рабочая программа факультатива "Народные художественные промыслы"
рабочая программа (6 класс) на тему
Цель программы – формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно- прикладного искусства. Программа рассчитана для учеников 5-6 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fakultativ_6_klass_3.docx | 41.68 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление своих предков. Не случайно сегодня выходит изрядное количество книг и материалов по народному декоративно – прикладному искусству. Народное декоративно – прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в глушь, благотворно влияет на формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративно – прикладного искусства проникают в быт людей.
Видеть красоту предметов декоративно - прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка?
В.А.Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка». На мой взгляд этим требованиям отвечает курс декоративно-прикладного искусства.
Образовательная программа дополнительного образования детей актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями.
Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.
Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Цель программы – формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно- прикладного искусства.
Задачи программы
Обучающие:
- закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;
- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;
- раскрыть истоки народного творчества;
- формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
- приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
Развивающие:
- пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;
- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
- формирование творческих способностей, духовной культуры;
- развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
- Развивать воображение, представление, глазомер, эстетический вкус, чувство меры;
Воспитывающие:
- осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;
- воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;
- добиться максимальной самостоятельности детского творчества.
Структура программы
Программа» основана на принципах природосообразности, последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью.
Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста.
Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.
Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.
В программу включены следующие разделы:
- Работа с бумагой
- Ниточная страна
- Остров ненужных вещей
- Роспись по дереву
- Лепка из солёного теста
- Макетирование
- Работа с природным материалом.
- Творческий проект
- Выставки, экскурсии, праздники.
Содержание всех разделов построено по следующему алгоритму:
Исторический аспект
Связь с современностью
Освоение основных технологических приемов, выполнение учебных заданий
Выполнение творческих работ (индивидуальных, групповых или коллективных).
Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия. С первых же занятий дети приучаются работать по плану:
Эскиз
воплощение в материале
выявление формы с помощью декоративных фактур.
Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов приготовления поделок.
Программой предусмотрен творческий проект по теме декоративно-прикладного искусства
Формы и методы
Приоритет отдается активным формам преподавания:
- Практическим: упражнения, практические работы, практикумы;
- Наглядным: использование схем, таблиц, рисунков, моделей, образцов;
- Нестандартным: эстафета творческих дел, конкурс, выставка-презентация, викторина, аукцион,
Сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм работы.
Условия реализации программы
Есть возможность регулярно организовывать выставки работ учащихся на специальном стенде.
Есть специальные подборки методического и иллюстративного материала, художественные изобразительные материалы.
Дидактический материал:
Журналы, статьи, публикации с описанием техники изготовления изделия из бумаги и природного материала. Чертежи, схемы, эскизы будущих изделий.
Характеристика ожидаемых результатов.
В результате обучения уч-ся должны получить знания:
- о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
- о месте и роли декоративно- прикладного искусства в жизни человека;
- о видах декоративно- прикладного искусства( лепка, роспись, резьба и.т.п.);
- о исконно русских народных промыслах;
- о главных отличительных признаках художественного образа следующих произведений народного искусства: Городецкая роспись, Гжельская роспись;
- об особенностях лепных игрушек;
- о способах аппликации в народном искусстве (ткань, бумага, кожа, солома) сочетание аппликации с вышивкой;
- о плетении из бумажных трубочек;
- о проектной деятельности.
умения:
- работать нужными инструментами и приспособлениями;
- последовательно вести работу ( замысел, эскиз, выбор материала и рисовать кистью элементы растительного орнамента;
- лепить на основе традиционных приемов филимоновской и дымковской игрушки, применять разные формы лепки;
- работать в программе Power Point.
