Мастер-класс "Техника речи и ораторское мастерство"
учебно-методический материал по русскому языку
Мастер-класс "Техника речи и ораторское мастерство"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teh.karta_master-klassa.docx | 30.36 КБ |
materialy.docx | 16.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Кувшинова Е.Н. МОУ «Средняя школа №29» г. Ярославль
Мастер-класс «Техника речи и ораторское мастерство»
Планируемые результаты: овладение необходимым инструментом для работы над голосом, дикцией, интонацией; умение позиционировать себя как оратора с помощью четкой речи, коммуникативной активности;
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, раздаточный материал.
Наглядно-демонстрационные материалы: презентация
Используемые технологии: технология проблемного диалога, ИКТ.
Методы обучения: словесный, наглядно – иллюстративный.
Межпредметные связи: история, русский язык, литература, актерское мастерство.
Базовое содержание урока | Деятельностный компонент урока (на уровне учебных действий) | Ценностный компонент урока | |
Смысловые блоки содержания | Учебно-познавательные и учебно-практические вопросы и задания | ||
| |||
Определение темы мастер-класса | Добрый день, уважаемые коллеги! Сейчас вы услышите голос. Человека не увидите, но голос его узнаете с первых звуков, я вас уверяю. ЛЕВИТАН 1 Вы узнали, кому принадлежит голос? Что вы испытали при прослушивании? Его голос особенный? Почему? Обратимся к другой записи, сопровождаемой видеорядом. ЕВТУШЕНКО 2. Вы узнали эту личность? Чем привлекает слушателей поэт? Почему в зале мы видим восторженных людей, их блестящие глаза, искренние улыбки? И Левитан, и Евтушенко выступали перед аудиторией. Левитан узнаваем с первых звуков, благодаря его голосу. Евтушенко узнаваем и любим благодаря эмоциональной подаче. Мы - не дикторы, не известные поэты, мы – педагоги. Но и нам необходимо владеть своим голосом, ведь каждый день и мы выступаем перед аудиторией. Так же технично и четко, как Левитан, говорим мы? Так же эмоционально и ловко, как, например, Евтушенко, удерживаем внимание аудитории? Не всегда. Как научиться хорошо и правильно говорить? Я предлагаю об этом узнать на мастер-классе «Техника речи и ораторское мастерство». 3 | Ответы о значении голоса. Ответы о значении эмоциональной подачи оратора. Умение высказывать и обосновывать свою точку зрения. | |
Создание мотивационной установки | На ваш взгляд, почему я выбрала эту тему? Конечно, ведь учитель – это пример. Его словесное искусство оценивают самые важные слушатели – дети. Актуальность мастер-класса также обусловлена тем, что современное общество практически требует от нас правильной, четкой, красивой речи. В школе – это чтение стихов, участие в различных конкурсах. В дальнейшем – это собеседования при приеме на работу, диалоги с коллегами, выступления перед аудиторией. Многие ситуации требуют от нас качественной, правильной речевой подготовки. | Умение высказывать и обосновывать свою точку зрения. | |
Процессуально-содержательный этап | |||
Разминка. | Приступим! Сначала предлагаю поработать с техникой речи. Специалистами в этой области разработаны комплексы упражнений, позволяющие улучшать технику произношения. Мы обратимся лишь к некоторым из них. Но сначала – разминка. Обратим внимание на позу. в напряженном состоянии заниматься техникой речи бесполезно. Расслабьтесь, поднимите грудь и плечи и «откиньте» их назад, будто вы надели плечи на позвоночник. Станиславский называл это положение «тело на колок». Спина прямая, шея, руки, плечи расслаблены. Оно должно быть естественным не только при работе над речью, но и в жизни вообще. Отлично! Главное в качестве речи – дыхание. Ровное, спокойное, чистое. Возьмем лист бумаги и начнем дуть на полоску. Наша задача – добиться ровного выдоха. Если выдох будет прерывистый, бумага будет подниматься, опускаться, дрожать. При ровном выдохе бумага будет находиться в одном положении – отклонившись. | Информация о значении дыхания при занятиях техникой речи | Отработка упражнений, направленных на работу с дыханием. |
Этап упражнений. Блок «Техника речи». Дикция. | Наступил этап упражнений. Итак, поработаем над дикцией. Что позволит нам, педагогам, улучшить ее качество? Скороговорки! На экране будут появляться скороговорки, прошу прочитать их.
