Образовательная программа "Коллективное музицирование"
рабочая программа на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kollektivnoe_muzitsirovanie_khorovoe_peniesrok_realizatsii_7_let.docx | 42.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Автономное учреждение
«Образовательное учреждение дополнительного образования детей
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» муниципального образования
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
городской округ город Радужный
Утверждено
Приказом № _______
от «____» _________20___ года
Директор АУ «ОУ ДОД «ДШИ»
____________ А.Л.Мазуркевич
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Коллективное музицирование»
(хоровое пение)
срок реализации 7 лет
(для учащихся, поступающих в школу в 7-8 лет)
Преподаватель
Гуляева
Галина
Сергеевна
г Радужный
2013 г
Программа по предмету «Коллективное музицирование» (хоровое пение) с уровнем реализации полного курса 7 лет для обучения детей на отделении музыкального искусства прошла внутреннюю экспертизу на теоретико-хоровом отделении «29» мая 2013 года протокол №15, рекомендована Педагогическому совету школы для рассмотрения в качестве рабочей образовательной программы преподавателя Гуляевой Галины Сергеевны на 2013-2014учебный год.
Программа по предмету «Коллективное музицирование» (хоровое пение) с уровнем реализации полного курса 7 лет для обучения детей на отделении музыкального искусства рассмотрена на заседании Педагогического совета школы «04» июня 2013 года, протокол №16, рекомендована директору школы для утверждения в качестве рабочей образовательной программы преподавателя Гуляевой Галины Сергеевны на 2013-2014 учебный год.
ОГЛАВЛЕНИЕ
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
- УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Пояснительная записка
Данная программа по предмету «Коллективное музицирование» (хоровое пение) с уровнем реализации полного курса 7 лет для обучения детей на отделении музыкального искусства составлена на основе Типовой программы по хоровому классу для инструментальных отделений ДМШ и ДШИ (составитель В.Попов, М.,1998г.).
Хор – это большой вокально-исполнительский коллектив, который средствами своего искусства правдиво, художественно полноценно раскрывает содержание и форму исполняемых произведений и своей творческой деятельностью способствует эстетическому воспитанию. Хоровое пение занимает важное место в программе дополнительного образования и принадлежит к основным видам музыкального исполнительства. Оно является одним из средств разностороннего развития учащихся, музыкально-творческого и личностного.
Хоровое пение в системе предметов ДШИ занимает важное место, так как способствует развитию художественного вкуса у детей, расширению их кругозора, выявлению и развитию творческого потенциала обучающихся.
В ДМШ и ДШИ, где учащиеся сочетают хоровое пение с обучением игре на одном из музыкальных инструментов, хоровой класс служит одним из важнейших факторов развития слуха, музыкальности детей, помогает формированию интонационных навыков, необходимых для овладения исполнительским искусством на любом музыкальном инструменте. Хоровой класс находится в тесной взаимодействии со всеми музыкально-теоретическими дисциплинами, специальным инструментом.
В хоровом коллективе должна быть создана атмосфера творчества, взаимопомощи, ответственности каждого за результаты общего дела. Такая атмосфера способствует формированию личности ребенка, помогает ему поверить в свои силы, воспитывает чувство товарищества, ибо именно в этом залог высоких художественных результатов хора. При организации занятий хорового класса необходимо руководствоваться не столько вокальными возможностями детей, сколько их возрастом.
Отбирая репертуар, педагог, помимо прочего, должен помнить о необходимости расширения музыкально-художественного кругозора детей, о том, что хоровое пение — мощное средство духовного, нравственного и патриотического воспитания учащихся. Поэтому произведения русской и зарубежной классики должны сочетаться с песнями современных композиторов и народными песнями разных жанров.
Задача руководителя хора– привить детям любовь к хоровому пению, сформировать необходимые навыки и выработать потребность в систематическом коллективном музицировании, учитывая, что хоровое пение – наиболее доступный вид подобной деятельности. На протяжении всех лет обучения педагог следит за формированием и развитием вокально – хоровых навыков (дыханием, звуковедением, ансамблем, строем, дыханием), постепенно усложняя задачи, расширяя диапазон певческих возможностей детей. С накоплением опыта хорового исполнения, овладением вокально-хоровыми навыками, усложняется репертуар.
