Рабочая программа "Арт-терапия как метод коррекции эмоциональной сферы ребёнка"
методическая разработка на тему
Дополнительная рабочая программа "Арт-терапия как метод коррекции эмоциональной сферы ребёнка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programa_po_art-terapii.docx | 39.03 КБ |
Предварительный просмотр:
НОУ «Разуменский детский дом»
Дополнительная рабочая программа
«Арт-терапия на занятиях по изобразительной деятельности как метод коррекции эмоциональной сферы ребёнка»
Педагог дополнительного образования
Жданова Елена Николаевна
Белгородская область
Поселок «Разумное»
2014 год
1.Пояснительная записка
Введение
«Она вызывает симпатию и уважение не только потому,
что заменяет шприцы и микстуры более приятными вещами.
Есть еще одна веская причина, чтобы снять перед нею шляпу.
Превращая искусство в средство, в «препарат» для оздоровления детей,
арт-терапия легко и весело манифестирует глубоко гуманное положение:
человек важнее, чем искусство!»
Юрий Красный
( педагог, художник, поэт.)
С какими проблемами помогает справиться арт-терапия?
Методами арт-терапии можно справиться с различными негативными состояниями, такими как – тревожность, страхи, депрессия, агрессивность и многими другими психологическими проблемами, которые мешают человеку жить и тормозят его развитие.
Можно с помощью арт-терапии контролировать свое психологическое состояние, ведь, как известно, оно может очень меняться, особенно, если в жизни присутствуют стрессовые ситуации.
Еще одно весомое преимущество арт-терапии заключается в том, что она не имеет противопоказаний и дает изумительные результаты как при работе с детьми и подростками, так и при работе со взрослыми.
Арт-методы позволяют получить доступ к самым скрытым переживаниям ребенка и корректно помочь ему, особенно при обращении к тем реальным проблемам или фантазиям, которые по каким-либо причинам затруднительно обсуждать вербально. Работа над рисунками картинами, скульптурами – это безопасный способ разрядки разрушительных и саморазрушительных тенденций (К.Рудестам). Методы арт-терапии позволяют проработать мысли и эмоции, которые человек привык подавлять.
Помимо всего этого у ребенка развивается чувство внутреннего контроля, т.к. при проведении занятий задействованы кинестетические и зрительные анализаторы, что стимулирует развитие сенсомоторных умений и в целом – правого полушария головного мозга, отвечающего за интуицию и ориентацию в пространстве.
Направленность
Одной из основных проблем у детей, воспитывающихся в детских домах, является высокий уровень тревожности. Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также низким порогом его возникновения. Вопрос о причинах возникновения тревожности в настоящее время остается открытым. Однако большинство психологов считает, что причина кроется в нарушении детско–родительских отношений, что характерно для воспитанников детских домов
По сравнению с домашними детьми, ребенку в условиях детского дома недостает ухода, заботы и ласки. В этом случае коллективная, творческая, трудовая деятельность способна создать эмоционально теплую атмосферу. Рядом с ребенком в детском доме должны находиться педагоги, способные замечать и оценивать их первые успехи в жизни, предупреждать нарушения в психическом и личностном развитии ребенка.
Эффективным методом снижения уровня тревожности у детей и подростков, а также методом, направленным на профилактику девиантного поведения, выступает метод изо терапии. Творческая деятельность помогает ребенку найти себя, реализовать свой потенциал, преодолеть свои страхи и неуверенность.
Новизна
Программа носит модифицированный характер. Арт-терапия давно уже покинула кабинет медика-психотерапевта, а также врача-реабилитолога и вышла в самые широкие народные массы. Новизна в том, что программа предусматривает различные формы работы с воспитанником, начиная с наблюдения за окружающим миром и заканчивая созданием готового изделия, отображающего суть внутри личностного состояния. В процессе реализации данной программы, педагог подходит к каждому воспитаннику как к самобытной личности, обладающей своими чертами характера и способностями. Поэтому программа предусматривает дифференцированное обучение детей.
Актуальность
Использование методов арт- терапии в работе с детьми – сиротами позволит глубже понять внутренний мир ребенка, его проблемы, переживания, так как арт -терапия ресурсна, она находится вне повседневных стереотипов, а значит, расширяет жизненный опыт, добавляет уверенности в своих силах.
