Самообразование по теме "Арт-терапия на занятиях по изобразительной деятельности как метод коррекции эмоциональной сферы ребёнка"
методическая разработка на тему
Самообразование по теме "Арт-терапия на занятиях по изобразительной деятельности как метод коррекции эмоциональной сферы ребёнка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
saoobrazovanie_po_teme.docx | 45.89 КБ |
Предварительный просмотр:
САМООБРАЗОВАНИЕ ПО ТЕМЕ:
«АТР-ТЕРАПИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК МЕТОД КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЁНКА»
План
1.Введение.
1.1 Что такое арт терапия? Изо –терапия как метод арт-терапии.
1.2 Особенности эмоциональной сферы детей, воспитывающихся в детском доме.
1.3 Особенности и эффективность метода изо терапии.
2. Экспериментальная работа по коррекции эмоциональной сферы учащихся с помощью метода изо терапии.
2.1 Уровень эмоциональной сферы детей
2.2 Методы арт- терапии, используемые для коррекции эмоциональной сферы детей.
2.3 Этапы эксперимента.
Заключение.
Список литературы
Приложение.
Введение
1.1 Что такое арт терапия? Изо –терапия как метод арт-терапии.
Где находит свое применение арт-терапия? Внутренний мир ребенка сложен и многообразен. Как помочь ему увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, познать свое «я», раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем, развивать себя и в то же время заботиться о своем здоровье . Все это возможности арт-терапии..
Один из основных методов арт-терапии — терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием. В его основе лежит особая «сигнальная цветовая система», согласно которой посредством цвета участник технологии сигнализирует о своем эмоциональном состоянии. Современная изотерапия — это в основном процесс художественного творчества. ...
Еще одно весомое преимущество арт-терапии заключается в том, что она не имеет противопоказаний и дает изумительные результаты как при работе с детьми и подростками, так и при работе со взрослыми.
Арт-терапевтическая практика основана на том, что наиболее важные мысли и переживания человека, являющиеся порождением его бессознательного, могут находить выражение скорее в виде образов, чем в словах. Детям крайне трудно вербализировать свои состояния и рефлексировать их, особенно детям сиротам, пережившим сильные психологические травмы, поэтому арт-терапевтические занятия как нельзя лучше позволяют педагогу работать с состоянием ребёнка, минуя слова и сознание. В процессе творческого акта внутренние конфликты переживаются вновь и, в конечном счёте, разрешаются.
Педагог создаёт для ребёнка безопасную среду, которой могут являться кабинет или студия и обеспечивает её различными изобразительными материалами – красками, глиной и т.д., находясь рядом с ним в процессе изобразительной работы.
Дети могут использовать предоставленные им материалы по своему желанию, стремясь в присутствии педагога выразить в изобразительной работе свои мысли и чувства. Педагог побуждает ребёнка к взаимодействию с изобразительными материалами, благодаря чему арт-терапевтический процесс представляет собой одно из форм диалога. Педагог выступает как посредник в диалоге ребёнка со своей изобразительной продукцией.
1.2 Особенности эмоциональной сферы детей, воспитывающихся в детском доме.
Большую часть времени дети, оставшиеся, без попечения родителей проводят в стенах детского дома – школы. Они растут и развиваются на глазах педагогов, которые руководят ими и направляют их. От знаний педагога, от педагогического мастерства, от его активной позиции в решающей степени зависит успех образования и воспитания.
Одной из основных проблем у детей, воспитывающихся в детских домах, является высокий уровень тревожности. Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также низким порогом его возникновения. Вопрос о причинах возникновения тревожности в настоящее время остается открытым. Однако большинство психологов считает, что причина кроется в нарушении детско–родительских отношений, что характерно для воспитанников детских домов.
По сравнению с домашними детьми, ребенку в условиях детского дома недостает ухода, заботы и ласки. В этом случае коллективная, творческая, трудовая деятельность способна создать эмоционально теплую атмосферу. Рядом с ребенком в детском доме должны находиться педагоги, способные замечать и оценивать их первые успехи в жизни, предупреждать нарушения в психическом и личностном развитии ребенка.
1.3 Особенности и эффективность метода изо терапии.
