Пути развития УДОД в свете современных требований к качеству образования
статья на тему
В статье описан концептуальный подход к развитию учреждения дополнительного образования детей в свете современных требований.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puti_razvitiya_udod.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пути развития УДОД
в свете современных требований к качеству образования
Приоритетной задачей в контексте модернизации является становление таких личностных качеств как самостоятельность, ответственность за свой жизненный выбор, приобретение опыта самостоятельной деятельности, умение взаимодействовать с окружающим миром, готовность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Компетентностный подход является отражением потребности общества в подготовке людей не только знающих, но и умеющих применить свои знания. Компетенции рассматриваются как осознанная человеком способность (возможность) реализации знаний и умений для эффективной деятельности в конкретной ситуации. Такое понимание заложено в определении этого понятия, данном лабораторией дидактики ИТИП РАО. То есть, компетенция – это сплав традиционных знаний, умений и навыков с личностными особенностями ребенка, с его самоосознанием, рефлексией в ходе познавательной деятельности.
Одно из основных отличий компетентностного подхода от доминирующего в настоящее время знаниевого – в его нацеленности на рефлексивную оценку обучающимися своих возможностей и «невозможностей», осознание границ своей компетентности и некомпетентности. Основная идея этого подхода заключаются в том, что главный результат образования – это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях. В связи с этим в рамках компетентностного подхода доминирующим является представление не просто о «наращивании объема» знаний, а о приобретении разностороннего опыта деятельности.
Данный подход соответствует пониманию фундаментальных целей образования, сформулированных в документах ЮНЕСКО:
- научить получать знания (учить учиться);
- научить работать и зарабатывать (учение для труда);
- научить жить (учение для бытия);
- научить жить вместе (учение для совместной жизни).
Личностно ориентированный подход - это методологическая позиция в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддержать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности. Личностно ориентированное образование направлено на развитие и саморазвитие обучающегося, становление его как личности с учетом индивидуальных особенностей, интересов и способностей.
Можно считать, что цель личностно ориентированного образования состоит в том, чтобы в ребенке заложить механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания для становления самобытной личности, для продуктивного взаимодействия с окружающим миром.
Предполагается иная роль и позиция педагога:
- оптимистический подход, авансирование доверием, умение максимально стимулировать развитие ребенка и видеть перспективы этого развития;
- отношение к ребенку как к субъекту собственной ученической деятельности, и как к личности, способной учиться не по принуждению, а добровольно, по собственному желанию и выбору и проявлять собственную активность;
- опора на личностный смысл, интересы (познавательные и социальные) каждого ребенка в учении, содействие их обретению к развитию.
При этом основным условием нового подхода является вовлеченность учащегося в критический анализ, отбор и конструирование личностно значимого содержания и процесса воспитания. Традиционно учащийся мыслится как объект воспитания, при личностно-ориентированном подходе он рассматривается как партнер педагога, обладающий собственными интересами и учебными возможностями, т.е. ребенок является равноправным участником образовательного процесса, его субъектом. Но эта его роль возможна и возникает только при определенных условиях, которые должен создать педагог для развития ребенка. Вот эти особые условия и являются объектом педагогической деятельности:
- психологическая атмосфера в Центре;
- межличностные отношения учащихся между собой и с людьми, с которыми он общается в образовательном учреждении (уровень авторитетности педагогов, степень взаимопонимания и поддержки в группе детей, уровень сплоченности);
- особенности образовательной среды Центра;
- степень профессиональной компетентности педагогов, их профессиональные качества, творческий потенциал, стремление к профессиональному росту;
- материально-технические условия;
- научно-методические условия.
Развитие учреждения предусматривает такую организацию образовательного процесса, при которой:
- расширяются границы социального взаимодействия;
- становятся более разнообразными формы учебных объединений;
- появляется необходимость в модульном построении образовательного маршрута и, как следствие, образовательной программы в связи с активным вовлечением в образовательный процесс детей с ограниченными жизненными возможностями и построением индивидуальных маршрутов для одаренных детей;
- совершенствуется материально-техническое обеспечение образовательного процесса;
- расширяется информационное образовательное пространство путем внедрения информационных технологий обучения с использованием мультимедийных средств;
- расширяется поле самостоятельной деятельности учащихся;
- увеличивается количество образовательных программ, ориентированных на научно-исследовательскую и творческую деятельность.
Речь идет о формировании единого образовательного пространства, ориентированного на реализацию основополагающих принципов дополнительного образования:
Реализация деятельности в рамках Программы развития осуществляется с учетом приоритета сохранения и укрепления здоровья учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные требования к качеству образования
Что такое качество образования в современный период...
СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ УРОКА – ОРИЕНТИР МОДЕРНИЗАЦИЯ УРОКА
Каким же должен быть современный урок в условиях перехода к стандартам второго поколения?...
Современные требования к качеству урока - ориентир модернизации урока в рамках введения ФГОС ООО
В статье рассматриваются принципы педагогической техники на уроках, виды уроков, методические требования к уроку......
Современные требования к качеству урока ориентир модернизации урока.
Каким же должен быть современный урок в условиях настоящего времени? Современный урок должен, прежде всего, научить ребенка учиться, общаться и помочь осознать себя. Для этого ученику на уроке необход...
Современные требования к качеству урока – ориентир модернизации образования
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся главной формой организации учебного процесса. И для того, чтобы ...
Современные требования к качеству урока – ориентир модернизации образования
Презентация выступления на семинаре: Современные требования к качеству урока – ориентир модернизации образования...
Профессиональное развитие педагога как необходимое условие повышения качества образования в современной школе
Презентация к педсовету по теме "Профессиональное развитие педагога как необходимое условие повышения качества образования в современной школе"Цель педсовета "Повышение моти...