Для учащихся инструментальных отделений хоровой класс является из обязательных дисциплин, способствующих формированию навыков коллективного музицирования.
Программа направлена на создание условий для духовного, нравственного и патриотического воспитания обучающихся, воспитания художественно – эстетического вкуса, обогащению музыкального кругозора, формированию художественной культуры
Актуальность
Программа позволяет создать условия для интеллектуального, художественно-эстетического и всестороннего развития личности.
Цель программы
- Создать детский хоровой коллектив, основу музыкально-эстетического воспитания его участников, инструмента развития их творческих задатков и личностных качеств.
- Развить общий музыкальный уровень культуры детей в процессе творческого восприятия и исполнения музыкальных произведений; развить творческий потенциал ребенка.
- Познакомить с хоровой и вокальной музыкой, приобщить к сокровищнице отечественного и зарубежного вокально- хорового искусства.
- Способствовать формированию устойчивого интереса к хоровому пению, музыкально – творческой деятельности.
- Воспитывать художественно – эстетический вкус.
Основные задачи:
развитие познавательного интереса к вокально – хоровому творчеству;
формирование вокально – хоровых навыков;
воспитание чувства стиля;
обучение коллективному творчеству;
воспитание эстетического вкуса, исполнительской и слушательской культуры;
развитие личностных качеств: самостоятельности, ответственности, усидчивости и внимательности, дисциплинирующих волю и целеустремлённость, а также чувство потребности в саморазвитии.
Формы работы
-коллективное пение;
-индивидуальная работа с «гудошниками»;
-сводные репетиции;
-занятие – постановка, репетиция;
-концертные выступления.
Методы работы
-интонационно – содержательного постижения музыки;
-моделирования художественно – творческого процесса над хоровым произведением;
-музицирования;
-стимулирования и мотивации учебно – познавательности деятельности;
-фонопедических упражнений;
-имитационного моделирования.
Отличительные особенности
Данная программа является рабочей, адаптированной к условиям ДШИ.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем с учётом межпредметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.
Срок реализации
Программа рассчитана на 7лет обучения с 7-8 летнего возраста. Согласно учебному плану, занятия проводятся:
-1 раз в неделю по 1 часу в младшем хоре,34 часа год;
-2раза в неделю по 1 часу в старшем хоре,68 часов в год.
Сводные репетиции:
-0,5 часа в неделю в младшем хоре,17 часов в год;
-1 час в неделю в старшем хоре,34 часа в год.
Условия реализации:
-наличие групп от 12 человек;
-наличие инструмента фортепиано;
-наличие аудио, видео техники;
-нотной и методической литературы.
Учёт успеваемости:
Целесообразно систематически проводить текущий учёт знаний учащихся хоровых партий путём опроса ансамбля или соло в зависимости от фактуры произведения и уровня, приобретённых навыков в хоровом коллективе.
- контроль за уровнем исполнения хорового репертуара осуществляется руководителем в форме индивидуального опроса на занятиях;
-групповой проверки знаний хоровых партий;
-на основе текущих занятий;
-в течение года планируется ряд творческих показов: праздничные концерты, отчётный концерт хоровой музыки, отчётные концерты школы;
При оценке учащегося учитывается также его участие в выступлениях хорового коллектива.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
При организации занятий хор делится на два состава:
-младший хор (учащиеся 1-4 классов);
-старший хор (учащиеся 5-7 классов).
За учебный год в хоровом классе должно быть пройдено примерное количество произведений: младшие группы-10-12 произведений, старшие группы-8-10 произведений.
Основные разделы работы в хоровом классе:
1.Певческая установка и дыхание.
2.Звуковедение, дикция.
3.Ансамбль и строй.
4.Формирование исполнительских навыков.
5.Воспитание навыков понимания дирижерского жеста.
1.Певческая установка и дыхание.
Младший хор:
Посадка хорового певца, положение корпуса головы, артикуляции при пении; навыки пения, сидя и стоя.
