Конспект занятия "Талант - дар Божий"
план-конспект занятия (6 класс) на тему

Ишуткина Елена Анатольевна

Конспект открытого занятия дополнительного объединения "Благовест"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_talant_-_dar_bozhiy.docx25.87 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Талант – дар Божий»

Цель занятия: раскрытие значения слова талант

Задачи:

- формирование знаний о понятии слова талант с позиции православия;

- развитие логического мышления и воображение;

- содействие духовно нравственному воспитанию.

Оснащение: интерактивная доска, проектор; поделки, рисунки, грамоты учащихся; фотографии.

Ход занятия

I Организационный этап

Эмоциональный настрой учащихся.

Сегодня мы начнем, ребята, со следующих строк

                Богом нам душа дана – это маленький наш храм.

                Загляни скорей туда: чисто ли сегодня там?

                Может зависть завелась, притаилась ложь и лень?

                Или что-нибудь ещё в нем живет не первый день?

                В храмике своей души ты порядок наведи.  

               

А в ваших душах сегодня порядок? Не притаилась лень? Друг друга не обидели чем-нибудь, не стоит извиниться?

(ответы учащихся)

Ну, если все хорошо, то мы можем начинать.

II Сообщение темы занятия

А говорить мы с вами сегодня будем о талантах. Талант. А что это такое? Давайте вместе попробуем дать определение этому красивому и такому многогранному слову. Что такое талант?

(Ответы учащихся)

У слова талант есть два значения. В прямом значении талант – это денежная единица, которая использовалась во времена земной жизни Иисуса Христа. А в переносном значении талант – это одаренность, способность к какой-либо деятельности духовной или профессиональной, в которой таланты будут приумножаться.

А для чего нам нужны таланты?

(ответы учащихся)

А как вы думаете, все ли люди талантливы?

(ответы учащихся)

III Знакомство с притчей

Ребята, в священном писании есть притча, которую Иисус Христос рассказал своим ученикам, и речь в ней шла о талантах. Послушайте.

Притча о талантах

Один господин, который, отправляясь в далекую страну, поручил рабам своим имение свое. Одному рабу дал он пять талантов, другому рабу он дал два таланта, а третьему один. Господин этот был мудр и роздал свои деньги рабам, соображаясь с их способностями. Во время его отсутствия первый работал, трудился, торговал на данные ему деньги и таким образом приобрел еще пять талантов; тот, который получил два таланта сделал так же, и выработал другие два; но получивший один талант пошел и зарыл его в землю. Наконец, возвратился господин и потребовал у рабов своих отчета в деньгах, которые он им оставил.

Первый, получивший пять талантов, принес другие пять талантов и сказал: “Господин! Пять талантов ты дал мне; вот другие пять я приобрел на них”.

Господин сказал ему: “Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен; над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего”.

Точно так же и получивший два таланта принес другие два приобретенные его трудом, и услышал от господина такую же похвалу.

Подошел и получивший один талант, и сказал: “Господин! Я знал, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в землю; вот тебе твое”. — “Лукавый раб и ленивый! — сказал ему господин. — Если ты боялся меня, то зачем не торговал, не трудился и не принес мне другого таланта? Тогда бы я получил добро свое с прибылью”. Потом он обратился к другим рабам и сказал: “Возьмите у него талант и дайте тому, у кого их десять; а этого злого раба бросьте туда, где вечный плач и скрежет зубов, ибо имущему всегда будет дано еще более, от неимущего же будет взято и то, что он имеет.

IV Анализ притчи

1. Ребята, в этой притчи Иисус Христос сравнивает себя с господином. А кто же тогда рабы?    (ответы учащихся)

Совершенно верно. Рабы – это мы с вами. И подобно господину, который наградил своих рабов денежным богатством, т. е. талантами в прямом значении этого слова, Господь наделяет нас чем?

(ответы учащихся)

2.И что же тогда, ребята, получается. Если рабы в притче приумножали свои таланты, т. е. заработали на данной им денежной сумме еще такую же сумму, то что должны мы с вами делать с нашими талантами?

(ответы учащихся)

3. А что сделал третий раб? Верно, он закопал свой талант в землю. Что это означает?

(Учащиеся отвечают: если человек не реализовывает свой талант, он закапывает его в землю)

Ребята, вот мы с вами говорим талант, талант … А какие бывают у людей таланты?

(Учащиеся отвечают)

Это все верно, ребята. Эти таланты называются мирскими т. е. в светском обществе они важны и интересны. Часто их еще называют выдающиеся способности. ВЫДАЮЩИМИСЯ т. е. данными человеку, а кем? Верно, Богом. Вот к примеру такие композиторы как Моцарт и Бетховен. Можем мы сказать, что они стали известны только благодаря тому, что в детстве усердно занимались музыкой. Нет. Сначала они были призваны Богом, а уже потом родители и учителя заметили это призвание и стали помогать им его развивать.

