Рабочая программа "Стильная штучка"
рабочая программа на тему
рабочая программа разработана на основании анализа государственных программ для внешкольных учреждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_programa_na_2014-2015_uch_god.doc | 463 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа «Стильная штучка» составлена на основании анализа государственных программ для внешкольных учреждений.
Программа имеет художественно-эстетическую направленность с элементами культурологической направленности. Она развивает аспект, связанный с декоративно-прикладным творчеством в области бисероплетения, плетения из газетных трубочек, канзаши и художественной обработки кожи.
Бисероплетение - забытое искусство в последние годы находит все больше поклонников. Искусство изготовления украшений из мелких бусин, бисера, стекляруса- один из очень интересных видов народного творчества. Миниатюрные бусинки, вспыхивающие разноцветными огоньками, соединенные вместе, создают радостный мир, волшебный и таинственный, как сказка. Низание бисером – работа очень тонкая, кропотливая, требующая особого терпения, бесконечной любви к этому делу.
Плетение из лозы (газетных трубочек) считается самым древним ремеслом. Плетение лозой уходит корнями в глубь веков. Человек научился плетению раньше, чем гончарному делу. Он плел из гибких ветвей крыши, изгороди, научился плести лукошки, колыбели, лапти. С развитием этого вида рукоделия появились новые материалы для применения такие как газетные или бумажные трубочки.
Канзаши – это оригинальные украшения для волос, пришедшие к нам от изысканных миниатюрных японок. История украшения уходит в прошлое японской моды примерно на четыре века назад. Именно в то время японки отдавали предпочтение сложным прическам, сооружая их с помощью эффектно оформленных шпилек и гребней. Это и были первые канзаши. Конечно, техника канзаши со временем несколько изменилась. Ведь изначально украшения изготавливались из довольно-таки дорогих материалов: благородных металлов, редких видов шелка, черепашьего панциря, практически не встречающегося в природе амбрового дерева. А в наши дни многие делают канзаши своими руками из доступных материалов, и даже современная японская техника канзаши допускает выполнение этих замечательных украшений из обычной пластмассы и ткани. Соответственно и цена на такие аксессуары значительно варьируется в зависимости от качества исполнения и стоимости используемых при изготовлении материалов.
В наши дни канзаши – это и заколки, и шпильки, и гребни, иными словами все, что делает даже самую простую прическу незабываемой.
Художественная обработка кожи — широко распространенный на территории России вид декоративно-прикладного искусства. Его изучение на основе историко-культурных традиций имеет глубокий социальный смысл, являясь средством нравственного, эстетического и патриотического воспитания детей
Актуальность данной программы заключается в том, что через приобщение детей к искусству бисероплетения, плетения из лозы (газетных трубочек), канзаши и художественной обработке кожи, которое основано на народных традициях, оказывает влияние на формирование их художественного вкуса; развития памяти, внимания, мелкой моторики рук и развитие творческих качеств личности; открываются пути для дальнейшего совершенствования и в других областях культуры и искусства, что способствует гармоничному развитию личности в целом.
Данная программа обеспечивает не только обучение, воспитание, но и расширение кругозора, развитие творческих способностей обучаемых в декоративно-прикладном творчестве с учетом современных условий жизни, дизайна быта, семьи. Забывая свои корни, мы разрываем связь времен и поколений, а «… человек без памяти прошлого, поставленный перед необходимостью заново определять свое место в мире, оказывается вне исторической перспективы и способен жить только сегодняшним днем» (Ч. Айтматов).»
Бисероплетение, плетение из лозы (газетных трубочек), канзаши и художественная обработка кожи, как вид декоративно-прикладного искусства, хранит выработанные формы эстетического отношения к миру. Это не только занятие для свободного времени, это особое пространство, где все настроено на девочку-женщину, её душевный комфорт, гармоническое развитие личности. Рукоделие помогает ребёнку осознать свое женское начало, найти гармонию между собой и окружающим миром. Через руки, через кончики пальцев, через действия, продуманные в своей последовательности в течение веков, ребёнок получает огромное количество информации.
Необходимо показать ребёнку особенности, непосредственную связь бисероплетения, плетения из лозы (газетных трубочек), канзаши и художественной обработки кожи с другими видами декоративно-прикладного искусства – вышивкой, ткачеством и т.д.. Ведь в основе художественного своеобразия декоративных изделий, их ясно выраженных стилевых особенностей лежат глубокие корни, уходящие в местную художественную культуру.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что она отвечает потребности общества в формировании компетентной, творческой личности. Освоение детьми основных разделов программы способствует развитию таких качеств как воображение, аккуратность, настойчивость, терпение; формирование эстетического вкуса, культуры одежды, бытовой культуры.
Выполнение обучающимися творческих работ по заданным темам способствует не только привитию, совершенствованию трудовых навыков и умений, но и развитию индивидуальных творческих способностей каждого ребёнка, его художественного вкуса.
Отличительные особенности программы:
1. Содержание программы сформировано на пересечении двух направленностей – художественно-эстетической и культурологической. Сведения из области декоративно-прикладного и народного искусства, истории быта (обычаи, праздники), истории украшения органично входят в большинство разделов программы. Изучение вопросов народного искусства и традиционных художественных промыслов России позволяют расширить общий кругозор обучающихся, повысить интерес к изучаемому предмету, развить творческое воображение, фантазию обучающихся, способствуют оригинальности мышления и воплощению своего замысла в творческих изделиях.
2. Программа предусматривает овладение всеми видами бисероплетения, плетения из лозы (газетных трубочек), канзаши и художественной обработки кожи и рассматривает эти виды рукоделия, как часть материальной и духовной культуры общества, как средство для раскрытия понятия красоты и национального своеобразия, особенностей восприятия и отражения окружающего мира, использования национальных культурных традиций. Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста.
Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.
Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.
3. Содержание программы основывается на современных тенденциях личностно-ориентированного образования и следующих основных принципах: целостности (соблюдение единства обучения, воспитания и развития, с одной стороны, и системность, с другой); гуманизации (признания личности ребёнка с её достоинствами и недостатками, атмосфера доброжелательности и взаимопонимания); интеграции (совмещение в одной программе нескольких подпрограмм, подчинённых одной цели и связанных между собой); деятельностного подхода (знания приобретаются обучающимися во время активной деятельности); возрастного и индивидуального подхода (выбор форм, методов, приёмов работы в соответствии с субъективным опытом и возрастом детей).
4. Программа построена на широком использовании экспедиционной деятельности (выезды в экспедиции 2-3 раза в год, согласно теме года студии)
Отличительной особенностью программы является также активное использование учебно-исследовательской деятельности для развития интереса детей, повышения мотивации к обучению.
В программу введен специальный раздел «Технология учебно-исследовательской деятельности».
Существующие программы по бисероплетению, плетению из лозы (газетной трубочкой), канзаши и художественной обработке кожи в основном направлены на обучение техническим приёмам плетения, низания бисера, оригами и художественной обработке кожи и, как правило, на использование готовых узоров, схем и выкроек (из различных журналов: «Рукоделие», «Чудесные мгновения», «Креатив» и пр.).
Цель программы – развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению через овладение приемов изготовления поделок из бисера, газетной лозы, шелковых лент и кожи, совершенствование навыков ручных работ, обучение основам цветоведения и плетения.
Формирование у детей эстетического отношения к окружающему миру, развивать личность духовно - нравственно, как носителя и хранителя Кубано-русской национальной культуры и народных промыслов.
Подготовить воспитанников к профессиональному самоопределению, стимулировать творческую деятельность одаренных детей.
Задачи программы:
Обучающие:
● познакомить с историей бисероплетения, плетения из лозы (газетных трубочек), канзаши и художественной обработке кожи,
- Познакомить с традициями русско-национальных культур;
● раскрыть значимость народного и национального искусства в сфере современного декоративно-прикладного искусства;
● обучить техническим приёмам плетения из газетной лозы, низания бисера, канзаши и художественной обработке кожи
● познакомить обучающихся с законами цветоведения и колористики;
● изучить основные принципы построения декоративной композиции.
Развивающие:
● развивать интерес к народному, национальному и декоративно-прикладному искусству;
● развивать творческие способности и стремление обучающихся к творческому познанию и самовыражению;
● развивать у обучающихся художественный образ мышления, в том числе внимания, памяти, фантазии, воображения и мелкой моторики рук;
∙ содействовать гармоничному развитию личности, совершенствованию её духовно-нравственных качеств;
● способствовать формированию у обучающихся интереса к исследовательской деятельности;
● развивать коммуникативные качества, обеспечивающие совместную деятельность в группе.
