Обобщение педагогического опыта по теме самообразования: «Информатизация как средство развития современного образования»
материал на тему

Аржаникова Инна Владимировна

 

Цели педагогического опыта

Совершенствование преподавания информатики и автоматизации образования на основе внедрения инновационных образовательных технологий, творческого применения идей педагогического сотрудничества и передового опыта обучения.

 Создание условий для развития индивидуальных способностей каждого обучающегося  на основе личностно- ориентированного подхода к обучению.

   Формирование потребностей к саморазвитию и самообучению через активные формы и методы преподавания.

Мой педагогический опыт применения ИКТ на занятиях в кружке «Икс-файл» помогает обучающимся самореализоваться в стенах учреждения и за её пределами.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_pedagogicheskogo_opyta_2015.docx34.49 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение педагогического опыта по теме самообразования:

«Информатизация как средство развития современного образования»

Образование – это индустрия,

  направленная в будущее.                                                                      

С. П. Капица.                              

Условия возникновения и становления опыта

Работу по теме самообразования: «Информатизация как средство развития современного образования» я начала в 2012 году.

Данный опыт  возник в процессе образовательной деятельности  детского творческого кружка «Икс-файл» в МБОУ ДО «ДДТ» п.Ханымей, где работа ведётся по нескольким образовательным программам.

В современном обществе деятельность человека осуществляется в среде с высоким уровнем доступности инструментов ИКТ и информационных источников. Мы должна готовить детей к жизни в таком обществе, тем самым результаты образования должны определяться посредством деятельности человека, вооруженного новыми педагогическими технологиями. Необходимо понять, что значит уметь читать, писать, считать в новых условиях.

Создание и развитие информационного общества предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании, что определяется рядом факторов. Во-первых, внедрение ИКТ в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного опыта человечества не только от поколения, но и от одного человека к другому. Во-вторых, современные ИКТ повышая качество обучения и образования, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям. Это дает каждому человеку возможность получать необходимые знания как сегодня, так и в будущем. В-третьих, активное и эффективное внедрение этих технологий в образование является важным фактором создания системы образования, отвечающей требованиям информационного общества и процессу реформирования традиционной системы образования.

Развитие образования сопровождается появлением в педагогической науке новых дефиниций, пополнением значения существующих и устаревших востребованных понятий и этот процесс усиливается разработкой инновационных технологий, обусловленных проникновением в сферу образования средств информатизации.

Цели педагогического опыта

Совершенствование преподавания информатики и автоматизации образования на основе внедрения инновационных образовательных технологий, творческого применения идей педагогического сотрудничества и передового опыта обучения.

 Создание условий для развития индивидуальных способностей каждого обучающегося  на основе личностно- ориентированного подхода к обучению.

   Формирование потребностей к саморазвитию и самообучению через активные формы и методы преподавания.

Мой педагогический опыт применения ИКТ на занятиях в кружке «Икс-файл» помогает обучающимся самореализоваться в стенах учреждения и за её пределами  и понять свою значимость.

Актуальность и перспективность опыта

Актуальность любой инновации определяется её соответствием, потребностям и тенденциям современного образования. Актуальность предлагаемого опыта, прежде всего, определяется важностью качественного образования в современном мире, путем использования ИКТ технологий.

Перспективность опыта заключается в реализации следующих задач:

- знакомство обучающихся с достижениями в области информатизации общества и формирование современного научного мировоззрения;

- повышение интереса к овладению знаниями;

- организация и стимулирование самостоятельной работы обучающихся, активный поиск рациональных путей решения проблемных ситуаций;

- формирование новой информационной культуры обучающегося и его поведения в обществе ХХI века;

- формирование потребности в самореализации и активной гражданской позиции в различных сферах деятельности.

Использование программных продуктов на занятиях позволяет максимально точно изучить процессы и явления, происходящие в реальном мире. Это дополнительно активизирует познавательную деятельность и способствует повышению мотивации обучающихся к получению новых знаний.