Про крупу да про подкрупки.
Действительно. А как же называют тех, кто говорит скороговорки? Узнаем, прочитав еще одну скороговорку. Те, кто говорят скороговорки — скороговоруны.
| Выполнение упражнений | Отработка упражнений, направленных на работу над дикцией. |
Этап упражнений. Блок «Техника речи». Интонация Закрепление знаний в рамках блока. | Вы заметили, что при прочтении одной из скороговорок, важна была не только дицкия, но и интонация: Расскажите про покупки – Про какие, про покупки? Действительно, одним из направлений в технике речи является работа над интонацией. Предлагаю выполнить следующее задание. Четверым из вас я раздаю текст упражнения. Для каждого задание конкретизировано. Задание понятно? Задание: Произнесите фразу «Чайка у причала отчаянно кричала», интонационно выделяя выделенное слово. «Чайка у причала отчаянно кричала», «Чайка у причала отчаянно кричала», «Чайка у причала отчаянно кричала», «Чайка у причала отчаянно кричала» Слышите разницу? От интонации порой зависит очень многое. На письме понять смысл фразы помогают знаки препинания (вспоминайте – Казнить, нельзя помиловать), а в устной речи, речи публичной нам нужна точная интонация. Работа и над дикцией, и над интонацией – необходимая составляющая техники речи. Посмотрим на экран, чтобы убедиться в этом. ВИДЕО На этом видеофрагменте вы увидите и услышите исполнение певцом Дельфином одной из своих песен. Дельфин Обратимся снова к экрану. На этот раз перед нами заслуженный артист РФ Михаил Ефремов. Ефремов Чем схожи эти выступления? (оба чтеца воспроизводят один и тот же текст) Какие впечатления возникают при просмотре этого ролика? Почему? Ефремов интонационно правильно и понятно для слушателя говорит текст, делает необходимые паузы, работает с громкостью голоса, тембром, темпом… Все эти детали и предусматривает работа над техникой речи. | Выполнение упражнений. Формулировка выводов. Умение высказывать и обосновывать свою точку зрения. Соблюдение правил речевого поведения | Отработка упражнений, направленных на работу над интонацией |
Этап упражнений. Блок «Ораторское мастерство». Работа над содержанием. | Вы, наверняка, обратили внимание, что ракурс при съемке актера направлен только на его лицо. Но держать внимание аудитории только с помощью голоса и мимики довольно трудно. Мастерство оратора заключается еще и в жестах, позах, взгляде, движении…. Все это помогает держать внимание аудитории. Кроме этого нельзя забывать и о содержании речи. Если оратор комфортно чувствует себя при воспроизведении текста, то он получает и ответ аудитории. Проверим это на практике. Перед вами предложение. Прочитайте его. Гуигнгнму в Хёвюдборгарсвайдиде снился Чаубунагунгамауг. Сомневаюсь, что не зная лексического значения этих и без того трудно выговариваемых слов, можно уверенно и четко произнести эту фразу. Хотя если разобраться, лексическое значение найти реально. (вымышленная лошадь в произведении Дж. Свифта, Хёвюдборгарсвайдиде - регион в исландии, Чаубунагунгамауг - озеро в северной америке). И еще пример. С таким, кстати, часто приходится сталкиваться как раз таки в течение образовательного процесса, когда ребенок информация нашел, но не перекодировал, не перевел ее для себя. С точки зpения банальной эpyдиции каждый индивидyyм, кpитически мотивиpyющий абстpакцию, не может игноpиpовать кpитеpии yтопического сyбьективизма, концептyально интеpпpетиpyя общепpинятые поляpизатоpы. Именно поэтомy консенсyс, достигнyтый диалектической матеpиальной классификацией всеобщих мотиваций в паpадогматических связях пpедикатов, pешает пpоблемy yсовеpшенствования фоpмиpyющих геотpансплантационных квазипyзлистатов всех кинетически коpеллиpyющих аспектов. Исходя из этого, мы пpишли к выводy, что каждый пpоизвольно выбpанный пpедикативно абсоpбиpyющий объект pациональной мистической индyкции можно дискpетно детеpминиpовать с аппликацией ситyационной паpадигмы коммyникативно-фyнкционального типа пpи наличии детектоpно-аpхаического дистpибyтивного обpаза в конвеpгенционном пpостpанстве. Если первый текст, вернее, предложение мы могли бы перевести, обратившись к помощнику-гуглу, то здесь придется изрядно потрудиться… И, скорее всего, не достигнуть цели. Да и кто из слушателей обратит внимание на информация, сказанную в тексте?! После третьего же слова переключИт внимание на другой вопрос. И оратор останется без внимания. Вот, что значит, содержание. | Умение высказывать и обосновывать свою точку зрения. Соблюдение правил речевого поведения | Отработка упражнений, направленных на важность качества содержания материала. |