Воспитательные:
● воспитывать уважение к культурному наследию своего народа и других национальных наследий; привитие интереса и любви к плетению газетной лозой, бисероплетению, канзаши художественной обработке кожи, как виду художественного творчества;
● воспитывать терпение, волю, трудолюбие в достижении цели;
● воспитывать стремление к самостоятельному творчеству.
Структура программы:
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 7-10 лет, 11-14 лет, 15-18 лет.
Первый этап – ознакомительный, «Введение в технику плетения газетной лозой, бисероплетения, канзаши и художественной обработке кожи».
Второй этап – художественно-развивающий, «Овладение приемами художественного плетения газетной лозой, бисероплетения, канзаши и художественной обработке кожи».
Третий этап – мастерство, «Объемные работы и защита творческих проектов»
Сроки реализации модифицированной программы:
Первый год обучения 2 раза в неделю по 2 часа - 144 часа
Второй год обучения 3 раза в неделю по 2часа - 216 часа
Третий год обучения 3 раза в неделю по 2 часа – 216 часа
Четвертый год обучения 3 раза в неделю по 2 часа – 216 часа
Пятый год обучения 3 раза в неделю по 2 часа – 216 часа
Шестой год обучения 3 раза в неделю по 2 часа – 216 часа
Седьмой год обучения 3 раза в неделю по 2 часа – 216 часа
Восьмой год обучения 3 раза в неделю по 2 часа – 216 часа
Формы проведения занятий: традиционные занятия (45 + 15 + 45+15):
Акция, аукцион, вернисаж, встреча с интересными людьми, выставка, галерея, гостиная, диспут, защита проектов, игра деловая, игра-путешествие, игра сюжетно-ролевая, игровая программа, конкурс, конференция, круглый стол, лекция, мастер-класс, открытое занятие, праздник, практическое занятие, презентация, размышление, семинар, творческая мастерская, творческий отчет, экскурсия, эксперимент, ярмарка и др.
В учебно-воспитательный процесс включены также нетрадиционные формы проведения занятий:
а) экскурсии в краеведческий музей;
б) урок-исследование;
в) урок-открытие;
г) урок -игра;
д) открытые уроки «День открытых дверей»;
е) мастер-классы;
ж) практикум по созданию творческих работ.
з) участие в конкурсах, выставках, олимпиадах.
Для реализации программы «Стильная штучка» необходимо методическое обеспечение:
а) наглядные пособия; образцы изделий;
б) фотографии и иллюстрации;
в) схемы изготовления изделий, технологические карты;
г) специальная литература.
Ожидаемые результаты к концу обучения воспитанников
Знать:
- Правила по ТБ при работе с колющими и режущими инструментами, с клеем, горячим пистолетом, пинцетом.
- Название и назначение различных материалов.
- Название и назначение ручных инструментов.
- Название и технику плетения газетной лозой, низания бисера, канзаши и художественной обработке кожи.
- Знать простейшие условные обозначения, используемые в схемах и таблицах.
- Знать на память схемы плетения газетной лозой, низания бисера, обработки кожи и канзаши классических моделей.
- Знать особенности составления объемных изделий плетения газетной лозой, плоских и объемных композиций плетения бисером, изделий из кожи и составления композиций из канзаши.
- О месте и роли декоративно- прикладного искусства в жизни человека;
- О видах декоративно- прикладного искусства
- О проектной деятельности.
Уметь:
- Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены.
- Экономно расходовать материал.
- Последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материал, экономия материала.)
- Уметь выполнять следующие операции:
- Подобрать необходимое оборудование и материал для работы;
- пользоваться схемами плетения газетной лозой и бисероплетения (условные обозначения), канзаши;
- плести несложные узоры бисером;
- составлять орнаментальную полосу;
- плести орнамент согласно схеме (2-3 цвета);
- качественно и профессионально выполнять изделия
- плести несложные изделия из газетной лозы
- составлять композиции из канзаши и кожи
- читать готовые схемы
- организовать и содержать в порядке свое рабочее место;
Приобрести навыки:
- Четкого выполнения основных приемов работы с бисером и кожей, атласными лентами, атласной тканью и газетной лозой.
- Умение выполнять различные открытки, сувениры, игрушки любой сложности и создавать свои на основе полученных знаний, используя творчество и фантазию.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
1. Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
2. Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
3. Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
4. Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
5. Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
6. Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
7. Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
8. Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
9. Достичь оптимального для каждого уровня развития;
10. Сформировать систему универсальных учебных действий;
11. Сформировать навыки работы с информацией.
Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах выставки, конференции, фестивали и пр.
Способы определения результативности:
Начальный контроль (октябрь)
Текущий контроль (в течение года)
Промежуточная контроль (декабрь)
Итоговая контроль (май)
Виды и формы контроля ЗУН воспитанников:
собеседование, анкетирование, контрольно – итоговое занятие,
проверка усвоения и оценка результатов каждого занятия,
беседы в форме «вопрос – ответ», самостоятельная работа, беседы с элементами викторины, конкурсные программы, контрольные задания, тестирование,
участие в районных, краевых выставках, зачетная работа по заданной теме или по выбору.
Способы организации контроля:
Индивидуальный
Фронтальный
Групповой
Коллективный.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Первый год обучения
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
Теорет. | Практ. | Всего | ||
1 | Бисероплетение | 17 | 25 | 42 |
1.1 | Введение в программу. Техника безопасности | 2 | - | 2 |
1.2 | Материалы и инструменты | 1 | 1 | 2 |
1.3 | Плетение на одной игле | 4 | 6 | 10 |
1.4 | Цветоведение | 4 | 2 | 6 |
1.5 | Плетение плоских насекомых | 4 | 8 | 12 |
1.6 | Панно из бисера по мотивам сказок | 2 | 8 | 10 |
2 | Плетение газетной лозой | 10 | 34 | 44 |
2.1 | Введение в программу. Техника безопасности | 2 | - | 2 |
2.2 | Ознакомление с техникой плетения газетной лозой. Изготовление трубочек. | 4 | 6 | 10 |
2.3 | Разбор техник для плетения по кругу | 2 | 10 | 12 |
2.4 | Плетение тарелочек и декоративных коробочек | 2 | 18 | 20 |
3 | Основные технические приёмы канзаши | 12 | 26 | 38 |
3.1 | Введение в программу. Техника безопасности | 2 | - | 2 |
3.2 | Ознакомление с новой техникой канзаши. | 4 | 2 | 6 |
3.3 | Виды канзаши. | 4 | 10 | 14 |
3.4 | Составление композиций с применением всех видов канзаши | 2 | 14 | 16 |
4 | Художественная обработка кожи | 8 | 10 | 18 |
4.1 | Введение в программу. Техника безопасности | 2 | - | 2 |
4.2 | Виды художественной обработки кожи | 2 | 4 | 6 |
4.3 | Цветы из кожи | 2 | 3 | 5 |
4.4 | Панно из кожи | 2 | 3 | 5 |
5 | Итоговое занятие | - | 2 | 2 |
Итого | 47 | 97 | 144 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Первый год обучения
Раздел 1. Бисероплетение.
Программа первого года обучения предполагает изучение различных приемов низания бисером. В процессе изготовления бисерных изделий обучающиеся изучают основы сочетания цветовых оттенков и приобретают основные навыки построения композиций.
Тема1.1. Вводное занятие. Задачи и план учебной группы.
Правила поведения обучающихся на занятиях. Правила техники безопасности. Основные сведения о бисере. История развития бисерного искусства в России.
Тема 1.2. Материалы и инструменты. Оборудование рабочего места. Принадлежности, необходимые для занятий. Сведения о материалах, необходимых для изготовления бисерных изделий. Вспомогательные материалы и оборудование, необходимые для работы с бисером. Правила рисования и оформления схем для бисероплетения, примеры оформления рабочих тетрадей, образцы бисера, бусин.
Тема 1.3. Плетение на одной игле. Приемы плетения на одной игле. Схемы простейших цепочек: цепочка -пупырышки», цепочка «цветочки» в 6 бисерин, цепочка «цветочки» в 8 бисерин (1-й и 2-й варианты), цепочка в семь бусин, змейка, двойная цепочка «семь бусин- и цепочка -трехпроходная диагональ». Правила подбора бисера по размеру, качеству и цветовому сочетанию в зависимости от рисунка. Правила грамотного вощения и закрепления нити в изделии. Крепление замков в изделии при работе одной иглой. Правила чтения схем. Плетение на основе пройденных цепочек нескольких браслетов и колье «Фантазия» или «Круглый цветочек».
Тема1.4. Цветоведение.
