Рабочая программа "Арт-терапия как метод коррекции эмоциональной сферы ребёнка"
методическая разработка на тему

Дополнительная рабочая программа "Арт-терапия как метод коррекции эмоциональной сферы ребёнка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programa_po_art-terapii.docx39.03 КБ

Предварительный просмотр:

НОУ «Разуменский детский дом»

Дополнительная рабочая программа

«Арт-терапия на занятиях по изобразительной деятельности  как метод коррекции эмоциональной сферы ребёнка»

 Педагог дополнительного образования

Жданова Елена Николаевна

Белгородская область

Поселок «Разумное»

2014 год

1.Пояснительная записка

 

Введение

«Она вызывает симпатию и уважение не только потому,

 что заменяет шприцы и микстуры более приятными вещами.

 Есть еще одна веская причина, чтобы снять перед нею шляпу.

 Превращая искусство в средство, в «препарат» для оздоровления детей,

  арт-терапия легко и весело манифестирует глубоко гуманное положение:

      человек важнее, чем искусство!»

Юрий Красный

 ( педагог, художник, поэт.)


 С какими проблемами помогает справиться арт-терапия?

Методами арт-терапии можно справиться с различными негативными состояниями, такими как – тревожность, страхи, депрессия, агрессивность и многими другими психологическими проблемами, которые мешают человеку жить и тормозят его развитие.
 Можно с помощью арт-терапии контролировать свое психологическое состояние, ведь, как известно, оно может очень меняться, особенно, если в жизни присутствуют стрессовые ситуации.

Еще одно весомое преимущество арт-терапии заключается в том, что она не имеет противопоказаний и дает изумительные результаты как при работе с детьми и подростками, так и при работе со взрослыми.

Арт-методы позволяют получить доступ к самым скрытым переживаниям ребенка и корректно помочь ему, особенно при обращении к тем реальным  проблемам или фантазиям, которые по каким-либо причинам затруднительно обсуждать вербально. Работа над рисунками картинами, скульптурами – это безопасный способ разрядки разрушительных и саморазрушительных тенденций (К.Рудестам). Методы арт-терапии позволяют проработать  мысли и эмоции, которые человек привык подавлять.

Помимо всего этого у ребенка развивается чувство внутреннего контроля, т.к. при проведении занятий задействованы кинестетические и зрительные анализаторы, что стимулирует развитие сенсомоторных умений и в целом – правого полушария головного мозга, отвечающего за интуицию и ориентацию в пространстве.

 

Направленность

 Одной из основных проблем у детей, воспитывающихся в детских домах, является высокий уровень тревожности. Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также низким порогом его возникновения. Вопрос о причинах возникновения тревожности в настоящее время остается открытым. Однако большинство психологов считает, что причина кроется в нарушении детско–родительских отношений, что характерно для воспитанников детских домов
По сравнению с домашними детьми, ребенку в условиях детского дома недостает ухода, заботы и ласки. В этом случае коллективная, творческая, трудовая деятельность способна создать эмоционально теплую атмосферу. Рядом с ребенком в детском доме должны находиться педагоги, способные замечать и оценивать их первые успехи в жизни, предупреждать нарушения в психическом и личностном развитии ребенка.
Эффективным методом снижения уровня тревожности у детей и подростков, а также методом, направленным на профилактику девиантного поведения, выступает метод изо терапии. Творческая деятельность помогает ребенку найти себя, реализовать свой потенциал, преодолеть свои страхи и неуверенность.

Новизна

 Программа носит модифицированный характер. Арт-терапия давно уже покинула кабинет медика-психотерапевта, а также врача-реабилитолога и вышла в самые широкие народные массы. Новизна в том, что программа предусматривает различные формы работы с воспитанником, начиная с наблюдения за окружающим миром и заканчивая созданием готового изделия, отображающего суть внутри личностного состояния. В процессе реализации данной программы, педагог подходит к каждому воспитаннику как к самобытной личности, обладающей своими чертами характера и способностями. Поэтому программа предусматривает дифференцированное обучение детей.