Эффективным методом снижения уровня тревожности у детей и подростков, а также методом, направленным на профилактику девиантного поведения, выступает метод изо терапии. Творческая деятельность помогает ребенку найти себя, реализовать свой потенциал, преодолеть свои страхи и неуверенность.
Можно выделить особенности арт-терапевтического подхода:
1. Безоценочное восприятие всех работ: ведь в арт-терапии нет «правильного» или «неправильного», и это нужно четко объяснить. Детям нужно чувствовать себя в безопасности, знать, что создание образов — это способ передачи своего опыта, мыслей и чувств и что их не будут оценивать.
2. Дети являются своего рода экспертами. Работу лучше строить таким образом, чтобы отправной точкой был опыт каждого ребенка. В этом смысле дети — сами «эксперты» в отношении своих работ.
3. Важен и уникален вклад каждого из детей. Все работы нужно рассматривать с равным уважением, вне зависимости от профессионализма.
4. Сохранение тайны необходимо, поскольку произведения, возможно, задействуют личный уровень. Детские тайны нужно охранять.
5. Важен рассказ о своей работе. Условия для рассказа и обсуждения работы ребенка не должны быть директивными. Нельзя интерпретировать работу ребенка, детей нельзя заставлять раскрывать больше, чем они того желают.
6. При работе с группой желательно установить основные правила. Их нужно выполнять с взаимным уважением, ценя вклад каждого, чтобы окружающая среда была безопасной, чтобы все дети хорошо себя чувствовали.
Примерный список основных правил:
- Внимательно слушать друг друга.
- Не перебивать говорящего.
- Уважать мнение друг друга.
- Не обязательно принимать активное участие в занятии, если не хочется.
- Не говорить плохо - хорошо, правильно - не правильно.
- Все сказанное на занятии должно оставаться конфиденциальным — если иного решения не было принято.
Хотя метод арт-терапии делает акцент на процессе создания образа, столь же важным является и сам продукт творчества, который помогает ребенку почувствовать законченность процесса и уверенность в себе.
Изо терапия дает положительные результаты в работе с трудными детьми, помогая им справиться со своими психологическими проблемами. Приемов изо терапии очень много.
Изо терапия — это не просто уроки рисования, а свободное творчество, с применением различных методик, приемов, материалов которые помогают детям выплеснуть свои страхи, эмоции, снять напряжение, тревожность, создать собственные исцеляющие символы.
Изо терапия может способствовать достижению следующих целей:
- Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам. Работа над рисунками, картинами, скульптурами является безопасным способом “ выпустить пар” и разрядить напряжение.
- Облегчить процесс коррекции. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербальной психотерапии.
- Проработать мысли и чувства, которые воспитанник привык подавлять. Иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений.
- Наладить отношения между педагогом и воспитанником. Совместное участие в художественной деятельности может способствовать созданию отношений эмпатии и взаимного принятия.
- Развить чувство внутреннего контроля. Работа над рисунками и картинами или лепка предусматривают упорядочивание цвета и форм.
2. Экспериментальная работа по коррекции эмоциональной сферы воспитанников с помощью арт- терапии
Цель данной экспериментальной работы.
- Получить новые знания о методе изо терапия и его положительном влиянии на эмоциональную сферу детей;
- Разработать и апробировать техники арт- терапии на занятиях кружка “Коллекция идей”;
- Выявить организационно-методические, организационно-педагогические и организационно-психологические условия достижения положительного результата;
Для реализации поставленных целей определены следующие задачи.
- На основе анализа теоретических источников изучить эффективность влияния арт-терапии на эмоциональную сферу учащихся, специфику организации арт- терапии.
- Выявить уровень эмоционального состояния учащихся до применения арт-терапии и после.
- Сравнить результаты.
- Реализовать средства и методы арт- терапевтической работы по коррекции эмоциональной сферы в полном объёме на занятиях кружка“ Коллекция идей”.
- Оценить эффективность проделанной работы.
В качестве объекта экспериментальной работы для осуществления экспериментальной деятельности выступают методы и приёмы арт- терапии, положительно влияющие на коррекцию эмоциональной сферы учащихся.
Предмет экспериментальной работы – эмоциональная сфера детей детского дома.