Вот  только, ребята, не всем дан подобный дар. И существует еще один вид талантов – это таланты духовные. Вот этими талантами Господь наделяет каждого человека. Что это значит? Это значит, что все мы с вами способны быть добрыми, милостивыми. Все мы способны проявлять заботу, сострадание и терпимость по отношению друг к другу. И тут уже, ребята, все зависит только от нас – будем ли мы развивать эти таланты в полной мере, или зароем их в землю. С мирскими талантами немного проще. К примеру есть у тебя способности в спорте, ты можешь записаться в спортивную секцию и развивать эти способности. А как же мы можем развивать и приумножать духовные таланты? Вот, к примеру, доброта? Можем мы сказать, что это талант? Конечно, можем. Вспомните, среди ваших друзей и знакомых, наверняка, есть такие приветливые люди, от простого присутствия которых становится хорошо и тепло на душе. Так как же мы можем развивать этот талант?

Учащиеся отвечают: делая добрые дела

А любовь? Ребята, это талант? Помните, мы уже однажды говорили о заповеди «Возлюби ближнего твоего, как самого себя»? Как мы можем научиться таланту любви к ближним?

(Учащиеся: не злиться друг на друга, не говорит друг другу плохих слов, прощать друг друга, любить не только своих родителей и друзей, но и тех, кто нас обижает)

Совершенно верно, но для того, чтобы любовь поселилась в нашем сердце нам надо очень много трудится и ни на минуту не забывать о том, что только что было вами сказано.

4. Вот мы и подошли к следующему моменту в притче: Господин дал рабам таланты, чтобы они потрудились и приумножили их для кого?

(Учащиеся отвечают: для господина)

Тогда что же получается? Господь наделяет нас талантами, чтобы мы их развивали и приумножали для кого?

(Учащиеся: для Господа)

То есть Господь ждет, чтобы мы своими талантами послужили ему. Вот, к примеру, делая добрые дела: помогая бедным и нуждающимся, ухаживая за больными, помогая младшим товарищам мы кому делаем добро?

(Ответы учащихся)

Делая добрые дела, мы служим людям и в то же время мы угождаем Богу и приумножаем данный им талант.

А как же быть с земными талантами? Можем мы с их помощью послужить Богу? Конечно, можем. Мы должны через свои таланты призывать людей к хорошему, доброму, помогать людям увидеть всю красоту Божьего мира. Воспевать доброту и красоту в своих стихах и рассказах, если у человека есть писательский талант. Изображать красоту Божьего мира в своих картинах, скульптурах и просто в каких-то поделках. Или к примеру занятия спортом. Посещает несколько человек спортивную секцию, показывает своим одноклассникам пример здорового образа жизни и правильной реализации свободного времени. Тогда с этих ребят и другие возьмут пример и тоже начнут откажутся от каких-то вредных привычек, к примеру игры в компьютер, и вместо этого пойдут в спортивный зал. Вот так вот сделали пользу окружающим и тем самым послужили Богу т. е. приумножили свой талант.

Какой же можно сделать вывод из всего этого, МЫ ПРИУМНОЖАЕМ СВОЙ ТАЛАНТ ТОЛЬКО КОГДА ТРУДИМСЯ НА БЛАГО

(Учащиеся: Богу и обществу)

Верно, а если мы свои способности реализуем только для своей собственной выгоды т. е. чтобы заработать больше денег для пустых развлечений или для того чтобы похвастаться перед другими, что мы умеем делать то, что не умеют они, то мы тоже зарываем свой талант в землю. То есть талант зарытый в землю  это талант вложенный в самих себя.

5. И осталось сказать о том, что означает, что господин дал одному пять талантов, другому – два, а третьему – один. Это значит, что каждому Господь дает по его способностям. И каждому Он дает столько сил, что человек смог приумножить данные Богом таланты. Почему силы и таланты у всех разные? Потому что человек – это подобие Божие. А Бог неповторим. Так и люди все разные и неповторимые. С разными талантами.

IV Закрепление изученного

А теперь давайте вернемся к тем вопросам, на которые вы отвечали в начале урока и посмотрим, изменятся ли ваши ответы. Посмотрите на доску и дополните фразы.

Талант – это . . .

Мы должны наши таланты . . .

Мы не должны наши таланты . . .

Таланты даны нам . . .

(Ответы учащихся)

Верно, мы всегда должны помнить, что таланты даны нам Богом и ему мы должны быть благодарны за то, что мы именно такие, какие есть.

Ребята, а теперь я предлагаю вам отдохнуть и выполнить следующее задание. На доске вы видите картину нашего мира, но она какая. Верно черно-белая. Вы согласны с тем, что наш мир черно-белый. Тогда я предлагаю вам раскрасить мир яркими красками.

(Учащиеся по очереди выходят к доске и раскрашивают картину)

Молодцы. А теперь послушайте стихотворение.


Кисточка в Божьих руках


Жил на свете маляр, и любил провожать он закаты,

Наблюдая, как прячется солнце за быстрой рекой,

И ещё он мечтал стать художником, чтобы когда-то

Отразить на холсте мир прекрасный и разный такой.