 

Актуальность

Использование методов арт- терапии в работе с детьми – сиротами позволит глубже понять внутренний мир ребенка, его проблемы, переживания, так как арт -терапия ресурсна, она находится вне повседневных стереотипов, а значит, расширяет жизненный опыт, добавляет уверенности в своих силах.  

                 

Педагогическая целесообразность программы

  В процессе реализации данной программы воспитанники не только обучаются рисовать, а постигают как, посредством  арт- терапии, справиться с проблемами, вызывающими у него запредельные эмоции, дать выход творческой энергии. Учащиеся вооружаются одним из доступных и приятных для них способов снятия эмоционального напряжения.

  

Отличительные особенности программы

 Отличительной особенностью программы является то, что в ней органично соединяются изобразительное , декоративно – прикладное  и трудовое обучение. Практическая работа занимает главное место в данной программе. Воспитанники  не усваивают готовые знания, а приобретают их через прочувствованное созерцание окружающего мира, прочувствование и познание самих себя, а также изделий изобразительного и декоративно – прикладного искусства, знакомятся с различными техниками . Затем приобретённые знания обучающиеся используют в своей творческой деятельности, повседневной жизни.

 

Цель программы

• устранение неэффективного психологического напряжения;

• формирование положительного образа Я и самооценки.

Задачи программы

• снятие эмоционального напряжения;

• коррекция механизмов психологической защиты в виде агрессии;

• коррекция тревожности, негативных установок, социальных барьеров;

• развитие чувства собственной значимости;

• формирование способов эффективного взаимодействия детей (умение договориться, уступить, сделать вклад в общее дело, увидеть успехи других, оценить свои достоинства);

• поощрение позитивных форм активности (творчества, инициативы в решении задач, сдерживания негативных реакций и др.);

• развитие умения контролировать свои действия;

• развитие воображения.

Возраст учащихся

Данная программа предназначена для детей 7-14 лет.

 

Срок реализации программы

Содержание программы реализуется за один год обучения.

Общий объем реализации программы- 66 часов

 

Режим занятий

Формы занятий – групповая, парная, индивидуальная.

Занятия  проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.

Ожидаемые результаты

-Освобождение ребенка от негативных переживаний ( тревожности , страхов, агрессии), внутри личностных конфликтов;

-Адекватная самооценка;

-Удовлетворенность собой и своим окружением;

-Свобода творческого самопроявления;

-Умение работать со своими переживаниями

-Раскрытие внутренних ресурсов ребенка;

 

Способ проверки ожидаемых  результатов:

Тест «Несуществующее животное»

 

                   2. Учебно-тематический план.

п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Введение в дополнительную образовательную программу.

2

2

-

2

Живопись на кончиках пальцев

6

6

3

 Рисование по мокрому листу                        

10

1

                    9

4

Пластилиновый мир    

8

8

5

«Оригами»                        

4

4

6

Работа с бумагой            

8

0,5

7,5

7

Кляксография                    

10

0,5

9,5

8

Рисование волшебными красками

8

8

9

Монотипия                        

10

10

                                     Итого:   66                            4               62

                       

3. Календарно-тематический план.

Календарно- тематический план

Педагог дополнительного образования: Жданова Е.Н.

Занятия проводятся 1 раз в неделю  2 часа

№ занятия

Тема занятия

Количество часов

 

Всего

Теория

Практика

                             Октябрь

8

3

5

1

Вводное занятие.

2

2

-

2

Букет цветов

2

0,5

1,5

3

 Осенний пейзаж

2

2

4

Моё настроение

2

0,5

1,5

                                                       Ноябрь

10

2

8

5

Размываем обиду красками

2

0,5

1,5

6

Выговариваем печаль чёрным цветом

2

0,5

1.5

7

Волшебные нитки

2

0,5

1,5

8

Куст роз

2

0,5

1,5

9

Рисуем госпожу Удачу

2

2

                                                     Декабрь

8

1

7

10

Создание фигуры с закрытыми глазами

2

    0,5

1,5

11

Подводный мир

2

2

12

Маска печали

2

2

13

Как выглядит зло?