Педагогическая идея

Новые образовательные стандарты должны коренным образом изменить организацию учебного процесса  в эпоху полной информатизации общества. Современные компьютерные технологии имеют большой диапазон возможностей для его совершенствования. Поэтому, мной уделяют особое внимание современному состоянию использования ИКТ и путях модернизации образования.

Использование компьютерных технологий на занятиях за последнее десятилетие получило широкое распространение, что связано с глобальной информатизацией общества и появлением Интернета. Новые учебные технологии предоставляют огромные возможности организации учебного процесса. Это шанс для педагога повысить мотивацию обучающихся к приобретению знаний через организацию учебной и внеурочной деятельности обучающихся.

Гипотеза – применение ИКТ технологий на занятиях приведет к повышению познавательного интереса обучающихся к изучаемым дисциплинам. В результате, возможно повышение успеваемости и качества обучения.

Объект реализации педагогической идеи: процесс обучения информатики обучающихся компьютерного кружка «Икс-файл» с использованием ИКТ технологий.

Предмет исследования в ходе становления педагогического опыта: ИКТ технологии на занятиях – это средство повышения мотивации и познавательной деятельности обучающихся.

Педагогической идей опыта  является     включение обучающихся в активную творческую деятельность на основе сотрудничества, как одного из условий психологической комфортности детей в образовательном процессе.

Процесс формирования познавательной мотивации высокого  качества будет эффективным при условии понимания и осмысления обучающимися актуальности существующей проблемы и последовательного осуществления выбранного подхода к ее решению на основе педагогики сотрудничества.

Обучение строится в зависимости от способностей учащегося, его интересов и культурного уровня. Это обеспечивает положительный фон для успешной учебы и развития качеств, необходимых всесторонне развитой личности.

 Ожидаемые результаты: подтверждение гипотезы и, как следствие, увеличение числа обучающихся, охваченных исследовательской и проектной деятельностью.

Реализация педагогической идеи применения ИКТ технологий построена  на применении основных педагогических принципов:

  • развивающего обучения;
  • научности и посильной доступности;
  • целеполагания и мотивации;
  • сознательности и прочности усвоения знаний;
  • самостоятельности и творческой активности;
  • наглядности.

При этом появилась возможность привлекать информационно – образовательные технологии и различные приемы представления и извлечения знаний на занятиях:

метод блочной подачи материала;

  • частично – поисковый метод;
  • метод проектов.
  • интерактивный диалог;
  • управление моделями, представляющими учебные ситуации;
  • автоматизация процессами контроля (самоконтроля) усвоения знаний  и умений.

Работая педагогом дополнительно образования, применяя ИКТ технологий на занятиях, добиваюсь хороших знаний по предмету.

Теоретическая база опыта

 В педагогической литературе рассматриваются новые условия обучения и воспитания обучающихся, которые должны активизировать жизненную  позицию обучаемого,  помочь ему самоутвердиться и само реализоваться в стенах учреждения. Для этого педагогу необходимо активизировать эмоциональный, интеллектуальный и волевой потенциал обучающегося. Следовательно, познавательная активность ребёнка зависит от уровня включенности его в образовательный процесс, что в свою очередь зависит от организации и проведения занятий педагогом.

Познавательная активность – это качество личности обучающегося, которое характеризуется когнитивной направленностью, мобильностью в выборе познавательной стратегии, осознанным отношением к достигнутым и планируемым результатам образовательной деятельности.

Современная психология и педагогика рассматривают виды познавательной деятельности человека: предметную, игровую, учебную, трудовую и др., в процессе которой приобретается система знаний. Особое внимание в работах ведущих педагогов уделено методам активизации познавательной деятельности как процесса и как результата образовательной деятельности. Выготский Л.С. характеризует познавательную деятельность как сознательную и свободную, с высоким уровнем развития интереса. Интерес выступает как движущая сила познания. С информатизацией общества изменилась образовательная среда и организация учебно-воспитательного процесса в школе. Применение ИКТ технологий  способствует повышению интереса, мотивации к учебе. Это подтверждено психолого-дидактическими исследованиями Доманова С.Р., Полат Е.С., Роберт И. В. и др. Вопросы появления новых видов учебной деятельности, как по форме, так и по методам представления знаний, отражены в работах следующих ученых: А.А. Андреева, Я.А. Ваграменко, К.К.Колин, М.П. Лапчик, И.В. Роберт и др.

