как партнер педагога, обладающий собственными интересами и учебными возможностями, т.е. ребенок  является равноправным участником образовательного процесса, его субъектом.  Но эта его роль возможна и возникает только при определенных условиях, которые должен создать педагог для развития ребенка. Вот эти особые условия и являются объектом педагогической деятельности:

  • психологическая атмосфера в Центре;
  • межличностные отношения учащихся между собой и с людьми, с которыми он общается в образовательном учреждении (уровень авторитетности педагогов, степень взаимопонимания и поддержки в группе детей, уровень сплоченности);
  • особенности образовательной среды Центра;
  • степень профессиональной компетентности педагогов, их профессиональные качества, творческий потенциал, стремление к профессиональному росту;
  • материально-технические условия;
  • научно-методические условия.

Развитие учреждения предусматривает такую организацию образовательного процесса, при которой:

  • расширяются границы социального взаимодействия;
  • становятся более разнообразными формы учебных объединений;
  • появляется необходимость в модульном построении образовательного маршрута и, как следствие, образовательной программы в связи с активным вовлечением в образовательный процесс детей с ограниченными жизненными возможностями и построением индивидуальных маршрутов для одаренных  детей;
  • совершенствуется материально-техническое обеспечение образовательного процесса;
  • расширяется  информационное образовательное пространство путем внедрения информационных технологий обучения с использованием мультимедийных средств;
  • расширяется  поле самостоятельной деятельности учащихся;
  • увеличивается количество образовательных программ, ориентированных на научно-исследовательскую и творческую деятельность.

Речь идет о формировании единого образовательного пространства,  ориентированного на реализацию основополагающих принципов дополнительного образования:

Реализация деятельности в рамках Программы развития осуществляется  с учетом приоритета сохранения и укрепления здоровья учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные требования к качеству образования

Что такое качество образования в современный период...

СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ УРОКА – ОРИЕНТИР МОДЕРНИЗАЦИЯ УРОКА

Каким же должен быть современный урок в условиях перехода к стандартам второго поколения?...

Современные требования к качеству урока - ориентир модернизации урока в рамках введения ФГОС ООО

В статье рассматриваются принципы педагогической техники на уроках, виды уроков, методические требования к уроку......

Современные требования к качеству урока ориентир модернизации урока.

Каким же должен быть современный урок в условиях настоящего времени? Современный урок должен, прежде всего, научить ребенка учиться, общаться и помочь осознать себя. Для этого ученику на уроке необход...

Современные требования к качеству урока – ориентир модернизации образования

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся главной формой организации учебного процесса. И для того, чтобы ...

Современные требования к качеству урока – ориентир модернизации образования

Презентация выступления на семинаре: Современные требования к качеству урока – ориентир  модернизации образования...

Профессиональное развитие педагога как необходимое условие повышения качества образования в современной школе

Презентация к педсовету по теме "Профессиональное  развитие педагога как необходимое условие  повышения качества образования в современной школе"Цель педсовета "Повышение моти...