2

0,5

1,5

                                                    Январь

4

1

3

14

Рубашка

2

0,5

1,5

15

Платье

2

0,5

1,5

                                                     Февраль

8

1

7

16

Скульптура из бумаги

2

2

17

Папье- маше  «Маска»

2

0,5

1,5

18

Композиция из обёрточной бумаги

2

2

19

Коллаж "Сказочная птица".

2

0,5

1,5

                                                      Март

10

1,5

8,5

20

Найди доброе  животное

2

0,5

1,5

21

Волшебный рисунок

2

0,5

1,5

22

Удивительные планеты

2

2

23

Карта звездного неба

2

2

24

Воображаемый зверь

2

0,5

1,5

                                                       Апрель

8

1,5

6.5

25

Что такое мечта?

2

0,5

1,5

26

Мой обычный день

2

2

27

Три желания

2

0,5

1,5

28

Остров счастья

2

0,5

1,5

                                                      Май

10

1

9

29

Дерево счастья

2

0,5

1,5

30

Бабочка

2

2

31

Отражение в воде

2

0,5

1,5

32

Моё отражение

2

2

Учебно-материальная база

Для занятий по профилю данной программы необходимо иметь:

- помещение с хорошим освещением

- рабочие столы, стулья, доска

- материалы и инструменты: акварельные краски ,гуашь, восковые мелки, листы формата А4, А3,цветная бумага и картон, клей, крупа, песок, глина, солёное тесто, пластилин, соль, мука.

 

 

Список литературы

 

1).Копытин А.И. Арт-терапия детей и подростков. – М.: «Когито-Центр», 2010.

2).Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб.: Речь, 2008.

3).Оклендер В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии. – М.: «Класс», 2005.

4). Аметова Л.А. "Формирование арт-терапевтической культуры младших школьников. Сам себе арт-терапевт". М., 2003.

5). Берн Э. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. – В кн.: Игры, в которые играют люди. – СПб.: Лениздат, 2004

6). Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1965.

7). Зеньковский В.В. «Психология детства» – М., 2000

8). Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. "Путь к волшебству, Теория и практика арттерапии". СПб.: Златоуст, 2005.

9). Короткова Л.Д. "Арт-терапия для дошкольников и младшего школьного возраста". СПб.: Речь -2001.

10). Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб, 2007.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник "Коррекция эмоциональной сферы"

Методический сборник «Методы коррекции и развития эмоционально-личностной сферы детей»...

Рабочая программа арттерапевтических занятий для коррекции эмоционально-волевой сферы и поведения учащихся 3-8 классов

Арттерапия является одной из наиболее широко применяемых методик коррекции тревожности, агрессии, гиперактивности в детском возрасте.Занятия по данной программе арттерапевтических занятий способствуют...

Самообразование по теме "Арт-терапия на занятиях по изобразительной деятельности как метод коррекции эмоциональной сферы ребёнка"

Самообразование по теме "Арт-терапия на занятиях по изобразительной деятельности как метод коррекции эмоциональной сферы ребёнка"...

Обобщение опыта «Арт- терапия на занятиях по изобразительной деятельности как метод коррекции эмоциональной сферы ребенка»

Обобщение опыта по теме "Арт-терапия на занятиях по изобразительной деятельности как метод коррекции эмоциональной сферы ребенка" для детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Включает...

Роль учителя в становлении эмоциональной сферы ребёнка

В презентации показано, как можно поддержать интерес к изобразительной деятельности ученика.Роль учителя  изобразительного искусства в становлении эмоциональной сферы ребёнка и сохранении и...

Статья "Метод сказкотерапии в диагностике и коррекции эмоциональной сферы умственно отсталых детей"

Статья "Метод сказкотерапии в диагностике и коррекции эмоциональной сферы умственно отсталых детей"  Сказки любят все: и дети, и взрослые. И в настоящее время, в связи с нара...