Цветовой спектр (7 цветов радуги). Ахроматические и хроматические цвета. «Холодные» и «теплые» цвета. Контрастные цвета. Гармония цветовых сочетаний и их воздействие на настроение человека. Самостоятельная работа для закрепления материала: детям предлагается выразить какое-либо настроение в цвете. Дети младшей возрастной группы цветовыми пятнами, нанесенными на лист бумаги, выражают радость, тревогу, покой или движение; дети старшей группы прорисовывают орнамент по темам: весна, осень, лето или зима.
Тема 1.5 Плоские фигурки животных.
Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок животных на плоской основе: параллельное, петельное и игольчатое плетение. Техника выполнения туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок. Анализ моделей. Зарисовка схем.
Выполнение отдельных элементов на основе изученных приёмов. Сборка брошей. Подготовка основы для брошей. Составление композиции. Прикрепление элементов композиции к основе.
Тема 1.6 Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок сказочных героев: параллельное, петельное, игольчатое плетение. Анализ моделей. Зарисовка схем. Выполнение отдельных элементов фигурок сказочных героев. Сборка изделий. Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. Составление композиции. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление панно.
Раздел 2. Плетение газетной лозой
Программа первого года обучения предполагает изучение различных приемов плетения газетной лозой. Основные законы композиции. Способы изготовления бумажной лозы. В процессе изготовления плетеных изделий обучающиеся изучают основы сочетания цветовых оттенков и приобретают основные навыки построения композиций.
Тема 2.1. Введение в программу. Техника безопасности
Вводное занятие. Задачи и план учебной группы. Правила поведения обучающихся на занятиях. Правила техники безопасности. Основные сведения о плетении лозой.
Тема 2.2. Ознакомление с техникой плетения газетной лозой
Способы изготовления бумажной лозы. Способы плетения из цветных трубочек квадратной корзины, круглой корзины, вазы и т.д.
Тема 2.3. Разбор техник для плетения по кругу, модульное плетение
Плоское полотняное плетение. Наращиваем трубочки. Способ оформления края изделия. Полу-объемное модульное плетение. Цветок. Учимся плести листик, лепесток растения. Тонирование изделия морилкой на водной основе.
Тема 2.4 Плетение простой вазы.
Заготовка трубочек. Окрашивание трубочек. Ознакомление с простейшим способом плетения по кругу (ситцевый способ плетения). Плетение простой вазы. Способы завершения плетения.
Раздел 3. Основные технические приёмы канзаши
Тема: 3.1 Введение в программу. Техника безопасности
Вводное занятие. Задачи и план учебной группы. Правила поведения обучающихся на занятиях. Правила техники безопасности.
Тема: 3.2 Ознакомление с новой техникой канзаши.
Материалы и инструменты. История появления канзаши.
Тема: 3.3 Виды канзаши.
Острый лепесток. Сборка цветов с острыми лепестками. Двухцветный острый лепесток (вариант 1). Сборка цветов с двухцветными острыми лепестками. Двухцветный острый лепесток (вариант 2). Сборка цветов с двухцветными острыми лепестками.
Тема: 3.4 Составление композиций с применением всех видов канзаши.
Оформление заколок, резинок для волос, ободков и панно
цветами в технике канзаши.
Раздел 4. Художественная обработка кожи.
Тема 4.1 Введение в программу. Техника безопасности.
Планы и задачи раздела. Правила поведения на занятиях. Демонстрация изделий. Инструкция по технике безопасности. Начальная диагностика.
Тема 4.2 Виды художественной обработки кожи
На что годятся кожаные вещи. История кожевенного производства. Знакомство с видами кожи и приемами обновления старой кожи. Инструменты и материалы. Условия безопасной работы и правильная организация труда.
Секреты мастерства. Как восстановить старую кожу Основные приемы работы (обрисовка, раскраска, гравировка, драпировка и т.д.)..
Изготовление деталей из кожи, знакомство со способами крепления кожи. Знакомство с основными приемами работы: раскрой, обтяжка, драпировка, оплетка, термическая обработка кожи.
Тема 4.2. Цветы из кожи.
Знакомство с технологией изготовления цветов из кожи. Сравнение с цветами живой природы, строение цветка, стебля и листьев и т.д. Приемы цветоделия. Отработка навыков работы с кожей. Драпировка (складки), скручивание, термическая обработка кожи (обжиг, подпаливание). Изготовление выкроек, лекал, сборка цветов – яблоневый цвет.
Тема 4.3. Панно из кожи.
Использование изученных приемов для создания мини-картин «Цветущее дерево».
Изготовление разнообразных брошей «Бабочка», «Розочка». Изготовление заколок для крепления штор продолжает начатую тему и служит оттачиванию мастерства работы с кожей, развитию фантазии, аккуратности и экономии материала. Заколки для крепления штор «Букет» и «Листик».
Раздел 5. Итоговое занятие.
Просмотр работ, выполненных за год, обсуждение, оформление мини-выставки. Чаепитие.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Второй год обучения
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
Теорет. | Практ. | Всего | ||
1 | Бисероплетение | 8 | 46 | 54 |
1.1 | Введение в программу. Техника безопасности. | 2 | - | 2 |
1.2 | Фенечки | 2 | 16 | 18 |
1.3 | Жгуты | 2 | 16 | 18 |
1.4 | Пасхальные яйца | 2 | 14 | 16 |
2 | Плетение газетной лозой | 8 | 46 | 52 |
2.1 | Введение в программу. Техника безопасности. | 2 | - | 2 |
2.1 | Виды плетения лозой | 2 | 10 | 12 |
2.2 | Донышки, загибки. | 2 | 10 | 12 |
2.3 | Плетение корзиночек, елочки спиральным плетение. | 2 | 24 | 26 |
3 | Канзаши | 8 | 50 | 58 |
3.1 | Введение в программу. Техника безопасности. | 2 | - | 2 |
3.2 | Виды канзаши | 2 | 24 | 26 |
3.3 | Составление композиций с применением всех видов канзаши | 4 | 26 | 30 |
4 | Художественная обработка кожи | 6 | 44 | 50 |
4.1 | Вводное занятие. Техника безопасности. | 2 | 4 | 6 |
4.2 | Объемные изделия из кожи | 2 | 12 | 14 |
4.3 | Объемные картины, панно и коллажи. | 2 | 28 | 30 |
5 | Итоговое занятие | - | 2 | 2 |
Итого | 30 | 186 | 216 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Второй год обучения
Раздел 1. Бисероплетение.
Тема 1.1 Введение в программу. Техника безопасности.
Просмотр и обсуждение работ, выполненных за время каникул. Обсуждение тематического плана на учебный год. Демонстрация изделий, выполнение которых предусмотрено программой второго года обучения (из фонда коллектива). Необходимое количество материалов на год. Повторение правил техники безопасности на занятиях бисероплетения.
Тема 1.2. Фенечки.
Технические сведения. Эскизы. Традиционные виды бисероплетения.
Низание из бисера «в одну нить»: простая цепочка, цепочка с бусинками, цепочка с петельками, «зигзаг», «змейка», цепочка цветком из шести лепестков, цепочка цветком из восьми лепестков, «мозаика», «фонарики».
Низание из бисера «в две нити»: цепочка «в крестик», «колечки». Плетение ажурного полотна (сетки). Полотно «кирпичный стежок», полотно «в крестик». Анализ и зарисовка простейших схем.
Тема 1.3. Жгуты.
Технические сведения. Основные приемы объёмного плетения. Жгут «мозаика», ажурный жгут. Цветовое решение. Последовательность изготовления. Анализ схем.
Тема 1.4. Пасхальные яйца.
Технические сведения. Исторический экскурс. Приёмы бисероплетения используемые для изготовления пасхальных яиц: полотно, «колечки», ажурное плетение, вышивка по сетке. Выбор бисера. Цветовое решение.
Виды основы: деревянная, папье-маше. Составление орнамента. Зарисовка схем. Подготовка основы. Оплетение центральной части, тупого и острого концов яйца.
Раздел 2. Плетение газетной лозой.
Тема 2.1 Введение в программу. Техника безопасности.
Планы и задачи раздела. Правила поведения на занятиях. Демонстрация изделий. Инструкция по технике безопасности. Начальная диагностика.
Тема 2.2. Виды плетения лозой.
Витое плетение. Плетём спиральным плетением по форме. Виды изделий в этой технике. Идеи.
Тема 2.3. Донышки. Загибки.
Плетём круглое донышко, квадратное, овальное, донышко на основе картона - подставку под горячее. Плетение стенок овального и круглого изделия. Изготовление и крепление ручки. Закрепление изделия. Плетение подноса на основе картонного донышка. Плетение «веревочка».