Учебно-тематический план
Перечень разделов, тем | Вид занятия | |||||
1. | Введение. Вводный инструктаж | |||||
2 | «Сказочная страна» | Практическое занятие Природный материал | ||||
3 | «Сказочная страна» | Практическое занятие Природный материал | ||||
4 | Изготовление открыток ко Дню Учителя | Практическое занятие Картон, цв. бумага | ||||
5 | Изготовление открыток ко Дню Учителя | Практическое занятие Картон, цв. бумага | ||||
6 | Изготовление коробочек для карандашей | Практическое занятие | ||||
7 | Изготовление коробочек для карандашей | Практическое занятие (коробочки из под чая, техника папье-маше) | ||||
8 | Роспись по дереву «Краски осени» | Практическое занятие Разделочная доска, кисти, краски | ||||
9 | Роспись по дереву «Краски осени» | Практическое занятие Разделочная доска, кисти, краски | ||||
10 | Роспись по дереву «Краски осени» | Практическое занятие Разделочная доска, кисти, краски | ||||
11 | Роспись по дереву «Краски осени» | Практическое занятие Разделочная доска, кисти, краски | ||||
12 | «Новогодняя сказка» | Изготовление ёлочных игрушек | декабрь 6 декабрь | |||
2 | «Новогодняя сказка» | Изготовление ёлочных игрушек | ||||
14 | «Бумажный город» | Практическое занятие -Плоскостные композиции из бумаги - Узоры из бумажных лент (квиллинг) - Айрис-фолдинг | ||||
15 | «Бумажный город» | Практическое занятие -Плоскостные композиции из бумаги - Узоры из бумажных лент (квиллинг) - Айрис-фолдинг | ||||
16 | «Бумажный город» | Практическое занятие -Плоскостные композиции из бумаги - Узоры из бумажных лент (квиллинг) - Айрис-фолдинг | ||||
17 | «Бумажный город» | Практическое занятие -Плоскостные композиции из бумаги - Узоры из бумажных лент (квиллинг) - Айрис-фолдинг | ||||
18 | «Бумажный город» | Практическое занятие -Плоскостные композиции из бумаги - Узоры из бумажных лент (квиллинг) - Айрис-фолдинг | ||||
19 | «Бумажный город» | Практическое занятие -Плоскостные композиции из бумаги - Узоры из бумажных лент (квиллинг) - Айрис-фолдинг | ||||
20 | «Ниточная страна» | Аппликация из ниточной крошки | ||||
21 | «Ниточная страна» | Аппликация из ниточной крошки | 2 4 | январь февраль | ||
22 | «Остров ненужных вещей» | Практическое занятие - Изготовление подставок под горячее из бросового материала - Изготовление макетов самолётов и подводных лодок; | ||||
23 | «Остров ненужных вещей» | Практическое занятие - Изготовление подставок под горячее из бросового материала - Изготовление макетов самолётов и подводных лодок; | ||||
24 | «Остров ненужных вещей» | Практическое занятие - Изготовление подставок под горячее из бросового материала - Изготовление макетов самолётов и подводных лодок; | ||||
25 | «Остров ненужных вещей» | Практическое занятие - Изготовление подставок под горячее из бросового материала - Изготовление макетов самолётов и подводных лодок; | ||||
26 | «Лебединое озеро» | Практическое занятие Изготовление поделок из яичной скорлупы | ||||
27 | «Лебединое озеро» | Практическое занятие Изготовление поделок из яичной скорлупы | ||||
28 | Лепка (пластилин) | Дымковская игрушка, филимоновская игрушка | 2 апрель | |||
29 | Лепка (пластилин) | Дымковская игрушка, филимоновская игрушка | ||||
30 | Творческий проект «Подарок другу» | Этапы проекта, требования к проекту | 3 май | |||
31 | Творческий проект «Подарок другу» | Этапы проекта, требования к проекту | ||||
32 | Творческий проект «Подарок другу» | Этапы проекта, требования к проекту | ||||
33 | Творческий проект «Подарок другу» | Этапы проекта, требования к проекту | ||||
34 | Творческий проект «Подарок другу» | Этапы проекта, требования к проекту | ||||
35 | Защита проектов | Выставка работ | ||||
Итого:35 часов |
Литература
1. Декоративно-прикладное искусство в школе. А.С. Хворостов»., «Просвещение», Москва, 1996 г.
2. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное. «Изд. Акад.развития», Ярославль, 2001
3. Чудесные поделки из бумаги, «Просвещение», Москва 1992
4. Аппликационные работы, «Просвещение», Москва, 1990
5. Трудовое воспитание во внеклассной работе. «Просвещение», Москва, 2005
6. Рукоделие. Умелые руки. «Фолио», Харьков
7.Учим детей мастерить , Э.К. Гульянс, «Просвещениеп», Москва
8. Сказка оригами. Игрушки из бумаги. «ЭКСМО СПб Валерия СПД», 2004
9. Необычные Игрушки и сувениры. Самоделки из природных материалов.»ЭКСМО» Москва, 2005
10. Мягкая игрушка. Игрушки в подарок.»ЭКСМО» Москва,2005
11. Пластилиновые картины. «Феникс» Ростов-на-Дону,2006
12.Журнал «Школа и производство»
13. Газета «Делаем сами»
14. Газета «Мастак»
15. Узоры из бумажных лент./ Пер.с анг. – М.: Издательство «Ниола-Пресс», 2007. – 112 с.: ил.