Дыхание перед началом пения; одновременный вдох и начало пения; различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения; различные его приёмы (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных). Цезуры.
Знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном» дыхании).
Старший хор:
Закрепление навыков, полученных в младшем хоре. Задержка дыхания перед началом пения. Исполнение пауз между звуками без смены дыхания (стаккато). Работа над дыханием как важным фактором выразительного исполнения. Совершенствование навыков «цепного» дыхания: на длинных фразах, не имеющих пауз; на длинных звуках или аккордах в несколько тактов; пение произведений целиком на «цепном» дыхании.
2.Звуковедение и дикция.
Младший хор:
Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных, способы их формирования в различных регистрах (головное звучание). Пение нон легато и легато. Нюансы (меццо-форте, меццо-пиано, пиано, форте).
Развитие дикционных навыков. Гласные и согласные, их роль в пении. Отнесение внутри слова согласных к последующему слогу.
Старший хор:
Закрепление навыков, полученных в младшем хоре. Развитие свободы и подвижности артикуляционного аппарата за счёт активизации работы губ, языка. Выработка навыка активного и чёткого произношения согласных. Развитие дикционных навыков в быстрых и медленных темпах. Сохранение дикционной активности при нюансах пиано и пианиссимо.
3.Ансамбль и строй.
Младший хор:
Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада), ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная), соблюдение динамической ровности при произнесении текста. Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм).
Устойчивое интонирование одноголосного пения при сложном аккомпанементе. Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения.
Старший хор.
Закрепление навыков полученных в младшем хоре. Совершенствование ансамбля и строя в произведениях различного склада изложения и с различными средствами музыкального языка. Выработка чистой интонации при двух - трёхголосном пении. Владение навыками пения без сопровождения. Для подвинутых групп более сложные навыки многоголосия.
4.Формирование исполнительских навыков.
Младший и старший хоры:
Анализ словесного текста и его содержания. Грамотное чтение нотного текста по партиям и партитурам. Разбор тонального плана, ладовой структуры, гармонической канвы произведения.
Членение на мотивы, периоды, предложения, фразы. Определение формы
(куплетная, двухчастная, рондо и пр.).
Фразировка, вытекающая из музыкального и текстового содержания. Взаимопроникновение двух элементов при исполнении фразы и всего произведения – динамического и агогического. Различные виды динамики. Многообразие агогических возможностей исполнения произведений: пение в строго размеренном темпе; сопоставление двух темпов ( медленный и быстрый); Замедление в конце произведения; замедление и ускорение в середине произведения; различные виды фермат.
5.Воспитание навыков понимания дирижерского жеста
Младший хор:
Указания дирижёра: «внимание», «дыхание», «начало», «окончание» пения. Понимание требований, касающихся агогических и динамических изменений.
Старший хор:
Закрепление и сознательное отношение ко всем указаниям дирижёра, касающихся художественно - исполнительского плана произведения.
Ожидаемый результат
Младший хор:
-наличие интереса к вокально - хоровому искусству, стремление к вокально-творческому самовыражению (участие в импровизациях, участие в концертах);
- проявление навыков вокально-хоровой деятельности;
-стремление передавать характер песни, правильно распределять дыхание по фразам, умение исполнять легато, делать кульминацию во фразе;
-умение исполнять одноголосные произведения, а также несложные 2хголосные произведения, чисто интонировать.
Старший хор:
-овладение вокально – хоровыми навыками;
- умение исполнять 2 – 3 – х голосные произведения с сопровождением и acappella;
- умение донести до слушателя музыкально – художественный образ исполняемого произведения, его идейно – эмоциональный смысл.