Тема 2.4. Плетение корзиночек, елочки спиральным плетением.
Плетём барашка спиральным плетением. Плетение Ёлочки спиральным плетением. Корзинку для конфет.
Раздел 3. Канзаши.
Тема 3.1. Введение в программу. Техника безопасности.
Планы и задачи раздела. Правила поведения на занятиях. Демонстрация изделий. Инструкция по технике безопасности. Начальная диагностика.
Тема 3.2 Виды канзаши.
Острый выгнутый лепесток. Сборка цветов с острыми выгнутыми лепестками. Плоский круглый лепесток. Сборка цветов с плоскими круглыми лепестками. Объёмный круглый лепесток. Сборка цветов с объёмными круглыми лепестками. Двухцветный круглый лепесток. Сборка цветов с двухцветными круглыми лепестками.
Тема 3.3.Составление композиций с применением всех видов канзаши.
Оформление броши. Изготовление сувенира снежинка. Изготовление бабочки. Цветы герберы. Оформление ободка для волос.
Раздел 4. Художественная обработка кожи.
Тема 4.1. Вводное занятие. Техника безопасности.
Планы и задачи раздела. Правила поведения на занятиях. Демонстрация изделий. Инструкция по технике безопасности. Начальная диагностика.
Тема 4.2. Объемные изделия из кожи.
Технологические особенности термической обработки кожи: прожаривание, нагревание над свечой, буление, горячее тонирование. Технологические особенности изготовления листочков, веточек, тычинок, цветов, спиралей, листьев с прожилками. Строение цветка. Из истории цветов. Изготовление стеблей, веточек. Изготовление листьев с драпировкой. Изготовление цветов из различных видов лепестков. Сборка цветов. Изготовление веточек, спиралей. Составление композиции. Наклеивание деталей на основу. Оформление изделия. Декорирование. Оформление изделия в рамку. Обсуждение художественного эффекта, эстетической стороны изделия.
Тема 4.3. Объемные картины, панно и коллажи.
Виды панно, характеристика образцов. Подготовка основы.
Составление композиции, наклеивание на основу. Оформление изделия. Оформление изделия в рамку. Обсуждение художественного эффекта, эстетической стороны изделия. Изготовление панно «Цветы».
Раздел 5. Итоговое занятие.
Подведение итогов. Оформление итоговой выставки.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Третий год обучения
№ п/п | Наименование разделов и тем | |||
Количество часов | Практ. | Всего | ||
1 | Бисероплетение | 8 | 46 | 54 |
1.1 | Введение в программу. Техника безопасности. | 2 | - | 2 |
1.2 | Плетение на одной игле орнамента. | 2 | 16 | 18 |
1.3 | Плетение на двух иглах | 2 | 16 | 18 |
1.4 | Ткачество бисером браслетов и поясов. | 2 | 14 | 16 |
2 | Плетение газетной лозой | 8 | 46 | 52 |
2.1 | Введение в программу. Техника безопасности. | 2 | - | 2 |
2.2 | Окрашивание трубочек | 2 | 4 | 6 |
2.3 | Плетение игрушек и цветов. | 2 | 16 | 18 |
2.4 | Плетение декоративных изделий спиральным и витым плетением. | 2 | 24 | 26 |
3 | Канзаши | 8 | 50 | 58 |
3.1 | Введение в программу. Техника безопасности. | 2 | - | 2 |
3.2 | Панно в технике цумами - канзаши | 2 | 24 | 26 |
3.3 | Составление композиций с применением всех изученных видов канзаши | 4 | 26 | 30 |
4 | Художественная обработка кожи | 6 | 44 | 50 |
4.1 | Вводное занятие. Техника безопасности. | 2 | 4 | 6 |
4.2 | Плетение браслетов из кожи. | 2 | 12 | 14 |
4.3 | Декорирование шкатулки кожей. | 2 | 28 | 30 |
5 | Итоговое занятие | - | 2 | 2 |
Итого | 30 | 186 | 216 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Третий год обучения
Раздел 1. Бисероплетение.
Тема 1.1. Введение в программу. Техника безопасности.
Просмотр и обсуждение работ, выполненных за время каникул. Обсуждение тематического плана на учебный год. Демонстрация изделий, выполнение которых предусмотрено программой третьего года обучения. Необходимое количество материалов на год. Повторение правил техники безопасности на занятиях бисероплетения.
Тема 1.2. Плетение на одной игле орнамента.
Знакомство с национальными орнаментами. Понятие онамент. Законы построения орнамента. Понятие цветовой композиции. Создание эскиза изделия, используя знание законов орнамента.
Тема 1.3. Плетение на двух иглах.
Приемы плетения на двух иглах. Схемы цепочек «крестик», «колечки», «елочка», «ажурная», «сложный квадратик». Правила грамотного крепления замков при работе на двух иглах. Способы сочетания в одном изделии различных материалов. Способы объемного соединения цепочек. Техника низания цепочек в два приема.
Тема 1.4. Ткачество бисером браслетов и поясов.
История ткачества. Изготовление станка для ткачества. Выбор орнамента. Ткачество браслета и пояса комплектом.
Раздел 2.Плетение газетной лозой.
Тема 2.1. Введение в программу. Техника безопасности.
Планы и задачи раздела. Правила поведения на занятиях. Демонстрация изделий. Инструкция по технике безопасности.
Тема 2.2. Окрашивание трубочек.
Материалы и инструменты для окрашивания газетных трубочек. Способы окрашивания трубочек.
Тема 2.3. Плетение игрушек и цветов.
Виды плетения игрушек. Плетение подковы и веночка спиральным плетением. Плетение цветов.
Тема 2.4. Плетение декоративных изделий спиральным и витым плетением.
Плетение декоративного шара (способ оплетения) применяя все изученные виды плетения, плетение декоративных яиц, кур и др
Раздел 3. Канзаши.
Тема 3.1. Введение в программу. Техника безопасности.
Планы и задачи раздела. Правила поведения на занятиях. Демонстрация изделий. Инструкция по технике безопасности.
Тема 3.2 Панно в технике цумами-канзаши.
Подбор ткани, изготовление шаблонов, раскрой деталей цветов в технике цумами - канзаши, сборка цветов.
Тема 3.3. Составление композиций с применением всех изученных видов канзаши.
Подбор ткани, изготовление шаблонов, раскрой деталей цветов в технике цумами - канзаши, сборка цветов с остроконечными, круглыми и выпуклыми листочками. Изготовление коллекции цветов канзаши «Времена года». Изготовление заколок для укрепления штор.
Раздел 4. Художественная обработка кожи.
Тема 4.1. Вводное занятие. Техника безопасности.
Ознакомить обучающихся с целями, задачами и содержанием занятий, программой обучения, изготовления изделий из кожи и замши, необходимых в быту. Инструктаж по технике безопасности.
Тема 4.1. Плетение браслетов из кожи.
Плетение. Разнообразные виды плетения. Подбор материала, поэтапное изготовление изделия. Один из видов отделки кожи. Поэтапная технология плетения браслета. Плетение браслета из кожи с применением бисера, бусин, меха, ниток и т.д.
Тема 4.2. Декорирование шкатулки кожей.
Применение техники обтяжки. Декор шкатулки. Техника выполнения драпировки. Изготовление декоративной шкатулки в технике обтяжки или драпировки (по выбору).
Раздел 5. Итоговое занятие.
Просмотр работ, выполненных за год, обсуждение, оформление мини-выставки. Чаепитие.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Четвертый год обучения
№ п/п | Наименование разделов и тем | |||
Ко-во часов | Прак- тика. | Всего | ||
1 | Бисероплетение | 8 | 46 | 54 |
1.1 | Введение в программу. Техника безопасности. | 2 | - | 2 |
1.2 | Ажурное плетение | 2 | 16 | 18 |
1.3 | Шнуры ажурные и мозаичные | 2 | 16 | 18 |
1.4 | Украшения из бисера ажурным плетением | 2 | 14 | 16 |
2 | Плетение газетной лозой | 8 | 46 | 52 |
2.1 | Введение в программу. Техника безопасности. | 2 | - | 2 |
2.1 | Кашпо. Способы завершения плетения | 2 | 10 | 12 |
2.2 | Оплетения края косой | 2 | 10 | 12 |
2.3 | Плетение цапли | 2 | 24 | 26 |
3 | Канзаши | 8 | 50 | 58 |
3.1 | Введение в программу. Техника безопасности. | 2 | - | 2 |
3.2 | Способ опаливания. Лепестки цветов и листья. | 2 | 24 | 26 |
3.3 | Составление композиций с применением способа опаливания. Изготовление «Летящей кружки». | 4 | 26 | 30 |
4 | Художественная обработка кожи | 6 | 44 | 50 |
4.1 | Введение в программу. Техника безопасности. | 2 | 4 | 6 |
4.2 | Элементы декора | 2 | 12 | 14 |
4.3 | Мелочи из кожи. | 2 | 28 | 30 |
5 | Итоговое занятие | - | 2 | 2 |
Итого | 30 | 186 | 216 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Четвертый год обучения
Раздел 1. Бисероплетение.