Педагогическая целесообразность программы
В процессе реализации данной программы воспитанники не только обучаются рисовать, а постигают как, посредством арт- терапии, справиться с проблемами, вызывающими у него запредельные эмоции, дать выход творческой энергии. Учащиеся вооружаются одним из доступных и приятных для них способов снятия эмоционального напряжения.
Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью программы является то, что в ней органично соединяются изобразительное , декоративно – прикладное и трудовое обучение. Практическая работа занимает главное место в данной программе. Воспитанники не усваивают готовые знания, а приобретают их через прочувствованное созерцание окружающего мира, прочувствование и познание самих себя, а также изделий изобразительного и декоративно – прикладного искусства, знакомятся с различными техниками . Затем приобретённые знания обучающиеся используют в своей творческой деятельности, повседневной жизни.
Цель программы
• устранение неэффективного психологического напряжения;
• формирование положительного образа Я и самооценки.
Задачи программы
• снятие эмоционального напряжения;
• коррекция механизмов психологической защиты в виде агрессии;
• коррекция тревожности, негативных установок, социальных барьеров;
• развитие чувства собственной значимости;
• формирование способов эффективного взаимодействия детей (умение договориться, уступить, сделать вклад в общее дело, увидеть успехи других, оценить свои достоинства);
• поощрение позитивных форм активности (творчества, инициативы в решении задач, сдерживания негативных реакций и др.);
• развитие умения контролировать свои действия;
• развитие воображения.
Возраст учащихся
Данная программа предназначена для детей 7-14 лет.
Срок реализации программы
Содержание программы реализуется за один год обучения.
Общий объем реализации программы- 66 часов
Режим занятий
Формы занятий – групповая, парная, индивидуальная.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.
Ожидаемые результаты
-Освобождение ребенка от негативных переживаний ( тревожности , страхов, агрессии), внутри личностных конфликтов;
-Адекватная самооценка;
-Удовлетворенность собой и своим окружением;
-Свобода творческого самопроявления;
-Умение работать со своими переживаниями
-Раскрытие внутренних ресурсов ребенка;
Способ проверки ожидаемых результатов:
Тест «Несуществующее животное»
2. Учебно-тематический план.
№ п/п | Тема | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Введение в дополнительную образовательную программу. | 2 | 2 | - |
2 | Живопись на кончиках пальцев | 6 | 6 | |
3 | Рисование по мокрому листу | 10 | 1 | 9 |
4 | Пластилиновый мир | 8 | 8 | |
5 | «Оригами» | 4 | 4 | |
6 | Работа с бумагой | 8 | 0,5 | 7,5 |
7 | Кляксография | 10 | 0,5 | 9,5 |
8 | Рисование волшебными красками | 8 | 8 | |
9 | Монотипия | 10 | 10 | |
Итого: 66 4 62
3. Календарно-тематический план.
Календарно- тематический план
Педагог дополнительного образования: Жданова Е.Н.
Занятия проводятся 1 раз в неделю 2 часа
№ занятия | Тема занятия | Количество часов
| ||
Всего | Теория | Практика | ||
Октябрь | 8 | 3 | 5 | |
1 | Вводное занятие. | 2 | 2 | - |
2 | Букет цветов | 2 | 0,5 | 1,5 |
3 | Осенний пейзаж | 2 | 2 | |
4 | Моё настроение | 2 | 0,5 | 1,5 |
Ноябрь | 10 | 2 | 8 | |
5 | Размываем обиду красками | 2 | 0,5 | 1,5 |
6 | Выговариваем печаль чёрным цветом | 2 | 0,5 | 1.5 |
7 | Волшебные нитки | 2 | 0,5 | 1,5 |
8 | Куст роз | 2 | 0,5 | 1,5 |
9 | Рисуем госпожу Удачу | 2 | 2 | |
Декабрь | 8 | 1 | 7 | |
10 | Создание фигуры с закрытыми глазами | 2 | 0,5 | 1,5 |
11 | Подводный мир | 2 | 2 | |
12 | Маска печали | 2 | 2 | |
13 | Как выглядит зло? | 2 | 0,5 | 1,5 |
Январь | 4 | 1 | 3 | |
14 | Рубашка | 2 | 0,5 | 1,5 |