Методы экспериментальной деятельности.
- Анализ теоретических источников.
- Психолого-педагогический эксперимент.
- Анализ полученных результатов.
Диагностический инструментарий.
- Рисуночный тест “ Несуществующее животное”.
- Педагогические разработки занятий кружка.
- Конспекты занятий.
Срок проведения эксперимента: 2014-2015 год.
База эксперимента: воспитанники детского дома 7-14 лет
2.1 Уровень эмоциональной сферы воспитанников.
Я в тесной связи работаю с психологом детского дома, который провел с детьми тест по обследованию эмоциональной сферы воспитанников детского дома.
Обследование эмоциональной сферы проходило с использованием следующей методики: рисуночный тест “ Несуществующее животное”.
Цель рисуночного теста “ Несуществующее животное”: выявление психологического состояния некоторых свойств личности (сомнения, страх, тревожность, эгоцентризм, замкнутость, неуверенность в себе и т.д.) Детям была дана инструкция нарисовать несуществующее животное и дать ему название.
Результаты данного теста отражены в приложении № 1 (см. приложение). Обобщённо можно отметить следующее: у всех детей явно выраженные эгоцентризм и тревожность, стрессовые ситуации, нерешительность, страх. Агрессию испытывают 4 человека. Низкая самооценка у 5 детей, эгоцентризм - 6 человек. Кроме того выяснилось, что 1 ребёнок склонен к подавленности, недовольству собой. Неудовлетворённость в общении испытывают 3 ребёнка, низкая устойчивость к стрессу – 6 человек. Склонность к компенсаторному фантазированию испытывают з ребёнка, депрессии у 3 детей. У двух детей высокая значимость сексуальной сферы. Негативистские психоподобные реакции на конфликтную ситуацию испытывает один ребёнок. Гиперактивностью страдают 2 ребёнка, импульсивностью тоже двое. У всех детей возникли затруднения при выполнении задания, они долго не могли выполнить инструкцию. Это говорит о том, что у этих очень высокая тревожность.
На основе анализа результатов рисуночного теста можно сделать следующие выводы: у всех детей в какой-то мере страдает эмоциональная сфера и её нужно корригировать. Иначе это приведёт к тяжёлым последствиям в виде неприятных ситуаций в будущей взрослой жизни ( драки, приводы в милицию, дети с такими проблемами могут попасть в различные неформальные движения, стать сектантами). Нужны такие методы коррекции, которые помогли бы детям справиться со своими страхами, тревогами, агрессией, помогли бы им повысить самооценку, неудовлетворённую потребность в общении.
2.2 Методы арт-терапии, используемые для коррекции эмоциональной сферы учащихся.
Индивидуальное рисование.
Цель: Это упражнение прекрасно подходит для начала занятий. Оно будит творческое начало в участниках группы, позволяет им осознать свои эмоции и помогает познакомиться друг с другом.
Необходимое время для занятий – 30 минут. Материалы: бумага, карандаш, мелки, краски. Может быть пластилин или глина для лепки
Процедура занятия: учащиеся не должны испытывать недостатка в материалах. Каждый находит место, где он может остаться наедине с собой. Минуты 2 он собирается с мыслями, прислушивается к своим чувствам. Ему не надо думать о художественной стороне предстоящей работы. Пусть он просто возьмёт карандаш и начнёт рисовать. Чтобы выразить свои чувства, линии и фигуры. Можно рисовать в цвете. Задача рисовальщика – символически изобразить, своё состояние, как бы он ни чувствовал себя – на подъёме или упадке. Пусть рисует всё ,что придет ему в голову. Когда дети заканчивают рисование, они могут обменяться впечатлениями о своих и чужих работах, при этом, не давая им оценок.
Для разнообразия можно пользоваться не только карандашами, но и мелом, красками, глиной. В любом случае для участников главное – доверять своим чувствам и пытаться найти в своих произведениях значимую информацию о себе. Каждый использует это упражнение с целью разбудить свою фантазию и отразить в образах своё внутреннее состояние.
Парное рисование
Цель этого упражнения: исследование межличностных отношений, конфликтов.
Для этого занятия необходим 1 час. Материалы: бумага, цветные карандаши, мелки.