Программа четвертого года обучения предполагает изучение различных приемов низания бисером. В процессе изготовления бисерных изделий обучающиеся изучают основы сочетания цветовых оттенков и приобретают основные навыки построения композиций.
Тема1.1. Вводное занятие. Техника безопасности.
Просмотр и обсуждение работ, выполненных за время каникул. Обсуждение тематического плана на учебный год. Демонстрация изделий, выполнение которых предусмотрено программой четвертого года обучения. Необходимое количество материалов на год. Повторение правил техники безопасности на занятиях бисероплетения
Тема 1.2. Ажурное плетение. Приемы изготовления ажурных изделий. Способы изменения формы и величины ажурного изделия. Способы плетения ажурных цепочек (цепочка полромба, цепочка полтора ромба, 2,5 ромба; цепочки с зубчиками: «кривулька», полтора ромба, 2,5 ромба и цепочка фигурная). Техника связки ажурных ячеек. Техника ажурного плетения на двух иглах.
Тема 1.3. Шнуры ажурные и мозаичные.
Схемы простейших шнуров. Правила подбора бисера по размеру, качеству и цветовому сочетанию в зависимости от рисунка. Принцип плетения.
Тема1.4. Украшения из бисера ажурным плетением.
Выполнение самостоятельной работы: ажурного воротника или ажурного колье, выполненного из отдельных элементов .
Раздел 2. Плетение газетной лозой
Тема 2.1. Введение в программу. Техника безопасности
Вводное занятие. Обсуждение тематического плана на учебный год. Демонстрация изделий, выполнение которых предусмотрено программой четвертого года обучения. Необходимое количество материалов на год. Повторение правил техники безопасности на занятиях плетения из газет.
Тема 2.2. Кашпо. Способы завершения плетения.
Виды кашпо. Виды плетения кашпо. Способы завершения плетения кашпо. Плетение кашпо ситцевым плетением.
Тема 2.3. Оплетение края косой
Техника оплетения края косой. Завершения плетения кашпо косой.
Тема 2.4 Плетение цапли.
Заготовка трубочек. Окрашивание трубочек. Ознакомление с плетением цапли. Плетение цапли.
Раздел 3. Канзаши.
Тема: 3.1 Введение в программу. Техника безопасности
Вводное занятие. Задачи и план учебной группы. Правила поведения обучающихся на занятиях. Правила техники безопасности.
Тема: 3.2 Способ опаливания. Лепестки цветов и листьев.
Материалы и инструменты. Способ опаливания. Изготовления цветов способом опаливания.
Тема: 3.4 Составление композиций с применением способа опаливания. Изготовление «Летящей кружки».
Способы изготовления «Летящих кружек». Составление композиции, подбор ленточек. Изготовление задуманной композиции.
Раздел 4. Художественная обработка кожи.
Тема 4.1 Введение в программу. Техника безопасности.
Планы и задачи раздела. Правила поведения на занятиях. Демонстрация изделий. Инструкция по технике безопасности.
Тема 4.2 Элементы декора.
Изготовление элементов декора, необходимых для дальнейшей работы: полоски: одинарные, двойные; скрутки, восьмерки, фонарики, хризантемы, лепестки, арабески, кисточек, шишечек, улиток, пуговиц. Рекомендация: желательно использование натуральной кожи или замши для изготовления элементов декора. Изготовление кисточек, шишечек, улиток, пуговиц.
Тема 4.3. Мелочи из кожи.
Виды мелких изделий из кожи. Краткое сведение об изделиях. Способы применения в быту. Зарисовки эскизов будущего изделия.
Раздел 5. Итоговое занятие.
Просмотр работ, выполненных за год, обсуждение, оформление мини-выставки. Чаепитие.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Пятый год обучения
№ п/п | Наименование разделов и тем | |||
Ко-во часов | Прак- тика. | Всего | ||
1 | Бисероплетение | 8 | 46 | 54 |
1.1 | Введение в программу. Техника безопасности. | 2 | - | 2 |
1.2 | Мозаичное плетение | 2 | 16 | 18 |
1.3 | Насекомые- мозаичное плетение | 2 | 16 | 18 |
1.4 | Заколки для волос с применением техники мозаичное плетение | 2 | 14 | 16 |
2 | Плетение газетной лозой | 8 | 46 | 52 |
2.1 | Введение в программу. Техника безопасности | 2 | - | 2 |
2.1 | Плетение декоративных яиц | 2 | 10 | 12 |
2.2 | Плетение корзины узором «веревочка с объемом» | 2 | 10 | 12 |
2.3 | Плетение декоративного башмака-кашпо | 2 | 24 | 26 |
3 | Канзаши | 8 | 50 | 58 |
3.1 | Введение в программу. Техника безопасности | 2 | - | 2 |
3.2 | Изготовление цветов подсолнух | 2 | 24 | 26 |
3.3 | Оформление панно «подсолнух» | 4 | 26 | 30 |
4 | Художественная обработка кожи | 6 | 44 | 50 |
4.1 | Введение в программу. Техника безопасности | 2 | 4 | 6 |
4.2 | Обмотка. Обтяжка мелких изделий | 2 | 12 | 14 |
4.3 | Еловая ветка. Плетение. | 2 | 28 | 30 |
5 | Итоговое занятие | - | 2 | 2 |
Итого | 30 | 186 | 216 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Пятый год обучения
Раздел 1. Бисероплетение.
Тема1.1. Введение в программу. Техника безопасности.
Просмотр и обсуждение работ, выполненных за время каникул. Обсуждение тематического плана на учебный год. Демонстрация изделий, выполнение которых предусмотрено программой пятого года обучения. Необходимое количество материалов на год. Повторение правил техники безопасности на занятиях бисероплетения
Тема 1.2. Мозаичное плетение.. Техника мозаичного плетения на одной игле. Техника мозаичного плетения «ромашка». Технология мозаичного плетения на двух иглах. Расширение и уменьшение полотна, выполненного на двух иглах. Плетение браслета в технике мозаичного плетения на одной игле, в технике мозаичного плетения на двух иглах - плетение подвески. Самостоятельная проработка орнаментов изделий по трафаретам.
Тема 1.3. Насекомые мозаичным плетением.
Схемы насекомых. Плетение бабочек.
Тема1.4. Заколки для волос с применением техники мозаичного плетения.
Выполнение самостоятельной работы: заколка с цветами и насекомыми плетенными мозаичным плетением.
Раздел 2. Плетение газетной лозой
Тема 2.1. Введение в программу. Техника безопасности
Вводное занятие. Обсуждение тематического плана на учебный год. Демонстрация изделий, выполнение которых предусмотрено программой четвертого года обучения. Необходимое количество материалов на год. Повторение правил техники безопасности на занятиях плетения из газет.
Тема 2.2. Плетение декоративных яиц.
Плетение декоративных яиц и подставок под яйца. Декор декоративных яиц.
Тема 2.3. Плетение корзины узором «веревочка объемом"
Техника плетения узора «веревочка с объемом». Заготовка трубочек. Покраска трубочек. Плетение корзины узором «веревочка с объемом».
Тема 2.4 Плетение декоративного башмака.
Заготовка трубочек. Окрашивание трубочек. Ознакомление с плетением башмака. Выбор модели. Зарисовка схемы. Плетение башмака. Декор башмака.
Раздел 3. Канзаши.
Тема: 3.1 Введение в программу. Техника безопасности
Вводное занятие. Задачи и план учебной группы. Правила поведения обучающихся на занятиях. Правила техники безопасности.
Тема: 3.2 Изготовление цветов подсолнух.
Материалы и инструменты. Способ изготовления лепестка на подсолнух. Изготовления цветов способом опаливания, канзаши-цумами.
Тема: 3.4 Оформление панно «Подсолнухи»
Подбор композиции. Зарисовка схемы изготовления панно. Изготовление панно. Декор панно.
Раздел 4. Художественная обработка кожи.
Тема 4.1 Введение в программу. Техника безопасности.
Планы и задачи раздела. Правила поведения на занятиях. Демонстрация изделий. Инструкция по технике безопасности.
Тема 4.2 Обмотка. Обтяжка мелких изделий.