Очень скоро судьба оказалась к нему благосклонной:

Знаменитым художником стал не в одной он стране:

За огромные деньги картины шли с аукционов,

С каждым днём возрастая всё больше и больше в цене.


Но однажды красивую девушку встретил художник,

Взор смешливый и алый румянец пленили его,

И решил, что её отпустить ни за что он не сможет,

Если не передаст на холсте этот образ живой.


Он её рисовал вдохновенно и самозабвенно.

И портрет получился таким, что сравнения нет.

Посмотрела она и сказала вдруг проникновенно:

-Да, хорошая кисточка! Очень удачный портрет!


Рассмеялся художник наивности девушки этой:

-Да при чём же тут кисточка? Дело - в таланте моём!

Я и чёрным углём нарисую все степени света

И белилами выкрашу ночь на холсте на своём!


Улыбнувшись, сказала она, не смущаясь нимало:

-Мне казалось, что Вы - тоже кисточка в Божьих руках,

И премудрый Творец, чтобы мы красоту понимали,

Через Ваши полотна Свой мир открывает для нас.


 У художника, точно свеча, вдруг погасла улыбка,

И, чеканя слова, он сказал, раздражённо слегка:

- Нет, творец - это я! Слышишь, - я! И большая ошибка-

Думать, будто бы я - это кисточка в чьих-то руках!


Вновь он краски смешал и сменил полотно на мольберте,

И рукою уверенной снова стал делать мазки,

Но уже через час был он самым несчастным на свете:

На холсте видел он лишь работу бездарной руки.


Он полотна менял, снова смешивал краски, но тщетно!

Он катался по полу, ломал свои кисти, и выл…

Он был самым несчастным и самым бездарным на свете,

Словно это не он гениальным художником был.


Жил в убогой каморке когда-то известный художник.

Он любил повторять, глядя вдаль на застывший закат,

Что всё бренно на этой земле, и что люди не больше,

И что люди не больше, чем кисточки в Божьих руках.

О чем это стихотворение, что имел в виду автор?

(Ответы учащихся)

Верно ребята, мы должны всегда помнить о том, что все, что у нас есть, дано нам Богом.

VI Подведение итога занятия

Вы все, несомненно, талантливые ребята. Мы не случайно организовали в классе к сегодняшнему занятию выставку ваших рисунков, поделок, грамот. Я желаю вам, чтобы вы никогда не забывали, что вы кисточки в Божьих руках и через вас Господь красит наш мир. Всегда помните, что вы Мариинцы и это тоже талант, данный вам Богом и его тоже надо приумножать и воспитывать в себе все те качества, которые воспитанникам Мариинского класса присущи.

У Федора Михайловича Достоевского есть такое знаменитое высказывание «Красота спасет мир». Но у этого высказывания есть ещё и продолжение «А добродетельна ли она?». Так вот мир, ребята, спасет не внешняя красота, а красота наших талантов. Будьте красивы в своих талантах, приумножайте их. Пусть краски, которыми Господь через вас рисует наш мир не тускнеют, а напротив, становятся ярче день ото дня. Всегда помните, что вы не одиноки в своих стремлениях, если они направлены на благое. Господ никогда вас не оставит в добрых делах. Поэтому никогда не унывайте, у вас все получится!

Песня «Всё на свете можешь ты»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 8 классе на тему: Анализ духовных стихов «Алексей, человек Божий», «Егорий Храбрый», «Аника-воин»

Урок проводится в 8 классе при изучении фольклора. Даётся обзорное представление о жанре духовных стихов. Учащиеся повторяют средства выразительности художественного текста, совершенствуют самостоятел...

Конспект занятия по тестопластике. Божья коровка.

Уважаемые коллеги! Хочу сегодня пригласить вас в удивительный мир – мир тестопластики. Лепка из соленого теста имеет большое значение для воспитания и обучения детей. Благодаря данному виду деят...

Конспект открытого урока по программе курса коррекционных занятий "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" раздела "Развитие моторики и графомоторных навыков". "Божья коровка".

Конспект открытого урока по программе курса коррекционных занятий "Развитие психомоторики и сенсорных процессов"  раздела  "Развитие моторики и графомоторных навыков". "Божья кор...

конспект урока развития речи. Тема: "Насекомые. Божья коровка".

урок предназначен для учащихся коррекционных школ 8 вида...

Конспект занятия по изобразительной деятельности "Божья коровка".

Конспект занятия с использованием нетрадиционной техники в изостудии "Палитра для дошкольников". Материал будет интересен воспитателям детских садов....

Конспект открытого мероприятия.Прогулка на тему : "Насекомые. Божья коровка"

 Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию конспект открытого мероприятия.Прогулка на тему : Насекомые. Божья коровка. В занятии использованы  различные методы и приемы: кинезиолог...

Конспект занятия к разделу "Тестопластика", тема "Божья коровка"

Солёное тесто – один из наиболее доступных материалов для творчества, это приятный на ощупь, экологически безвредный и не вызывающий аллергии материал. Из него можно сделать всевозможные украшения и с...