Процедура: каждый ребёнок выбирает себе партнёра. Между ними кладётся большой лист бумаги, и каждый получает множество цветных мелков. Бумага пространство для совместного рисования. Партнёры начинают спонтанное рисование на общем листе бумаги, выражая, таким образом, свои чувства. Общаются они только посредством линий, фигур и цветов.
Окончив рисование, партнёры могут обсудить свои впечатления. Они могут поговорить об эмоциональных реакциях одного на рисунки другого, обратить внимание на параллели между особенностями рисунков и особенностями поведения, которые авторы рисунков демонстрируют группе. При этом каждый из партнёров старается узнать что-то о другом.
Групповое рисование.
Это упражнение позволяет каждому в группе внести свой вклад в создание рисунка. Оно является прекрасным средством для того, чтобы выявить ролевые взаимоотношения в группе и влияние одних участников на индивидуальный опыт других.
Каждый ребёнок берёт лист бумаги и цветные карандаши, ручки или мелки. Все усаживаются в круг. Каждый начинает рисовать то, что сочтёт нужным. По сигналу руководителя все передают свои начатые рисунки соседям слева и получают чужие рисунки от соседей справа. После этого каждый продолжает начатый рисунок, будто он его собственный, внося в него изменения и дополнения. По следующему сигналу рисунки снова передают налево и получают справа и полученные дорисовывают. Так продолжается пока каждый не получит рисунок, который он начинал. Участникам предлагается осознать чувства, которые возникают у них, когда они видят, как было продолжено то, что они начали. Каждый волен оставить или как угодно изменить дорисованное другими. Наконец, учащиеся обсуждают свои впечатления.
Пластилиновый мир.
Это упражнение стимулирует творчество, позволяет исследовать ценностные ориентации учеников и вызывает у них как чувство сотрудничества , так и чувство соперничества.
Время необходимое для выполнения этого упражнения – 1 час. Материалы: глина, пластилин, соленое тесто
Процедура: каждый ученик получает большой кусок пластилина, соленого теста или глины. Группа разбивается на подгруппы. Чтобы обстановка способствовала расслаблению, работа может идти под музыку.
Детям предлагается закрыть глаза и представить себе, что можно слепить из пластилина. Работать нужно с закрытыми глазами, чтобы чувства и мысли выражались пальцами. Когда фигура будет готова, поместить её на подставку рядом с теми, что были вылеплены другими участниками группы. Вместе с ними, и уже открыв глаза, организуется целостный мир из отдельных частей. Если по ходу работы возникают какие-либо чувства к партнёру, высказывают их или выражают в лепке. Когда пластилиновый мир будет готов, он сравнивается с миром, созданным в других группах, обсуждаются результаты.
Работа с пластилином.
Область применения: отработка неприятного чувства обиды, гнева, страха, агрессии.
Группе даётся инструкция: слепить, в течении времени пока длится музыка, с закрытыми глазами слепить образ своего гнева, обиды, страха, не особо задумываясь над тем, что получается, а дать свободу своим рукам. Эту инструкцию можно видоизменить: предложить лепить вдвоём с открытыми глазами. В зависимости от того, что лепится выбрать музыку. После того, как кончится музыка, ребятам предлагается внимательно рассмотреть свою работу и от своего имени презентовать образ. Например: Я коричневая злость, я люблю,… Педагог может помогать детям своими вопросами:
- Как часто ты возникаешь?
- Где ты любишь обитать?
- Чего боишься?
- Что тебе помогает?
Это помогает детям ещё раз проговорить свои чувства, лучше понять созданный образ.
Работа с бумагой .
Область применения: развитие представлений о чём-то, посредством работы с бумагой, отработка негативных чувств, ресурсов, развитие межличностных отношений, развитие рефлексии.
Если это индивидуальная работа, то учащимся предлагается с помощью бумаги, ножниц, клея создать образ чего-то, в зависимости от того какая тема предъявлена. Работа длиться пока звучит музыка. Если это коллективная работа, то в зависимости от количества детей группа разбивается на 2-3 команды. Как правило, мы стараемся ставить в одну команду детей с разными статусами, с тем, чтобы отвергаемые и не принимаемые дети могли показать могли показать свою индивидуальность после того им также даётся тема и предлагается в течение некоторого времени создать коллективный рисунок, используя только бумагу, ножницы, клей. Если это индивидуальная работа, то участникам предлагается рассказать о своей работе, о мыслях, чувствах, которые возникали по ходу.