Учебно – тематический план
1 класс
№п/п | Разделы | Кол – во часов | |
теоретич. | практич. | ||
1 | Певческая установка и дыхание | 1 | 2 |
2 | Звуковедение, дикция | 2 | 7 |
3 | Ансамбль и строй | 2 | 7 |
4 | Формирование исполнительских навыков | 2 | 6 |
5 | Воспитание навыков понимания дирижерского жеста | 1 | 4 |
Всего 34 часа
Сводные репетиции –17 часов в год
Учебно – тематический план 2 класс
№п/п | Разделы | Кол – во часов | |
теоретич. | практич | ||
1 | Певческая установка и дыхание | 1 | 2 |
2 | Звуковедение, дикция | 2 | 7 |
3 | Ансамбль и строй | 2 | 7 |
4 | Формирование исполнительских навыков | 2 | 6 |
5 | Воспитание навыков понимания дирижерского жеста | 1 | 4 |
Всего 34 часа
Сводные репетиции –17 часов в год
Учебно – тематический план 3 класс
№п/п | Разделы | Кол – во часов | |
теоретич. | практич | ||
1 | Певческая установка и дыхание | 0,5 | 2 |
2 | Звуковедение, дикция | 2 | 7,5 |
3 | Ансамбль и строй | 1 | 8 |
4 | Формирование исполнительских навыков | 2 | 6 |
5 | Воспитание навыков понимания дирижерского жеста | 1 | 4 |
Всего 34 часа
Сводные репетиции –17 часов в год
Учебно – тематический план 4 класс
№п/п | Разделы | Кол – во часов | |
теоретич. | практич | ||
1 | Певческая установка и дыхание | 0,5 | 2 |
2 | Звуковедение, дикция | 2 | 7,5 |
3 | Ансамбль и строй | 1 | 8 |
4 | Формирование исполнительских навыков | 1 | 7 |
5 | Воспитание навыков понимания дирижерского жеста | 0,5 | 4,5 |
Всего 34 часа
Сводные репетиции –17 часов в год
Учебно – тематический план 5 класс
№п/п | Разделы | Кол – во часов | |
теоретич. | практич | ||
1 | Певческая установка и дыхание | 1 | 2 |
2 | Звуковедение, дикция | 2 | 14 |
3 | Ансамбль и строй | 2 | 18 |
4 | Формирование исполнительских навыков | 2 | 18 |
5 | Воспитание навыков понимания дирижерского жеста | 1 | 8 |
Всего 68 часов
Сводные репетиции –34 часа в год
Учебно – тематический план 6 класс
№п/п | Разделы | Кол – во часов | |
теоретич. | практич | ||
1 | Певческая установка и дыхание | 1 | 2 |
2 | Звуковедение, дикция | 2 | 16 |
3 | Ансамбль и строй | 2 | 18 |
4 | Формирование исполнительских навыков | 2 | 18 |
5 | Воспитание навыков понимания дирижерского жеста | 1 | 6 |
Всего 68 часов
Сводные репетиции –34 часа в год
Учебно – тематический план 7 класс
№п/п | Разделы | Кол – во часов | |
теоретич. | практич. | ||
1 | Певческая установка и дыхание | 1 | 2 |
2 | Звуковедение, дикция | 2 | 16 |
3 | Ансамбль и строй | 2 | 18 |
4 | Формирование исполнительских навыков | 2 | 18 |
5 | Воспитание навыков понимания дирижерского жеста | 1 | 6 |
Всего 68 часов
Сводные репетиции –34 часа в год
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список используемых в работе сборников хоровой и вокальной музыки
- Д. Тухманов «Колокольчик мой хрустальный» Музыкальный сборник «Дрофа»2001г.
- А. Какорин «Альбом детских песен» г. Омск 1999г.
- В. Бровко «Семейный альбом» Цикл песен на стихи Татьяны Калининой
- «Пойте с нами» Песни для детей младшего и среднего возраста. Учебное пособие «Композитор» г. Санкт-Петербург 2003г.
- «Русская хоровая музыка» Хрестоматия для детей. Классика 216 М. 2003г.
- «Зарубежная хоровая музыка» Хрестоматия для детей. Классика 216 М. 2003г.
- И.С.Бах «Избранные духовные песни, арии, хоралы». Классика 216 М. 2003г.
- А.Аренский, В.Ребриков «Детские песни»
- Л.Марченко «Детские песни о разном». Выпуски 1,2,3. Ростов-на-Дону, Феникс 2000-2003г.
- Ю.Чичиков «Музыка русских узоров». Сюита для детского хора ст. П.Синявского, изд. «Музыка» 1983г.