16. Роспись по дереву. – М.: Издательский Дом мсп, 2007. – 96 С.
17. Необычные сувениры и игрушки.Самоделки из природных материвлов. –М.6 Изд-во ЭКСМО, 2005. – 64 С., ил.
Учебно-тематический план кружка декоративно-прикладного творчества «Умелые руки»
2 год.
Перечень разделов, тем | Вид занятия | Кол-во часов темы | Месяц | |
1. | Введение. Вводный инструктаж | Теория | 1 | сентябрь |
2. | Модульное оригами | Практическое занятие Изготовление поделок из бумажных модулей | 2 | сентябрь |
3. | Изготовление открыток ко Дню Учителя | Практическое занятие Картон, цв. бумага | 2 | Сентябрь октябрь |
4. | Солёное тесто | Практическое занятие Изготовление панно, игрушек, муляжей | 2 | октябрь |
5. | Роспись по дереву «Краски осени» | Практическое занятие Разделочная доска, кисти, краски | 4 | Октябрь ноябрь |
6. | «Фабрика Деда Мороза» | Изготовление новогодних украшений | 2 | декабрь |
7. | «Бумажные фантазии» | Практическое занятие -Плоскостные композиции из бумаги - Узоры из бумажных лент (квиллинг) - Айрис-фолдинг | 6 | декабрь |
8. | «Ниточная страна» | Аппликация из ниточной крошки | 2 | январь |
9. | «Остров ненужных вещей» | Практическое занятие - Изготовление подставок под горячее из бросового материала - Изготовление макетов самолётов и подводных лодок; | 4 | февраль |
10. | «Лебединое озеро» | Практическое занятие Изготовление поделок из яичной скорлупы | 2 | март |
11. | Лепка (пластилин) | Дымковская игрушка, филимоновская игрушка | 2 | апрель |
12. | Творческий проект «Подарок другу» | Анализ допущенных отклонений. Демонстрация проектного изделия. Защита проекта | 3 | май |
Итого:34 часа. |
Присоединяйтесь!
Зарегистрировавшись, Вы сможете:
- Создать свой персональный мини-сайт.
- Разместить на мини-сайте свои разработки и получить Свидетельство о публикации в электронном СМИ иСертификат о создании персонального сайта.
Стоимость свидетельств и сертификатов - 90 руб. Подробнее...
Документы для Вашего портфолио:
Свидетельства о публикации на проекте «Алые паруса»
По теме:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа «Основы художественного мастерства»
1.Рабочая программа «Основы художественного мастерства» (вышивка, композиция) 5-6-7 классы Срок реализации 3 года Автор Болсунова Н.Н. учитель технологии МОУ СОШ р.п. Сулея...
Рабочая программа кружка"Художественная обработка древесины"
Авторская рабочая программа кружка "Художественная обработка древесины" предполагает разноплановую работу с древесным материалом учащимися 5-9 класса ...
Рабочая программа по художественному ручному труду для детей 7 - 10 лет "УМЕЛЫЕ РУКИ"
Цель программы - организация труда детей младшего школьного возраста, овладение ими различными приемами работы в рамках предметно-практической деятельности. Программа расчитана на 1 год занятий и охва...
рабочая программа кружка "Художественное творчество в дизайне"
Рабочая программа кружка "Художественное творчество в дизайне" сдержит тематическое планирование...
Рабочая программа по художественной гимнастике
Эффективность работы спортивных школ во многом зависит от рабочих программ. Настоящая рабочая программа по художественной гимнастике составлена на основе типового плана-проекта рабочей программы для Д...
Рабочая программа по художественно-прикладному творчеству "Твори! Крути !Лепи!"
Данная программа ориентирована на обучение детей 10-13 лет с ОВЗ, обучающихся в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах-интернатах VIII вида, без специальной подготов...
Рабочая программа кружка художественной самодеятельности "Алые паруса"
Программа кружка художественной самодеятельности «Алые паруса» реализует общекультурное (художественно-эстетическое) направление школьного дополнительного образования. ...