Если это работа с ресурсами, то полезно спросить: как они помогают тебе в реальной жизни? Что они для тебя? Можно предложить рассказ от имени образа.
Если это коллективная работа, то участники рассказывают, что они создали, какие чувства и мысли возникали по ходу совместной работы, что для каждого означает полученный образ? Здесь акцент делается не только на том, что для каждого означает этот образ, но и на стиль взаимодействия между детьми. Важно проговорить, кто какой элемент делал, чья была идея, насколько было комфортно детям работать вместе, и хотели бы они что-либо изменит? В конце каждому предлагается выбрать какой-то элемент на картине и от его имени рассказать о себе.
педагог во время работы фиксирует все то, что говорят дети, какие темы всплывают, так как последующие занятия строятся на актуальных темах класса. Важно также увидеть кому сейчас плохо, и оказать поддержку в виде групповой или индивидуальной работы.
Проективный рисунок.
Эта методика интересна тем, что носит двоякий характер. С одной стороны это замечательная диагностика, с другой она обладает всеми необходимыми техниками для того, чтобы оказывать психокоррекционное воздействие. Проективный рисунок может использоваться как в индивидуальной, так и в групповой работе. Основная задача проективного рисунка состоит в выявлении и осознании трудновербализуемых проблем и переживаний воспитанников. Управляя и направляя тематику рисунков, можно добиться переключения внимания ребёнка, концентрации его на конкретных значимых проблемах. Это особенно эффективно при коррекции детских страхов.
Темы, предлагаемые для рисования, могут быть, самыми разнообразными и касаться как индивидуальных, так и общегрупповых проблем: собственное прошлое и настоящее, будущее или абстрактные понятия, отношения в группе.
В проективном рисовании используются следующие методики (классификация Кратохвила):
свободное рисование, коммуникативное рисование, совместное рисование, дополнительное рисование. Существуют два способа работы с проективным рисунком: демонстрация всех рисунков одновременно, просмотр и сравнение, нахождение общего и отличительного содержания, разбор каждого рисунка отдельно. Основными этапами коррекционного процесса с использованием метода проективного рисования являются:
- Предварительный, ориентировочный этап.
- Выбор темы рисования, эмоциональное включение в процесс рисования.
- Поиск адекватной формы выражения.
- Развитие формы в направлении всё более полного, глубокого самовыражения, её конкретизация.
- Разрешение конфликтно травмирующей ситуации в символической форме.
Рисование “Волшебными красками”.
Краски готовятся по рецепту: 2 ложки муки, 1,5 ложек соли, треть чайной ложки подсолнечного масла и немного воды. Замесить тесто как для блинов. После добавить 2 ложки клея ПВА. Далее в тесто добавлять гуашь того цвета, который нужно создать. Рисуют, на картоне не размазывая, а выливая на картон.
Техника “Овощных печатей”.
Из овощей вырезаются печати, с их помощью создаются композиции. Опыт овощного рисования может показаться нелепым, однако именно он способствует процессу формирования адекватной самооценки на безсознательно-символическом уровне. Ведь печати обычно ставят те, кто обладает соответствующим социальным статусом, а следовательно и адекватной самооценкой. Так, исподволь, мы помогаем детям конструктивно и творчески утверждать себя.
Техника “Монотипия”.
Термин монотипия произошёл от греческого слова один, единый отпечаток. Количество красок в монотипии любое. На листе бумаги ставим несколько довольно больших капель краски. Сгибаем листок пополам и плотно сжимаем. Развернув, видим необычные причудливые изображения.
Далее дети придумывают рассказ о рисунке.
2.3 Этапы эксперимента.