Использование тонкой кожи для обмотки сложных и простых изделий. Виды изделий, техника их изготовления. Знакомство с дизайном. Сочетание цвета в композиционном решении. Подбор рисунка путем склеивания. Изготовление выкроек. Виды выкроек, способы их применения, умение комбинировать и сочетать композицию. Увеличение и уменьшение выкроек.
Тема 4.3. Еловая ветка. Плетение.
Плетение. Разнообразные виды плетения. Подбор материала, поэтапное изготовление изделия. Один из видов отделки кожи. Поэтапная технология изготовления корзины. Дополнение к корзине еловая ветка.
Раздел 5. Итоговое занятие.
Просмотр работ, выполненных за год, обсуждение, оформление мини-выставки. Чаепитие.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Шестой год обучения
№ п/п | Наименование разделов и тем | |||
Ко-во часов | Прак- тика. | Всего | ||
1 | Бисероплетение | 8 | 46 | 54 |
1.1 | Введение в программу. Техника безопасности | 2 | - | 2 |
1.2 | Плетение ёлочкой ндебеле | 2 | 16 | 18 |
1.3 | Кирпичное плетение | 2 | 16 | 18 |
1.4 | Украшения с применением техник плетения ёлочкой(ндебеле) и кирпичным плетением | 2 | 14 | 16 |
2 | Плетение газетной лозой | 8 | 46 | 52 |
2.1 | Введение в программу. Техника безопасности | 2 | - | 2 |
2.1 | Плетение декоративной курочки | 2 | 10 | 12 |
2.2 | Плетение корзины «филейно–ситцевым» узором | 2 | 10 | 12 |
2.3 | Плетение декоративной «енот-корзинки» | 2 | 24 | 26 |
3 | Канзаши | 8 | 50 | 58 |
3.1 | Введение в программу. Техника безопасности | 2 | - | 2 |
3.2 | Изготовление панно | 2 | 24 | 26 |
3.3 | Кусудама-канзаши | 4 | 26 | 30 |
4 | Художественная обработка кожи | 6 | 44 | 50 |
4.1 | Вводное занятие. Техника безопасности | 2 | 4 | 6 |
4.2 | Изготовление брелка | 2 | 12 | 14 |
4.3 | Изготовление закладки | 2 | 28 | 30 |
5 | Итоговое занятие | - | 2 | 2 |
Итого | 30 | 186 | 216 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Шестой год обучения
Раздел 1. Бисероплетение.
Тема1.1. Введение в программу. Техника безопасности.
Просмотр и обсуждение работ, выполненных за время каникул. Обсуждение тематического плана на учебный год. Демонстрация изделий, выполнение которых предусмотрено программой шестого года обучения. Необходимое количество материалов на год. Повторение правил техники безопасности на занятиях бисероплетения
Тема 1.2. Плетение ёлочкой ндебеле. История техники ндебеле, виды плетения техникой ндебеле. Подбор бисера. Зарисовка схем.
Тема 1.3. Кирпичное плетение.
Принцип кирпичного плетения. Технология выполнения различных элементов кирпичным плетением: «треугольник», «равносторонний ромб», «листик», «удлиненный листик». Плетение небольших изделий с использованием элементов кирпичного плетения.
Тема1.4. Украшения с применением техник плетения ёлочкой(ндебеле) и кирпичным плетением.
Выполнение самостоятельной работы: браслет с применением двух техник ёлочка ндебеле и кирпичное плетение.
Раздел 2. Плетение газетной лозой
Тема 2.1. Введение в программу. Техника безопасности
Вводное занятие. Обсуждение тематического плана на учебный год. Демонстрация изделий, выполнение которых предусмотрено программой шестого года обучения. Необходимое количество материалов на год. Повторение правил техники безопасности на занятиях плетения из газет.
Тема 2.2. Плетение декоративной курочки.
Заготовка трубочек. Окрашивание трубочек. Выбор корзинки «Курочки». Плетение курочки.
Тема 2.3. Плетение корзины «филейно–ситцевым» узором.
Техника плетения «филейно-ситцевым» узором. Заготовка трубочек. Покраска трубочек. Зарисовка схем. Плетение корзины узором «филейно-ситцевый»
Тема 2.4 Плетение декоративной «енот-корзинки».
Заготовка трубочек. Окрашивание трубочек. Ознакомление с плетением «енот-корзинки». Зарисовка схемы. Плетение корзинки.
Раздел 3. Канзаши.
Тема: 3.1 Введение в программу. Техника безопасности
Вводное занятие. Задачи и план учебной группы. Правила поведения обучающихся на занятиях. Правила техники безопасности.
Тема: 3.2 Изготовление панно.
Материалы и инструменты. Виды панно. Изготовления цветов способом опаливания, канзаши-цумами для панно. Сборка панно.
Тема: 3.4 «Кусудама-канзаши»
Виды кусудама-канзаши. Изготовление лепестков в технике кусудама-канзаши. Изготовление заколок.
Раздел 4. Художественная обработка кожи.
Тема 4.1 Введение в программу. Техника безопасности.
Планы и задачи раздела. Правила поведения на занятиях. Демонстрация изделий. Инструкция по технике безопасности.
Тема 4.2 Изготовление брелка.
Виды брелков. Конструктивные виды брелков. Зарисовка будущего изделия. Поэтапное изготовление изделия.
Тема 4.3. Изготовление закладки.
Виды закладок. Подбор материалов. Зарисовка схем. Изготовление закладки на выбор учащегося.
Раздел 5. Итоговое занятие.
Просмотр работ, выполненных за год, обсуждение, оформление мини-выставки. Чаепитие.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Седьмой год обучения
№ п/п | Наименование разделов и тем | |||
Ко-во часов | Прак- тика. | Всего | ||
1 | Бисероплетение | 8 | 46 | 54 |
1.1 | Введение в программу. Техника безопасности. | 2 | - | 2 |
1.2 | Шнур квадратного сечения | 2 | 16 | 18 |
1.3 | Плетение пайедками и стеклярусом ажурного шнура. | 2 | 16 | 18 |
1.4 | Плетение колье «змейка» с применением техники плетения пайедками и стеклярусом. | 2 | 14 | 16 |
2 | Плетение газетной лозой | 8 | 44 | 52 |
2.1 | Введение в программу. Техника безопасности. | 2 | - | 2 |
2.1 | Декупаж на плетенных корзинах | 2 | 10 | 12 |
2.2 | Плетение рамки для фото | 2 | 10 | 12 |
2.3 | Плетение офисного органайзера | 2 | 24 | 26 |
3 | Канзаши | 8 | 50 | 58 |
3.1 | Введение в программу. Техника безопасности. | 2 | - | 2 |
3.2 | Изготовление заколок для укрепления штор. | 2 | 24 | 26 |
3.3 | Оплетение ободка двумя лентами. Многослойный цветок. | 4 | 26 | 30 |
4 | Художественная обработка кожи | 6 | 44 | 50 |
4.1 | Вводное занятие. Техника безопасности. | 2 | 4 | 6 |
4.2 | Заколки для крепления штор «Букет» | 2 | 12 | 14 |
4.3 | Аппликация | 2 | 28 | 30 |
5 | Итоговое занятие | - | 2 | 2 |
Итого | 30 | 186 | 216 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Седьмой год обучения
Раздел 1. Бисероплетение.
Тема1.1. Введение в программу. Техника безопасности.
Просмотр и обсуждение работ, выполненных за время каникул. Обсуждение тематического плана на учебный год. Демонстрация изделий, выполнение которых предусмотрено программой шестого года обучения. Необходимое количество материалов на год. Повторение правил техники безопасности на занятиях бисероплетения
Тема 1.2. Шнур квадратного сечения. Техника плетения квадратного шнура. Подбор бисера. Зарисовка схемы.
Тема 1.3. Плетение колье «змейка» с применением техники плетения пайедками и стеклярусом.
Принцип кирпичного плетения. Технология выполнения различных элементов кирпичным плетением: «треугольник», «равносторонний ромб», «листик», «удлиненный листик». Плетение небольших изделий с использованием элементов кирпичного плетения.
Тема1.4. Украшения с применением техник плетения ёлочкой(ндебеле) и кирпичным плетением.
Выполнение самостоятельной работы: браслет с применением двух техник ёлочка ндебеле и кирпичное плетение.
Раздел 2. Плетение газетной лозой
Тема 2.1. Введение в программу. Техника безопасности
Вводное занятие. Обсуждение тематического плана на учебный год. Демонстрация изделий, выполнение которых предусмотрено программой седьмого года обучения. Необходимое количество материалов на год. Повторение правил техники безопасности на занятиях плетения из газет.