Педагог - новатор (Роберт И.В.) определяет учебную деятельность, которая реализуется в информационно-коммуникационной среде, как динамическую систему, обеспечивающую условия взаимодействия между обучающимся, обучаемым и средствами ИКТ. Новые формы учебной деятельности создают условия для организации деятельностного подхода на занятиях и реализации в новых условиях технологии развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В.Давыдова. Исследования подтверждают, что посредством мультимедийного предоставления информации можно проектировать учебную деятельность таким образом, чтобы обучающийся мог самостоятельно  приобретать новые знания, развивать инициативу, трудиться и находить ответы на возникающие вопросы.

Новизна опыта

Данный опыт не содержит принципиально новых открытий и изобретений, он представляет собой вариативное использование известных в педагогике теорий, идей, методов, традиционных принципов и форм обучения с учетом использования ИКТ  технологий и особенностей системы дополнительного образования.

Технология опыта

Для создания условий, способствующих организации деятельностного подхода на занятиях с применением ИКТ технологий, что способствует активизации познавательной самостоятельности и активности обучающегося.

Характер использования ИКТ технологий на занятиях может быть разный – это обучающий,  развивающий, коммуникативный, диагностический, общекультурный. Занятия проходят в кабинете информатики, используются компьютеры и  интерактивная доска, на который проектируется фрагмент занятия. В качестве программного обеспечения  используем готовые продукты, разработанные производителями.

Применения ИКТ технологий должно быть не самоцелью, а сопровождать предмет для доступного, наглядного изложения материала, для организации интересной познавательной учебной деятельности.

Использование ИКТ начинаю с анализа темы, методов подачи материала, выделения проблемных моментов и путей их разрешения. При этом продумываю возможность разнообразить тип занятия через применение современных технологий. Разумеется, применение  информационно-коммуникационных технологий должно быть методически обоснованно.

Занятия должны  включать организационные и содержательные моменты.   Орг.момент состоит в продумывании способов применения  компьютера на занятии как средства информации, средства наглядности, поиска информации в Сети, создания проектов, учебно- исследовательской работы обучающихся, а содержательный этап – это проект занятия: цель занятия, задачи занятия, организация деятельности обучающегося и педагога,  анализ эффективности использования современных педагогических  технологий, как средства активизации учебной, познавательной деятельности обучающихся.

           В моей педагогической практике уже в течение многих лет ведётся работа по использованию ИКТ в обучение.

Применение программ тренажеров – очень важная составная часть учебного процесса. Данные программы позволяют отработать конкретные знания, умения, навыки. Я использую тренажеры при ознакомлении нового материала. Например, при изучении темы «Клавиатура, ее назначение» применяю программу «Клавиатурный тренажер», в результате выполнения которой учащиеся изучают назначение клавиш клавиатуры и учатся применять на практике машинописное печатание. Всем педагогам известно, что насколько хорошо был отработан учебный материал, настолько успешно пройдет контроль знаний обучающихся. Опыт применения учебных тренажеров позволяет выделить следующие положительные моменты: учитывается индивидуальный темп работы обучающихся; ученик сам управляет учебным процессом; сокращается время выработки необходимых навыков; увеличивается количество тренировочных заданий; легко достигается уровневая дифференциация; повышается мотивация учебной деятельности.

На занятиях я использую тесты как обобщение и закрепление изученного материала. На современном этапе обучения применение тестов является необходимым компонентом обучения. В этих условиях использование программ – тестов является очень актуальным.

