Современные требования к качеству урока – ориентир модернизации образования
статья

Сердобинцева Татьяна Михайловна

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся главной формой организации учебного процесса. И для того, чтобы реализовать требования, предъявляемые временем, урок должен стать новым, современным!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные требования к качеству урока – ориентир модернизации   образования

             Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся главной формой организации учебного процесса. И для того, чтобы реализовать требования, предъявляемые временем, урок должен стать новым, современным!

          Достижение нового образовательного результата возможно при реализации системно-деятельностного подхода, который положен в основу Стандарта.

Поэтому, в первую очередь, меняются функции участников образовательного процесса: учитель из вещателя и передатчика информации становится менеджером. Главное для учителя в новой системе образования – это управлять процессом обучения, а не передавать знания. Функции ученика – активный деятель. То есть учащийся становится активной Личностью, умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания на практике. Учителю всегда нужно помнить о своей миссии - формировать целостное мышление ученика. Синтез  знания и умения - вот отличительное качество педагога новой формации.

В чем же новизна современного урока в условиях компетентностно-ориентированного образования?

         Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником. Какие требования предъявляются к современному уроку:

•    хорошо организованный урок  в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.

•    учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

•    урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

•     учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

•    вывод делают сами учащиеся;

•    минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

•    времясбережение и здоровьесбережение;

•    в центре внимания урока — дети;

•   учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены  такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

•     умение демонстрировать методическое искусство учителя;

•    планирование обратной связи;

•     урок должен быть добрым. Необходимо обратить внимание и на принципы педагогической техники:

•    свобода выбора (в любом  обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);

•    открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);

•    деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);

•    идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);

•    обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).  

  Как проходил обычный урок? Учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание – параграф, прочитанный по учебнику. Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть урока – учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание.      Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия  – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.        Если говорить о конкретных методиках, обучающих универсальным учебным действиям, они могут включать в себя  и экскурсии, и поиск дополнительного материала на заданную тему, и обмен мнениями, и выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и многое другое.      Уроки должны строиться по совершенно иной схеме.

Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями?

Современный урок ценен сегодня не только получением информации, но прежде всего, обучением в ходе него способам  деятельности для получения информации.  Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.

         Если обобщить все результаты педагогического поиска, основанного на изучении  литературы и педагогической практике, то можно отметить, что урок различают по его типу:

1-урок усвоения новых знаний,

2- урок совершенствования знаний, умений, навыков.

3- урок обобщения и систематизации знаний

4.-урок проверки, оценки и коррекции знаний, умений, навыков,

по форме: уроки-лекции, семинары, зачеты, диспуты, конференции, путешествия и т.д.   Методы  организации учебно-познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические, индуктивные, дедуктивные,  репродуктивные, проблемно-поисковые и др. 

Средства обучения:  печатные, звуковые, экранные, мультимедийные, объемные (модели, муляжи, макеты).

Каждый урок должен преследовать триединые цели урока: развивающие

( формирование интеллектуальных умений, умений анализировать, выделять главное, обобщать, систематизировать, развитие умений трудовых и политехнических, развитие воли и самостоятельности), образовательные и  воспитательные.

 Требования к современному уроку

 1. Дидактические требования:

·                чёткое формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами, определение места в общей системе уроков;

·                 определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учётом уровня подготовки и подготовленности учащихся;

·                 прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков,

·                 выбор наиболее рациональных методов, приёмов и средств обучения, стимулирования и контроля,

·                  сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;

·  реализация на уроке всех принципов дидактики: научности, систематичности и последовательности, сознательности и активности, связи теории с практикой, наглядности и др.

·  соблюдение на уроке единого орфографического режима.  

2. Организационные требования.

·  организационная чёткость, рациональное использование всех 45 минут урока;

·  чёткая постановка перед учащимися темы, учебной цели и конкретных заданий     урока;

·  гибкая, но вместе с тем чёткая структура, соответствующая цели, содержанию и методам проведения урока.

·  использование различных типов уроков (урок усвоения новых знаний, формирование навыков и умений, применение знаний, навыков и умений, комбинированный урок и т.д.).

 3. Психологические требования.

1). Психологическая цель урока: проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;

2). Стиль урока:

а) Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения,  выполнение учителем и учащимися проблемно – эвристического обучения; учёт контроля, анализа и оценки деятельности школьников,

б) Особенности самоорганизации учителя: подготовленность к уроку и главное – осознание психологической цели и внутренняя готовность к её осуществлению; рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.); педагогический такт; психологический климат на уроке  (поддержание атмосферы радостного,

искреннего общения, деловой контакт и др.).

в) Организация познавательной деятельности учащихся: определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся; организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений; закрепление результатов работы.

г) Учёт возрастных особенностей учащихся: планирование урока в соответствии с индивидуальными возрастными особенностями учащихся; проведение урока с учётом сильных и слабых учеников; дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам.

4. Гигиенические требования: температурный режим; освещение; предупреждение утомления и переутомления; чередование видов деятельности; соблюдение правильной рабочей позы учащегося; соответствие классной мебели росту школьника.

Основные этапы современного урока

1.     Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку.

2.     Проверка домашнего задания.

3.     Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме.

4.     Постановка цели занятия перед учащимися.

5.     Формирование новых знаний.

6.     Закрепление полученных знаний.

7.     Домашнее задание.  

                   Соблюдая данные этапы урока, учитель  новой формации обязан применять все новое, передовое, без которого современная школа не мыслит своего существования. Богатейшие возможности для этого представляют современные информационные технологии (ИКТ), которые позволяют

 - рационально организовать познавательную деятельность школьников,

-использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса,

-охватить обучением одновременно значительное количество учащихся,

-развивать интеллектуальные творческие способности школьников, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные требования к качеству образования

Что такое качество образования в современный период...

СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ УРОКА – ОРИЕНТИР МОДЕРНИЗАЦИЯ УРОКА

Каким же должен быть современный урок в условиях перехода к стандартам второго поколения?...

Современные требования к качеству урока - ориентир модернизации урока в рамках введения ФГОС ООО

В статье рассматриваются принципы педагогической техники на уроках, виды уроков, методические требования к уроку......

Современные требования к качеству урока ориентир модернизации урока.

Каким же должен быть современный урок в условиях настоящего времени? Современный урок должен, прежде всего, научить ребенка учиться, общаться и помочь осознать себя. Для этого ученику на уроке необход...

Современные требования к качеству урока

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения. Меняются функции участников образовательного процесса. Главное для учителя в новой системе образования – ...

Современные требования к качеству урока – ориентир модернизации образования

Презентация выступления на семинаре: Современные требования к качеству урока – ориентир  модернизации образования...

Современные требования к качеству занятий – ориентиры на обновление содержания воспитания

Современное занятие – это, прежде всего занятие, на котором воспитатель умело использует все возможности для развития личности воспитанника, для формирования ее нравственных основ, совершенствуе...