Главные вкладки
Техника речи
учебно-методический материал на тему
Предварительный просмотр:
Примерные игры и упражнения к разделу
культура и техника речи (1год обучения)
Цели:
- формировать правильное четкое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию);
- точно и выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, диапазон, силу голоса, темп речи);
- развивать воображение; расширять словарный запас; делать речь ярче и выразительнее.
Речевые упражнения и игры включаются в каждое занятие, а также объединяются с ритмопластическими и театральными играми.
«Игра со свечой»
Цель: развивать правильное речевое дыхание.
Детям предлагают сделать бесшумный вдох через нос, затем подуть на «горящую свечу» (бумажку). Выдох делается тонкой упругой и плавной струей воздуха через плотно сжатые губы.
«Осенние листочки»
Цель: та же, что и в «Игре со свечой».
На уровне рта ребенка подвешивают на листочках сухие разноцветные листья деревьев. Дети медленно набирают воздух через нос (плечи не должны подниматься), вытягивают губы трубочкой, дуют на листочки, не надувая щек (повторять 3—5 раз).
«Кораблики»
Цель: та же, что и в «Игре со свечой».
На столе стоит таз с водой, дети опускают кораблики, набирают воздух через нос и начинают поочередно медленно и плавно дуть на парус кораблика (делать 3—5 вдохов и выдохов).
«Считай до пяти»
Цель: развивать речевое дыхание.
Дети делают бесшумный вдох через нос, затем на выдохе считают от 1 до 5.
В дальнейшем упражнение усложняется: счет на выдохе от 1 до 5 и обратно; от 1 до 10 и обратно; проговаривание на выдохе поговорок, скороговорок и стихов.
«Больной зуб»
Цель: преодолевать твердую атаку гласных.
Детям предлагается представить, что у них очень болит зуб. Они начинают постанывать на звуке [м]. Губы слегка сомкнуты, все мышцы свободны. Звук монотонный, тянущийся.
«Укачиваем куклу»
Цель: та же, что и в игре «Больной зуб».
Дети стоят, спины прямые; на руках держат кукол, укачивают их, распевая: «а-а-а».
«Капризуля»
Цель: та же, что и в игре «Укачиваем куклу».
Дети изображают ребенка, который ноет, требуя взять его на ручки. Ныть на звуке [н], не завышая и не занижая звука, отыскивая тон, на котором ровно и свободно звучит голос.
«Самолет»
Цель: расширять диапазон голоса.
В правой руке дети держат воображаемый игрушечный самолет. Он то набирает высоту, то плавно опускается, то снова резко взмывает к небу. Движение руки сопровождается тянущимся звуком [а] или [у]. Голос следует за движением самолета то вверх, то вниз.
«Чудо-лесенка»
Цель: та же, что и в игре «Самолет».
Дети пропевают гласные звуки с повышением и понижением тона (голос поднимается и опускается по лесенке).
«Эхо»
Цель: развивать силу голоса. Педагог показывает картинку, на которой дети в лесу кричат: «Ау». Делятся на две команды. Первая команда громко, но на мягкой атаке кричит: «Ау», вторая (эхо) тихо отвечает: «Ау» (повторять 3-5 раз).
«Вьюга»
Цель: та же, что и в игре «Эхо».
Педагог показывает картинку, на которой изображена вьюга. Дети делают глубокий вдох, на выдохе тихо начинают тянуть: «у-у-у». Затем вьюга усиливается, дети увеличивают силу голоса.
«Фраза по кругу»
Цель: учить четкости дикции, интонационной выразительности речи. Дети, сидя по кругу, проговаривают одну и ту же фразу или скороговорку с различной интонацией.
«Мяч эмоций»
Цель: та же, что и в игре «Фраза по кругу».
Дети стоят по кругу. Педагог, находясь в центре круга, бросает ребенку мяч и называет одну из эмоций (грусть, радость...). Ребенок произносит скороговорку с названной интонацией.
«Звериные скороговорки»
Цель: та же, что и в игре «Фраза по кругу».
Дети надевают маски разных животных («лисички», «медведя», «волка») и проговаривают скороговорки или стихотворные тексты.
Ткет ткач ткани на платок Тане.
От топота копыт пыль по полю летит.
Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.
Кукушка кукушонку купила капюшон.
Шесть мышат в камышах шуршат.
Слишком много ножек у сороконожек.
Наш Полкан попал в капкан.
Хохлатые хохлушки хохотом хохотали.
У четырех черепашек по четыре черепашонка.
Еле-еле Лена ела, есть от лени не хотела.
«Фантазии о...»
Цель: развивать воображение, фантазию, связную образную речь.
Дети, превращаясь во что или кого-либо, рассказывают, что вещь чувствует, что ее окружает, волнует, где и как она живет. Например: «Я - утюг», «Я - кошка», «Я - кукла» и т.д.
«Диалогические скороговорки»
Цель: та же, что и в игре «Фантазии о...»
Дети делятся на пары и проговаривают диалогические скороговорки.
- Расскажи мне про покупки.
- Про какие про покупки?
- Про покупки, про покупки, про покупочки свои.
- Или
- Мышонку шепчет мышь: «Ты все шуршишь, не спишь!» Мышонок шепчет мыши: «Шуршать я буду тише».
- Предложенные стихотворения, считалки и скороговорки могут быть дополнены или заменены педагогом по своему усмотрению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок техники речи в 1 классе.
Использование верботонального метода обучения глухих детей....
Презентация "Овладение техникой речи"
Данный материал помогает раскрыть этапы овладения техникой чтения....
Скороговорки для учащихся 1го класса отделения "Театральное искусство" по предмету "Техника речи"
Сороговорки, необходимые для сдачи контрольного урока по "Технике речи" в 1м классе....
задания к разделу культура и техника речи "Учимся правильной интонации"
Данный методический материал состоит из нескольких заданий - упражнений по интонации речи: Разминка. Скороговорки. Грузинский хор. Игра в метрдотеля. Тексты. Художественное чтение. Читаем как дети. Пр...
Мастер-класс "Техника речи и ораторское мастерство"
Мастер-класс "Техника речи и ораторское мастерство"...
Учебно-методический комплект к фронтальному занятию по развитию слухового восприятия и технике речи во 2 классе по теме "Восприятие неречевых звучаний. Бытовые шумы"
Учебно-методический комплект состоит из технологической карты фронтального занятия по развитию слухового восприятия и технике речи во 2 классе, вариант 2.2, презентации к занятию, кроссворда. Мо...
Презентация "Совершенствование Техники речи"
Презентация "Совершенствование Техники речи"Техника речи — это мастерство публичного выступления, делового общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе оп...