Тема 2.2. Декупаж на плетенных корзинах.
Виды декупажа. Подготовка и подбор материалов и инструментов. Декор плетеной корзины декупажем.
Тема 2.3. Плетение рамки для фото.
Техника плетения рамки. Заготовка трубочек. Покраска трубочек. Зарисовка схем. Плетение рамки для фото. Декор рамки.
Тема 2.4 Плетение офисного органайзера.
Заготовка трубочек. Окрашивание трубочек. Ознакомление с плетением органайзера. Способы плетения органайзера. Зарисовка схемы. Плетение органайзера.
Раздел 3. Канзаши.
Тема: 3.1 Введение в программу. Техника безопасности
Вводное занятие. Задачи и план учебной группы. Правила поведения обучающихся на занятиях. Правила техники безопасности.
Тема: 3.2 Изготовление заколок для укрепления штор.
Материалы и инструменты. Виды заколок для укрепления штор. Зарисовка эскиза. Изготовление заколки для укрепления штор.
Тема: 3.4 Оплетение ободка двумя лентами. Многослойный цветок.
Подбор материалов. Оплетение ободка двумя лентами. Изготовление многослойного цветка.
Раздел 4. Художественная обработка кожи.
Тема 4.1 Введение в программу. Техника безопасности.
Планы и задачи раздела. Правила поведения на занятиях. Демонстрация изделий. Инструкция по технике безопасности.
Тема 4.2 Заколки для крепления штор «Букет».
Виды заколок. Зарисовка будущего изделия. Поэтапное изготовление изделия.
Изготовление заколки.
Тема 4.3. Аппликация.
Виды аппликаций. Подбор материалов. Зарисовка схем.
Раздел 5. Итоговое занятие.
Просмотр работ, выполненных за год, обсуждение, оформление мини-выставки. Чаепитие.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Восьмой год обучения
№ п/п | Наименование разделов и тем | |||
Ко-во часов | Прак- тика. | Всего | ||
1 | Бисероплетение | 8 | 46 | 54 |
1.1 | Введение в программу. Техника безопасности. | 2 | - | 2 |
1.2 | Косое плетение. | 2 | 16 | 18 |
1.3 | Плетение комплекта косым плетением | 2 | 14 | 16 |
1.4 | Ткачество бисером картины. | 2 | 16 | 18 |
2 | Плетение газетной лозой | 8 | 46 | 52 |
2.1 | Введение в программу. Техника безопасности. | 2 | - | 2 |
2.1 | Плетение домика для кошки с применением ситцевого, филейно-ситцевого плетения. | 2 | 10 | 12 |
2.2 | Творческий проект по плетению корзин. | 2 | 10 | 12 |
2.3 | Итоговая работа на выбор учащихся. | 2 | 24 | 26 |
3 | Канзаши | 8 | 50 | 58 |
3.1 | Введение в программу. Техника безопасности. | 2 | - | 2 |
3.2 | Творческий проект по всем видам канзаши. | 2 | 24 | 26 |
3.3 | Итоговая работа по выбору учащихся. | 4 | 26 | 30 |
4 | Художественная обработка кожи | 6 | 44 | 50 |
4.1 | Вводное занятие. Техника безопасности. | 2 | 4 | 6 |
4.2 | Творческий проект по изготовлению украшений из кожи. | 2 | 12 | 14 |
4.3 | Итоговая работа украшение из кожи. | 2 | 28 | 30 |
5 | Итоговое занятие | - | 2 | 2 |
Итого | 30 | 186 | 216 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Восьмой год обучения
Раздел 1. Бисероплетение.
Тема1.1. Введение в программу. Техника безопасности.
Просмотр и обсуждение работ, выполненных за время каникул. Обсуждение тематического плана на учебный год. Демонстрация изделий, выполнение которых предусмотрено программой восьмого года обучения. Необходимое количество материалов на год. Повторение правил техники безопасности на занятиях бисероплетения
Тема 1.2. Косое плетение.
Основные приёмы косого плетения. Принцип косого плетения. Технология выполнения различных элементов косым плетением: «треугольник», «равносторонний ромб», «листик», «удлиненный листик».
Тема 1.3. Плетение комплекта косым плетением
Плетение комплекта косым плетением на выбор учащихся.
Тема1.4. Ткачество бисером картины.
Ткачество картин. Выбор картины. Подбор материалов.
Раздел 2. Плетение газетной лозой
Тема 2.1. Введение в программу. Техника безопасности
Вводное занятие. Обсуждение тематического плана на учебный год. Демонстрация изделий, выполнение которых предусмотрено программой восьмого года обучения. Необходимое количество материалов на год. Повторение правил техники безопасности на занятиях плетения из газет.
Тема 2.2. Плетение домика для кошки с применением ситцевого, филейно-ситцевого плетения.
Виды домиков. Заготовка трубочек. Окрашивание трубочек. Плетение домика для любимого питомца по выбору учащихся.
Тема 2.3. Творческий проект по плетению корзин.
Выбор темы. Написание проекта. Защита проекта.
Тема 2.4 Итоговая работа на выбор учащихся.
Выбор работы. Заготовка материала. Изготовление выбранной работы.
Раздел 3. Канзаши.
Тема: 3.1 Введение в программу. Техника безопасности
Вводное занятие. Задачи и план учебной группы. Правила поведения обучающихся на занятиях. Правила техники безопасности.
Тема: 3.2 Творческий проект по всем видам канзаши.
Выбор темы. Подготовка творческого проекта. Защита проекта.
Тема: 3.4 Итоговая работа по выбору учащихся.
Изготовление работы по выбору учащихся с применением изученных видов канзаши.
Раздел 4. Художественная обработка кожи.
Тема 4.1 Введение в программу. Техника безопасности.
Планы и задачи раздела. Правила поведения на занятиях. Демонстрация изделий. Инструкция по технике безопасности.
Тема 4.2 Творческий проект по изготовлению украшений из кожи.
Выбор темы. Написание проекта. Защита проекта.
Тема 4.3. Итоговая работа украшение из кожи.
Подбор материалов. Зарисовка эскиза. Изготовление работы по выбору учащихся.
Раздел 5. Итоговое занятие.
Просмотр работ, выполненных за год, обсуждение, оформление мини-выставки. Чаепитие.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Программа предусматривает последовательное, с учётом усложнения технологического процесса формирование у обучающихся полного представления о предмете и возможностях его творческого осмысления. Занятия проходят в предметно-практической форме, развитие творческих способностей формируется в процессе творческих индивидуальных заданий.
Основной формой организации работы является занятие, содержание которого не ограничивается только информацией, которой владеют педагог и обучающиеся. Оно включает в себя ещё и опыт, который приобретают участники деятельности, опыт эмоциональных переживаний, опыт отношений (к людям, к ценностям), опыт взаимодействия и общения.
Занятия, большей частью, проходят в комбинированной форме: (теоретические вопросы раскрываются в цикле бесед о многовековых традициях культуры и быта народа различных регионов России и межнациональной культуры), лекций, показа большого иллюстративного и фото материала; подборки информации, собранной детьми и педагогами. Просмотра работ из фонда коллектива. Практическая часть – это знакомство с технологией плетения газетной лозой, бисероплетения, канзаши и художественной обработке кожи; знакомство с основными техническими приёмами плетения, бисероплетения, канзаши и художественной обработке кожи; проработка узоров, выработка навыков плетения лозой, бисероплетения, канзаши и художественной обработке кожи, чтение схем узоров и их самостоятельное применение при изготовлении работ.
Развитие ребёнка идёт через овладение конкретными приёмами практической деятельности, то есть зачатками мастерства, включает его в качественно новые отношения с обществом. Практические задания – это и домашние задания, но начинают выполнять их дети совместно с педагогом на занятии.
Для осуществления целей обучения были отобраны следующие методы обучения:
Объяснительно-иллюстративный: предъявление учащимся информации разными способами – зрительным, слуховым, речевым и т.д.;
Репродуктивный: многократное воспроизведение действий, направленных на формирование умений и навыков;
Метод проблемного изложения: учитель ставит проблемы, сам их решает, рассказывая обо всех противоречиях решения, его логике и доступной системе доказательств;
Частично -поисковый эвристический метод: состоит в том, что учащиеся решают проблемную задачу с помощью учителя, который не подсказывает решения, ставит вопросы, помогающие решению;
Исследовательский метод: состоит в том, что учитель предъявляет учащимся творческие задачи, а учащиеся решают их самостоятельно.
Формы и методы занятий:
В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
словесный -устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.
наглядный -показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.