- Я. Дубравин «Огромный дома» Песни и хоры для детей, «Композитор» г. Санкт-Петербург
- Корнаков « Крутится весёлая пластинка» песни для детского хора, (млад. и сред. классы). «Композитор» Санкт-Петербург
- Детские и юношеские хоры. Репертуар хора института художественного воспитания академии педагогических наук СССР: песни для детского хора (выпуск 15)
- Музыкальное общество Свердловской области: С.Сиротин «Произведения для детского хора» Екатеринбург 2000г.
- Я. Дубравин «Ищу в природе красоту». Женские хоры, г. Санкт-Петербург, издательство «Композитор» 1997г.
- «Малыши поют классику» для детского хора в сопровождении фортепиано и без сопровождения. Выпуск 2. «Русская музыка» г. Санкт-Петербург. Издательство «Композитор» 1998г.
- Ж. Металлиди «Про луну и апельсин» песни для детского хора. Издательство «Композитор», г. Санкт-Петербург 1997г.
- «Школьные шлягеры» песни и хоры для учащихся 1-11 классов средней школы. Учебно-методическое пособие. Составлено Ю.Алиев, М. музыка 2007г.
- «Музыкальные картины» для детского хора без сопровождения. В. Мурадели. МРI 2008г.
- «Музыка» В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. Издательство «Дрофа», М. – 2003 г.
Методическаялитература
«Детский голос» под ред. Шацкой. Москва, 1970 год.
«Развитие детского голоса в процессе обучения пению» Г. Стулова. Москва, 1992г.
Д. Е. Огороднов «Музыкально – певческое воспитание детей»- «Музыка»1972г.
«Вокальный букварь» Е. Пискарская. Москва,1996 г.
«Хоровой класс. Коллективное музицирование. Программа для инструментальных и хоровых отделений ДМШ и ДШИ»(составитель В. Попов, Москва, 1998 г.)
« Хоровой класс» Г. Струве. Москва,1986
В. Попов, Л. Тихеева «Школа хорового пения».
В. Попов, П. Халабузаря «Хоровой класс».
О.А. Апраксина «Методика музыкального воспитания».
Ю. Рауль «Певческий голос».
Морозов В.П. «Биофизические основы вокальной речи».
Тевлина В.К. «Вокально-хоровая работа» в кн. «Музыкальное воспитание в школе». Выпуск 15, Москва, 1982 год.
Виноградов К.П. «Работа над дикцией в хоре». Москва «Музыка» 1967 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая образовательная программа по предмету «Коллективное музицирование - ансамбль» с включением дополнительной программы по развитию национально-регионального компонента «Музыка родного края»
В последнее столетие в России произошла смена нескольких исторических формаций в ходе традиций национальных культур. Этот процесс коснулся и НАО, который является центром самобытной ненецк...
"Элементарное музицирование" образовательная программа по раннему музыкальному развитию детей
Образовательная программа по раннему музыкальному развитию детей. Может быть использована как в рамках занятий с подготовительными группами в детской школе искусств, так и в рамках музыкальных занятий...
Образовательная рабочая программа по предмету "Коллективное музицирование". Оркестр духовых инструментов.Для учащихся отделения духовых инструментов
Программа ориентирована на развитие навыков оркестрового музицирования....
Рабочая образовательная программа "Коллективное музицирование" (аккомпанемент). Срок обучения 2 года
Рабочая образовательная программа "Коллективное музицирование" (аккомпанемент). Срок обучения 2 года...
Рабочая образовательная программа "Музицирование" (чтение нот с листа). Срок обучения - 5 лет
Рабочая образовательная программа "Музицирование" (чтение нот с листа). Срок обучения - 5 лет...
Роль совместного и семейного музицирования в современном музыкально-образовательном процессе
В работе отражены навыки ансамблевого музицирования. Роль семьи в успешности обучения....
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства (платные образовательные услуги) «музицирование» («Фортепиано для взрослых») Срок реализации программы 2 года
Программа «Фортепиано для взрослых» направлена на творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающегося, создание условий для приобретения им опыта исполнительской практики,...