Этап упражнений. Блок «Ораторское мастерство». Позы оратора. Закрепление знаний в рамках блока. | Не забудем сказать и про жесты, позы оратора. Или невербальное общение. Все знают о существовании открытых и закрытых поз. Картинка. Как работают позы. Фокус-группа – один скажет фразу «Я рад вас видеть!» в открытой позе, другой в закрытой. Написано много литературы, описывающей невербальное общение. Изучение такой литературы непременно поможет нам овладеть ораторским мастерством. Безусловно, как нельзя ярче ораторское мастерство проявляется при декламации стихотворений. Обратимся к видеофрагементу. ВИДЕО ЕСЕНИН И МАЯКОВСКИЙ Уверена, вы узнали и героев фильма, и актеров, изображающих их. Оба поэта плотно держать внимание аудитории, вызывают эмоции слушателей, их отклики. За счет чего это происходит? Речь (голос, темп, громкость, эмоции, мимика, дикция, интонация) – т.е. работа с техникой речи. Жесты, движения, позы, блеск в глазах, содержание материала – проявляют герои как настоящие ораторы. | Отработка упражнений, направленных на работу над позами оратора. | |
Этап закрепления | |||
Обобщение знаний | Сможем ли мы удивить аудиторию? Предлагаю прочитать стихотворение Э.Асадова «Учитесь». Работа будет групповая, приглашаю двух чтецов. Декламировать прошу, применяя все те знания, которые получили в ходе мастер-класса. Спасибо ораторам. Интересно ли было слушать чтецов? за счет чего? | выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; | Отработка знаний и умений в ходе декламации стихов. |
Рефлексивный этап | |||
Рефлексия эмоциональная, содержательная. | Готовясь к мастер-классу я прорабатывала не только содержательный компонент, но и технологичность подачи материала. Следовала я той технологии, которой руководствуюсь в своей педагогической деятельности. Это «Технология проблемного диалога» Е.Л. Мельниковой. Задания, вопросы, упражнения соответствовали тем приемам, которые предполагает теория. Все ли вам было понятно в ходе мастер-класса? Все ли задания были адаптированы? Что показалось наиболее сложным, а что далось легко? В каком направлении вы бы хотели продолжить работать? Какой новый опыт вы получили? Спасибо за внимание, было очень приятно с вами работать! | личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков. регулятивные УУД: выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; Ответы аудитории. | Оценивают актуальность, новизну опыта, эффективность работы на уроке и интерес к учебному занятию Анализируют свое эмоциональное состояние и выражают его в обобщенной формулировке |
Предварительный просмотр:
Расскажите про покупки.
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки,
Про крупу да про подкрупки.
Кукушка кукушонку купила капюшон,
Hадел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне кукушонок смешон!
Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
Расскажите про покупки.
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки,
Про крупу да про подкрупки.
Кукушка кукушонку купила капюшон,
Hадел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне кукушонок смешон!
Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
Те, кто говорят скороговорки — скороговоруны.
Те, кто изучает мастерство скороговорунов — скороговоруноведы.
Те, кто любит читать скороговоруноведов — скороговоруноведофилы.
Те, кто ненавидит скороговоруноведофилов — скороговоруноведофилофобы.
