Правда и ложь
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
ТИП: БЕСЕДА
ЦЕЛИ МЕРОПРИЯТИЯ:
- познакомить воспитанников с понятиями “ правда” и “ ложь”;
- совершенствовать навыки культуры общения через речевые упражнения, скороговорки, пословицы;
- воспитывать такие нравственные качества как “честность”, ”справедливость”
ОФОРМЛЕНИЕ: плакаты с пословицами “Кто много читает, тот много знает”, “Поздно встанешь – мало сделаешь”, “Кто правдой живёт, тот добро наживёт”, “ Красива ложь, да от правды не уйдёшь’, ” Правда в огне не горит и в воде не тонет”,”Лучше горькая правда, чем сладкая ложь”.
Ход мероприятия.
- Начинаем наше мероприятие. Сегодня мы поговорим о правде и лжи. Послушайте сказку.
За высокими горами, за зелёными лесами жили-были две сестры. Одну звали Правда, другую- Ложь. Правда была красивой, сильной, доброй; Ложь – хитрой, изворотливой. Народ Правду любил, а Ложь стороной обходил, так как она мешала им честно жить и трудиться. Вот, скажем, начинает народ сев зерна, чтобы урожай вырастить, а Ложь тут как тут: “ Что вам трудиться да спины гнуть, бросьте зёрна, ветер их сам разнесёт.”
Честный человек её не слушает, знай себе трудится, а ленивому такой совет по нраву: ляжет под куст да и заснёт. Работа кое-как выполнена, сам себя обманывает, урожаю и не бывать на его поле. А это голод для народа.
Стал народ думать, как от Лжи избавиться. Уж и Правда её корила и стыдила, а ей- хоть бы что, знай себе врёт да обманывает. Решил народ прогнать её вон. С тех пор бродит ложь по свету и творит свои чёрные дела. До сих пор живёт она с нами и никто не знает, как её изжить с земли. Стараются люди только с Правдой дружить. Но если человек хоть раз распахнёт для Лжи своё сердце, то она там и поселиться и очень трудно будет от неё тогда избавиться.
-Может быть, вы, ребята, знаете, как уберечь себя от Лжи? Какой вы представляете себе Правду и какой Ложь?(Дети рисуют словесный портрет).
Теперь я назову слова, близкие по значению словам “правда” и “ ложь”, а вы поможете мне правильно расположить их. Это слова-синонимы, т.е. близкие по значению.
ПРАВДА ЛОЖЬ
ИСТИНА НЕПРАВДА
ЧЕСТНОСТЬ ВРАНЬЁ
ОБМАН
-А теперь посмотрим, как вы ответили на вопросы анкеты.
Вопросы:
Что значит быть честным? ( никого не обманывать, говорить только правду).
Что бы ты выбрал: горькую правду или сладкую ложь?( если не сказать правду, то будет стыдно. Правду, так как ложь и бывает сладкая, но всегда наказуема. Правда, потому что она всего сильней.).
Какой сказочный герой часто прибегают ко лжи и обману? (Лиса- сказки”Лиса и заяц”, “Колобок” и др.).
Ситуации из школьной жизни
Как бы ты повёл себя в данной ситуации:
- опоздал на урок;
- разбил красивую вазу;
- получил двойку;
- разбил окно мячом;
Как сказать об этом воспитателю, учителю?
А с вами были ситуации, когда вы пользовались обманом?( рассказывают).
Чтение и обсуждение воспитанниками пословицы и поговорки о правде и лжи, которые были написаны на плакатах.
Чтение рассказа Осеевой В. “ Что легче”.
Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загуляли мальчики. Не заметили, как день прошёл. Идут домой- бояться.
-Попадёт нам дома!
Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?
- Я скажу ,- говорит первый,- будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет бранить.
- Я скажу,- говорит второй,- что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.
-А я правду скажу,- говорит третий.- Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.
Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка- глядь, лесной сторож идёт.
- Нет,- говорит,- в этих местах волка.
Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь- вдвое.
Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как тут- в гости идёт. Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь вдвое.
А третий мальчик как пришёл, так с порога во всём повинился. Поворчала на него тётка да и простила.
-Какая пословица подходит к этому рассказу?( “Лучше горькая правда, чем сладкая ложь”).
Часто ребята, которые говорят учителю или воспитателю о плохом поступке какого-то ученика, называют”ябедой”. И это бывает несправедливо. Послушайте рассказ, который так и называется- “Ябеда”.
Вася вбежал в класс, когда Саша складывал черепки разбитого цветочного горшка. Черепки соединились и не было видно, что горшок разбит.
Начался урок. Учительница и ребята сначала ничего не заметили. Но вдруг горшок развалился.
- Кто разбил горшок?- cпросила учительница.
Все молчали. Вася посмотрел на Сашу. Тот молчал. Тогда встал и сказал:
-Это сделал Саша, я видел. Он нечаянно задел горшок, и горшок разбился.
Кто-то из ребят тихо сказал:”Ябеда”…
А как вы считаете, ребята? Справедливо ли обозвали Васю ябедой? Как бы вы поступили на месте Саши, который разбил горшок? Какому человеку на свете легче жить: честному или лживому?
Наше мероприятие близится к концу. Сегодня мы с вами поговорили о правде и лжи. Правда и ложь, так же добро и зло, ходят рядом. Пока вы ещё не совсем полно осмысливаете эти понятия. Радостно то, что вы понимаете: говорить правду нужно не боясь, ложь обходите стороной. В рать можно только лишь, как герои рассказа Н.Носова “Фантазёры”, и мы с вами устроим как-нибудь “Конкурс весёлых фантазёров”.
В заключение я вам хочу прочитать стихотворение:
На свете так бывает,
Порой не разберёшь:
С тобою правда рядом
Иль вкрадчивая ложь.
Как в этом разобраться?
Как научиться жить.
Чтоб только с правдой рядом,
А с ложью не дружить?
Бывает ложь красива,
А правда так горька,
Но человеку честному
Та горечь не страшна!
Давайте мы, ребята,
На свете честно жить,
Не будем лгать, а только
Правду говорить!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока . Правда и ложь в пьесе М Горького « На дне».
Урок входит в серию занятий по творчеству писателей 20 века, что соответствует программе по литературе 11 класса. Это 3-й урок по пьесе М Горького "На дне"...
Правда и ложь о курении
Разработка классного часа для 9 класса...
классный час "Правда и ложь"
классный час ,презентация...
Классный час по теме "Правда и ложь. Бывает ли ложь во благо?"
Классный час "Правда и ложь. Бывает ли ложь во благо?" для учащихся 6-7 классов. Цели: выяснить значение слов обман и ложь,изучить взгляды мудрецов и учёных-психологов на проблему ...
Правда и ложь
Форма проведения :тренинг-исследование в рамках ЕМД:« Системно-деятельностный подход в обучении» Цель: формирование самостоятельной деятельности, социальной ответственности, способности...
Правда и ложь
Мероприятие проведено в рамках ЕМД:« Системно-деятельностный подход в обучении» Цель: формирование самостоятельной деятельности, социальной ответственности, способности поним...
ПРАВДА ИЛИ ЛОЖЬ?
Данная презентация была создана для школьной кругосветки "Поезд безопасности" (8 - 11 классы), станция "Правда или ложь?" (правда об алкоголе)Можно использовать на уроке ОБЖ в 10 классе...