практический -выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию:
репродуктивный – воспитанники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
исследовательский – самостоятельная творческие работы
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности воспитанников на занятиях:
фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
групповой – организация работы в группах.
индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
В процессе занятий очень важна доброжелательная творческая атмосфера, когда каждый может высказаться вслух, не боясь, что его засмеют или раскритикуют.
Ведь у каждого ребёнка свой темп обучения, который зависит от многих причин: имел ли ребёнок хоть какой-нибудь навык работы с бисером, лентами и кожей, или взял инструмент в руки в первый раз; какова активность восприятия нового материала, скорость его усвоения; каков тип нервной системы ребёнка: обладает ли он усидчивостью, терпением; а также отношение родителей к увлечению ребёнка плетением, бисероплетением, канзаши и художественной обработке кожи.
Поэтому выставки первых работ обучающихся, выполненных самостоятельно, требуют обязательного одобрения, не меньше, чем работы обучающихся восьмого года, мастеров своего дела. Выполненные работы постоянно анализируются, разбираются ошибки и удачи каждого члена коллектива, а на первых порах, хвалить надо чуть больше, чем того заслуживает ребёнок.
Освоение практических навыков плетения лозой, бисероплетения, канзаши и обработке кожи, создаёт базовую основу для создания творческих работ высокого уровня.
Огромное значение для развития личности приобретают установление и сохранение положительных взаимоотношений с другими обучающимися в группе и в коллективе в целом. В программе это учитывается через осуществление коллективных выходов в музеи, театры, осуществление коллективных творческих работ (проектов). Развивается чувство ответственности, сопричастность общему делу.
Большое значение в программе уделено разделу «Декоративно-прикладное, народное и национальное искусство».
Народное искусство – это не отдельная художественная вещь, сказка, песня, – это мир человеческих отношений: «отношений человека с природой, человека с человеком, с историей своего народа, с миром». И здесь возможны различные методы подачи материала: беседы, диалоги, сказки, игры; важно «заставить» говорить среду бытования, суметь услышать, что хотел сказать мастер тому, кому предназначалась та или иная вещь.
Формирование умения различать художественные особенности вещей разных промыслов, сравнивать, узнавать одновременно создаёт условия для эстетических переживаний красоты родной природы, которая является вечным источником творчества (игра «Опознание вещи», конкурс – «Разобрать вещи по промыслам», путешествия по местам народных промыслов при помощи слайд-шоу, фото экспедиций, собранных и составленных педагогом, DVD-фильм «Художественные промыслы России»).
В работе над выставочными изделиями можно выделить три основных этапа:
- создание эскиза будущих изделий;
- использование традиционного орнамента в украшении изделия; составлении орнаментального узора;
- выполнение изделия в материале.
Этапы равнозначны в создании итоговой творческой работы – создание коллекции изделий (одежды, для украшения интерьера и др.).
Для реализации данной программы используются следующие принципы обучения:
▪ наглядность;
▪ единство воспитательной и обучающей целей (не только познание, но и воспитание нравственных и эстетических чувств);
▪ активность и самостоятельность;
▪ прочное усвоение знаний, умений и навыков;
▪ доступность;
▪ систематичность и последовательность;
▪ учёт индивидуальных способностей ребёнка.
Используемые на занятиях методы обучения:
☼ иллюстративно-рецептивный (беседы, ознакомление детей с литературой по декоративно-прикладному искусству, изделиями народных художественных промыслов, небольшие лекции по отдельным темам);
☼ репродуктивный (копирование элементов традиционного орнамента, выполнение отдельных элементов изделия по образцу (образцы вязки);
☼ групповой (разработка творческих коллективных работ – одного изделия или коллекции изделий по заданной теме);
☼ исследовательский (подготовка и разработка индивидуальных проектов с последующей защитой на конференции учебно-исследовательских работ).
Дидактический материал к программе
- Образцы инструментов, приспособлений (ножницы, иглы №0, выжигатель, нитковдеватель, бульки для выдавливания ткани, клеевой пистолет.
- Материалы для бисероплетения, канзаши, плетения лозой и художественной обработке кожи (медная тонкая проволока, леска диаметром 0,15; 0,17; 0,20, нитки (капрон, х/б с лавсаном №40, мононить, армированная нить №40); бумага, ленты и ткань, кожа, свеча.
- Схемы по бисероплетению, плетению лозой
- Образцы изделий
- Плакат «Цветовой круг»
- Журналы «Чудесные мгновения», «Диана» и др.
Кадровое обеспечение программы: педагог дополнительного образования, владеющий многообразием техник, приёмов плетения лозой, канзаши бисероплетения, хорошо ориентирующийся в традиционном народном, национальном и декоративно-прикладном искусстве, знающий основы плетения, ткачества и т.д, постоянно повышающий свой уровень профессионального мастерства.
Материально-техническое оснащение программы:
Оборудование:
- хорошо проветриваемое, светлое помещение
- утюг
- гладильная доска;
- шкафы для готовых изделий;
- шкафы-витрины для мини-выставок;
- столы и стулья;
- шкафы для инструментов и материалов.
- Платформы для плетения
Материалы и инструменты:
- кожа
- Бисер разных размеров
- иглы бисерные №0;
- гуашь - зарисовки орнамента, разработка эскизов;
- простые карандаши;
- миллиметровая бумага;
- ластики;
- ткань шёлковая
- бумага газетная или офисная
- ленточки шелковые
- морилка на водной основе
- калька;
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для обучающихся
Базулина Л.В. Бисер. – Ярославль: Академия развития, 2000.
Дюмина Г. Бисер. – Москва:АСТ. Астрель, 2001.
Лындина Ю.Фигурки из бисера – М.: Культура и традиции, 2007.
Народные художественные промыслы. Энциклопедия.
Луковский И.Н. «Изделия из кожи» - М., 1991.
Левина Е.В. «Многоликая кожа» - М., 19998.
Пушкарева В. «Кожа» - М., 1990.
Литература для педагога
Астраханцева С. В., Рукавица В. Ю., Шушпанова А. В. Методические основы преподавания декоративно-прикладного творчества. – Ростов-н/Д: Феникс, 2006.
Брун В., Тильне М. История костюма от древности до нашего времени. – М.: ЭКСМО, 1995.
Буйлова Л. Н., Кленова Н. В. Как организовать дополнительное образование детей в школе? Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005.
Вассерман О. Из клубка ниток. – М.: Экономика, 1964.
Возвращение к истокам: народное искусство и детское творчество: Учеб.-метод. пособие / Под ред. Т. Я. Щпикаловой, Г. А. Поровской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
Горожанина С. В., Зайцева Л. М. Русский народный свадебный костюм. – М.: Культура и традиции, 2003.
Исследовательская работа школьников. Науч.-метод. и информац.-публиц. журнал. – 2005. – №1-2.
Лихачев Д. С. Прошлое – будущему. – Л., 1985.
Светлова Л. П. Азбука орнамента. Пособие для профессиональных образовательных учреждений. 2-е изд. – М.: ГНОМиД.
Творческие проблемы современных народных художественных промыслов / Сост. И. Я. Богуславская. – Л.: Лениздат, 1981. – 246 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Стильные штучки"
Представляю вашему вниманию уникальную идею (которую подсмотрела в интернете) необычного и запоминающегося подарка для детей и подростков (который вы можете сделать и для себя) – куклы “в п...
авторская программа "Пирография или стильные штучки из дерева" для 7-8 классов
Выжиганием по дереву (пирографией) может заниматься любой человек, даже не имеющий художественного образования! Пирографическое оборудование недорогое и просто в применении. Если есть терпение и немно...
Описание педагогического опыта по теме: Изучение техники «Шерстяная акварель» в объединении декоративно – прикладного направления: дизайн-студия «Стильные штучки».
В данной работе представлено описание педагогического опыта, с целью выступления на районном конкурсе "Воспитать человека". Структура работы: данная работа имеет введение, проблемный анализ ситу...
Применение новых технологий декоративно-прикладного направления в творческом объединении "Стильные штучки" (проект)
Проект "Применение новых технологий декоративно-прикладного направления в творческом объединении "Стильные штучки" является методическим обеспечением к программе "Художественная обработка ткани и мате...
Мастер-класс для родителей "Стильные штучки"
Изготовлние кулона из натуральной кожи с природным камнем...
Программа кружка "Стильные штучки"
Раннее приобщение детей к творческой художественной деятельности способствует развитию у них творческого начала требующего активности, самостоятельности, проявления фантазии и воображения. ...
Рабочая программа курса "Бисерные штучки"
Программа курса "Бисерные штучки" для внеурочной деятельности 5 класса и расчитана на 8 часов....