15 | Платье | 2 | 0,5 | 1,5 |
Февраль | 8 | 1 | 7 | |
16 | Скульптура из бумаги | 2 | 2 | |
17 | Папье- маше «Маска» | 2 | 0,5 | 1,5 |
18 | Композиция из обёрточной бумаги | 2 | 2 | |
19 | Коллаж "Сказочная птица". | 2 | 0,5 | 1,5 |
Март | 10 | 1,5 | 8,5 | |
20 | Найди доброе животное | 2 | 0,5 | 1,5 |
21 | Волшебный рисунок | 2 | 0,5 | 1,5 |
22 | Удивительные планеты | 2 | 2 | |
23 | Карта звездного неба | 2 | 2 | |
24 | Воображаемый зверь | 2 | 0,5 | 1,5 |
Апрель | 8 | 1,5 | 6.5 | |
25 | Что такое мечта? | 2 | 0,5 | 1,5 |
26 | Мой обычный день | 2 | 2 | |
27 | Три желания | 2 | 0,5 | 1,5 |
28 | Остров счастья | 2 | 0,5 | 1,5 |
Май | 10 | 1 | 9 | |
29 | Дерево счастья | 2 | 0,5 | 1,5 |
30 | Бабочка | 2 | 2 | |
31 | Отражение в воде | 2 | 0,5 | 1,5 |
32 | Моё отражение | 2 | 2 |
Учебно-материальная база
Для занятий по профилю данной программы необходимо иметь:
- помещение с хорошим освещением
- рабочие столы, стулья, доска
- материалы и инструменты: акварельные краски ,гуашь, восковые мелки, листы формата А4, А3,цветная бумага и картон, клей, крупа, песок, глина, солёное тесто, пластилин, соль, мука.
Список литературы
1).Копытин А.И. Арт-терапия детей и подростков. – М.: «Когито-Центр», 2010.
2).Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб.: Речь, 2008.
3).Оклендер В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии. – М.: «Класс», 2005.
4). Аметова Л.А. "Формирование арт-терапевтической культуры младших школьников. Сам себе арт-терапевт". М., 2003.
5). Берн Э. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. – В кн.: Игры, в которые играют люди. – СПб.: Лениздат, 2004
6). Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1965.
7). Зеньковский В.В. «Психология детства» – М., 2000
8). Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. "Путь к волшебству, Теория и практика арттерапии". СПб.: Златоуст, 2005.
9). Короткова Л.Д. "Арт-терапия для дошкольников и младшего школьного возраста". СПб.: Речь -2001.
10). Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сборник "Коррекция эмоциональной сферы"
Методический сборник «Методы коррекции и развития эмоционально-личностной сферы детей»...
Рабочая программа арттерапевтических занятий для коррекции эмоционально-волевой сферы и поведения учащихся 3-8 классов
Арттерапия является одной из наиболее широко применяемых методик коррекции тревожности, агрессии, гиперактивности в детском возрасте.Занятия по данной программе арттерапевтических занятий способствуют...
Эстетические занятия в системе развития и коррекции эмоциональной сферы социально-дезадаптированных детей
Учебно - методический материал....
Самообразование по теме "Арт-терапия на занятиях по изобразительной деятельности как метод коррекции эмоциональной сферы ребёнка"
Самообразование по теме "Арт-терапия на занятиях по изобразительной деятельности как метод коррекции эмоциональной сферы ребёнка"...
Обобщение опыта «Арт- терапия на занятиях по изобразительной деятельности как метод коррекции эмоциональной сферы ребенка»
Обобщение опыта по теме "Арт-терапия на занятиях по изобразительной деятельности как метод коррекции эмоциональной сферы ребенка" для детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Включает...
Роль учителя в становлении эмоциональной сферы ребёнка
В презентации показано, как можно поддержать интерес к изобразительной деятельности ученика.Роль учителя изобразительного искусства в становлении эмоциональной сферы ребёнка и сохранении и...
Статья "Метод сказкотерапии в диагностике и коррекции эмоциональной сферы умственно отсталых детей"
Статья "Метод сказкотерапии в диагностике и коррекции эмоциональной сферы умственно отсталых детей" Сказки любят все: и дети, и взрослые. И в настоящее время, в связи с нара...