Те, кто поедает скороговоруноведофилофобов — скороговоруноведофилофобофаги.
Те, кто говорят скороговорки — скороговоруны.
Те, кто изучает мастерство скороговорунов — скороговоруноведы.
Те, кто любит читать скороговоруноведов — скороговоруноведофилы.
Те, кто ненавидит скороговоруноведофилов — скороговоруноведофилофобы.
Те, кто поедает скороговоруноведофилофобов — скороговоруноведофилофобофаги.
Прочитайте фразу, интонационно выделяя подчеркнутое слово.
«Чайка у причала отчаянно кричала»
Прочитайте фразу, интонационно выделяя подчеркнутое слово.
«Чайка у причала отчаянно кричала»
Прочитайте фразу, интонационно выделяя подчеркнутое слово.
«Чака у причала отчаянно кричала»
Прочитайте фразу, интонационно выделяя подчеркнутое слово.
«Чайка у причала отчаянно кричала
1. Учитесь мечтать, учитесь дружить,
Учитесь милых своих любить
И жить горячо и смело.
Воспитывать душу и силу чувств
Не только труднейшее из искусств,
Но сверхважнейшее дело!
2. – Позвольте, – воскликнет иной простак,–
Воспитывать чувства? Но как же так?
Ведь в столбик они не множатся!
Главное в жизни без лишних слов –
Это найти и добыть любовь,
А счастье само приложится!
3. Спорщики, спорщики! Что гадать,
Реку времен не вернёте вспять,
Чтоб заново жить беспечно.
Так для чего ж повторять другим
Всех наших горьких ошибок дым,
Жизнь-то ведь быстротечна.
1. Нельзя не учась водить самолёт,
Но разве же проще любви полёт,
Где можно стократ разбиться?
Веру, тепло и сердечность встреч
Разве легко на земле сберечь?
Как же тут не учиться?!
2. С готовой, красивой душой навек
Отнюдь не рождается человек,
Ничто ведь само не строится,
Уверен, что скромником и бойцом,
Отзывчивым, умницей, храбрецом –
Учатся и становятся!
3. Но как это сделать? Легко сказать!
Как сделать? А душу тренировать
На искренность, на заботы.
Как в спорте, как в музыке, как в труде
Тренаж нужен людям везде-везде,
Вот так и берут высоты.
1. Высоты всяческой красоты,
Любви и действительной доброты,
И нечего тут стыдиться!
Ведь ради того, чтоб не зря весь век
Носили мы звание Человек –
Стоит, друзья, учиться!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ораторское мастерство и успешные коммуникации
Можно ли узнать настроение человека по его внешнему виду? Можно ли определить, какое он принял решение, если не было сказано ни слова? Можно ли обмануть так, чтобы никто этого не заметил, или уличить ...
Конкурс ораторского мастерства
Выступление конкурсанта-победителч школьного конкурса "Ученик года-2014" учащегося 7 Б класса Ардзенадзе Давида...
Образовательная программа дополнительного образования детей Ораторское мастерство и искусство публичных выступлений
Современный этап развития системы образования предусматривает формирование коммуникативно-развитой личности, которая осознанно и гибко владеет мастерством убеждения, способна создавать, п...
Образовательная программа дополнительного образования детей Ораторское мастерство и искусство публичных выступлений
Современный этап развития системы образования предусматривает формирование коммуникативно-развитой личности, которая осознанно и гибко владеет мастерством убеждения, способна создавать, п...
Образовательная программа дополнительного образования детей Ораторское мастерство и искусство публичных выступлений
Современный этап развития системы образования предусматривает формирование коммуникативно-развитой личности, которая осознанно и гибко владеет мастерством убеждения, способна создавать, п...
Образовательная программа дополнительного образования детей Ораторское мастерство и искусство публичных выступлений
Современный этап развития системы образования предусматривает формирование коммуникативно-развитой личности, которая осознанно и гибко владеет мастерством убеждения, способна создавать, п...
II Республиканский конкурс ораторского мастерства «Лучшее публичное выступление»
II Республиканский конкурс ораторского мастерства«Лучшее публичное выступление» среди студентов ССУЗ Республики Татарстан Конкурс проводился в два этапа по следующим направления...