Этапы | Сроки | Цели | Методики |
1. Констатирующий. | Октябрь 2012г | - выявить нарушения в эмоциональной сфере учащихся. | Рисуночный тест “Несуществующее животное” |
2. Формирующий. | Октябрь 2012 - май 2015 г. | - апробировать методики арт- терапии; - создание системы работы по арт- терапии (дополнительная рабочая программа) - выявить полученные результаты; | 1. Парное рисование. 2. Групповое рисование. 3. Пластилиновый мир. 4. Работа с пластилином. 5. Работа с бумагой . 6. Проективный рисунок. 7. Рисование “волшебными красками”. 8. Монотипия. |
3. Контрольный | Май 2015 г. | - оценка методов арт- терапии, его положительного влияния на эмоциональную сферу воспитанников. | Рисуночный тест “Несуществующее животное”. |
Заключение
Рисование – это творческий акт, позволяющий ребёнку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды. Это не только отражение в сознании детей окружающей и социальной действительности, но и её моделирование, выражение отношений к ней. Некоторые учёные склонны рассматривать рисование как один из путей выполнения программы совершенствования организма. Рисование развивает чувственно двигательную координацию. Его достоинства заключается в том, что оно требует согласованного участия многих психических функций.
Рисуя, ребёнок даёт выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и болезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами.
Таким образом, рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных.
Поэтому рисование широко используют для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, при коррекции неврозов, страхов и агрессии.
“Художественное самовыражение” так или иначе, связано с укреплением психического здоровья детей, а потому может рассматриваться как значительный психологический и коррекционный фактор. Использование арт- терапии во многих случаях выполняет и психотерапевтическую функцию, помогая ребёнку справиться со своими психологическими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения.
Список литературы
1. Бурно Е.М. Терапия творческим самовыражением. М.: Медицина, - 1989.
2. Вальдес Одрисола М.С. Арттерапия в работе с подростками. Психотерапевтические виды художественной деятельности: метод. пособие. М.: - Гуманитар. Изд.центр ВЛАДОС, 2007. -63 с.
3. Вегнер А.Л. Психологические и рисуночные тесты: иллюстрированное пособие / А.Л. Вегнер – М.: АЛАДОС-ПРЕСС, 2007. -159 с.
4. Копытин А.И. Основы арт-терапии. СПб.: Лань, - 1999.
5. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. СПб.: Питер, -2002.
6. Копытин А.И. Арт-терапия в общеобразовательной школе. Метод. пособие. СПб.: Академия Посдипломного педагогического образования, - 2005.
7. Кузьмина Е.Р. Нарисуй мне о себе: практическая психология для взрослых и детей. М.: Когелет, - 2001. -48 с.
8. Лебедева Л.Д Арт-терапия в педагогике //педагогика, - 2000, -№9. -с. 27-34.
9. Медведева Е.А, Левченко И.Ю., Комиссаров Л.Н., Добровольская Т.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. М.: Издательский центр “Академия”, - 2001 .-246 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сборник "Коррекция эмоциональной сферы"
Методический сборник «Методы коррекции и развития эмоционально-личностной сферы детей»...
Эстетические занятия в системе развития и коррекции эмоциональной сферы социально-дезадаптированных детей
Учебно - методический материал....
Рабочая программа "Арт-терапия как метод коррекции эмоциональной сферы ребёнка"
Дополнительная рабочая программа "Арт-терапия как метод коррекции эмоциональной сферы ребёнка"...
Обобщение опыта «Арт- терапия на занятиях по изобразительной деятельности как метод коррекции эмоциональной сферы ребенка»
Обобщение опыта по теме "Арт-терапия на занятиях по изобразительной деятельности как метод коррекции эмоциональной сферы ребенка" для детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Включает...
Роль учителя в становлении эмоциональной сферы ребёнка
В презентации показано, как можно поддержать интерес к изобразительной деятельности ученика.Роль учителя изобразительного искусства в становлении эмоциональной сферы ребёнка и сохранении и...
Развитие и коррекция эмоциональной сферы с использованием рисуночных методик
В современном мире существует множество разнообразных техник для развития познавательных процессов, моторных функций и качеств ребенка.Одной из задач школьного психолога является обеспечение обра...
Статья "Метод сказкотерапии в диагностике и коррекции эмоциональной сферы умственно отсталых детей"
Статья "Метод сказкотерапии в диагностике и коррекции эмоциональной сферы умственно отсталых детей" Сказки любят все: и дети, и взрослые. И в настоящее время, в связи с нара...