Возможности офисных технологий таковы, что при умелом подборе заданий, создании на занятиях атмосферы творчества, использование этих программ помогает развивать у обучающихся  воображение, интуицию, инициативность. Их целенаправленное использование позволяет расширить возможности образовательной среды и вывести на новый уровень продуктивную поисково-исследовательскую и творческую деятельность обучающихся.

Так, современные текстовые редакторы представляют собой совершенные технологические инструменты, сочетающие простоту и предсказуемость простейших операций с многообразием возможностей. Использование текстовых редакторов на занятиях стимулирует работу по выполнению различных письменных заданий: рефератов, эссе,  тестов, кроссвордов и др.

Широкие возможности предоставляют табличные процессоры, позволяющие работать с электронными таблицами:

· знакомство с различными формами представления данных;

· построение графиков и диаграмм с помощью "Мастера диаграмм";

· проведение практических работ.

Применение электронных таблиц благодаря строгости представления исходных данных и формул, необходимых для получения результата, способствует развитию у обучаемых алгоритмического мышления, структурированного системного подхода к представлению информации и решению стоящей проблемы.

Используя интернет технологии для поиска информации, в результате которого обучающиеся получают основную часть необходимой им информации, работая с сетевыми ресурсами. При этом они учатся эффективному расходованию времени при поиске; основное внимание уделяется обработке информации, а не самому процессу поиска; развивается исследовательское мышление (умение анализировать, синтезировать, критически оценивать результаты).

Педагог  выступает на занятии в роли эксперта и консультанта, направляющего учебный процесс. Центром самостоятельного процесса учения становится ученик, который развивает навыки информационной грамотности через формальную и неформальную практику с задачами, требующими поиска и отбора информации из максимально возможного массива ресурсов. Это позволяет учитывать разнообразие способностей и интересов учащихся, учитывать различные индивидуальные особенности и стили учения.

Постоянное использование информационных ресурсов формирует и навыки самостоятельной работы, и навыки информационного поиска.

Этот подход можно определить как основание, или платформу, на которой реализуются программы формирования умений и навыков информационно-поисковой деятельности.

Презентационные программы позволяют педагогу стать разработчиком программных продуктов в поддержку преподавания своего предмета. Прежде всего, это создание компьютерной лекции. Компьютерная лекция - тематически и логически связанная последовательность информационных объектов, демонстрируемая всему классу. Основная задача: объяснение нового материала.

Компьютерная лекция - новый инструмент в работе учителя, позволяющий создавать более наглядные и информационно насыщенные занятия. Преподавание предмета становится более эффективным.

Основные этапы создания компьютерной лекции:

· Формулировка темы.

· Определение количества слайдов и их содержание.

· Выбор дизайна презентации.

· Создание слайдов.

· Переходы между слайдами.

· Демонстрация презентации.

Мультимедиа объединяет разнородные информационные объекты – такие как текст, графика, видео, анимация и звук. При подготовке презентаций обучающиеся приобретают новые знания и умения в процессе планирования, проектирования и создания мультимедийного продукта. Кроме того, обучающиеся готовят устные доклады, сопровождающие показ готовых презентаций.

Если обучающиеся получают возможность с помощью технологий представлять результаты интересного проекта или учебной деятельности, то достигается высокий уровень мотивации к обучению.

На своих занятиях я использую уровневую дифференциацию обучения. В основе уровневого дифференцированного обучения лежит планирование результатов обучения: выделение уровня обязательной подготовки и формирование на этой основе повышенных уровней овладения материалом. Сообразуясь с ними и учитывая свои способности, интересы, потребности, ребёнок получает возможность выбирать объем и глубину усвоения учебного материала, варьировать свою учебную нагрузку.

Из своего опыта я знаю, что не следует предъявлять более высоких требований тем обучающимся, кто не достиг уровня обязательной подготовки. Трудности в учебной работе должны быть для детей посильными, соответствующими индивидуальному темпу овладения материалом на каждом этапе обучения. В то же время если для одних учащихся необходимо продлить этап отработки основных, опорных знаний и умений, то других не следует необоснованно задерживать на этом этапе. Именно компьютерные программы позволяют каждому ученику двигаться в индивидуальном темпе и применять полученные знания при выполнении творческих заданий.

Добровольность в выборе уровня усвоения и отчетности. Каждый ученик имеет право добровольно и сознательно решать для себя, на каком уровне ему усваивать материал. Такой подход позволяет формировать у обучающегося познавательную потребность, навыки самооценки, планирования и регулирования своей деятельности.

Уровневую дифференциацию я осуществляю в групповой форме. Группы формируются и на обычных занятиях. Например, при закреплении темы «Основы текстового редактора Word» обучающиеся поделила на группы. Каждая группа выполняла работу за компьютером по данной теме.

Реализация опыта – это внедрение и использование ИКТ технологий в образовательной деяельности.

 Реализуя опыт, педагог, сам оценивая и анализируя результаты учебной деятельности, создаёт условия для вовлечения обучающихся в  деятельность по планированию, оцениванию, анализу и учёту своих достижений. Чтобы дети стали сотрудниками педагога, необходимо, во-первых, сформировать у них желание сотрудничества через понимание и принятие целей и задач программы, а во-вторых, научить их сотрудничеству. Разъяснительная работа в этом направлении подкрепляется специальными приёмами, например, приёмом установления  соотнесённости изучаемой темы с тематикой раздела и общей тематикой курса (в основном, в игровой форме).

Адресная направленность опыта

Данный опыт предлагается для использования в учреждениях дополнительного образования, но при определенной коррекции может быть использован в образовательных учреждениях любого типа.

Вывод

Современные информационные и коммуникационные технологии являются эффективным инструментом для развития новых форм и методов обучения, изменения парадигмы образования, отвечающей условиям развития информационного общества основанной на знании.

Овладение навыками использования ИКТ технологий,  умением адаптироваться в условиях стремительной смены информационных потоков и технологий является требованием современного общества.

Уровень использования ИКТ технологий в образовании должен определяться не количеством компьютеров поставленных в учреждении или доступом в Интернет, а качественными показателями включения этих средств в образовательный процесс, эффективного использования возможностей новых технологий для дальнейшего проведения реформы образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по обобщению педагогического опыта по теме: Развитие критического мышления учащихся на уроках биологии как средство успешной самореализации личности

Тема моего педагогического опыта: Развитие критического мышления учащихся на уроках биологии как средство успешной самореализации личности. В работе представлены основные методические приёмы тех...

Обобщение педагогического опыта по теме "Технология педагогической мастерской как средство развития творческих способностей учащихся"

В работе представлено обобщение опы та по использованию в образовательном и воспитательномпроцессе технологии педагогической мастерской....

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА на тему: "ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ"

Цель – выявление эффективности использования игровых технологий на уроках географии. Задачи: - раскрыть понятие и дать характеристику игровых технологий; - разработать и апробировать систему уроко...

Обобщение педагогического опыта по теме: "Развитие натуралистических умений учащихся средствами изобразительного искусства "

      Интеграция биологии и изобразительного искусства позволяет преодолеть один из недостатков традиционного образования. Он выражается в том, что знания, получаемые учащимися п...

Обобщение педагогического опыта по теме "Развитие познавательной активности средствами ИКТ на уроках математики"

На современном этапе развития школьного образования проблема подготовки выпускников, хорошо владеющих компьютерными технологиями, приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития ...

Обобщение педагогического опыта по теме: достижение нового качества образования путем внедрения современных технологий обучения иностранным языкам.

Предоставляю Вашему вниманию методическую разработку  обобщение моего педагогического опыта по теме: достижение нового качества образования путем внедрения современных технологий обучения и...

Обобщение педагогического опыта по теме "Интерактивные технологии как средство развития речевой компетенции учащихся на уроках немецкого языка"

       Одним из требований, предъявляемых выпускнику, является владение навыками устной речи, достаточными для социокультурного общения....